Напоминание

"Духовно-нравственное воспитание, посредством приобщения детей на музыкальных занятиях к русскому народному творчеству".


Автор: Васильева Елена Анатольевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ №31 "КРЕПЫШ"
Населённый пункт: город Королёв Московской области
Наименование материала: статья
Тема: "Духовно-нравственное воспитание, посредством приобщения детей на музыкальных занятиях к русскому народному творчеству".
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Духовно-нравственное воспитание, посредством приобщения детей на

музыкальных занятиях к русскому народному творчеству».

Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев-

обречена на вымирание.

Лев Николаевич Толстой

Цель духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы привить

любовь в душе ребенка к родной природе, к родному дому и семье, к истории

и культуре страны, используя музыкально эстетические средства выражения.

Задачи:

- Воспитывать в детях такие нравственные качества, как любовь к своим

близким, патриотизм и любовь к своей Родине.

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- расширение представлений о городах России;

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их

традициям;

Высшей формой эстетического освоения действительности является

искусство как выражение наиболее развитого эстетического сознания, как

особая форма художественной деятельности человека и чувственно-

образного познания действительности. Искусство совершенствует и

развивает чувства людей, через него человек не только познает окружающую

действительность, но осознает и утверждает себя как личность, ибо

искусство обладает таким воздействием на человека, которое помогает

формировать его всесторонне, влиять на его духовный мир в целом.

Каждый из видов искусства способен воздействовать на определенную

сторону духовного состояния человека. Музыка является искусством, которое

обладает удивительной силой эмоционального воздействия и тем самым

служит одним из важных средств формирования личности.

Народный фольклор воздействует на ребенка с самых первых дней его

существования: он сосредотачивается, затихает, услышав нежный напев

колыбельной; выражение его лица меняется, оживляются движения как

только звучит бодрая музыка. И если так рано отмечается эмоциональная

реакция ребенка на музыку, то становится понятным, что сознательное

приобщение к ней детей необходимо начинать с самого раннего возраста.

Неотъемлемой частью детского музыкального воспитания является

русское песнетворчество. Совершенное творение-песня веками вбирала в

себя величие мудрости, духовную красоту народа.

Для детей народная песня -неиссякаемый источник представлений о

жизни, истории страны, нравственно-эстетических идеалах. С незапамятных

времен в народном песенном творчестве специально для детей существуют

сказки, колыбельные, пословицы, потешки, прибаутки, считалки, хороводы,

песни-загадки и т.д.

Народное песенное творчество соединяет в себе слово и музыку,

вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве

сохранились особенные черты русского характера, присущие ему

нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости,

трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками,

пословицами, сказками, их тем самым приобщают к общечеловеческим

нравственным ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки,

заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в

благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко

оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие

недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в

произведениях устного народного творчества занимает уважительное

отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря

этому фольклорные произведения являются богатейшим источником

познавательного и нравственного развития детей.

Детский фольклор справедливо считается основой музыкально-

эстетического воспитания. Никакой другой вид искусства не обладает такой

доступностью, массовостью и активностью творческого и исполнительского

процесса, как народное пение.

Окружение ребёнка предметами национального характера. Это поможет

детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского

народа.

Народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются

тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года,

погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем,

эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными

сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и

многообразии.

В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского

характера, присуще ему нравственные ценности - представления о добре,

красоте, правде, верности и т. д. Особое место в таких произведениях

занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством

человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим

источником познавательного и нравственного развития детей. Фольклор

используется как на занятиях-играх, так и во всех режимных моментах.

Воспитать патриота своей Родины принимающего близко к сердцу ее

интересы и заботы можно, если воспитывать у дошкольников нравственно-

патриотические чувства через синтез искусств (музыка, народное творчество,

музыкально-ритмическая деятельность, изобразительное искусство,

художественная литература) .

Приобщение детей к прошлому своей Родины является средством

формирования их нравственных, патриотических чувств и развития

духовности.

«Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как

любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды».

И. А. Ильин



В раздел образования