Напоминание

"Роль экологического воспитания в формировании духовно-нравственных ценностей у дошкольников"


Автор: Горбунова Елена Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №33 "Золотая Рыбка"
Населённый пункт: г.Кстово Нижегородская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Роль экологического воспитания в формировании духовно-нравственных ценностей у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Роль экологического воспитания в формировании духовно-

нравственных ценностей у дошкольников»

С возрастом, когда у ребенка начинается активная жизнь в обществе, ему

приходится сталкиваться с различными проблемами и трудностями, где

важно понять о взаимоотношениях друг с другом, о ценностях и моментах.

Во время этого процесса происходит становление личности ребенка, его

мировоззрения, его понимания «что такое хорошо, что такое плохо», а также

реакции на поступки других людей и контроль собственного поведения.

Духовно-нравственное воспитание неизбежно соприкасается с

экологическим воспитанием.

В период дошкольного детства закладывается позитивное отношение к

природе, к себе и к окружающим людям.

Именно природа способствует духовно-нравственному развитию ребенка,

способного к сопереживанию и выражению нравственных чувств, знающего

не только на словах, но и на деле что такое хорошо и что такое плохо.

Когда ребенок начинает активную жизнь в обществе, он сталкивается с

множеством проблем и трудностей. Ребенку важно понять, как люди об-

щаются друг с другом, что они ценят, что порицают, кого за что хвалят, а за

что ругают. Именно в процессе этого сложного познания сам ребенок

становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием

добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным по-

ведением.

Формирование экологического сознания – важнейшая задача детского сада в

настоящее время.

Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить видеть её дело сложное.

Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети

должны подражать каждому его движению.

Интересен такой прием работы со сказкой, как исправление ошибок.

Дети с удовольствием слушают сказки и ищут неточности. Данный прием

формирует у детей представление о причинно-следственных связях в

природном комплексе.

Задание: Найдите ошибки в сказке «Зимой в лесу»

Тихо зимой в лесу, только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Недавно

выпал снег. Зеленые иголки елей и лиственниц выглядывают из-под

нанесенного на ветки снега. Хорошо видно следы некоторых жителей леса.

Вот пробежал заяц. А это чьи следы на просеке? "Это следы ежа", - сказал

Петя. "Нет, это не ежик пробежал, а суслик", - возразила Маша. Зима в лесу -

любимое время для всех лесных жителей. Белки всю зиму спят в своих

дуплах, медведи спрятались в берлоге. Из леса доносится равномерный стук -

это дятел долбит шишки, вытаскивая из них семена. На ветке густой ели

виднеется чье-то гнездо. Кто же это насиживает яйца зимой? "Это сойка -

сказал Петя, -Давайте ее поймаем. »

Ошибки: 1. Скворцы улетают в теплые края

2. Лиственница единственное хвойное дерево с которого каждый год

опадают иголки, а весной вырастают снова.

3. Ежи и суслики впадают зимой в спячку.

4. Белки в спячку не впадают.

5. Зимой появляются птенцы у клеста.

6. Нельзя ловить лесных птиц – в неволе они погибнут.

Детей старшего дошкольного возраста полезно знакомить с притчами.

Очень интересна их реакция на происходящее, последующая беседа.

Притча «Не забывай, что ты человек».

Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление

«Продаются котята». Эта надпись, естественно, привлекла внимание местных

детишек и через считанные минуты в магазин вошёл мальчик.

Поприветствовав продавца, он робко спросил о цене котят.

- От 300 до 500 рублей, — ответил продавец. Вздохнув, ребёнок полез в

карман, достал кошелёк и посчитал мелочь.

- У меня только 20 рублей сейчас, — грустно сказал он. — Пожалуйста,

можно мне хотя бы взглянуть на них, — с надеждой попросил он продавца.

Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба.

Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать.

Только один из них, почему-то явно от всех отставал. И как-то странно

подтягивал заднюю лапку.

- Скажите, а что с этим котёнком? — спросил мальчик.

Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки.

- Это на всю жизнь, так сказал ветеринар. Поэтому он хромает.

Тогда мальчик почему-то очень заволновался.

- Вот его-то я бы и хотел приобрести.

- Да ты что, мальчик, смеёшься? Это же неполноценное животное! Зачем оно

тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром, я тебе его и

так отдам, — сказал продавец.

Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось.

- Нет, я не хочу брать его даром, — напряжённым голосом произнёс ребенок.

-Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить

полную цену. Я принесу вам деньги, — твёрдо добавил он.

Изумлённо глядя на ребёнка, сердце продавца дрогнуло.

- Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет

бегать, играть и прыгать, как другие котята.

При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут

поражённый продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и

поддерживается металлическими обручами.

Ребёнок взглянул на продавца:

- Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать. И этому котёнку нужен кто-то,

кто бы понимал его, как ему тяжело, и кто бы его поддержал, — дрожащим

голосом произнёс мальчик. Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слёзы

переполнили его глаза…

Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться.

- Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были такие прекрасные

сердечные хозяева, как ты…

Каждый год жизни ребенка — это выполнение разных социальных ролей,

которые он примеряет на себя: друг, дочь (сын), воспитанник и т. п. Эти роли

позволяют сформировать нравственную личность, обладающую добротой,

заботой, дружелюбием, справедливостью и другими качествами. Чем богаче

будет мир ролей, тем больше нравственных норм усвоит ребенок.

Воспитать дошкольника поможет игра. Например, «Копилка добрых дел».

Игра заключается в вырезании из цветной бумаги (это может сделать

взрослый) квадратиков, кружочков или других форм, интересных ребенку.

Это могут быть и фигурки животных. Когда ребенок совершит хороший

поступок, он должен будет положить в «копилку» одну форму. Эта игра

послужит мотивом для совершения хороших поступков в группе, на

прогулке, экскурсии в лес…

Именно эколого-педагогическая деятельность позволяет формировать у

дошкольников такие ценности как красота, гармония, родная земля,

духовный мир человека, а так же интерес к жизни, сочувствие ко всему

живому, ответственность за участие в общем деле.

Какими вырастут наши дети ,зависит от нас.



В раздел образования