Автор: Чеснокова Ирина Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 56
Населённый пункт: г.Химки московская область
Наименование материала: педсовет
Тема: Развитие ребёнка в трудовой деятельности
Раздел: дошкольное образование
ПЕДСОВЕТ
«Развитие ребёнка в трудовой деятельности».
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ДЕТСКОГО САДА КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №56
«РОМАШКА»
ЧЕСНОКОВОЙ ИРИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ.
Г. ХИМКИ
-1-
Тема: «Развитие ребёнка в трудовой деятельности».
Форма проведения: Игра «Что, где когда?»
Цель: Предпосылки развития ребёнка в трудовой деятельности.
Формы и методы работы по формированию коллективного
труда и индивидуальных поручений.
Создание условий для трудовой деятельности.
План:
1.
Подготовка к педсовету. Просмотреть воспитателям
литературу о видах трудовой деятельности в разных
возрастных группах.
2.
Вступление о развитии ребёнка в трудовой деятельности.
3.
Опыт работы Булыгиной Е. А. – доклад.
4.
Игра «Что, где, когда»?
5.
Подведение итогов. Решение педсовета.
-2-
Ход педсовета:
1.
Вступление.
Посильный и своеобразный труд маленького ребёнка имеет достаточно выраженную
общественную направленность, общественную значимость. Прежде всего, это труд по
самообслуживанию, труд хозяйственный, труд в природе (по уходу за растениями и
животными), ручной труд. Труд ребёнка хотя и связан часто с игрой, но всё более и более
становится самостоятельной и интересной деятельностью, результаты которой полезны,
иногда даже необходимы и взрослым и самим дошкольникам. Естественно, не всякий труд
может оказаться ценным для личностного развития ребёнка. Интересен и полезен тот труд,
который даёт пищу для ума и сердца, развивает художественный вкус, оказывает
благотворное влияние на здоровье, формирует ценные социальные чувства и отношения,
трудовые навыки и привычки. Труд детей, в том числе связанный с игрой, нужный для её
«обслуживания», содержит в себе все необходимые составляющие (цель, мотив, процесс,
организация, результат), а также имеет эмоциональный и познавательный аспекты. Всё это
требует от ребёнка знаний, размышлений, умения, усилия воли и др. Особое внимание
уделяется формированию у детей отзывчивости, сочувствия и сопереживания,
добросовестности, творческого (в меру возможностей ребёнка) отношения к делу, начал
самостоятельности и ответственности, дисциплинированности в индивидуальной и
коллективной работе, трудолюбия и деловитости. Справедливо подчеркнуть, что
ведущими средствами формирования у дошкольников положительного отношения к труду
и уважения к труженику являются пример взрослых и « организация» труда, обучение
трудовым навыкам, создание привычки к труду. Также необходимо реализовать разные
виды труда, скажем, труд в природе с использованием элементов «опытничества» (что
весьма важно для развития интеллекта, активности мысли, творчества, деловитости), труд
по изготовлению игрушек, в частности из дерева (работа на воздухе) и, особенно,
привлечение к этой мужской работе мальчиков. Увлечение изобразительной, музыкальной,
хореографической деятельностью (в детском саду и семье) нередко вытесняет труд
физический. А его роль неоценима для общего развития дошкольника, он нужен любому
ребёнку, если, конечно, «принимается» им, вызывает положительные эмоции, оказывается
продуктивным , а также активизирует его ум, волю, речь, добрые чувства и дела, начала
ответственности.
2. Доклад воспитателей о трудовой деятельности в группе.
3. Игра: « Что, Где, Когда?»
Вопросы:
1. Какие виды трудовой деятельности вы знаете? (Хозяйственно - бытовой
труд, самообслуживание, труд в природе, труд взрослых, поручения, дежурства и др.)
2.
Чем характеризуется каждый труд?
3.
Какие используете методы труда?
(Экскурсии, наблюдения, наглядные, словесные, чтение художественных
произведений.)
4.
Какое значение имеет создание положительного отношения и привычки к труду для
развития детей?
(Живой пример окружающих взрослых, непосредственное соприкосновение с их
трудом, то есть та трудовая атмосфера, которая постоянно окружает ребёнка.)
5.
Что даёт организация труда взрослых при детях, и совместно с ними в
воспитательном отношении и каковы принципы, конкретное содержание и формы
подобной совместной деятельности взрослых и детей?
(Даёт такую работу, где для детей достаточно нагляден либо результат труда сделанная
вещь, порядок и чистота после уборки, стирки и т. д.), либо конкретные трудовые
действия (вскапывание земли, кормление животных и т. п.). Под совместной работой
подразумевается деятельность взрослых с детьми, когда воспитатель и др. взрослые
выступают не только в качестве лица, организующего и направляющего труд детей, но
и в качестве непосредственного участника трудового процесса. Принципы: труд
должен быть естественным для детей, необходимым, жизненно значимым; Он должен
быть допустим с обще педагогической и гигиенической точки зрения; в нём должна
легко и естественно осуществляться совместная деятельность взрослых и детей с
известным разделением функций каждого участника.
6.
Что мы подразумеваем под поручениями?
(Поручение как форма организации трудовой деятельности детей имеют особенности:
они всегда исходят от взрослого, в них заключена чёткая направленность на получение
результата, конкретно определена задача.)
7.
Назовите способы объединения детей в труде?
(Труд рядом, совместный труд, общий или коллективный труд.)
8.
Какое значение имеет пример взрослых?
Дети проявляют нарастающий интерес к трудовой деятельности, и она в их жизни
занимает всё большее место, постепенно отделяется от игры. Благодаря этому
существенно возрастает значение примера взрослых. В старших группах усиливается
организаторская роль воспитателя, так как труд становится более сложным и в нём
участвует значительное количество детей. Воспитатель направляет трудовой процесс и
сам активно в нём участвует.
9.
Чем отличается труд рядом от совместного труда?
Труд рядом – каждый независим, действует в индивидуальном темпе. Совместный труд
– это объединение детей, например, одни моют кубики, другие вытирают, следующие
складывают. Ребёнок выполняет не всё задание целиком, а часть, многократно повторяя
одни и те же действия, и всякий раз передаёт результат своего труда следующему
участнику. Дети оказываются в зависимости друг от друга.
10. Приведите примеры по такому высказыванию: - «Игра – как метод трудового
воспитания».
(Например, с детьми младшего дошкольного возраста воспитатели от лица мишки или
куклы проверяют чистоту рук, костюмы детей, дают советы, как лучше убрать
игрушки, накрыть стол для кукол.)
11. Кроссворд. Отгадать, какие черты характера формируются у детей трудовой
деятельности.
Отзывчивость
Творчество
Сочувствие
Дисциплинированность
Ответственность
12. Кроссворд. Отгадать, какие черты характера формируются у детей трудовой
деятельности.
Добросовестность
Деловитость
Сопереживание
Трудолюбие
Самостоятельность
Решение педсовета.
1.
Продолжать формировать трудовые навыки у дошкольников.
2.
Создать условия для трудовой деятельности.
3.
Сделать подарки для родителей к праздникам «23 февраля», «8 марта».
4.
Организовать взаимопосещение.