Автор: Власова Елена Львовна
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ Березниковский техникум профессиональных технологий
Населённый пункт: Березники Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: "Кейтеринг как одна из форм услуг общественного питания"
Раздел: среднее профессиональное
КЕЙТЕРИНГ – КАК ОДНА ИЗ ФОРМ УСЛУГ
ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В
наши
дни
понятие
«кейтеринг»
знакомо
только
для
узкого
круга
специалистов,
хотя
многие
к
нему
обращаются
как
частные,
так
и
юридические
лица.
Чаще
всего
в
нашей
стране
это
понятие
заменяется
доставкой обеда по заказу.
Кейтеринг
(в переводе с английского – снабжение провизией) – выездное
ресторанное
обслуживание
в
любом
помещении
по
выбору
клиента.
Особенность такого обслуживания, что не Вы идёте в ресторан, а ресторан
приходит к Вам. Данный термин придумали американцы. Первоначально это
слово означало человека или предприятие, которые поставляют продукты
питания, посуду, напитки и всё необходимое для какого-либо мероприятия.
Сейчас КЕЙТЕРИНГ – это целая индустрия.
Актуальность
данной
темы
заключается
в
росте
потребности
кейтеринговых услуг на Рынке.
Я поставил перед собой 3 задачи:
1.
рассмотреть виды кеитеринговых услуг;
2.
определить «ниши», которые может занять данная услуга;
3.
определить некоторые особенности организации данной услуги.
Новизна исследования состоит в том что, это новая неизведанная услуга для
Российского потребителя.
Виды кеитеринга
Понятие кейтеринг размыто и мы будем отталкиваться от рыночных
реалий. А рынок голосует за так называемый событийный кейтеринг, когда
можно
заказать
банкет,
устроить
праздник
на
природе
или
пригласить
официанта
домой.
И
это
всё
лучше
заказать
профе ссионалам.
Профессиональный
кейтеринг
(премиум-класс)
–
это
в
первую
очередь
качественный
процесс
приготовления
еды,
где
львиная
доля
действа
(приготовления) выносится за пределы кухни во внешнюю среду. Блюда
готовятся в процессе перемещения, а доводятся и сервируются уже на месте.
Профессионала отличает и подход к клиенту, т.е минимальное время между
принятием заказа и его выполнением. Надо очень внимательно общаться и
спрашивать об ожиданиях заказчика, и как следует, обо всём договорится.
Крупные
компании,
как
правило,
имеют
свою
базу
обслуживающего
персонала.
Работа
на
выезде
отнимает
гораздо
больше
времени
и
сил.
Действительно 3-4 часа банкета следует за суточной подготовкой, погрузкой,
перевозкой,
установкой
оборудования,
а
по
завершению
мероприятия
требуется
минимум
4-6
часов
уборки.
И
помимо
всего
необходимо
предусмотреть возможные неприятности (а это приходит только с опытом).
Всё
необходимое
оборудование
для
заказа
необходимо
иметь
своё.
Хотя
сейчас всё можно взять в аренду, но вы рискуете, что в один прекрасный
момент
посуды
одного
вида
в
нужном
количестве
не
будет,
столы
не
подойдут по размеру, а машины для перевозки будут заняты. Люксовые
компании
работают
исключительно
на
своём
оборудовании,
прибегая
к
аренде в исключительных случаях. И хотя именно питание «съедает» до 70%
бюджета
любого
мероприятия,
не
меньше
времени
уд еля ет ся
развлекательной программе и оформлению помещения. Крупные компании в
состоянии
своими
силами
обеспечить
клиенту
ту
самую
«полную
программу» - массовиков затейников, игры и развлечения, цветы на столах,
помощь
в
выборе
площадки.
Многие
заключают
договора
с
соответствующими организациями, которые делают все под ключ.
Средний
кейтеринг
–
такую
компанию
организовать
легко.
Для
этого
достаточно иметь заказ и знать, к кому и зачем можно обратиться. Тут еду
можно заказать, там музыку, арендовать автомобиль. Большое количество
кейтеринговых
компаний
объясняется
тем,
что
этот
бизнес
очень
легко
начать. Заработанные на начальном этапе деньги можно инвестировать в
развитие
собственной
материальной
базы.
Приобретать
собственной
помещение, оборудование и самое главное у компании должен быть свой
шеф-повар,
менеджеры
по
продажам,
бухгалтерия.
Для
организации
нормальной средней кейтериноговой компании необходимый минимум – это
7-8 человек в штате.
Самый простой вариант среднего кейтеринга – это доставка обедов.
При
доставке в офис полуфабрикатов с последующим приготовлением и раздачей
упрощаются требования к торговым, производственным и подсобным
площадям, отпадает необходимость в больших инвестициях в оборудование и
инвентарь. Обычно в таких случаях компания-поставщик берет на себя
решение всех вопросов, связанных с оформлением лицензий, сертификатов,
регистрацией кассовых аппаратов, взаимодействием с санитарно-
эпидемиологическими, торговыми, налоговыми и прочими
контролирующими организациями. При приготовлении обедов в офисе
клиента облегчается задача выбора повара и поставщика товаров. Правда,
придется выделить кейтеринговой компании производственные, складские,
торговые и подсобные помещения. Зато ее персонал будет готовить,
привозить и убирать за вами.
На российском рынке появилась потребность мобильного питания, то есть
доставки по городу готовой еды класса premium – полезной, вкусной,
приготовленной из высококачественных ингредиентов (сэндвичи, салаты,
десерты, пиццы и т.д.). Крупные компании чаще всего организуют для своих
работников полноценные обеды. Многие обедают в ресторанах при офисных
центрах. Но менеджеры среднего звена не ориентированы на общение с
партнерами за обедом. Ланч отнимает у них слишком много времени и денег.
До ресторанчика нужно дойти, а работы слишком много, или погода плохая и
выходить не хочется. Носить с собой свертки из дома не солидно, и не все
готовы делать салат на офисной кухне. Вот тут и приходят на помощь
организации, которые занимаются корпоративным питанием.
Ниши кейтеринга
II
Существует
по
меньшей
мере,
десяток
различных
ниш
или
направлений деятельности в сфере кейтеринга. Некоторые из них нельзя
назвать выездным ресторанным обслуживанием в чистом виде, но они с ним
тесно связаны. Все эти ниши имеют отношение к еде и её приготовлению.
Кейтеринг – услуги делятся на две большие категории:
• Корпоративное обслуживание
• Индивидуальное обслуживание
Первое
достаточно
однообразно,
поскольку
включает
в
себя
приготовление
завтраков,
обедов,
иногда
ужинов.
Однако
корпоративные
приёмы рутинными не назовёшь. Зачастую они изобилуют множеством блюд,
что
даёт
возможность
проявить
фантазию
и
изобретательность
при
их
сервировке.
Индивидуальное
обслуживание
(обслуживание
частных
клиентов)
предполагает
обеспечение
необходимым
сервисом
самых
различных
мероприятий:
приёмов,
завтраков,
обедов
и
ужинов.
Количество
гостей
значительно
не
велико,
приёмы
не
столь
пышные
по
сравнению
с
корпоративными, да и бюджеты значительно ниже. Большинство корпораций
не жалеет денег на организацию своих вечеринок. Однако бюджеты крупных
частных торжеств типа свадьбы, на которую приглашают множество гостей,
также могут достичь солидных размеров.
Существует еще одна, особая, сфера - обслуживание организаций.
Сюда входит выездное обслуживание государственных учреждений,
организаций, не являющихся частными компаниями. По типу обслуживания
этот вид близок к корпоративному. Он подразумевает кейтеринг - услуги в
школах, больницах, других государственных учреждениях и ведомствах. Как
правило, питание в учреждениях организуется на местах, но если возникает
необходимость в более качественной пище или отсутствуют внутренние
условия обеспечения, в таком случае приглашают поставщика кейтеринг –
услуг со стороны.
Основное отличие корпоративного обслуживания от обслуживания
организаций состоит в разнице их бюджетов. Затраты государственных
организаций обычно ниже, а иногда значительно ниже затрат частных
компаний. Обслуживание госучреждений входит в нишу низко бюджетного
или средне качественного сектора.
Сочетание нескольких направлений деятельности привносит в работу
приятное разнообразие, поскольку в обоих случаях требуются различные
подходы и стили обслуживания, а возникающие по ходу дела проблемы также
обладают различным характером. К тому же эти мероприятия не совпадают
по времени. Корпоративные вечеринки обычно происходят по рабочим дням,
а частные торжества приурочены к концу недели.
Таким образом, главное различие между поставщиками состоит в том,
какой класс кейтеринг - услуг они выбирают для своей деятельности: низ-
кобюджетный или высокобюджетный. Причем в каждом из этих секторов
предоставлен весь спектр услуг.
Крупные поставщики могут позволить себе иметь низкобюджетное
подразделение наряду со средне бюджетным. Но мелкие поставщики должны
сосредоточиться на своем небольшом «пятачке».
Маркетинговая стратегия
Кейтеринг – гибкий, разносторонний бизнес, который в настоящее время
ищет пути развития. В случае серьезного подхода к построению бизнеса
необходимо задуматься о создании торговой марки, с которой у покупателя
будут отождествляться качество услуг и весь продуктовый ряд, предлагаемый
компанией.
1. Создание собственной клиентской базы служит показателем
профессионального подхода, позволяет сократить время принятия заказа у
постоянных клиентов компании.
2. Использовать различные системы скидок накопительные скидки,
вознаграждающиеся дополнительным бесплатным продуктом; сезонные
скидки; скидки для постоянных клиентов и т.д.
3. Немаловажную роль играет и система расчетов. Для клиента важна
свобода выбора, но далеко не все компании могут ее предоставить. Хорошо,
когда услуги можно оплатить наличными, кредитной картой или по
безналичному расчету, а при постоянном сотрудничестве возможна оплата по
безналу раз в месяц или раз в неделю, по согласованию можно получить обед
и в кредит.
4.Большое внимание следует уделять рекламе, нужно очень активно
развивать Интернет – рекламу. Активно работает реклама «из уст в уста»,
если сервисом вашей компании действительно довольны, то к вам постоянно
будут обращаться все новые клиенты.
Кейтеринг в Берениках
Как же обстоят дела по нашему мнению в городе Березники? Сам по
себе город не большой, крупных организация мало исходя из этого и крупной
кейтеринговой компании нет, т.к это не рентабельно и такое предприятие
может быть убыточным. Ведущие рестораны города данный вид
обслуживания используют но об этом мало кто знает, и предоставляют они
стандартные услуги такие как: доставка еды, индивидуальное обслуживание
(обслуживание частных клиентов).
А где крупные корпоративные обслуживания с полным набором услуг от
изысканного меню, организацией досуга до уборки помещения? И сколько в
городе компаний которые не имеют своей точки общепита?....
Уважаемые студенты всё в ваших руках – спешите наполнить рынок
кейтеринговыми услугами (пока это не сделал кто то другой), творите для
людей праздник и получайте прибыль.