Напоминание

"Школа безопасности"


Автор: Барсукова Галина Николаевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГОКУ СКШ г.Вихоревка
Населённый пункт: г.Вихоревка
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности
Тема: "Школа безопасности"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство образования Иркутской области

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная)

школа г. Вихоревка»

Программа внеурочной деятельности «Школа безопасности» по предмету

«Основы безопасности жизнедеятельности» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями) 5-9 класса

Учитель Барсукова Г. Н.

Содержание программы

1.Общие положения

2. Программа внеурочной деятельности «Школа безопасности» по предмету «Основы

безопасности жизнедеятельности» для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) 5-9 классов.

2.1.1 Пояснительная записка

2.1.2 Планируемые результаты

2.2. Содержательный раздел

2.2.1.Формы организации внеурочной деятельности.

2.3. Литература

3 – 5

6 -7

8 – 10

11 -17

18 - 19

Школа безопасности.

(5-9 классы)

1.

Общие положения

Программа

разработана

по

Основам

безопасности

жизнедеятельности

для

учащихся

5

-

9

классов

на

основе

адаптированной

основной

образовательной

программы

АООП

для

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) ГОКУ СКШ г. Вихоревка. В основу разработки заложены дифференцированный и

деятельностный подходы.

Деятельностный

подход предполагает

учет

особых

образовательных

потребностей,

которые

проявляются

в

неоднородности возможностей освоения содержания образования.

Применение дифференцированного подхода к образованию обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя

обучающимся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями)

возможность

реализовать

индивидуальный потенциал.

Деятельностный

подход

основывается

на

теоретических

положениях

отечественной

психологической

науки,

раскрывающих

основные

закономерности

и

структуру

образования

с

учетом

специфики

развития

личности

обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающегося с умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется характером организации доступной

им деятельности (предметно – практической и учебной).

Реализация деятельностного подхода обеспечивает:

Придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

Прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможности их

продвижения в изучаемых предметных областях;

Существенное

повышение

мотивации

и

интереса

к

учению,

приобретению

нового

опыта

деятельности

и

поведения;

Обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных

действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, но

и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

В

основу

АООП

образования

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями)

положены принципы:

- принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования,

единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования,

общедоступность

образования,

адаптивность

системы

образования

к

особенностям

развития

и

подготовки

обучающихся воспитанников);

- принцип культурно – развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие

личности обучающего и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом образовательных потребностей;

- принцип практической направленности, предполагающий установление

тесных связей между изучаемым

материалом

и

практической

деятельностью

обучающихся;

формирование

знаний

и

умений,

имеющих

первостепенное значение для решения практико ориентированных задач;

-

принцип

воспитывающего

обучения,

направленный

на

формирование

у

обучающихся

представлений

(правильно/неправильно; хорошо/плохо и т.д.) разных социальных способов и понятий, адекватных способов

поведения в разных социальных средах;

- онтогенетический принцип;

-

принцип

преемственности,

предполагающий

взаимосвязь

и

непрерывность

образования

обучающихся

с

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до стааршего

возраста;

-

принцип

целостности

содержания

образования,

обеспечивающий

наличие

внутренних

взаимосвязей

и

взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их

состав;

- принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание предметных областей и

результаты личностных достижений.

- принцип учета особенностей психического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями);

-

принцип

направленности

на

формирование

деятельности,

обеспечивающий

возможность

овладения

обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им

предметно-практической

деятельности,

способами

и

приемами

познавательной

и

учебной

деятельности,

коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

- принцип переноса усвоенных знаний и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в

различные

жизненные

ситуации,

что

позволяет

обеспечить

готовность

обучающегося

к

самостоятельной

ориентировке и активной деятельности в реальном мире;

- принцип сотрудничества с семьей.

Основное общее образование – вторая ступень общего образования. Одной из важнейших задач этого

этапа

является

подготовка

обучающихся

к

осознанному

и

ответственному

выбору

жизненного

и

профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их

достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, в том числе и за

рамками учебного процесса.

2.

АДАПТИРОВАННАЯ

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ» по

предмету

«Основы

безопасности

»

для

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями)

2.1 Пояснительная записка

Цели: основного общего образования:

1.

Формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах

деятельности;

2.

Приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания;

3.

Подготовка

к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной

траектории.

Рабочая программа имеет цели:

- повышение уровня защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и

внутренних угроз;

- снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;

- формирование антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в

том числе и наркотиков;

- обеспечение профилактики асоциального поведения учащихся.

Рабочая программа способствует решению учебных задач:

-

формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в чрезвычайных ситуациях

природного, техногенного и социального характера;

- формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;

-

выработка

у

учащихся

антиэкстремистской

и

антитеррористической

личностной

позиции

и

отрицательного

отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.

Личностными результатами являются:

-

развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно

важныхинтересов личности от внешних и внутренних угроз;

- формирование потребности соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;

- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личностному здоровью как

индивидуальной и общественной ценности.

Метапредметными результатами обучения являются:

-

овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения

опасных и чрезвычайных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать индивидуальные подходы к

обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

- развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать

Право другого человека на иное мнение;

-

освоение

приемов

действий

в

опасных

и

чрезвычайных

ситуациях

природного,

техногенного

и

социального

характера;

- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при

ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

2.1.2. Планируемые результаты

Планируемые результаты освоения внеурочной программы.

В результате реализации программы внеурочной деятельности обеспечивается достижение обучающихся с

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

Воспитательных

результатов

духовно

нравственных

приобретений,

(приобрел

знания

о

себе

и

окружающих, опыт самостоятельного действия);

Эффекта – развитие обучающего как личности, формирование его социальной компетентности;

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников оцениваются по трем уровням.

Первый

уровень

результатов

приобретение

обучающимися

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями) социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для

достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями,

как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям,

ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на

уровне

класса,

общеобразовательной

организации,

в

которой

обучающийся

получает

первое

практическое

подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.

Третий

уровень

результатов

получение

обучающимися

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями) начального опыта самостоятельного общественного действия, формирования социально приемлемых

моделей

поведения.

Для

достижения

данного

уровня

результатов

особое

значение

имеет

взаимодействие

обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами общеобразовательной организации,

в открытой общественной среде.

Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность эффектов воспитания и

социализации обучающихся. У обучающихся могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная ,

гражданская компетентности и социокультурная идентичность

Внеурочные занятия по курсу ОБЖ способствуют

- формированию у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам

личной и общественной

безопасности, навыков безопасного поведения в различных

опасных

и чрезвычайных ситуациях природного,

техногенного и социального характера и индивидуальной системы здорового образа жизни, антитеррористического

поведения;

-

формированию

позитивного

отношения

школьников

к

базовым

ценностям

нашего

общества

и

социальной

реальности в целом;

-

приобретению

социальных

знаний,

понимания

социальной

реальности

повседневной

жизни,

опыта

самостоятельного действия.

Новизна данной программы заключается в том, что в нее включены разделы «форма проведения», «практические

задания» по каждой теме для внеурочной деятельности.

Программа рассчитана на 1 год, 35 часов, один час в неделю.

2.2. Содержательный раздел

2.2.1. Формы организации внеурочной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

При организации внеурочной деятельности предполагается применение следующих педагогических технологий:

личностно-ориентированная, деятельностная технология, игровая, практико ориентированный подход, ИКТ.

Структурные компоненты программы представлены в двух учебных модулях, охватывающих весь объём содержания,

определённый для основной школы с обучающимися ОВЗ в области безопасности жизнедеятельности

Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства

Обеспечивает формирование у обучающихся комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни

и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Модуль включает два раздела.

Раздел 1. Основы комплексной безопасности.

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.

Модуль II. Здоровый образ жизни и оказание первой медицинской помощи.

Решает задачи духовно – нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы

здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь.

Модуль включает два раздела.

Раздел 3. Основы здорового образа жизни.

Раздел 4. Оказание первой медицинской помощи.

Направления

работы

Содержание

Характеристика

о с н о в н ы х

в и д о в

деятельности

ученика

(на

уровне

учебных

действий)

Форма

проведения

Практические

задания

п о

ф о р м и р о в а н и ю

культуры безопасности

М о

д

у

л ь I.

Основы

безопасности

личности,

о б щ е с т в а

и

государства

Раздел

1.Основы

комплексной

безопасности

Обеспечение

личной

б е з о п а с н о с т и

в

повседневной жизни.

Пожарная

безопасность

Учебно-познавательная

Знакомиться с причинами

возникновения пожаров в

жилых

и

общественных

зданиях.

И з у ч а т ь

п р а в а

и

обязанности

граждан

в

о б л а с т и

п о ж а р н о й

безопасности в быту.

З а у ч и в а т ь

п р а в и л а

безопасного

поведения

при

пожаре,

выбирать

наиболее

эффективный

способ

предотвращения

Ролевые игры по

формированию

умения

вызвать

п о

т е л е ф о н у

п о м о щ ь

в

чрезвычайных

ситуациях.

Тренировочные

з а н я т и я

п о

э в а к у а ц и и

и з

школьного здания

при

возникновении

ЧС.

-Сигналы, оповещающие

о

ч р е з в ы ч а й н о й

ситуации.

-

Вызов

помощи

по

телефону.

-Ответ ственно сть

з а

ложный вызов.

-Маршрут

эвакуации

из

ш к о л ы

п р и

возникновении ЧС.

- Г а с и т ь

н е б о л ь ш о й

п о ж а р

п о д р у ч н ы м и

средствами.

во зго р а н и я ,

п р а в и л а

э ва куа ц и и ,

о к а з а н и е

п о м о щ и

м л а д ш и м ,

престарелым.

-Делать для себя мокрую

маску от дыма.

Б е з о п а с н о с т ь

н а

дорогах.

И з у ч а т ь

п р и ч и н ы

дорожно – транспортных

происшествий,

организацию

дорожного

д в и ж е н и я ,

п р а в и л а

дорожного движения.

О с в а и в а т ь

п р а в и л а

безопасного поведения на

дорогах.

Тренировочные

з а н я т и я

н а

специально

размеченной

школьной

спортивной

площадке.

-Конкурс

на

лучшего

пешехода.

- К о н к у р с

с

привлечением

р а б о т н и к о в

Г Б Д Д

«Законы дорог».

Безопасность в быту.

З н а т ь

о с о б е н н о с т и

жизнеобеспечения

городского

и

сельского

жилища

и

возможные

опасные

и

аварийные

ситуации в жилище.

Знакомиться

с

мерами

безопасности в быту.

В ы б и р а т ь

н а и б о л е е

эффективный

с п о с о б

предотвращения

опасной

ситуации в быту.

Практические

работы.

Ролевые игры.

- З а р и с о в к и

п л а н а

квартиры с обозначением

опасных предметов.

- О к а з а н и е

п е р в о й

помощи

при

небольшом

порезе и уколе.

-

Игры

по

вызову

помощи

при

остановке

лифта между этажами

Б е з о п а с н о с т ь

н а

водоемах.

Знать правила поведения

на водоемах.

Усваивать

правила

само-

Ролевые

и г р ы ,

актуализирующие

ситуацию

Выпуск листовок:

-Правила

поведения

на

воде.

и

в з а и м о п о м о щ и

терпящим

бедствие

на

воде.

спасения на воде,

листовки.

-Правила

пользования

плавсредствами.

-Как

выбраться

и з

полыньи.

Э к о л о г и я

и

безопасность

Находить информацию об

экологической обстановке

в

местах

проживания

и

в о зм ож н ы х

о п а с н ы х

ситуациях

в

о бл а с т и

экологии.

Оценивать

с о с тоя н и е

окружающей среды.

Практические

работы,

ролевые

игры,

презентации.

-Ориентирование

п о

компасу на пришкольном

участке

или

соседнем

парке.

-Способы

ориентирования

в

лесу

по компасу, по звукам, по

солнцу, по растениям, по

муравейнику.

-Правила

поведения

во

время дождя и грозы.

-Правила сбора грибов и

ягод в лесу.

-Правила

р а з вед е н и я

костров разных типов и

приготовление

пищи

в

походе.

- Ме р ы

п о

б о р ь бе

с

небольшим

возгоранием

в лесу.

-Сигналы

бедствия

и

сигнальные средства.

- В р е д н о е

в л и я н и е

компьютера

на

здоровье

человека.

Опасные

ситуации

социального

характера.

З н а т ь

п р а в и л а

безопасного поведения на

у л и ц е ,

д о м а ,

в

общественном месте.

Анализировать

последствия

опасных

ситуаций в повседневной

жизни

и

причины

их

возникновения.

Вырабатывать

алгоритм

безопасного

поведения

в

повседневной

жизни

для

профилактики

опасных

ситуаций в быту.

Ролевые игры,

просмотр

слайд-

фильмов,

презентаций,

целевые

э к с к у р с и и

п о

городу, встречи с

интересными

людьми

- З о н ы

п о в ы ш е н н о й

опасности на улице.

-Правила

безопасного

поведения

на

улице,

в

толпе.

-

Правила

безопасности

пользования

общественным

транспортом.

-Приобретение

проездных

документов:

т а л о н ы ,

п р о е з д н ы е

билеты.

-Правила поведения при

угрозе

террористического акта.

-Маскирование

террористами

взрывных

устройств.

-Знакомство,

изучение

Памятки:

«Если

вдруг

произошел

в з р ы в » ,

« Е с л и

в а с

зава лило

о бл ом ка м и

с т е н » ,

« П р а в и л а

п о вед е н и я

в

с л у ч а е

з а х в а т а

в а с

в

заложники»,

«Правила

п о вед е н и я ,

е с л и

в ы

подверглись нападению с

целью похищения»

М о д у л ь II.

Здоровый

образ

ж и з н и

и

оказание

первой

медицинской

помощи.

З д о р о в ы й

о б р а з

жизни.

Устанавливать

влияние

индивидуальной системы

здорового

образа

жизни

н а

о б е с п е ч е н и е

б л а г о п о л у ч и я ,

н а

сохранение и укрепление

здоровья.

Анализировать

собственные

поступки,

негативно

влияющие

на

здоровье, и формировать

индивидуальную систему

здорового образа жизни.

Практическая

работа,

с л а й д -

фильмы.

-Изготовление

головных

уборов

из

подручных

материалов.

- С б о р

и

у п а к о в к а

необходимых

вещей

в

турпоход.

-Способы

оборудования

временного укрытия.

-Изготовление

простейшего фильтра для

очищения воды.

-Профилактика

вредных

п р и в ы ч е к

( к у р е н и е ,

алкоголь, наркомания).

-Инфекции передаваемые

половым путем.

О к а з а н и е

п е р в о й

медицинской помощи.

Знакомиться

с

общей

характеристикой

Практическая

работа,

с л а й д -

-О к а з а н и е

п е р в о й

медицинской

помощи

различных

повреждений

и травм.

О с в а и в а т ь

п р а в и л а

о к а з а н и я

п е р в о й

медицинской помощи при

различных повреждениях.

Отрабатывать

основные

приемы

оказания

первой

медицинской помощи.

фильмы,

презентации.

при ссадинах, царапинах,

попадании

соринки

в

глаз,

при

кровотечении

из носа, ранах, ожогах.

- О з н а к о м л е н и е

с

инструкциями

средств

бытовой химии.

- С п о с о б ы

о к а з а н и я

первой

помощи

п р и

х и м и ч е с ко м

о ж о г е ,

отравлении

ядохимикатами,

медикаментами.

-Правила

пользования

противогазом,

респиратором.

-Сбор

индивидуальной

аптечки в поход.

- О к а з а н и е

п е р в о й

помощи

при

травмах

и

переломах костей.

-Использование

природных

лекарственных трав.

Литература

1.Закон Российской Федерации «Об образовании».

2.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями).

3. Госавтоинспекция УВД Братского горисполкома. Подвижные игры для детей по правилам дорожного движения. –

Братск, типография, 1989.

4. Губанов Л.Г., Крылова И.Л., Тихонова В.П. Дикорастущие полезные растения СССР. – М.: МЫСЛЬ, 1976.

5. Клюев А.В., Шакуров В.А. Основы безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни. Тестовые задания 8-9

классы. – Ростов – на – Дону, Легион, 2013.

6. Латчук В. В., Марков В.В. Основы безопасности жизнедеятельности. Методическое пособие. - М., Дрофа, 2000.

7. Мошкин В. Н. Основы безопасности. Учебное пособие в трех частях. – Барнаул, АО «Полиграфист», 1995.

8.

Управление

ГАИ

УВД

Иркутской

области.

Об

организации

работы

по

предупреждению

детского

дорожно-

транспортного травматизма. Уроки по правилам дорожного движения для 5-9 классов.

9. Профилактика негативных явлений в молодежной среде. Информационно-методическое пособие. Вихоревка, Мук

«Межпоселенческая библиотека Братского района».

10. Репин Ю. В., Шабунин Р. А., Середа В. А. Пособие по курсу « Основы безопасности жизнедеятельности» Основы

безопасности человека в экстремальных ситуациях. Семейная школа.- Свердловск, «Раун» ,1994

11. Смирнов А. Т., Хренников Б. О., Маслов М. В. Основы безопасности жизнедеятельности. Тестовый контроль 5-6

классы. – М., Российская академия образования, Просвещение, 2013.

12. Серия «Стандарты второго поколения»

Кузнецов А.А., Рыжаков М. В., Кондаков А. М. Примерные программы по учебным предметам. Основы безопасности

жизнедеятельности. 5-9 классы: проект.- М.: Просвещение,2010.

13.

Черкасова

Е.Л.

Работаем

по

ФГОС

основного

общего

образования:

Программа

коррекционной

работы

М.:

Перспектива, 2015.



В раздел образования