Напоминание

"Инновационные формы работы с родителями, как одно из средств повышения педагогической компетентности педагога"


Авторы: Корнеева Ольга Сергеевна, Мясовутова Галия Назировна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: ГКОУ " Волгоградская школа - интернат № 5 "
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: Статья
Тема: "Инновационные формы работы с родителями, как одно из средств повышения педагогической компетентности педагога"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




«Инновационные формы работы с родителями, как одно из средств

повышения педагогической компетентности педагога»

Корнеева Ольга Сергеевна - воспитатель

Мясовутова Галия Назировна - воспитатель

ГКОУ «Волгоградская школа – интернат № 5»

Аннотация: В настоящей статье предоставлено описание опыта внедрения

инновационных форм с родителями в образовательной организации.

Раскрыты способы работы педагога по взаимодействию с семьёй,

целесообразному социальному вмешательству в развитие детей, педагогов и

родителей. В своей работе мы используем различные формы вовлечения

родителей в учебно–воспитательный процесс: открытые занятия и

мероприятия, дни творчества детей и их родителей. Внимание родителей к

совместной работе, мы привлекаем информационными средствами: листовки,

памятки, анкетирование.

Ключевые слова: взаимодействие, инновация, инновационная деятельность,

кризисная семья, семья, семейные традиции, социальное вмешательство,

новшество, формы, номинации.

От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что

вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей

степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

В.А. Сухомлинский

Как сложно бывает достучаться до пап и мам?

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребёнка надо не только

накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать,

размышлять?

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как создать единое пространство развития ребёнка в семье и

образовательном учреждение?

Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Семья есть величайшая ценность, созданная человечеством за всю историю

поэтому каждый педагоги нашего учреждения делают всё, чтобы родители

воспитанников стали партнерами и единомышленниками.

Вот в течение многих лет мы работаем над этими вопросами и проводим

планомерную целенаправленную работу с родителями. Ведущие цели нашей

работы по взаимодействию образовательного учреждения с семьёй – это

создание в школе необходимых условий для развития ответственных

взаимозависимых отношений с семьями учащихся, обеспечивающих

целостное развитие личности учащегося, повышение компетентности

родителей в области воспитания. «Семья – школа» - это межличностное

взаимодействие педагогов и родителей по поводу трудностей и радостей,

успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания и

социализации конкретного учащегося в конкретной семье. Вступая во

взаимодействие с родителями, педагог не скрывает, если в чём – то

сомневается, педагог просит совета, если не имеет готового решения или,

если решение есть, но его необходимо согласовать с родителями, педагог

всячески подчёркивает уважение к жизненному опыту родителей, педагог

всегда учитывает личностные особенности собеседника, если от них зависит

отношение родителей к ребёнку. Вместе с тем, педагогический такт, как

важнейшая профессиональная компетенция, позволяет педагогу вызывать

родителей на доверительное общение, целесообразное, с точки зрения

социализации ребёнка в семье, взаимодействие. Что же такое педагогическая

инновация? Педагогическая инновация – это изменения направленные на

улучшение развития воспитания и обучения учащихся. В нашей работе

инновационными формами взаимодействия педагогов и родителей мы

считаем, те из них, которые позволяют не только оснастить родителей

педагогическими знаниями, умениями и навыками, но и обогатить их

инновационными инструментами для этой работы. Инновационные формы

взаимодействия с родителями направлены на привлечение родителей к

посещаемой их сыном (дочерью) группе детей, установления формальных и,

по возможности и желанию самих родителей, неформальных контактов. К

инновационным формам взаимодействия педагог с родителями мы относи

следующие формы: информационно – аналитические, досуговые,

познавательные, наглядно – информационные. Мы предлагаем Вашему

вниманию описание названных форм.

Информационно – аналитические формы направлены на выявление

интересов, запросов родителей. Сюда мы относим: опросы, тесты,

анкетирование, телефон доверия, социальный паспорт.

К досуговым формам мы относим совместные досуги, праздники, выставки,

которые имеют своей целью устанавливать тёплые, доверительные

отношения, обеспечивать позитивные и эмоциональные контакты между

педагогами и родителями, между родителями и детьми. Из нашей практики

видно, что родители становятся более открытыми для общения.

К досуговым формам относятся общие, объединяющие и детей и взрослых

праздники (Рождество, Новый Год, Масленица, Сладкий час, Круглый стол,

Вечер вопросов и ответов, 9Мая, Посиделки и другие). Как известно, единая

цель и общие переживания сближают взрослых и детей.

Познавательные формы выполняют ознакомительную роль в повышении

педагогической культуры родителей.

Мы проводим достаточно эффективно такие формы с родителями: Диалог,

Вечер встреч, Конкурсы, Праздники, Посиделки. Одновременно с этим мы

проводим оценивание всех этих форм на предмет установления наиболее

эффективных и продуктивных с точки зрения формирования готовности

родителей к воспитанию детей в семье. Мы апробируем несколько способов

вовлечения родителей в совместную деятельность педагогов и родителей. В

своей работе мы используем такие активные формы и методы работы с

родителями:

посещение семей воспитанников на дому;

общие и групповые родительские собрания;

консультации;

занятия с участием родителей;

выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

совместные экскурсии;

Дни общения;

Дни добрых дел;

Дни открытых дверей;

участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

оформление фотомонтажей;

совместное создание предметно – развивающей среды;

утренние приветствия;

работа с родительским комитетом группы;

беседы с детьми и родителями;

тренинги;

семинар – практикум;

родительские гостиные;

Наглядно – информационное направление оформления работы с

родителями включает в себя:

родительские уголки

папки - передвижки «Советы доктора Айболита», «По Совету всему

свету»

семейный и групповые альбомы «Мама, папа, я дружная семья»,

«Воспитание со всех сторон»

фотовыставки «Мама и я, счастливые мгновения»

семейный вернисаж «Лучшая семья моя», «Семья – здоровый образ

жизни»

эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел»

копилка Добрых дел.

Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских

отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность,

внимание к близким, уважение к труду.

Работу с родителями мы начинаем с анкетирования «Родительский курс».

На основе данных полученных при помощи этого анкетирования, мы, как

правило имеем достаточно реальную картину состояния семей и условий

развития каждого учащегося. На основе этих сведений мы разрабатываем и

тактику своего общения, взаимодействия с каждым из родителей.

Следующим шагом во взаимном сближении школы и родителей стало

организованное для родителей посещение школы. Это мероприятие мы

назвали «Будьте как дома». Нашей целью было создание благоприятной,

доверительной обстановки, тёплых взаимоотношений с родителями наших

воспитанников. Через анкетирование мы выделили следующие группы

родителей:

1. Родители – лидеры. Это те, кто охотно и активно идут на любой контакт, с

удовольствием учавствуют в образовательном процессе.

2. Родители – исполнители. Эти родители принимают участие при

условии значимой для них мотивации участия в том или ином виде

деятельности, мероприятие, событие.

3. Родители – наблюдатели. И таких родителей, равнодушных, к

счастью, не очень много, но они есть. Эти родители говорят – меня

воспитывали так же. Вам платят деньги: вот и воспитывайте. В

помещении образовательного учреждения созданы информационные

стенды. В их содержании и оформление каждому педагогу помогают

специалисты школы: логопед, психолог, музыкальный руководитель,

педагог дополнительного образования, инструктор по физической

культуре. Для эффективной работы педагога с родителями мы

апробируем следующие форы и методы работы:

общие и групповые родительские собрания, встречи с интересными людьми,

например, в рамках празднования 23 февраля, 9 Мая, работа с родительским

комитетом по обсуждению и решению конкретных вопросов жизни

учащихся(экскурсии, кукольный театр, дни рождения), совместное создание

предметно – развивающей среды с участием родителей, совместное

оформление альбомов, газет, проектов: например «Моя семья», телефон

доверия. Доверительные взаимоотношения родителей и педагогов возникают

не вдруг, не сразу. Это процесс долгий, трудоёмкий. И только постоянное и

тесное сотрудничество педагогов с родителями может привести к тому, что

родители перестанут быть только зрителями и наблюдателями. Только через

тесное взаимодействие они станут активными участниками многих событий.

Большинство родителей начинают целенаправленно заниматься

воспитанием, организацией условий для эффективной социализации в семье,

увеличатся возможности для более глубокого взаимопонимания между

родителями и педагогами, возрастёт число родителей, проявляющих не

просто искренний и заинтересованный интерес к жизни детей в школе, но

активных участников процесса социализации. Некоторые, уже отработанные

способы работы с родителями, мы описали выше, но ещё будем продолжать

искать новые пути и формы взаимодействия с родителями, сохраняя и

совершенствуя уже имеющиеся разработки. Таким образом, работа

с родительской общественностью является важнейшим условием развития

образовательного учреждения, так как оказывает значительное влияние не

только на разностороннее развитие детей, но и, в конечном итоге, на

повышение статуса образования.

«Литература»

1. Румянцева М. В., Алафьева О. В., Лазуткина М. Н. « Инновационные

формы работы с родителями» [Текст] «Теория и практика образования в

современном мире: материалы VIII Международной научной конференции

( г. Санкт - Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб: Свое издательство, 2015. —

с. 71-72.

2. Березина В. А. Педагогическое сопровождение семейного воспитания:

Программы родительского всеобуча / В.А. Березина, Л.И. Виноградова,

О.И. Волжина. – СПб: Каро, 2005.

3. Доронова Т. Н. Взаимодействие образовательного учреждения с

родителями [Текст]. – М.: Сфера, 2002. – С. 114.

4. Зверева О. Л. Общение педагога с родителями. Методический аспект

[Текст] / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – М.: Творческий центр «Сфера», 2005,

С. 89.

5. Михайлова - Свирская Л. В. Работа с родителями. – М.: Просвещение,

2015. – С. 126.



В раздел образования