Автор: Слезина Алла Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ№1 п.г.т. Суходол структурное подразделение-детский сад "Аленушка"
Населённый пункт: п.г.т. Суходол, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности развития мелкой моторики в дошкольном возрасте"
Раздел: дошкольное образование
Особенности развития мелкой моторики в дошкольном возрасте
Дошкольный возраст - это один из важнейших этапов жизни ребенка,
так как в это время формируется его характер, его личность. Ребенок уже
очень многое понимает, а главное хочет научиться многому, и, главное -
помочь ему в его начинаниях. Обеспечить ребенку всестороннее развитие к
ш к о л е
-
з а д а ч а
в з р о с л о г о .
Дошкольное воспитание детей можно считать своеобразным фундаментом,
основой, с которой начинается все дальнейшее строительство и развитие
л и ч н о с т и
р е б е н к а
-
х а р а к т е р а ,
с п о с о б н о с т е й ,
н а в ы к о в .
Дошкольное
воспитание
детей
базируется
на
развитии
у
детей
мелкой
моторики. В пальчиках ребенка находится огромное количество рецепторов,
которые
посылают
импульсы
прямо
в
мозг,
в
те
его
сами
центры,
контролирующие развитие речи и согласованность в движениях пальцев рук.
Данные центры расположены в непосредственной близости. Именно поэтому
столь
важно
уделять
внимание
развитию
у
ребенка
мелкой
моторики.
Когда ребенок работает ручками, пальчиками, то активизирует особые отделы
м о з г а
и
ц е н т р ы ,
ко т о р ы е
« о т в е ч а ю т »
з а
р а з в и т и е
р е ч и .
Именно
в
дошкольном
возрасте
на
развитие
мелкой
моторики
следует
обращать особое внимание: к тому моменту, когда ребенок пойдет в школу,
его моторные навыки должны быть развиты на достаточном уровне, иначе
обучение
в
школе
будет
предст авлять
для
него
с л ож н о с т и .
Развитие навыков мелкой моторики можно сочетать с трудовым воспитанием
дошкольника.
Можно
доверить
ребенку
сматывать
в
клубки
нитки
для
вязания
или
перебирать
крупу
для
каши
–
это
полезно
для
его
мелкой
моторики. К тому же, ребенок будет гордиться, что помогает родителям по
дому. Чтобы мелкая моторика дошкольников развивалась
правильно, занятия должны быть регулярными. Не стоит думать, что это
отнимет много времени: много занятий совершенно не требуют присутствия
родителей.
Задача
взрослых
–
лишь
предоставить
ребенку
необходимые
материалы, дальше он сам разберется. Конечно, это не означает, что
ребенок
должен
все
время
быть
предоставлен
сам
себе.
Необходимо
выделить
время
и
для
совместных
занятий:
ребенку
важна
поддержка.
Занятия
должны
проходить
в
доброжелательной
обстановке
и
приносить
ребенку радость, только так они дадут плоды. Если даже
регулярные
занятия
не
помогают,
необходимо
обратиться
к
специалисту:
иногда нарушения мелкой моторики могут быть признаком отставания в
развитии или даже симптомом заболевания. Дошкольный
возраст является сенситивным периодом для развития моторики. Поэтому
очень важно уделять должное внимание развитию как крупной, так и мелкой
моторики. К крупной моторике относят способность ребенка владеть своим
телом в пространстве, делать слаженные движения во время ходьбы, бега,
выполнения упражнений. Мелкая моторика связана с работой пальцев и
к и с т и
р у к ,
т о ч н ы м и
п р и ц е л ь н ы м и
д в и ж е н и я м и .
По данным ученых тренировки моторики положительно влияют на развитие
высших
психических
функций
–
улучшение
восприятия
информации,
формирование
механизмов
целенаправленного
поведения,
стремление
добиваться успехов в выполнении задач, усиление концентрации внимания.
Это означает, что развитие психомоторики рук очень важно для полноценного
учебного
процесса
детей
и
их
дальнейшего
нервно-психического
и
ф и з и ч е с к о г о
р а з в и т и я .
Дети, которые во время вступления в школу имеют задержку психического
развития, как правило, имеют недостаточно развитую моторику рук. Они
почти
не
умеют
пользоваться
ножницами,
плохо
рисуют
карандашами
и
красками,
иногда
даже
плохо
держат
ложку.
Такие
дети
застенчивы,
н е у в е р е н н ы
в
с в о и х
с и л а х .
Следовательно, именно в период старшего дошкольного возраста является
этапом
активного
развития
механизмов
движения
рук.
Тяжесть
этого
процесса во многом определяется недостаточной сформированностью в этом
возрасте мелких мышц кисти и пальцев рук, несовершенством их нервно-
мышечной регуляции. Недостаточное развитие психомоторики увеличивает
физиологическую утомляемость учебной деятельности и приводит к более
в ы р а ж е н н о м у
у т о м л е н и ю
н е р в н о й
с и с т е м ы .
В старшем дошкольном возрасте у ребенка происходит интенсивное развитие
всех систем организма, в том числе координационных способностей, которые
можно
считать
показателем
нервно-мышечного
взаимодействия.
Развитие
координационных
способностей
будет
способствовать
общему
развитию
ребенка, активации умственной и сенсорной деятельности и является одним
и з
э л е м е н т о в
« ш к о л ь н о й
з р е л о с т и » .
Следовательно,
при
подготовке
ребенка
к
школе,
то
есть
в
старшем
дошкольном возрасте важное значение имеют не только занятия по развитию
когнитивных функций, но и тренировки мелкой и крупной моторики рук.