Автор: Горбунова Елена Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №33 "Золотая Рыбка"
Населённый пункт: г.Кстово Нижегородская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Роль экологического воспитания в формировании духовно-нравственных ценностей у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
«Роль экологического воспитания в формировании духовно-
нравственных ценностей у дошкольников»
С возрастом, когда у ребенка начинается активная жизнь в обществе, ему
приходится сталкиваться с различными проблемами и трудностями, где
важно понять о взаимоотношениях друг с другом, о ценностях и моментах.
Во время этого процесса происходит становление личности ребенка, его
мировоззрения, его понимания «что такое хорошо, что такое плохо», а также
реакции на поступки других людей и контроль собственного поведения.
Духовно-нравственное воспитание неизбежно соприкасается с
экологическим воспитанием.
В период дошкольного детства закладывается позитивное отношение к
природе, к себе и к окружающим людям.
Именно природа способствует духовно-нравственному развитию ребенка,
способного к сопереживанию и выражению нравственных чувств, знающего
не только на словах, но и на деле что такое хорошо и что такое плохо.
Когда ребенок начинает активную жизнь в обществе, он сталкивается с
множеством проблем и трудностей. Ребенку важно понять, как люди об-
щаются друг с другом, что они ценят, что порицают, кого за что хвалят, а за
что ругают. Именно в процессе этого сложного познания сам ребенок
становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием
добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным по-
ведением.
Формирование экологического сознания – важнейшая задача детского сада в
настоящее время.
Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить видеть её дело сложное.
Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети
должны подражать каждому его движению.
Интересен такой прием работы со сказкой, как исправление ошибок.
Дети с удовольствием слушают сказки и ищут неточности. Данный прием
формирует у детей представление о причинно-следственных связях в
природном комплексе.
Задание: Найдите ошибки в сказке «Зимой в лесу»
Тихо зимой в лесу, только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Недавно
выпал снег. Зеленые иголки елей и лиственниц выглядывают из-под
нанесенного на ветки снега. Хорошо видно следы некоторых жителей леса.
Вот пробежал заяц. А это чьи следы на просеке? "Это следы ежа", - сказал
Петя. "Нет, это не ежик пробежал, а суслик", - возразила Маша. Зима в лесу -
любимое время для всех лесных жителей. Белки всю зиму спят в своих
дуплах, медведи спрятались в берлоге. Из леса доносится равномерный стук -
это дятел долбит шишки, вытаскивая из них семена. На ветке густой ели
виднеется чье-то гнездо. Кто же это насиживает яйца зимой? "Это сойка -
сказал Петя, -Давайте ее поймаем. »
Ошибки: 1. Скворцы улетают в теплые края
2. Лиственница единственное хвойное дерево с которого каждый год
опадают иголки, а весной вырастают снова.
3. Ежи и суслики впадают зимой в спячку.
4. Белки в спячку не впадают.
5. Зимой появляются птенцы у клеста.
6. Нельзя ловить лесных птиц – в неволе они погибнут.
Детей старшего дошкольного возраста полезно знакомить с притчами.
Очень интересна их реакция на происходящее, последующая беседа.
Притча «Не забывай, что ты человек».
Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление
«Продаются котята». Эта надпись, естественно, привлекла внимание местных
детишек и через считанные минуты в магазин вошёл мальчик.
Поприветствовав продавца, он робко спросил о цене котят.
- От 300 до 500 рублей, — ответил продавец. Вздохнув, ребёнок полез в
карман, достал кошелёк и посчитал мелочь.
- У меня только 20 рублей сейчас, — грустно сказал он. — Пожалуйста,
можно мне хотя бы взглянуть на них, — с надеждой попросил он продавца.
Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба.
Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать.
Только один из них, почему-то явно от всех отставал. И как-то странно
подтягивал заднюю лапку.
- Скажите, а что с этим котёнком? — спросил мальчик.
Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки.
- Это на всю жизнь, так сказал ветеринар. Поэтому он хромает.
Тогда мальчик почему-то очень заволновался.
- Вот его-то я бы и хотел приобрести.
- Да ты что, мальчик, смеёшься? Это же неполноценное животное! Зачем оно
тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром, я тебе его и
так отдам, — сказал продавец.
Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось.
- Нет, я не хочу брать его даром, — напряжённым голосом произнёс ребенок.
-Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить
полную цену. Я принесу вам деньги, — твёрдо добавил он.
Изумлённо глядя на ребёнка, сердце продавца дрогнуло.
- Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет
бегать, играть и прыгать, как другие котята.
При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут
поражённый продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и
поддерживается металлическими обручами.
Ребёнок взглянул на продавца:
- Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать. И этому котёнку нужен кто-то,
кто бы понимал его, как ему тяжело, и кто бы его поддержал, — дрожащим
голосом произнёс мальчик. Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слёзы
переполнили его глаза…
Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться.
- Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были такие прекрасные
сердечные хозяева, как ты…
Каждый год жизни ребенка — это выполнение разных социальных ролей,
которые он примеряет на себя: друг, дочь (сын), воспитанник и т. п. Эти роли
позволяют сформировать нравственную личность, обладающую добротой,
заботой, дружелюбием, справедливостью и другими качествами. Чем богаче
будет мир ролей, тем больше нравственных норм усвоит ребенок.
Воспитать дошкольника поможет игра. Например, «Копилка добрых дел».
Игра заключается в вырезании из цветной бумаги (это может сделать
взрослый) квадратиков, кружочков или других форм, интересных ребенку.
Это могут быть и фигурки животных. Когда ребенок совершит хороший
поступок, он должен будет положить в «копилку» одну форму. Эта игра
послужит мотивом для совершения хороших поступков в группе, на
прогулке, экскурсии в лес…
Именно эколого-педагогическая деятельность позволяет формировать у
дошкольников такие ценности как красота, гармония, родная земля,
духовный мир человека, а так же интерес к жизни, сочувствие ко всему
живому, ответственность за участие в общем деле.
Какими вырастут наши дети ,зависит от нас.