Напоминание

Русская музыкальная культура и православие


Автор: Ярандайкина Зинаида Алексеевна
Должность: учитель музыки и светской этики
Учебное заведение: МКОУ Антипаютинская ШИ
Населённый пункт: с.Антипаюта, Тазовский район, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: Русская музыкальная культура и православие
Раздел: начальное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАЗОВСКИЙ РАЙОН

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Антипаютинская школа-интернат среднего общего образования

ул. Советская , д. 21, с. Антипаюта , Тазовский район, Ямало-Ненецкий

автономный округ, 629371 тел./факс: (349 40) 6-41-38, aschool89@mail

РУССКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И

ПРАВОСЛАВИЕ

В ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ

ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА В ШКОЛЕ

Автор статьи: учитель музыки Ярандайкина Зинаида Алексеевна

с. Антипаюта, 2017 г.

Духовно-нравственная культура в отечественном образовании сегодня

является одной из острых проблем, которую необходимо решать и которая

требует диалога и сотрудничества служителей церкви со светскими учеными,

педагогами. Мы знаем, что в духовной сокровищнице Православия таится

неисчерпаемый источник мудрости силы. Говоря о духовно-нравственных

основах и путях развития образования и культуры, мы должны ясно, с полной

ответственностью понимать, что у нашего народа вообще нет будущего, если

наука и образование не станут национальными приоритетами. Необходимо

отметить, что развитие образования, науки и культуры возможно лишь на

основе

духовной

преемственности,

запечатленной

в

лучших

образах,

в

эталонах. Национальная образовательная система не может устраняться от

духовного и нравственного воспитания личности. Только сильные духом и

чистые сердцем люди справятся с проблемами, стоящими перед современным

миром. У церкви и светской педагогики, по большому счету, одна задача:

воспитать

не

только

знающего

и

работоспособного

человека,

но

и

полноценную личность, живущую осмысленно и одухотворенно, имеющую

нравственное измерение своих слов и дел, приносящую пользу не только

себе,

но

близким,

равно

как

и

своему

Отечеству.

Духовно-нравственное

воспитание

и

образование,

возвращение

к

историческим

корням,

к

подлинной культуре -это единственный путь к возрождению нашего народа.

Духовная культура входит в число базовых компонентов структуры личности,

наряду

с

нравственной,

коммуникативной,

эстетической,

трудовой

и

физической культурой.

Наша школа является в посёлке центром интеллектуального развития ребенка

и его воспитания, здесь он приобретает навыки восприятия как научных, так

и духовных знаний и нравственных ориентиров. Я, как преподаватель музыки

и курса «Основы религиозных культур и светской этики», имею возможность

соединить

цели

и

задачи

двух

предметов,

которые

взаимосвязаны

и

согласуются

между

собой.

Православно-христианские

принципы

любви,

гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества, заложенные в

разделах «О России петь- что стремиться в храм», «Россия - Родина моя»,

«Культура и мораль», «Добродетель и порок», «Свобода и ответственность»,

«Нравственные

ценности»

обладают

неоценимыми

образовательными

и

воспитательными возможностями. На уроках музыки в темах «Святые земли

Русской», «Кирилл и Мефодий», «Богородице Дево, радуйся», «Древнейшая

песнь материнства» формируются представления о православной культуре в

контексте прошлого и настоящего нашей Родины. Очень любят дети уроки

«Светлый праздник», «С Рождеством Христовым», «Вербное Воскресенье»,

«Родной

обычай

старины»,

которые

вызывают

яркую

эмоциональную

реакцию, где с большим воодушевлением разыгрывают театральное действо

по теме.

Слушание и пение народных славянских песнопений о Сергии

Радонежском, Рождестве, исполнение тропаря Владимирской иконе Божией

Матери, песни «Вербочки», мелодии величания, стихиры, молитвы «Ангел

вопияше» раскрывает красоту необычности мелодического строя. Очень

нравится

ребятам

такая

форма

работы,

как

поисково-

исследовательская

деятельность, которая заключается в собирании и оформлении фотоальбома

«Святые земли Русской», в процессе которого дети узнают, как и почему

обыкновенный человек в миру становится впоследствии святым. Многие

темы по предметам «Музыка» и «Основы религиозных культур и светской

этики»

затрагивают

исторические

и

культурологические

основы

православной

религии.

Близки

по

духу

и

настроению

такие

уроки,

как

«Православный

календарь.

Праздники»

и

«Семейные

праздники»,

«Православный

храм»

и

пьесы

из

«Детского

альбома»

П.И.Чайковского,

«Символический язык православной культуры» и музыка С.В.Рахманинова и

В.А.Гаврилина, «Христианское искусство» и разделы «О России петь- что

стремиться

в

храм»

и

«Россия-

Родина

моя»,

«Почитание

святых»

и

«Образцы нравственности в культуре Отечества», «Христианская семья и её

ценности»

и

«Жизнь

человека-высшая

нравственная

ценность».

На

этих

занятиях в ходе диалогов-интервью, обсуждений и дискуссий затрагиваются

такие вечные темы, как любовь, уважение, милосердие, честь, совесть. Дети

понимают

и

принимают

такие

ценности,

как

Отечество,

семья,

вера

и

религия, человеческая жизнь.

Вовлекаю родителей в учебную и внеурочную деятельность, вместе с ними

дети выполняют домашние задания, подбирают или рисуют иллюстрации,

ищут информацию в книгах, пишут небольшие сочинения. И, несомненно,

интересуются успехами своих детей: приходят в школу, присутствуют на

уроках

курса,

консультируются

со

мной.

Рассказывают

о

семейных

традициях, праздниках, о местах, где побывали летом во время отпуска. Дети

в восторге от таких встреч.

Изучение православной традиции

позволяет

школьнику почувствовать

связь между поколениями, увидеть красоту и неповторимость отечественной

культуры, понять, в чем ее уникальность. В сфере личностного развития они

учат детей отличать добро от зла, раскрывают перед ним ними красоту добра

и

развивают

потребность

совершать

добро,

формируют

в

них

чувство

ответственности, воспитывают качества патриотизма, бескорыстную любовь

к ближним, способствуют выработке собственной жизненной позиции. В

сфере

социализации

личности

-

воспитывают

в

учащихся

достойных

представителей

своей

Родины,

знающих

и

помнящих

свою

культуру

и

историю.

Мир

духовных

ценностей

нельзя

навязать

ребенку.

Эти

ценности

приобретаются

их

умственными

усилиями.

В

процессе

обучения

и

воспитания

нравственные

знания

становятся

прочувствованным

опытом,

формируется полноценная личность. Этому в полной мере отвечают уроки

музыки и курса «Основы религиозных культур и светской этики».

В

заключение

повторю

слова

митрополита

Санкт-Петербургского

и

Ладожского

Иоанна:

«Надо

твердо

помнить,

что

все

пережитое

нашим

народом окажется напрасным, а сами мы станем предателями и изменниками

великого

русского

дела,

если

не

сделаем

должных

выводов

из

горького

опыта… Стоит лишь начать, и Господь Всемогущий подаст нам силы на

духовную брань, чистую жизнь и благие дела!»



В раздел образования