Автор: Васильева Елена Анатольевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ №31 "КРЕПЫШ"
Населённый пункт: город Королёв Московской области
Наименование материала: статья
Тема: "Духовно-нравственное воспитание, посредством приобщения детей на музыкальных занятиях к русскому народному творчеству".
Раздел: дошкольное образование
«Духовно-нравственное воспитание, посредством приобщения детей на
музыкальных занятиях к русскому народному творчеству».
Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев-
обречена на вымирание.
Лев Николаевич Толстой
Цель духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы привить
любовь в душе ребенка к родной природе, к родному дому и семье, к истории
и культуре страны, используя музыкально эстетические средства выражения.
Задачи:
- Воспитывать в детях такие нравственные качества, как любовь к своим
близким, патриотизм и любовь к своей Родине.
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- расширение представлений о городах России;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их
традициям;
Высшей формой эстетического освоения действительности является
искусство как выражение наиболее развитого эстетического сознания, как
особая форма художественной деятельности человека и чувственно-
образного познания действительности. Искусство совершенствует и
развивает чувства людей, через него человек не только познает окружающую
действительность, но осознает и утверждает себя как личность, ибо
искусство обладает таким воздействием на человека, которое помогает
формировать его всесторонне, влиять на его духовный мир в целом.
Каждый из видов искусства способен воздействовать на определенную
сторону духовного состояния человека. Музыка является искусством, которое
обладает удивительной силой эмоционального воздействия и тем самым
служит одним из важных средств формирования личности.
Народный фольклор воздействует на ребенка с самых первых дней его
существования: он сосредотачивается, затихает, услышав нежный напев
колыбельной; выражение его лица меняется, оживляются движения как
только звучит бодрая музыка. И если так рано отмечается эмоциональная
реакция ребенка на музыку, то становится понятным, что сознательное
приобщение к ней детей необходимо начинать с самого раннего возраста.
Неотъемлемой частью детского музыкального воспитания является
русское песнетворчество. Совершенное творение-песня веками вбирала в
себя величие мудрости, духовную красоту народа.
Для детей народная песня -неиссякаемый источник представлений о
жизни, истории страны, нравственно-эстетических идеалах. С незапамятных
времен в народном песенном творчестве специально для детей существуют
сказки, колыбельные, пословицы, потешки, прибаутки, считалки, хороводы,
песни-загадки и т.д.
Народное песенное творчество соединяет в себе слово и музыку,
вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве
сохранились особенные черты русского характера, присущие ему
нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости,
трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками,
пословицами, сказками, их тем самым приобщают к общечеловеческим
нравственным ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки,
заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в
благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко
оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие
недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в
произведениях устного народного творчества занимает уважительное
отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря
этому фольклорные произведения являются богатейшим источником
познавательного и нравственного развития детей.
Детский фольклор справедливо считается основой музыкально-
эстетического воспитания. Никакой другой вид искусства не обладает такой
доступностью, массовостью и активностью творческого и исполнительского
процесса, как народное пение.
Окружение ребёнка предметами национального характера. Это поможет
детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского
народа.
Народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются
тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года,
погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем,
эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными
сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и
многообразии.
В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского
характера, присуще ему нравственные ценности - представления о добре,
красоте, правде, верности и т. д. Особое место в таких произведениях
занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством
человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим
источником познавательного и нравственного развития детей. Фольклор
используется как на занятиях-играх, так и во всех режимных моментах.
Воспитать патриота своей Родины принимающего близко к сердцу ее
интересы и заботы можно, если воспитывать у дошкольников нравственно-
патриотические чувства через синтез искусств (музыка, народное творчество,
музыкально-ритмическая деятельность, изобразительное искусство,
художественная литература) .
Приобщение детей к прошлому своей Родины является средством
формирования их нравственных, патриотических чувств и развития
духовности.
«Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как
любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды».
И. А. Ильин