Напоминание

"Особенности развития мелкой моторики в дошкольном возрасте"


Автор: Слезина Алла Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ№1 п.г.т. Суходол структурное подразделение-детский сад "Аленушка"
Населённый пункт: п.г.т. Суходол, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности развития мелкой моторики в дошкольном возрасте"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности развития мелкой моторики в дошкольном возрасте

Дошкольный возраст - это один из важнейших этапов жизни ребенка,

так как в это время формируется его характер, его личность. Ребенок уже

очень многое понимает, а главное хочет научиться многому, и, главное -

помочь ему в его начинаниях. Обеспечить ребенку всестороннее развитие к

ш к о л е

-

з а д а ч а

в з р о с л о г о .

Дошкольное воспитание детей можно считать своеобразным фундаментом,

основой, с которой начинается все дальнейшее строительство и развитие

л и ч н о с т и

р е б е н к а

-

х а р а к т е р а ,

с п о с о б н о с т е й ,

н а в ы к о в .

Дошкольное

воспитание

детей

базируется

на

развитии

у

детей

мелкой

моторики. В пальчиках ребенка находится огромное количество рецепторов,

которые

посылают

импульсы

прямо

в

мозг,

в

те

его

сами

центры,

контролирующие развитие речи и согласованность в движениях пальцев рук.

Данные центры расположены в непосредственной близости. Именно поэтому

столь

важно

уделять

внимание

развитию

у

ребенка

мелкой

моторики.

Когда ребенок работает ручками, пальчиками, то активизирует особые отделы

м о з г а

и

ц е н т р ы ,

ко т о р ы е

« о т в е ч а ю т »

з а

р а з в и т и е

р е ч и .

Именно

в

дошкольном

возрасте

на

развитие

мелкой

моторики

следует

обращать особое внимание: к тому моменту, когда ребенок пойдет в школу,

его моторные навыки должны быть развиты на достаточном уровне, иначе

обучение

в

школе

будет

предст авлять

для

него

с л ож н о с т и .

Развитие навыков мелкой моторики можно сочетать с трудовым воспитанием

дошкольника.

Можно

доверить

ребенку

сматывать

в

клубки

нитки

для

вязания

или

перебирать

крупу

для

каши

это

полезно

для

его

мелкой

моторики. К тому же, ребенок будет гордиться, что помогает родителям по

дому. Чтобы мелкая моторика дошкольников развивалась

правильно, занятия должны быть регулярными. Не стоит думать, что это

отнимет много времени: много занятий совершенно не требуют присутствия

родителей.

Задача

взрослых

лишь

предоставить

ребенку

необходимые

материалы, дальше он сам разберется. Конечно, это не означает, что

ребенок

должен

все

время

быть

предоставлен

сам

себе.

Необходимо

выделить

время

и

для

совместных

занятий:

ребенку

важна

поддержка.

Занятия

должны

проходить

в

доброжелательной

обстановке

и

приносить

ребенку радость, только так они дадут плоды. Если даже

регулярные

занятия

не

помогают,

необходимо

обратиться

к

специалисту:

иногда нарушения мелкой моторики могут быть признаком отставания в

развитии или даже симптомом заболевания. Дошкольный

возраст является сенситивным периодом для развития моторики. Поэтому

очень важно уделять должное внимание развитию как крупной, так и мелкой

моторики. К крупной моторике относят способность ребенка владеть своим

телом в пространстве, делать слаженные движения во время ходьбы, бега,

выполнения упражнений. Мелкая моторика связана с работой пальцев и

к и с т и

р у к ,

т о ч н ы м и

п р и ц е л ь н ы м и

д в и ж е н и я м и .

По данным ученых тренировки моторики положительно влияют на развитие

высших

психических

функций

улучшение

восприятия

информации,

формирование

механизмов

целенаправленного

поведения,

стремление

добиваться успехов в выполнении задач, усиление концентрации внимания.

Это означает, что развитие психомоторики рук очень важно для полноценного

учебного

процесса

детей

и

их

дальнейшего

нервно-психического

и

ф и з и ч е с к о г о

р а з в и т и я .

Дети, которые во время вступления в школу имеют задержку психического

развития, как правило, имеют недостаточно развитую моторику рук. Они

почти

не

умеют

пользоваться

ножницами,

плохо

рисуют

карандашами

и

красками,

иногда

даже

плохо

держат

ложку.

Такие

дети

застенчивы,

н е у в е р е н н ы

в

с в о и х

с и л а х .

Следовательно, именно в период старшего дошкольного возраста является

этапом

активного

развития

механизмов

движения

рук.

Тяжесть

этого

процесса во многом определяется недостаточной сформированностью в этом

возрасте мелких мышц кисти и пальцев рук, несовершенством их нервно-

мышечной регуляции. Недостаточное развитие психомоторики увеличивает

физиологическую утомляемость учебной деятельности и приводит к более

в ы р а ж е н н о м у

у т о м л е н и ю

н е р в н о й

с и с т е м ы .

В старшем дошкольном возрасте у ребенка происходит интенсивное развитие

всех систем организма, в том числе координационных способностей, которые

можно

считать

показателем

нервно-мышечного

взаимодействия.

Развитие

координационных

способностей

будет

способствовать

общему

развитию

ребенка, активации умственной и сенсорной деятельности и является одним

и з

э л е м е н т о в

« ш к о л ь н о й

з р е л о с т и » .

Следовательно,

при

подготовке

ребенка

к

школе,

то

есть

в

старшем

дошкольном возрасте важное значение имеют не только занятия по развитию

когнитивных функций, но и тренировки мелкой и крупной моторики рук.



В раздел образования