Напоминание

"Моя малая Родина-Кузбасс"


Авторы: Зелеская Ольга Игоревна, Кобыляцкая Оксана Юрьевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 241"
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: Конспект открытого занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей Родного края
Тема: "Моя малая Родина-Кузбасс"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Моя малая Родина - Кузбасс

Цель: Закреплять и расширять знания о родном крае. Развивать интерес к

культуре коренных народов Кузбасса. Воспитание инициативности и

самостоятельности в речевом общении детей.

Задачи:

образовательная: познакомить с культурой коренного народа Кузбасса, дать

представление

о

традициях

шорского

народа.

Закрепить

знания

детей

о

растительном и животном мире родного края.

воспитательная: способствовать

воспитанию

у

дошкольников

любви

к

родному краю, формированию чувства толерантности, уважения к культуре

другого народа.

развивающая: развивать

внимание,

мышление,

интерес

к

новой

информации. Обогащение и активизация словаря.

Предварительная

работа:

Чтение

художественной

литературы

(стихи,

сказки, журнал «Кузбасс- жемчужина России»)

Рассматривание карты России, Кемеровской области. Сбор мини- коллекции

открыток «Животный и растительный мир Кузбасса». Дидактические игры по

теме: «Малая Родина моя»

Организация встречи музея- выставки «Тазыхан»- культуры шорского народа.

Ход

-Дорогие ребята посмотрите, как много сегодня

у нас гостей, давайте

поприветствуем и гостей, и солнце, и небо и все что нас окружает.

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок,

Мы живем в одном краю,

Всех мы вас приветствуем!

Проходите, присаживайтесь.

- Ребята, на столе лежат буквы, я предлагаю вам собрать слово и узнать тему

н а ш е й интеллектуально-творческой

встречи.

Но

сначала

послушайте

прекрасное стихотворение, в котором и спряталось ключевое слово, его вам

необходимо будет выложить из букв.

Если в карту России всмотреться,

На ней обозначены контуры сердца.

И бьется оно,

И отчизна внимает

Рабочему ритму Кузнецкого края.

И в буднях эпохи,

И в каждом из нас,

Пульсирует гордое имя - Кузбасс!

Игра «Собери слово» -дети собирают из букв слово «Кузбасс» на магнитной

доске.

Сегодня мы будем говорить о нашей малой родине – Кузбассе!

Предлагаю

расшифровать слово КУЗБАСС, опираясь на ваши знания и чувства.

Какой Кузбасс, слово, придуманное вами должно начинаться на букву:

К – красивый, культурный

У – умелый, уютный, угольный,

З – замечательный, зеленый, знаменитый

Б – богатый, благоустроенный,

А – автономный,

С – самостоятельный, славный

С - современный

-Вот какой наш край родной.

- А знаете ли вы, как по- другому называют Кузбасс? (Кемеровская область,

кузнецкий край, жемчужина Сибири).

(вывесить на доску карту Кемеровской области).

- Если посмотреть внимательно на карту Кемеровской области мы увидим

много населенных пунктов: более 20 крупных городов, поселков, деревень.

(работа у карты).

А какой главный город в нашей области? (Главный город нашей области –

город Кемерово)

Кто

проживает

в

этом

городе?

городе

Кемерово

проживают

кемеровчане). Попробуй, найди на карте этот город. А в как называется город,

в котором мы живем? (В Новокузнецке проживают-новокузнечане)

Какие ещё вы знаете города Кузбасса, и кто проживает в этих городах?

Игра “Назови жителей” Педагог на карте Кемеровской области показывает

город,

называет

его,

а

ребёнок

отвечает,кто

проживает

в

нем.

Прокопьевске-прокопчане,в Осинниках- осинниковцы, в Белово-беловчане, в

Мариинске-мариинцы, в Таштаголе-таштагольцы.)

Каждый город нашей области исторически значим. Например:Таштагол - это

центр Горной Шории и проживают там коренные жители, именно оттуда

начинается история рождения родного края.

Презентация: «О коренном населении Кузбасса»

- Сергей. С давних пор на территории Кемеровской области, в Горной Шории

живут такие народы - татары, шорцы и телеуты.(слайд коренные народы)

Это первые жители нашего края, которые были охотниками и рыболовами,

собирали

плоды

и

коренья,

занимались

земледелием,

пчеловодством.

Русские люди называли шорцев «кузнецами» за их умение плавить железо и

делать оружие и орудия труда. От них и пошло название –

нашей малой

родины -Кузнецкая земля. (Спасибо)

Коренные

народы

Кузбасса

были

очень

трудолюбивые

и

для

своей

деятельности они придумали и изготовили различные предметы. А какие нам

помогут таблицы –схемы. Вы должны выбрать карточки с изображением

предметов необходимых для того или иного вида деятельности коренного

народа. (Скажите,кто нарисован и чем занимался данный коренной житель, и

что необходимо для его труда .)

Игра «ЛОТО»

Земледельцы - пахали землю, а для работы нужна была лошадь, земля семена

Рыболовы - ловили рыбу, и для этого необходима удочка…

Охотники – охотились на крупного зверя

Кузнецы - ковали железо

Пчеловоды - ухаживали и разводили пчел

Животноводы -разводили животных

Коренные народности Кемеровской области так же имели много традиций,

обычаев и конечно верили в духов земли воздуха, воды с которыми общался

шаман.

Предлагаю вашему вниманию рассказ Севы М «Кто такие шаманы»

-Сева - Шорцы и телеуты верили, что мир населён невидимыми духами

природы. Некоторые люди имели общаться с духами. (слайд шаманы). Их

называли

«шаманами».

Главными

атрибутами

у

шаманов

были

бубен

и

колотушка. Они лечили людей, предсказывали погоду, помогали в охоте,

рыбалке. Люди ходили за советом к шаману. Ни одно дело не обходилось без

шамана.

Ребята, старину у шорцев была интересная традиция «Чтобы в семье был лад,

здоровье, нужно было в канун нового года попросить все это у духов, стукнув

в бубен шамана. А так как есть у нас и бубен и колотушка, и скоро новый

год

предлагаю

поиграть

в шорскую

народную

игру

«Белый

шаман».

Каждый из вас стукнув бубен шамана

пожелает своей семье, гостям, а

что придумайте сами.

Какие вы молодцы. Все пожелания сбудутся. Присаживайтесь.

Дети тайги - так называли шорский народ, шорцы бережно относились к

природе.

Обычай коренного народа запрещал без надобности рвать траву,

убивать животных. Поэтому многие виды растений и животных сохранились

до наших дней.

И сейчас вам необходимо на силуэт карты Кузбасса поместить картинки с

изображением обитающих животных и произрастающих растений в наше

время на территории Кемеровской области.

Дидактическая игра: «Животные, растения нашего края»

Ход игры (на 2 команды) поочередно по одному игроку выходят к столу, где

разложены карточки с изображением животных, растений всего мира, берут

нужную карточку, называют животное и прикрепляют на карту.

- Лось, марал, медведь бурый, суслик, соболь, белка, волки, лисы, рыси, заяц

русак, ежи, бурундуки, белая куропатка, тетерев, глухарь, рябчик косуля,

росомаха, бобер. Мамонт.

Растения - кедровые орехи, папоротник – орляк, грибы, ягоды, лекарственные

растения.

Вот сколько мы вспомнили и узнали о земле Кузнецкой, но на прощание ещё

об одной традиции коренного шорского народа: (слайд ленты) для того,

чтобы вернуться в какое-то место обратно, следует повязать ленточку на

ветку дерева, т.е. оставить о себе память.

Рефлексия: Предлагаю вам ребята и нашим гостям последовать этой доброй

традиции,

но

выбрать

яркую

ленту

если

понравилось

наша

встреча,

и

темную ленту если было скучно.

.

- Обратите внимание на наше дерево, каким нарядным оно стало и ни одной

темной

ленточки.

Значит.

Мы

с

вами

сегодня

прекрасно

поиграли,

пообщались.

- А на прощанье мы скажем гостям «До свиданья», нет, а почему?

Даша В: так как в языке телеутов, коренных жителей Земли Кузнецкой, нет

слова «до свидания». Вместо этого они говорят: «Приходите в гости!». И мы

вам говорим: «Приходите в гости!» чтобы поиграть, поговорить узнать новое

о нашей малой родине.



В раздел образования