Автор: Белова Елена Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 226" Населённый пункт: город Ярославль Наименование материала: творческо-познавательный проект Тема: Сказочные персонажи в русских народных сказках Раздел: дошкольное образование
ВВЕДЕНИЕ
С самого раннего детства каждый человек попадает в удивительный и волшебный мир
сказок. Все дети с нетерпением ждут момента, что бы погрузиться в волшебный мир
фантазии. Наши мамы и бабушки начинают рассказывать сказки малышам, когда они еще
не умеют говорить, что бы с самого раннего детства малыши попадали в великолепный
мир чудес.
В России особенно ценны русские народные сказки, которые содержат в себе традиции
русского народа, а так же могут передать всю мудрость наших предков.
Во время чтения мы встречаемся со многими персонажами. Одним из таких является Баба
– Яга. Этого персонажа мы привыкли видеть в разных сказках. Этот образ таит в себе
много загадок, пугает и одновременно притягивает.
Добро или зло несёт в себе этот
образ?
Мы попытаемся проанализировать данный образ, который так ярко выражен в русских
народных сказках и является одним из самых ярких женских сказочных образов.
Образ Бабы-Яги
Из словаря Даля: ЯГА, ЯГА-БАБА, ЯГАЯ БАБА, ЯГАБИХА, ЯГАЯ, ЯГИХА, ЯГИШНА -
Баба-Яга, сказочный персонаж, обитающий в дремучем лесу.
По некоторым сведениям, имя своё она получила от старинного слова «ЯГАТЬ». В.И. Даль
в «Толковом словаре живого великорусского языка» толкует это слово таким образом:
«кричать, шуметь, бушевать, браниться, вздорить, ругаться». Там же можно найти: «Яга –
род ведьмы, злой дух, под личиною безобразной старухи».
Другие
исследователи
утверждают,
что
Яга
перебралась
к
нам
с
Севера.
Жители
северных лесов часто ставили избы на высоких столбах, чтобы в них не могли забраться
дикие звери и чтобы дома не замело снегом. Отсюда и «избушка на курьих ножках».
Внешне Баба Яга – это безобразная сгорбленная старуха c длинными растрепанными
волосами, носом крючком и костяной ногой. У Бабы-Яги костлявые руки и острые зубы.
Живет она в лесу в избушке на курьих ножках.
Вокруг избы – забор из человеческих
костей.
На
заборе
висят
черепа.
Избушка
может
поворачиваться
вокруг
оси,
но
в
основном она обращена к лесу передом. Чтобы попасть в
избушку,
герою
необходимо
произнести
заклинание:
«Избушка,
избушка,
повернись
к
лесу
задом,
ко
мне
передом». Как правило, в избушке Бабы-Яги есть печь.
Баба-Яга летает по воздуху в деревянной ступе, погоняет
помелом - след заметает.
Живя в лесу, она умеет обращаться с дикими животными,
даже
имеет
помощников,
например,
лебеди.
Бабе-Яге
служат черные коты, вороны, змеи - все, кто несет в себе
угрозу,
но
в
то
же
время,
мудрость.
Она
знает
язык
животных и растений. Баба-Яга обладательница огня (в
сказке «Василиса Прекрасная»), золотых яблок (в сказке
«Гуси-Лебеди»), и знания, помогающего главному герою
одолеть
своего
противника,
(в
сказке
«Царевна
-
Лягушка»).
Она отшельница, но у неё есть родственники. В некоторых сказках у бабы Яги есть дочери
и их зятья, сыновья и их снохи, племянники и племянницы, три или сорок сестёр, которые
действуют с нею заодно. А Василиса, во всех сказках представляющая собой самые
положительные качества, – это племянница Бабы - Яги.
Образ Бабы - Яги загадочен. Она может съесть не понравившегося ей путника, а может
наградить.
Основываясь
только
на
человеческих
критериях,
невозможно
добиться
повышения уровня осознания – обязательно должны вмешаться сверхъестественные силы.
Баба Яга – олицетворяет эти сверхъестественные силы, она умеет управлять процессом
трансформации.
Таким образом, образ Бабы-Яги остается загадочным и уникальным.
Типы образа Бабы-Яги в различных
русских народных сказках
Сказки знали разные типы образа Бабы-Яги:
Первый тип, это «Яга-похитительница» , уносящая людей и в особенности детей,
которых она потом пытается изжарить и съесть. Этот тип мы можем встретить в русской
народной сказке «Гуси-лебеди», которые украли Иванушку, что бы Баба – Яга смогла его
зажарить и съесть. В этой сказке Баба-Яга очень хитрая и беспощадная. Она была готова
занять чем-нибудь Аленушку, что бы затопить баню, выпарить девочку и съесть ее.
Из
разных ситуаций и дети, и взрослые, спасаются, перехитрив Ягу.
Второй
тип «Яга-дарительница» , которая
принимает
героя,
испытывает
его
и
вручает ему чудесного огнедышащего коня, богатые дары, чудесные предметы и т.п. Этот
тип мы можем встретить «Василиса Премудрая». Баба-Яга накормила, напоила и сказала,
куда ему идти надо. Баба-Яга оказывает героям сказок помощь, выслушивая их и давая им
добрые советы, взамен же требует одного – почитания, уважения. За это она отплачивает
добром.
Третий тип — это «Яга-воительница» , сражающаяся с героями и побеждающая
многих из них. Яга-воительница, прилетев в избу и застав в ней постороннего человека,
избивает его до полусмерти, вырезает у него из спины ремень и т.д.; побеждает же ее
только одаренный особой силой, хитростью и умением богатырь. Царство ее находится за
тридевять земель в тридесятом царстве за огненной рекой.
Четвертый
тип
– «Яга
повелительница». Этот
образ
подчиняет
себе
все
силы
природы и животного мира.
Все разнообразие образов Бабы – Яги мы можем увидеть в
сказках:
«Гуси-лебеди»
«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»
«Финист – ясный сокол»
«Василиса Прекрасная»
«Две сестры»
«Два Ивана»
«Баба-Яга»
«Медное, серебряное и золотое царство»
«Иван-царевич и Белый Полянин»
«Ненаглядная красота»
«Кащей Бессмертный»
«Марья Моревна»
« Баба -Яга и заморышек»
Рассмотрим несколько примеров:
В сказке «Гуси-лебеди» Баба-Яга предстает перед нами в образе похитительницы
детей, и мы видим, что это отражает ее отрицательные черты характера.
В сказке «О молодильных яблоках и живой воде» встречаются три Бабы Яги!
Все они хорошо отнеслись к Ивану-царевичу. По прочтению данной сказки мы
можем говорить скорее о положительных
чертах характера Бабы – Яги, чем об
отрицательных.
В сказке «Финист – ясный сокол» образ Бабы-Яги несет в себе зло . Она состоит в
родственных отношениях с мачехой главной героини и помогает злой мачехе.
Таким образом мы можем сказать, что в различных сказках Яга совершает как плохие
поступки, так и хорошие.
И сколько бы сказок мы не перечитали, где присутствует образ Бабы – Яги, надо
заметить, что она никого не съела!
Заключение
Сказка живет повсюду! Сказка родилась вместе с человеком, и пока живет человек, жива
и сказка.
Сказки любят все: и взрослые, и дети. В сказках много чудес и волшебства.
Русские сказки сохранили чрезвычайно яркий и неоднозначный, загадочный образ Бабы-
Яги.
Волшебная сказка знает несколько образов бабы Яги.
Образ бабы Яги настолько колоритен, что к его интерпретации обращается множество
зарубежных и российских писателей, кинематографов, художников, скульпторов и других
деятелей искусства.
Баба – Яга может быть разной: и доброй, и злой. Часто пугает других персонажей, но так
же часто она помогает героям, спасает. Она может быть даже веселой и смешной.
Таким образом, Баба-Яга – это один из самых ярких образов русского фольклора,
литературы и культуры.
Список литературы
1.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка/ Сост. Шахматова Н.В.
С.-Петербург: ИД Весь, 2004, – 1678 с.
2.
Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. М.:Флинта, 1998, – 123с.
3.
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – С.-Петербург: Лабиринт,
1996, – 336 с.
4.
Русские народные сказки. Составитель Аникин В.П. – М.: Пресса, 1992, – 560 с.