Авторы: Зелеская Ольга Игоревна, Кобыляцкая Оксана Юрьевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 241"
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: Конспект открытого занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей Родного края
Тема: "Моя малая Родина-Кузбасс"
Раздел: дошкольное образование
Моя малая Родина - Кузбасс
Цель: Закреплять и расширять знания о родном крае. Развивать интерес к
культуре коренных народов Кузбасса. Воспитание инициативности и
самостоятельности в речевом общении детей.
Задачи:
образовательная: познакомить с культурой коренного народа Кузбасса, дать
представление
о
традициях
шорского
народа.
Закрепить
знания
детей
о
растительном и животном мире родного края.
воспитательная: способствовать
воспитанию
у
дошкольников
любви
к
родному краю, формированию чувства толерантности, уважения к культуре
другого народа.
развивающая: развивать
внимание,
мышление,
интерес
к
новой
информации. Обогащение и активизация словаря.
Предварительная
работа:
Чтение
художественной
литературы
(стихи,
сказки, журнал «Кузбасс- жемчужина России»)
Рассматривание карты России, Кемеровской области. Сбор мини- коллекции
открыток «Животный и растительный мир Кузбасса». Дидактические игры по
теме: «Малая Родина моя»
Организация встречи музея- выставки «Тазыхан»- культуры шорского народа.
Ход
-Дорогие ребята посмотрите, как много сегодня
у нас гостей, давайте
поприветствуем и гостей, и солнце, и небо и все что нас окружает.
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок,
Мы живем в одном краю,
Всех мы вас приветствуем!
Проходите, присаживайтесь.
- Ребята, на столе лежат буквы, я предлагаю вам собрать слово и узнать тему
н а ш е й интеллектуально-творческой
встречи.
Но
сначала
послушайте
прекрасное стихотворение, в котором и спряталось ключевое слово, его вам
необходимо будет выложить из букв.
Если в карту России всмотреться,
На ней обозначены контуры сердца.
И бьется оно,
И отчизна внимает
Рабочему ритму Кузнецкого края.
И в буднях эпохи,
И в каждом из нас,
Пульсирует гордое имя - Кузбасс!
Игра «Собери слово» -дети собирают из букв слово «Кузбасс» на магнитной
доске.
Сегодня мы будем говорить о нашей малой родине – Кузбассе!
Предлагаю
расшифровать слово КУЗБАСС, опираясь на ваши знания и чувства.
Какой Кузбасс, слово, придуманное вами должно начинаться на букву:
К – красивый, культурный
У – умелый, уютный, угольный,
З – замечательный, зеленый, знаменитый
Б – богатый, благоустроенный,
А – автономный,
С – самостоятельный, славный
С - современный
-Вот какой наш край родной.
- А знаете ли вы, как по- другому называют Кузбасс? (Кемеровская область,
кузнецкий край, жемчужина Сибири).
(вывесить на доску карту Кемеровской области).
- Если посмотреть внимательно на карту Кемеровской области мы увидим
много населенных пунктов: более 20 крупных городов, поселков, деревень.
(работа у карты).
А какой главный город в нашей области? (Главный город нашей области –
город Кемерово)
Кто
проживает
в
этом
городе?
(в
городе
Кемерово
проживают
–
кемеровчане). Попробуй, найди на карте этот город. А в как называется город,
в котором мы живем? (В Новокузнецке проживают-новокузнечане)
Какие ещё вы знаете города Кузбасса, и кто проживает в этих городах?
Игра “Назови жителей” Педагог на карте Кемеровской области показывает
город,
называет
его,
а
ребёнок
отвечает,кто
проживает
в
нем.
(В
Прокопьевске-прокопчане,в Осинниках- осинниковцы, в Белово-беловчане, в
Мариинске-мариинцы, в Таштаголе-таштагольцы.)
Каждый город нашей области исторически значим. Например:Таштагол - это
центр Горной Шории и проживают там коренные жители, именно оттуда
начинается история рождения родного края.
Презентация: «О коренном населении Кузбасса»
- Сергей. С давних пор на территории Кемеровской области, в Горной Шории
живут такие народы - татары, шорцы и телеуты.(слайд коренные народы)
Это первые жители нашего края, которые были охотниками и рыболовами,
собирали
плоды
и
коренья,
занимались
земледелием,
пчеловодством.
Русские люди называли шорцев «кузнецами» за их умение плавить железо и
делать оружие и орудия труда. От них и пошло название –
нашей малой
родины -Кузнецкая земля. (Спасибо)
–
Коренные
народы
Кузбасса
были
очень
трудолюбивые
и
для
своей
деятельности они придумали и изготовили различные предметы. А какие нам
помогут таблицы –схемы. Вы должны выбрать карточки с изображением
предметов необходимых для того или иного вида деятельности коренного
народа. (Скажите,кто нарисован и чем занимался данный коренной житель, и
что необходимо для его труда .)
Игра «ЛОТО»
Земледельцы - пахали землю, а для работы нужна была лошадь, земля семена
Рыболовы - ловили рыбу, и для этого необходима удочка…
Охотники – охотились на крупного зверя
Кузнецы - ковали железо
Пчеловоды - ухаживали и разводили пчел
Животноводы -разводили животных
Коренные народности Кемеровской области так же имели много традиций,
обычаев и конечно верили в духов земли воздуха, воды с которыми общался
шаман.
Предлагаю вашему вниманию рассказ Севы М «Кто такие шаманы»
-Сева - Шорцы и телеуты верили, что мир населён невидимыми духами
природы. Некоторые люди имели общаться с духами. (слайд шаманы). Их
называли
«шаманами».
Главными
атрибутами
у
шаманов
были
бубен
и
колотушка. Они лечили людей, предсказывали погоду, помогали в охоте,
рыбалке. Люди ходили за советом к шаману. Ни одно дело не обходилось без
шамана.
Ребята, старину у шорцев была интересная традиция «Чтобы в семье был лад,
здоровье, нужно было в канун нового года попросить все это у духов, стукнув
в бубен шамана. А так как есть у нас и бубен и колотушка, и скоро новый
год
предлагаю
поиграть
в шорскую
народную
игру
«Белый
шаман».
Каждый из вас стукнув бубен шамана
пожелает своей семье, гостям, а
что придумайте сами.
Какие вы молодцы. Все пожелания сбудутся. Присаживайтесь.
Дети тайги - так называли шорский народ, шорцы бережно относились к
природе.
Обычай коренного народа запрещал без надобности рвать траву,
убивать животных. Поэтому многие виды растений и животных сохранились
до наших дней.
И сейчас вам необходимо на силуэт карты Кузбасса поместить картинки с
изображением обитающих животных и произрастающих растений в наше
время на территории Кемеровской области.
Дидактическая игра: «Животные, растения нашего края»
Ход игры (на 2 команды) поочередно по одному игроку выходят к столу, где
разложены карточки с изображением животных, растений всего мира, берут
нужную карточку, называют животное и прикрепляют на карту.
- Лось, марал, медведь бурый, суслик, соболь, белка, волки, лисы, рыси, заяц
русак, ежи, бурундуки, белая куропатка, тетерев, глухарь, рябчик косуля,
росомаха, бобер. Мамонт.
Растения - кедровые орехи, папоротник – орляк, грибы, ягоды, лекарственные
растения.
Вот сколько мы вспомнили и узнали о земле Кузнецкой, но на прощание ещё
об одной традиции коренного шорского народа: (слайд ленты) для того,
чтобы вернуться в какое-то место обратно, следует повязать ленточку на
ветку дерева, т.е. оставить о себе память.
Рефлексия: Предлагаю вам ребята и нашим гостям последовать этой доброй
традиции,
но
выбрать
яркую
ленту
если
понравилось
наша
встреча,
и
темную ленту если было скучно.
.
- Обратите внимание на наше дерево, каким нарядным оно стало и ни одной
темной
ленточки.
Значит.
Мы
с
вами
сегодня
прекрасно
поиграли,
пообщались.
- А на прощанье мы скажем гостям «До свиданья», нет, а почему?
Даша В: так как в языке телеутов, коренных жителей Земли Кузнецкой, нет
слова «до свидания». Вместо этого они говорят: «Приходите в гости!». И мы
вам говорим: «Приходите в гости!» чтобы поиграть, поговорить узнать новое
о нашей малой родине.