Напоминание

Сказочные персонажи в русских народных сказках


Автор: Белова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 226"
Населённый пункт: город Ярославль
Наименование материала: творческо-познавательный проект
Тема: Сказочные персонажи в русских народных сказках
Раздел: дошкольное образование





Назад





ПРОЕКТ

Сказочные персонажи

в русских народных сказках

Педагог: Белова Елена Николаевна

МДОУ «Детский сад № 226»


ВВЕДЕНИЕ
С самого раннего детства каждый человек попадает в удивительный и волшебный мир сказок. Все дети с нетерпением ждут момента, что бы погрузиться в волшебный мир фантазии. Наши мамы и бабушки начинают рассказывать сказки малышам, когда они еще не умеют говорить, что бы с самого раннего детства малыши попадали в великолепный мир чудес. В России особенно ценны русские народные сказки, которые содержат в себе традиции русского народа, а так же могут передать всю мудрость наших предков. Во время чтения мы встречаемся со многими персонажами. Одним из таких является Баба – Яга. Этого персонажа мы привыкли видеть в разных сказках. Этот образ таит в себе много загадок, пугает и одновременно притягивает. Добро или зло несёт в себе этот образ? Мы попытаемся проанализировать данный образ, который так ярко выражен в русских народных сказках и является одним из самых ярких женских сказочных образов.
Образ Бабы-Яги
Из словаря Даля: ЯГА, ЯГА-БАБА, ЯГАЯ БАБА, ЯГАБИХА, ЯГАЯ, ЯГИХА, ЯГИШНА - Баба-Яга, сказочный персонаж, обитающий в дремучем лесу. По некоторым сведениям, имя своё она получила от старинного слова «ЯГАТЬ». В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» толкует это слово таким образом: «кричать, шуметь, бушевать, браниться, вздорить, ругаться». Там же можно найти: «Яга – род ведьмы, злой дух, под личиною безобразной старухи». Другие исследователи утверждают, что Яга перебралась к нам с Севера. Жители северных лесов часто ставили избы на высоких столбах, чтобы в них не могли забраться дикие звери и чтобы дома не замело снегом. Отсюда и «избушка на курьих ножках». Внешне Баба Яга – это безобразная сгорбленная старуха c длинными растрепанными волосами, носом крючком и костяной ногой. У Бабы-Яги костлявые руки и острые зубы. Живет она в лесу в избушке на курьих ножках. Вокруг избы – забор из человеческих костей. На заборе висят черепа. Избушка может поворачиваться вокруг оси, но в основном она обращена к лесу передом. Чтобы попасть в избушку, герою необходимо произнести заклинание: «Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом». Как правило, в избушке Бабы-Яги есть печь. Баба-Яга летает по воздуху в деревянной ступе, погоняет помелом - след заметает. Живя в лесу, она умеет обращаться с дикими животными, даже имеет помощников, например, лебеди. Бабе-Яге служат черные коты, вороны, змеи - все, кто несет в себе угрозу, но в то же время, мудрость. Она знает язык животных и растений. Баба-Яга обладательница огня (в сказке «Василиса Прекрасная»), золотых яблок (в сказке «Гуси-Лебеди»), и знания, помогающего главному герою одолеть своего противника, (в сказке «Царевна - Лягушка»).
Она отшельница, но у неё есть родственники. В некоторых сказках у бабы Яги есть дочери и их зятья, сыновья и их снохи, племянники и племянницы, три или сорок сестёр, которые действуют с нею заодно. А Василиса, во всех сказках представляющая собой самые положительные качества, – это племянница Бабы - Яги. Образ Бабы - Яги загадочен. Она может съесть не понравившегося ей путника, а может наградить. Основываясь только на человеческих критериях, невозможно добиться повышения уровня осознания – обязательно должны вмешаться сверхъестественные силы. Баба Яга – олицетворяет эти сверхъестественные силы, она умеет управлять процессом трансформации. Таким образом, образ Бабы-Яги остается загадочным и уникальным.
Типы образа Бабы-Яги в различных

русских народных сказках
Сказки знали разные типы образа Бабы-Яги:  Первый тип, это
«Яга-похитительница»
, уносящая людей и в особенности детей, которых она потом пытается изжарить и съесть. Этот тип мы можем встретить в русской народной сказке «Гуси-лебеди», которые украли Иванушку, что бы Баба – Яга смогла его зажарить и съесть. В этой сказке Баба-Яга очень хитрая и беспощадная. Она была готова занять чем-нибудь Аленушку, что бы затопить баню, выпарить девочку и съесть ее. Из разных ситуаций и дети, и взрослые, спасаются, перехитрив Ягу.  Второй тип
«Яга-дарительница»
, которая принимает героя, испытывает его и вручает ему чудесного огнедышащего коня, богатые дары, чудесные предметы и т.п. Этот тип мы можем встретить «Василиса Премудрая». Баба-Яга накормила, напоила и сказала, куда ему идти надо. Баба-Яга оказывает героям сказок помощь, выслушивая их и давая им добрые советы, взамен же требует одного – почитания, уважения. За это она отплачивает добром.  Третий тип — это
«Яга-воительница»
, сражающаяся с героями и побеждающая многих из них. Яга-воительница, прилетев в избу и застав в ней постороннего человека, избивает его до полусмерти, вырезает у него из спины ремень и т.д.; побеждает же ее только одаренный особой силой, хитростью и умением богатырь. Царство ее находится за тридевять земель в тридесятом царстве за огненной рекой.  Четвертый тип –
«Яга

повелительница».
Этот образ подчиняет себе все силы природы и животного мира. Все разнообразие образов Бабы – Яги мы можем увидеть в сказках:  «Гуси-лебеди»  «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»  «Финист – ясный сокол»  «Василиса Прекрасная»  «Две сестры»  «Два Ивана»  «Баба-Яга»  «Медное, серебряное и золотое царство»  «Иван-царевич и Белый Полянин»  «Ненаглядная красота»  «Кащей Бессмертный»  «Марья Моревна»  « Баба -Яга и заморышек»
Рассмотрим несколько примеров:  В сказке «Гуси-лебеди» Баба-Яга предстает перед нами в образе похитительницы детей, и мы видим, что это отражает ее отрицательные черты характера.  В сказке «О молодильных яблоках и живой воде» встречаются три Бабы Яги! Все они хорошо отнеслись к Ивану-царевичу. По прочтению данной сказки мы можем говорить скорее о положительных чертах характера Бабы – Яги, чем об отрицательных.  В сказке «Финист – ясный сокол» образ Бабы-Яги несет в себе
зло
. Она состоит в родственных отношениях с мачехой главной героини и помогает злой мачехе. Таким образом мы можем сказать, что в различных сказках Яга совершает как плохие поступки, так и хорошие.
И сколько бы сказок мы не перечитали, где присутствует образ Бабы – Яги, надо

заметить, что она никого не съела!

Заключение
Сказка живет повсюду! Сказка родилась вместе с человеком, и пока живет человек, жива и сказка. Сказки любят все: и взрослые, и дети. В сказках много чудес и волшебства. Русские сказки сохранили чрезвычайно яркий и неоднозначный, загадочный образ Бабы- Яги. Волшебная сказка знает несколько образов бабы Яги. Образ бабы Яги настолько колоритен, что к его интерпретации обращается множество зарубежных и российских писателей, кинематографов, художников, скульпторов и других деятелей искусства. Баба – Яга может быть разной: и доброй, и злой. Часто пугает других персонажей, но так же часто она помогает героям, спасает. Она может быть даже веселой и смешной.
Таким образом, Баба-Яга – это один из самых ярких образов русского фольклора,

литературы и культуры.

Список литературы
1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка/ Сост. Шахматова Н.В. С.-Петербург: ИД Весь, 2004, – 1678 с. 2. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. М.:Флинта, 1998, – 123с. 3. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – С.-Петербург: Лабиринт, 1996, – 336 с. 4. Русские народные сказки. Составитель Аникин В.П. – М.: Пресса, 1992, – 560 с.


В раздел образования