Напоминание

"Состав слова. Повторение"


Автор: Алямова Зухро Кадыровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл "Савинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей"
Населённый пункт: город Йошкар-Ола
Наименование материала: Конспект открытого урока письма в 4-ом классе
Тема: "Состав слова. Повторение"
Раздел: начальное образование





Назад




Государственное бюджетное учреждение республики Марий Эл «Савинский

детский дом-интернат для умственно-отсталых детей»

КОНСПЕКТ УРОКА ПИСЬМА

в 4-ом классе

Тема: «Состав слова. Повторение».

Подготовила: учитель русского языка и литературы

Алямова Зухро Кадыровна

Йошкар-Ола

Цели:

1. Обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Состав

слова».

2.

Способствовать

развитию

орфографической

зоркости

через

игровую

деятельность на уроке.

3.

Способствовать

воспитанию

самостоятельности,

аккуратности

при

выполнении письменной работы.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Форма урока: игра-путешествие.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Приветствие. Рапорт дежурного.

Встали все у парт красиво. Поздоровались учтиво. Тихо сели. Спинки прямо.

Вижу класс наш хоть куда. Мы начнём урок друзья.

II. Целеполагание и мотивация.

Тема урока спряталась (логограмма)

С к О о С р Т е А н В ь с С у Л ф О ф В и А кс

корень суффикс

СОСТАВ СЛОВА

Мы сегодня подведём итоги работы по теме «Состав слова», повторим

разбор

слова

по

составу.

Помогать

сегодня

в

нашей

работе

будет

план

путешествия

по

стране

словообразования.

Каждый

раз,

как

мы

пройдём

запланированный пункт, подводим итоги, я оцениваю вашу работу.

Для чего нам всем нужно знать состав слова? (Чтобы не делать ошибок

в разных частях слова, быть грамотными).

Какое имя мы дадим нашему уроку?

- «Путешественники».

Девиз: «Если знаешь части слова, то напишешь их толково. Ты за ключиком

иди и замочек отомкни».

Как вы понимаете девиз нашего урока?

Мы будем повторять изученный материал, использовать наши знания, как

ключи для раскрытия темы нашего урока «Состав слова».

Работа в тетрадях: число, классная работа, название урока.

III. Повторение и обобщение материала.

- Начинаем наше путешествие с самой главной части слова.

Какой? Что вы знаете о корне? (Дети рассказывают правило).

Беседа, беседушка, беседка, беседую.

- Что одинакового в этих словах? (Общая часть родственных слов – корень).

Запишите слова, выделите корень и придумайте предложение со словом

беседа).

Вывод: в группе однокоренных слов корень пишется одинаково.

Найдите однокоренные слова: лев, тигр, лисица, котёнок, лис, лисёнок.

Выделите корень. Придумайте предложение со словом лисица.

ИГРА «ПРОВЕРЯЙКА». (Устно говорят проверочные слова).

Лесник, беседа, верблюд, север, грибы, рябина, садовник.

Вывод: для проверки безударной гласной в корне слова, надо подобрать

проверочное слово так, чтобы гласная стояла под ударением. Если слово

проверить нельзя, запомни, как оно пишется.

ИГРА «УЗНАЙ МЕНЯ». (На карточках вписать звонкую или глухую

согласную, выделить корень). Проверка в парах.

I группа: зу…ки – зу…ы;

сторо…ка – сторо…у;

гла…ки – гла…а.

II группа: зу…– зубы;

тетра…ь – тетради;

гла…– глаза.

Вывод: парные звонкие и глухие согласные в корне пишутся одинаково,

согласные в корне надо проверять, изменив слово, чтобы после согласной

стояла гласная буква.

Физкультминутка.

За высокими горами (поднимаются на носочки),

За широкими морями (разводят руками),

За дремучими лесами (повороты),

На пригорке теремок (поднимаются на носочки),

На дверях висит замок (наклон вперёд),

Ты за ключиком иди (шагают на месте),

И замочек отомкни (хлопают в ладоши).

Мы продолжаем наше путешествие. Куда держим путь? Приставка? Где

она стоит? Для чего нужна, как её выделяют?

Приведите примеры слов с приставкой. Запишите (например: приезд, отъезд,

выезд). Какая часть слова ещё служит для образования новых слов? Где стоит

суффикс?

ИГРА

«УГАДАЙ

СЛОВО

ПО

ЕГО

СХЕМЕ». (С помощью каких

частей слова образовываются новые слова?)

Вывод: с

помощью

приставок

и

суффиксов

образуются

новые

слова.

Приставка стоит перед корнем, а суффикс за корнем.

Мы подходим к концу нашего путешествия, но листья замели все

дорожки…

Выполните

задание,

чтобы

путешествие

закончилось

удачно.

Измени слова так, чтобы получился красивый рассказ.

Что мы изменили? Для чего нужны окончания?

Вывод: окончания нужны для связи слов в предложении.

Из каких частей может состоять слово? Составь слова из разных частей

(лотограмма).

Строй а за к (у каждого обучающегося разрезанные карточки).

Какие слова у вас получились? Из каких частей может состоять слово?

У каждого из вас схема разбора слова по составу:

- запиши слово;

- выдели корень;

- выдели окончание;

- найди и обозначь приставку и суффикс.

ИГРА

«КТО

БЫСТРЕЕ». (Каждый

учение

разбирает

по

одному

слову).

1 ряд: загадка, лодка, посадка.

2 ряд: тетрадка, побег, постройка.

Вывод: сегодня каждый мог проверить себя не подвести своих товарищей

при разборе слов по составу.

Итог урока.

- На какие правила учились писать слова?

- Для чего нужно знать эти правила?

- Кому понравилось путешествие?

Выставление оценок.

Рефлексия. Поднимите карточки со знаком «ключик», кому понравился урок.

Домашнее

задание:

карточка

по

разбору

слов

по

составу

(подбирается

каждому ученику индивидуально).



В раздел образования