Автор: Ярандайкина Зинаида Алексеевна
Должность: учитель музыки и светской этики
Учебное заведение: МКОУ Антипаютинская ШИ
Населённый пункт: с.Антипаюта, Тазовский район, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: Русская музыкальная культура и православие
Раздел: начальное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАЗОВСКИЙ РАЙОН
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Антипаютинская школа-интернат среднего общего образования
ул. Советская , д. 21, с. Антипаюта , Тазовский район, Ямало-Ненецкий
автономный округ, 629371 тел./факс: (349 40) 6-41-38, aschool89@mail
РУССКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И
ПРАВОСЛАВИЕ
В ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА В ШКОЛЕ
Автор статьи: учитель музыки Ярандайкина Зинаида Алексеевна
с. Антипаюта, 2017 г.
Духовно-нравственная культура в отечественном образовании сегодня
является одной из острых проблем, которую необходимо решать и которая
требует диалога и сотрудничества служителей церкви со светскими учеными,
педагогами. Мы знаем, что в духовной сокровищнице Православия таится
неисчерпаемый источник мудрости силы. Говоря о духовно-нравственных
основах и путях развития образования и культуры, мы должны ясно, с полной
ответственностью понимать, что у нашего народа вообще нет будущего, если
наука и образование не станут национальными приоритетами. Необходимо
отметить, что развитие образования, науки и культуры возможно лишь на
основе
духовной
преемственности,
запечатленной
в
лучших
образах,
в
эталонах. Национальная образовательная система не может устраняться от
духовного и нравственного воспитания личности. Только сильные духом и
чистые сердцем люди справятся с проблемами, стоящими перед современным
миром. У церкви и светской педагогики, по большому счету, одна задача:
воспитать
не
только
знающего
и
работоспособного
человека,
но
и
полноценную личность, живущую осмысленно и одухотворенно, имеющую
нравственное измерение своих слов и дел, приносящую пользу не только
себе,
но
близким,
равно
как
и
своему
Отечеству.
Духовно-нравственное
воспитание
и
образование,
возвращение
к
историческим
корням,
к
подлинной культуре -это единственный путь к возрождению нашего народа.
Духовная культура входит в число базовых компонентов структуры личности,
наряду
с
нравственной,
коммуникативной,
эстетической,
трудовой
и
физической культурой.
Наша школа является в посёлке центром интеллектуального развития ребенка
и его воспитания, здесь он приобретает навыки восприятия как научных, так
и духовных знаний и нравственных ориентиров. Я, как преподаватель музыки
и курса «Основы религиозных культур и светской этики», имею возможность
соединить
цели
и
задачи
двух
предметов,
которые
взаимосвязаны
и
согласуются
между
собой.
Православно-христианские
принципы
любви,
гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества, заложенные в
разделах «О России петь- что стремиться в храм», «Россия - Родина моя»,
«Культура и мораль», «Добродетель и порок», «Свобода и ответственность»,
«Нравственные
ценности»
обладают
неоценимыми
образовательными
и
воспитательными возможностями. На уроках музыки в темах «Святые земли
Русской», «Кирилл и Мефодий», «Богородице Дево, радуйся», «Древнейшая
песнь материнства» формируются представления о православной культуре в
контексте прошлого и настоящего нашей Родины. Очень любят дети уроки
«Светлый праздник», «С Рождеством Христовым», «Вербное Воскресенье»,
«Родной
обычай
старины»,
которые
вызывают
яркую
эмоциональную
реакцию, где с большим воодушевлением разыгрывают театральное действо
по теме.
Слушание и пение народных славянских песнопений о Сергии
Радонежском, Рождестве, исполнение тропаря Владимирской иконе Божией
Матери, песни «Вербочки», мелодии величания, стихиры, молитвы «Ангел
вопияше» раскрывает красоту необычности мелодического строя. Очень
нравится
ребятам
такая
форма
работы,
как
поисково-
исследовательская
деятельность, которая заключается в собирании и оформлении фотоальбома
«Святые земли Русской», в процессе которого дети узнают, как и почему
обыкновенный человек в миру становится впоследствии святым. Многие
темы по предметам «Музыка» и «Основы религиозных культур и светской
этики»
затрагивают
исторические
и
культурологические
основы
православной
религии.
Близки
по
духу
и
настроению
такие
уроки,
как
«Православный
календарь.
Праздники»
и
«Семейные
праздники»,
«Православный
храм»
и
пьесы
из
«Детского
альбома»
П.И.Чайковского,
«Символический язык православной культуры» и музыка С.В.Рахманинова и
В.А.Гаврилина, «Христианское искусство» и разделы «О России петь- что
стремиться
в
храм»
и
«Россия-
Родина
моя»,
«Почитание
святых»
и
«Образцы нравственности в культуре Отечества», «Христианская семья и её
ценности»
и
«Жизнь
человека-высшая
нравственная
ценность».
На
этих
занятиях в ходе диалогов-интервью, обсуждений и дискуссий затрагиваются
такие вечные темы, как любовь, уважение, милосердие, честь, совесть. Дети
понимают
и
принимают
такие
ценности,
как
Отечество,
семья,
вера
и
религия, человеческая жизнь.
Вовлекаю родителей в учебную и внеурочную деятельность, вместе с ними
дети выполняют домашние задания, подбирают или рисуют иллюстрации,
ищут информацию в книгах, пишут небольшие сочинения. И, несомненно,
интересуются успехами своих детей: приходят в школу, присутствуют на
уроках
курса,
консультируются
со
мной.
Рассказывают
о
семейных
традициях, праздниках, о местах, где побывали летом во время отпуска. Дети
в восторге от таких встреч.
Изучение православной традиции
позволяет
школьнику почувствовать
связь между поколениями, увидеть красоту и неповторимость отечественной
культуры, понять, в чем ее уникальность. В сфере личностного развития они
учат детей отличать добро от зла, раскрывают перед ним ними красоту добра
и
развивают
потребность
совершать
добро,
формируют
в
них
чувство
ответственности, воспитывают качества патриотизма, бескорыстную любовь
к ближним, способствуют выработке собственной жизненной позиции. В
сфере
социализации
личности
-
воспитывают
в
учащихся
достойных
представителей
своей
Родины,
знающих
и
помнящих
свою
культуру
и
историю.
Мир
духовных
ценностей
нельзя
навязать
ребенку.
Эти
ценности
приобретаются
их
умственными
усилиями.
В
процессе
обучения
и
воспитания
нравственные
знания
становятся
прочувствованным
опытом,
формируется полноценная личность. Этому в полной мере отвечают уроки
музыки и курса «Основы религиозных культур и светской этики».
В
заключение
повторю
слова
митрополита
Санкт-Петербургского
и
Ладожского
Иоанна:
«Надо
твердо
помнить,
что
все
пережитое
нашим
народом окажется напрасным, а сами мы станем предателями и изменниками
великого
русского
дела,
если
не
сделаем
должных
выводов
из
горького
опыта… Стоит лишь начать, и Господь Всемогущий подаст нам силы на
духовную брань, чистую жизнь и благие дела!»