Авторы: Корнеева Ольга Сергеевна, Мясовутова Галия Назировна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: ГКОУ " Волгоградская школа - интернат № 5 "
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: Статья
Тема: "Инновационные формы работы с родителями, как одно из средств повышения педагогической компетентности педагога"
Раздел: среднее профессиональное
«Инновационные формы работы с родителями, как одно из средств
повышения педагогической компетентности педагога»
Корнеева Ольга Сергеевна - воспитатель
Мясовутова Галия Назировна - воспитатель
ГКОУ «Волгоградская школа – интернат № 5»
Аннотация: В настоящей статье предоставлено описание опыта внедрения
инновационных форм с родителями в образовательной организации.
Раскрыты способы работы педагога по взаимодействию с семьёй,
целесообразному социальному вмешательству в развитие детей, педагогов и
родителей. В своей работе мы используем различные формы вовлечения
родителей в учебно–воспитательный процесс: открытые занятия и
мероприятия, дни творчества детей и их родителей. Внимание родителей к
совместной работе, мы привлекаем информационными средствами: листовки,
памятки, анкетирование.
Ключевые слова: взаимодействие, инновация, инновационная деятельность,
кризисная семья, семья, семейные традиции, социальное вмешательство,
новшество, формы, номинации.
От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что
вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей
степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
В.А. Сухомлинский
Как сложно бывает достучаться до пап и мам?
Как нелегко порой объяснить родителям, что ребёнка надо не только
накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать,
размышлять?
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как создать единое пространство развития ребёнка в семье и
образовательном учреждение?
Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Семья есть величайшая ценность, созданная человечеством за всю историю
поэтому каждый педагоги нашего учреждения делают всё, чтобы родители
воспитанников стали партнерами и единомышленниками.
Вот в течение многих лет мы работаем над этими вопросами и проводим
планомерную целенаправленную работу с родителями. Ведущие цели нашей
работы по взаимодействию образовательного учреждения с семьёй – это
создание в школе необходимых условий для развития ответственных
взаимозависимых отношений с семьями учащихся, обеспечивающих
целостное развитие личности учащегося, повышение компетентности
родителей в области воспитания. «Семья – школа» - это межличностное
взаимодействие педагогов и родителей по поводу трудностей и радостей,
успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания и
социализации конкретного учащегося в конкретной семье. Вступая во
взаимодействие с родителями, педагог не скрывает, если в чём – то
сомневается, педагог просит совета, если не имеет готового решения или,
если решение есть, но его необходимо согласовать с родителями, педагог
всячески подчёркивает уважение к жизненному опыту родителей, педагог
всегда учитывает личностные особенности собеседника, если от них зависит
отношение родителей к ребёнку. Вместе с тем, педагогический такт, как
важнейшая профессиональная компетенция, позволяет педагогу вызывать
родителей на доверительное общение, целесообразное, с точки зрения
социализации ребёнка в семье, взаимодействие. Что же такое педагогическая
инновация? Педагогическая инновация – это изменения направленные на
улучшение развития воспитания и обучения учащихся. В нашей работе
инновационными формами взаимодействия педагогов и родителей мы
считаем, те из них, которые позволяют не только оснастить родителей
педагогическими знаниями, умениями и навыками, но и обогатить их
инновационными инструментами для этой работы. Инновационные формы
взаимодействия с родителями направлены на привлечение родителей к
посещаемой их сыном (дочерью) группе детей, установления формальных и,
по возможности и желанию самих родителей, неформальных контактов. К
инновационным формам взаимодействия педагог с родителями мы относи
следующие формы: информационно – аналитические, досуговые,
познавательные, наглядно – информационные. Мы предлагаем Вашему
вниманию описание названных форм.
Информационно – аналитические формы направлены на выявление
интересов, запросов родителей. Сюда мы относим: опросы, тесты,
анкетирование, телефон доверия, социальный паспорт.
К досуговым формам мы относим совместные досуги, праздники, выставки,
которые имеют своей целью устанавливать тёплые, доверительные
отношения, обеспечивать позитивные и эмоциональные контакты между
педагогами и родителями, между родителями и детьми. Из нашей практики
видно, что родители становятся более открытыми для общения.
К досуговым формам относятся общие, объединяющие и детей и взрослых
праздники (Рождество, Новый Год, Масленица, Сладкий час, Круглый стол,
Вечер вопросов и ответов, 9Мая, Посиделки и другие). Как известно, единая
цель и общие переживания сближают взрослых и детей.
Познавательные формы выполняют ознакомительную роль в повышении
педагогической культуры родителей.
Мы проводим достаточно эффективно такие формы с родителями: Диалог,
Вечер встреч, Конкурсы, Праздники, Посиделки. Одновременно с этим мы
проводим оценивание всех этих форм на предмет установления наиболее
эффективных и продуктивных с точки зрения формирования готовности
родителей к воспитанию детей в семье. Мы апробируем несколько способов
вовлечения родителей в совместную деятельность педагогов и родителей. В
своей работе мы используем такие активные формы и методы работы с
родителями:
посещение семей воспитанников на дому;
общие и групповые родительские собрания;
консультации;
занятия с участием родителей;
выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
совместные экскурсии;
Дни общения;
Дни добрых дел;
Дни открытых дверей;
участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
оформление фотомонтажей;
совместное создание предметно – развивающей среды;
утренние приветствия;
работа с родительским комитетом группы;
беседы с детьми и родителями;
тренинги;
семинар – практикум;
родительские гостиные;
Наглядно – информационное направление оформления работы с
родителями включает в себя:
родительские уголки
папки - передвижки «Советы доктора Айболита», «По Совету всему
свету»
семейный и групповые альбомы «Мама, папа, я дружная семья»,
«Воспитание со всех сторон»
фотовыставки «Мама и я, счастливые мгновения»
семейный вернисаж «Лучшая семья моя», «Семья – здоровый образ
жизни»
эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел»
копилка Добрых дел.
Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских
отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность,
внимание к близким, уважение к труду.
Работу с родителями мы начинаем с анкетирования «Родительский курс».
На основе данных полученных при помощи этого анкетирования, мы, как
правило имеем достаточно реальную картину состояния семей и условий
развития каждого учащегося. На основе этих сведений мы разрабатываем и
тактику своего общения, взаимодействия с каждым из родителей.
Следующим шагом во взаимном сближении школы и родителей стало
организованное для родителей посещение школы. Это мероприятие мы
назвали «Будьте как дома». Нашей целью было создание благоприятной,
доверительной обстановки, тёплых взаимоотношений с родителями наших
воспитанников. Через анкетирование мы выделили следующие группы
родителей:
1. Родители – лидеры. Это те, кто охотно и активно идут на любой контакт, с
удовольствием учавствуют в образовательном процессе.
2. Родители – исполнители. Эти родители принимают участие при
условии значимой для них мотивации участия в том или ином виде
деятельности, мероприятие, событие.
3. Родители – наблюдатели. И таких родителей, равнодушных, к
счастью, не очень много, но они есть. Эти родители говорят – меня
воспитывали так же. Вам платят деньги: вот и воспитывайте. В
помещении образовательного учреждения созданы информационные
стенды. В их содержании и оформление каждому педагогу помогают
специалисты школы: логопед, психолог, музыкальный руководитель,
педагог дополнительного образования, инструктор по физической
культуре. Для эффективной работы педагога с родителями мы
апробируем следующие форы и методы работы:
общие и групповые родительские собрания, встречи с интересными людьми,
например, в рамках празднования 23 февраля, 9 Мая, работа с родительским
комитетом по обсуждению и решению конкретных вопросов жизни
учащихся(экскурсии, кукольный театр, дни рождения), совместное создание
предметно – развивающей среды с участием родителей, совместное
оформление альбомов, газет, проектов: например «Моя семья», телефон
доверия. Доверительные взаимоотношения родителей и педагогов возникают
не вдруг, не сразу. Это процесс долгий, трудоёмкий. И только постоянное и
тесное сотрудничество педагогов с родителями может привести к тому, что
родители перестанут быть только зрителями и наблюдателями. Только через
тесное взаимодействие они станут активными участниками многих событий.
Большинство родителей начинают целенаправленно заниматься
воспитанием, организацией условий для эффективной социализации в семье,
увеличатся возможности для более глубокого взаимопонимания между
родителями и педагогами, возрастёт число родителей, проявляющих не
просто искренний и заинтересованный интерес к жизни детей в школе, но
активных участников процесса социализации. Некоторые, уже отработанные
способы работы с родителями, мы описали выше, но ещё будем продолжать
искать новые пути и формы взаимодействия с родителями, сохраняя и
совершенствуя уже имеющиеся разработки. Таким образом, работа
с родительской общественностью является важнейшим условием развития
образовательного учреждения, так как оказывает значительное влияние не
только на разностороннее развитие детей, но и, в конечном итоге, на
повышение статуса образования.
«Литература»
1. Румянцева М. В., Алафьева О. В., Лазуткина М. Н. « Инновационные
формы работы с родителями» [Текст] «Теория и практика образования в
современном мире: материалы VIII Международной научной конференции
( г. Санкт - Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб: Свое издательство, 2015. —
с. 71-72.
2. Березина В. А. Педагогическое сопровождение семейного воспитания:
Программы родительского всеобуча / В.А. Березина, Л.И. Виноградова,
О.И. Волжина. – СПб: Каро, 2005.
3. Доронова Т. Н. Взаимодействие образовательного учреждения с
родителями [Текст]. – М.: Сфера, 2002. – С. 114.
4. Зверева О. Л. Общение педагога с родителями. Методический аспект
[Текст] / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – М.: Творческий центр «Сфера», 2005,
С. 89.
5. Михайлова - Свирская Л. В. Работа с родителями. – М.: Просвещение,
2015. – С. 126.