Автор: Барсукова Галина Николаевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГОКУ СКШ г.Вихоревка
Населённый пункт: г.Вихоревка
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности
Тема: "Школа безопасности"
Раздел: среднее профессиональное
Министерство образования Иркутской области
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная)
школа г. Вихоревка»
Программа внеурочной деятельности «Школа безопасности» по предмету
«Основы безопасности жизнедеятельности» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) 5-9 класса
Учитель Барсукова Г. Н.
Содержание программы
1.Общие положения
2. Программа внеурочной деятельности «Школа безопасности» по предмету «Основы
безопасности жизнедеятельности» для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 5-9 классов.
2.1.1 Пояснительная записка
2.1.2 Планируемые результаты
2.2. Содержательный раздел
2.2.1.Формы организации внеурочной деятельности.
2.3. Литература
3 – 5
6 -7
8 – 10
11 -17
18 - 19
Школа безопасности.
(5-9 классы)
1.
Общие положения
Программа
разработана
по
Основам
безопасности
жизнедеятельности
для
учащихся
5
-
9
классов
на
основе
адаптированной
основной
образовательной
программы
–
АООП
для
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) ГОКУ СКШ г. Вихоревка. В основу разработки заложены дифференцированный и
деятельностный подходы.
Деятельностный
подход предполагает
учет
особых
образовательных
потребностей,
которые
проявляются
в
неоднородности возможностей освоения содержания образования.
Применение дифференцированного подхода к образованию обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя
обучающимся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
возможность
реализовать
индивидуальный потенциал.
Деятельностный
подход
основывается
на
теоретических
положениях
отечественной
психологической
науки,
раскрывающих
основные
закономерности
и
структуру
образования
с
учетом
специфики
развития
личности
обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающегося с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется характером организации доступной
им деятельности (предметно – практической и учебной).
Реализация деятельностного подхода обеспечивает:
Придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
Прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможности их
продвижения в изучаемых предметных областях;
Существенное
повышение
мотивации
и
интереса
к
учению,
приобретению
нового
опыта
деятельности
и
поведения;
Обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных
действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, но
и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В
основу
АООП
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
положены принципы:
- принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования,
единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования,
общедоступность
образования,
адаптивность
системы
образования
к
особенностям
развития
и
подготовки
обучающихся воспитанников);
- принцип культурно – развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие
личности обучающего и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом образовательных потребностей;
- принцип практической направленности, предполагающий установление
тесных связей между изучаемым
материалом
и
практической
деятельностью
обучающихся;
формирование
знаний
и
умений,
имеющих
первостепенное значение для решения практико ориентированных задач;
-
принцип
воспитывающего
обучения,
направленный
на
формирование
у
обучающихся
представлений
(правильно/неправильно; хорошо/плохо и т.д.) разных социальных способов и понятий, адекватных способов
поведения в разных социальных средах;
- онтогенетический принцип;
-
принцип
преемственности,
предполагающий
взаимосвязь
и
непрерывность
образования
обучающихся
с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до стааршего
возраста;
-
принцип
целостности
содержания
образования,
обеспечивающий
наличие
внутренних
взаимосвязей
и
взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их
состав;
- принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание предметных областей и
результаты личностных достижений.
- принцип учета особенностей психического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);
-
принцип
направленности
на
формирование
деятельности,
обеспечивающий
возможность
овладения
обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им
предметно-практической
деятельности,
способами
и
приемами
познавательной
и
учебной
деятельности,
коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
- принцип переноса усвоенных знаний и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в
различные
жизненные
ситуации,
что
позволяет
обеспечить
готовность
обучающегося
к
самостоятельной
ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
- принцип сотрудничества с семьей.
Основное общее образование – вторая ступень общего образования. Одной из важнейших задач этого
этапа
является
подготовка
обучающихся
к
осознанному
и
ответственному
выбору
жизненного
и
профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их
достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, в том числе и за
рамками учебного процесса.
2.
АДАПТИРОВАННАЯ
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ» по
предмету
«Основы
безопасности
»
для
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
2.1 Пояснительная записка
Цели: основного общего образования:
1.
Формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах
деятельности;
2.
Приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания;
3.
Подготовка
к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной
траектории.
Рабочая программа имеет цели:
- повышение уровня защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и
внутренних угроз;
- снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;
- формирование антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в
том числе и наркотиков;
- обеспечение профилактики асоциального поведения учащихся.
Рабочая программа способствует решению учебных задач:
-
формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в чрезвычайных ситуациях
природного, техногенного и социального характера;
- формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
-
выработка
у
учащихся
антиэкстремистской
и
антитеррористической
личностной
позиции
и
отрицательного
отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Личностными результатами являются:
-
развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно
важныхинтересов личности от внешних и внутренних угроз;
- формирование потребности соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личностному здоровью как
индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметными результатами обучения являются:
-
овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения
опасных и чрезвычайных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать индивидуальные подходы к
обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
- развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать
Право другого человека на иное мнение;
-
освоение
приемов
действий
в
опасных
и
чрезвычайных
ситуациях
природного,
техногенного
и
социального
характера;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
2.1.2. Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения внеурочной программы.
В результате реализации программы внеурочной деятельности обеспечивается достижение обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
Воспитательных
результатов
–
духовно
–
нравственных
приобретений,
(приобрел
знания
о
себе
и
окружающих, опыт самостоятельного действия);
Эффекта – развитие обучающего как личности, формирование его социальной компетентности;
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников оцениваются по трем уровням.
Первый
уровень
результатов
–
приобретение
обучающимися
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для
достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями,
как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям,
ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на
уровне
класса,
общеобразовательной
организации,
в
которой
обучающийся
получает
первое
практическое
подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.
Третий
уровень
результатов
–
получение
обучающимися
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) начального опыта самостоятельного общественного действия, формирования социально приемлемых
моделей
поведения.
Для
достижения
данного
уровня
результатов
особое
значение
имеет
взаимодействие
обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами общеобразовательной организации,
в открытой общественной среде.
Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность эффектов воспитания и
социализации обучающихся. У обучающихся могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная ,
гражданская компетентности и социокультурная идентичность
Внеурочные занятия по курсу ОБЖ способствуют
- формированию у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам
личной и общественной
безопасности, навыков безопасного поведения в различных
опасных
и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера и индивидуальной системы здорового образа жизни, антитеррористического
поведения;
-
формированию
позитивного
отношения
школьников
к
базовым
ценностям
нашего
общества
и
социальной
реальности в целом;
-
приобретению
социальных
знаний,
понимания
социальной
реальности
повседневной
жизни,
опыта
самостоятельного действия.
Новизна данной программы заключается в том, что в нее включены разделы «форма проведения», «практические
задания» по каждой теме для внеурочной деятельности.
Программа рассчитана на 1 год, 35 часов, один час в неделю.
2.2. Содержательный раздел
2.2.1. Формы организации внеурочной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
При организации внеурочной деятельности предполагается применение следующих педагогических технологий:
личностно-ориентированная, деятельностная технология, игровая, практико ориентированный подход, ИКТ.
Структурные компоненты программы представлены в двух учебных модулях, охватывающих весь объём содержания,
определённый для основной школы с обучающимися ОВЗ в области безопасности жизнедеятельности
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства
Обеспечивает формирование у обучающихся комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни
и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Модуль включает два раздела.
Раздел 1. Основы комплексной безопасности.
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.
Модуль II. Здоровый образ жизни и оказание первой медицинской помощи.
Решает задачи духовно – нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы
здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь.
Модуль включает два раздела.
Раздел 3. Основы здорового образа жизни.
Раздел 4. Оказание первой медицинской помощи.
Направления
работы
Содержание
Характеристика
о с н о в н ы х
в и д о в
деятельности
ученика
(на
уровне
учебных
действий)
Форма
проведения
Практические
задания
п о
ф о р м и р о в а н и ю
культуры безопасности
М о
д
у
л ь I.
Основы
безопасности
личности,
о б щ е с т в а
и
государства
Раздел
1.Основы
комплексной
безопасности
Обеспечение
личной
б е з о п а с н о с т и
в
повседневной жизни.
Пожарная
безопасность
Учебно-познавательная
Знакомиться с причинами
возникновения пожаров в
жилых
и
общественных
зданиях.
И з у ч а т ь
п р а в а
и
обязанности
граждан
в
о б л а с т и
п о ж а р н о й
безопасности в быту.
З а у ч и в а т ь
п р а в и л а
безопасного
поведения
при
пожаре,
выбирать
наиболее
эффективный
способ
предотвращения
Ролевые игры по
формированию
умения
вызвать
п о
т е л е ф о н у
п о м о щ ь
в
чрезвычайных
ситуациях.
Тренировочные
з а н я т и я
п о
э в а к у а ц и и
и з
школьного здания
при
возникновении
ЧС.
-Сигналы, оповещающие
о
ч р е з в ы ч а й н о й
ситуации.
-
Вызов
помощи
по
телефону.
-Ответ ственно сть
з а
ложный вызов.
-Маршрут
эвакуации
из
ш к о л ы
п р и
возникновении ЧС.
- Г а с и т ь
н е б о л ь ш о й
п о ж а р
п о д р у ч н ы м и
средствами.
во зго р а н и я ,
п р а в и л а
э ва куа ц и и ,
о к а з а н и е
п о м о щ и
м л а д ш и м ,
престарелым.
-Делать для себя мокрую
маску от дыма.
Б е з о п а с н о с т ь
н а
дорогах.
И з у ч а т ь
п р и ч и н ы
дорожно – транспортных
происшествий,
организацию
дорожного
д в и ж е н и я ,
п р а в и л а
дорожного движения.
О с в а и в а т ь
п р а в и л а
безопасного поведения на
дорогах.
Тренировочные
з а н я т и я
н а
специально
размеченной
школьной
спортивной
площадке.
-Конкурс
на
лучшего
пешехода.
- К о н к у р с
с
привлечением
р а б о т н и к о в
Г Б Д Д
«Законы дорог».
Безопасность в быту.
З н а т ь
о с о б е н н о с т и
жизнеобеспечения
городского
и
сельского
жилища
и
возможные
опасные
и
аварийные
ситуации в жилище.
Знакомиться
с
мерами
безопасности в быту.
В ы б и р а т ь
н а и б о л е е
эффективный
с п о с о б
предотвращения
опасной
ситуации в быту.
Практические
работы.
Ролевые игры.
- З а р и с о в к и
п л а н а
квартиры с обозначением
опасных предметов.
- О к а з а н и е
п е р в о й
помощи
при
небольшом
порезе и уколе.
-
Игры
по
вызову
помощи
при
остановке
лифта между этажами
Б е з о п а с н о с т ь
н а
водоемах.
Знать правила поведения
на водоемах.
Усваивать
правила
само-
Ролевые
и г р ы ,
актуализирующие
ситуацию
Выпуск листовок:
-Правила
поведения
на
воде.
и
в з а и м о п о м о щ и
терпящим
бедствие
на
воде.
спасения на воде,
листовки.
-Правила
пользования
плавсредствами.
-Как
выбраться
и з
полыньи.
Э к о л о г и я
и
безопасность
Находить информацию об
экологической обстановке
в
местах
проживания
и
в о зм ож н ы х
о п а с н ы х
ситуациях
в
о бл а с т и
экологии.
Оценивать
с о с тоя н и е
окружающей среды.
Практические
работы,
ролевые
игры,
презентации.
-Ориентирование
п о
компасу на пришкольном
участке
или
соседнем
парке.
-Способы
ориентирования
в
лесу
по компасу, по звукам, по
солнцу, по растениям, по
муравейнику.
-Правила
поведения
во
время дождя и грозы.
-Правила сбора грибов и
ягод в лесу.
-Правила
р а з вед е н и я
костров разных типов и
приготовление
пищи
в
походе.
- Ме р ы
п о
б о р ь бе
с
небольшим
возгоранием
в лесу.
-Сигналы
бедствия
и
сигнальные средства.
- В р е д н о е
в л и я н и е
компьютера
на
здоровье
человека.
Опасные
ситуации
социального
характера.
З н а т ь
п р а в и л а
безопасного поведения на
у л и ц е ,
д о м а ,
в
общественном месте.
Анализировать
последствия
опасных
ситуаций в повседневной
жизни
и
причины
их
возникновения.
Вырабатывать
алгоритм
безопасного
поведения
в
повседневной
жизни
для
профилактики
опасных
ситуаций в быту.
Ролевые игры,
просмотр
слайд-
фильмов,
презентаций,
целевые
э к с к у р с и и
п о
городу, встречи с
интересными
людьми
- З о н ы
п о в ы ш е н н о й
опасности на улице.
-Правила
безопасного
поведения
на
улице,
в
толпе.
-
Правила
безопасности
пользования
общественным
транспортом.
-Приобретение
проездных
документов:
т а л о н ы ,
п р о е з д н ы е
билеты.
-Правила поведения при
угрозе
террористического акта.
-Маскирование
террористами
взрывных
устройств.
-Знакомство,
изучение
Памятки:
«Если
вдруг
произошел
в з р ы в » ,
« Е с л и
в а с
зава лило
о бл ом ка м и
с т е н » ,
« П р а в и л а
п о вед е н и я
в
с л у ч а е
з а х в а т а
в а с
в
заложники»,
«Правила
п о вед е н и я ,
е с л и
в ы
подверглись нападению с
целью похищения»
М о д у л ь II.
Здоровый
образ
ж и з н и
и
оказание
первой
медицинской
помощи.
З д о р о в ы й
о б р а з
жизни.
Устанавливать
влияние
индивидуальной системы
здорового
образа
жизни
н а
о б е с п е ч е н и е
б л а г о п о л у ч и я ,
н а
сохранение и укрепление
здоровья.
Анализировать
собственные
поступки,
негативно
влияющие
на
здоровье, и формировать
индивидуальную систему
здорового образа жизни.
Практическая
работа,
с л а й д -
фильмы.
-Изготовление
головных
уборов
из
подручных
материалов.
- С б о р
и
у п а к о в к а
необходимых
вещей
в
турпоход.
-Способы
оборудования
временного укрытия.
-Изготовление
простейшего фильтра для
очищения воды.
-Профилактика
вредных
п р и в ы ч е к
( к у р е н и е ,
алкоголь, наркомания).
-Инфекции передаваемые
половым путем.
О к а з а н и е
п е р в о й
медицинской помощи.
Знакомиться
с
общей
характеристикой
Практическая
работа,
с л а й д -
-О к а з а н и е
п е р в о й
медицинской
помощи
различных
повреждений
и травм.
О с в а и в а т ь
п р а в и л а
о к а з а н и я
п е р в о й
медицинской помощи при
различных повреждениях.
Отрабатывать
основные
приемы
оказания
первой
медицинской помощи.
фильмы,
презентации.
при ссадинах, царапинах,
попадании
соринки
в
глаз,
при
кровотечении
из носа, ранах, ожогах.
- О з н а к о м л е н и е
с
инструкциями
средств
бытовой химии.
- С п о с о б ы
о к а з а н и я
первой
помощи
п р и
х и м и ч е с ко м
о ж о г е ,
отравлении
ядохимикатами,
медикаментами.
-Правила
пользования
противогазом,
респиратором.
-Сбор
индивидуальной
аптечки в поход.
- О к а з а н и е
п е р в о й
помощи
при
травмах
и
переломах костей.
-Использование
природных
лекарственных трав.
Литература
1.Закон Российской Федерации «Об образовании».
2.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
3. Госавтоинспекция УВД Братского горисполкома. Подвижные игры для детей по правилам дорожного движения. –
Братск, типография, 1989.
4. Губанов Л.Г., Крылова И.Л., Тихонова В.П. Дикорастущие полезные растения СССР. – М.: МЫСЛЬ, 1976.
5. Клюев А.В., Шакуров В.А. Основы безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни. Тестовые задания 8-9
классы. – Ростов – на – Дону, Легион, 2013.
6. Латчук В. В., Марков В.В. Основы безопасности жизнедеятельности. Методическое пособие. - М., Дрофа, 2000.
7. Мошкин В. Н. Основы безопасности. Учебное пособие в трех частях. – Барнаул, АО «Полиграфист», 1995.
8.
Управление
ГАИ
УВД
Иркутской
области.
Об
организации
работы
по
предупреждению
детского
дорожно-
транспортного травматизма. Уроки по правилам дорожного движения для 5-9 классов.
9. Профилактика негативных явлений в молодежной среде. Информационно-методическое пособие. Вихоревка, Мук
«Межпоселенческая библиотека Братского района».
10. Репин Ю. В., Шабунин Р. А., Середа В. А. Пособие по курсу « Основы безопасности жизнедеятельности» Основы
безопасности человека в экстремальных ситуациях. Семейная школа.- Свердловск, «Раун» ,1994
11. Смирнов А. Т., Хренников Б. О., Маслов М. В. Основы безопасности жизнедеятельности. Тестовый контроль 5-6
классы. – М., Российская академия образования, Просвещение, 2013.
12. Серия «Стандарты второго поколения»
Кузнецов А.А., Рыжаков М. В., Кондаков А. М. Примерные программы по учебным предметам. Основы безопасности
жизнедеятельности. 5-9 классы: проект.- М.: Просвещение,2010.
13.
Черкасова
Е.Л.
Работаем
по
ФГОС
основного
общего
образования:
Программа
коррекционной
работы
–
М.:
Перспектива, 2015.