Автор: Мантуленко Светлана Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ДОУ Красноярский МДС №5 "Тополёк"
Населённый пункт: р.п. Красный Яр Жирновский район Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Патриотическое воспитание дошкольников на современном этапе развития общества"
Раздел: дошкольное образование
«Патриотическое воспитание дошкольников на современном этапе
развития общества»
Президент Российской Федерации В.В. Путин обращает особое внимание на воспитание
патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной
политики в области патриотического воспитания говорится: «Мы должны строить своё будущее
и будущие своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и
традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её
будущее. Что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный
климат в обществе в целом.
Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное
восприятие окружающего мир, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим
людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.
Здесь начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу
нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он
удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им
глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении
личности патриота.
Самое существенное в воспитании нравственных и патриотических чувств – это
непосредственное их проявление в реальных практических поступках, повседневной жизни.
Занимаясь воспитанием детей, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый
педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями
детей.
Знакомство с городом, с Родиной должно происходить постепенно, в соответствии с
возрастом. Для этого хорошо использовать целевые прогулки, беседы о родном городе. Ведь в
каждом городе есть свои традиции, достопримечательности, памятники, которыми он славен.
Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, воспитатель обязан сам хорошо знать
историю своего города. Он должен продумать, что показать и как рассказать детям, чтобы они
заинтересовались, увлеклись, чтобы у них создавались яркие впечатления о своей малой родине,
и появилось желание узнать о ней больше.
С детских лет необходимо формировать уважительное отношение к труду людей, с
уважением относиться к ветеранам войны и труда, старшим людям.
Знания о различных профессиях, возможностях проявить свое мужество и героизм вдохновляют
детей, воспитывают в них стремление, служить людям и Отечеству.
Богатый материал для воспитания патриотических чувств - устное народное творчество.
Очень сложно строить будущее, не зная прошлого. Оно знакомит нас с вековой историей земли
русской, жизнью и бытом наших прадедов, народной культурой. К старшему дошкольному
возрасту, дети уже имеют небольшой багаж знаний и важно, чтобы ребенок не только знал
поговорки и прибаутки сказки, но чтобы он использовал их в подходящих случаях, в играх.
Русские народные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций,
противостояния добра и зла, не только радуют детей, но и закладывают основы нравственности,
учат различать, что такое хорошее и плохое, добро и злое.
В рамках патриотического воспитания необходимо проводить работу по сохранению и
возрождению культурных традиций предков, чтобы будущие поколения чтили и любили
памятные даты своего Отечества.
Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеет потенциальные
возможности формирования социальных чувств, нравственных, патриотических. Патриотизм,
гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы
человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.
Список литературы:
1. А. М. Виноградовой «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников».
2. Журнал «Дошкольное воспитание».
3. Г. Н. Эйсмонт – Швыдская. М., Просвещение», 1969 «Нравственно-патриотическое
воспитание дошкольников».
4. М. Д. Маханева. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».