"Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся в подростковом возрасте на уроках изобразительного искусства".
Автор: Золотухина Зинаида Васильевна Должность: учитель изобразительного искусства Учебное заведение: МОУ "Старохуторская основная общеобразовательная школа" Населённый пункт: село Старый Хутор, Белгородская область Наименование материала: статья Тема: "Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся в подростковом возрасте на уроках изобразительного искусства". Раздел: среднее образование
искусства».
Без зла смотри на мирозданье,
а разумом добра любви,
мир это море из благих деяний,
построй корабль и по нему плыви.
В соответствии с законом РК «Об образовании» в системе образования,
просвещения и культуры в настоящее время возникает необходимость в
новых подходах к преподаванию искусств в общеобразовательной школе
способных успешно решить современные задачи художественного
образования, эстетического воспитания и развития личности.
Общие возрастные особенности у каждого ребенка проявляются по-разному,
в зависимости от его индивидуальности. Один ребенок может быть более
эмоциональным, другой – менее. Память, мышление внимание могут быть
самыми различными у разных детей.
Для того чтобы правильно руководить детским творчеством, нужно знать
особенности изобразительной деятельности детей. Эти знания помогут найти
ключ к сердцу ребенка, установить с ним контакт, развить его
художественные способности и эстетические чувства, помогут понять, как
познает ученик действительность, как развиваются его зрительное
восприятие, воображение, пространственные представления, память и др.
Нужно сделать все возможное, чтобы пробудить, а затем и развить
познавательные интересы. Повышенная склонность учащихся к
изобразительной деятельности является показателем пробуждающихся у них
способностей к художественному творчеству и развитие к нему интереса. А
развить интерес к творчеству у каждой отдельной личности можно только с
учетом индивидуальных способностей. Поэтому и ведущее направление в
обучении и воспитании на уроках изобразительного искусства – развитие
художественно-творческих индивидуально выраженных способностей
личности школьника, освоения ею методов и способов эстетического и
художественного познания мира средствами музыки, ИЗО, технологии.
Одной из ведущих педагогических идеей можно назвать идею личностно-
ориентированного подхода (И.С.Якиманская).
Цель данного обучения: Максимально выявить, инициировать, использовать,
«окультурить» индивидуальный (субъективный) опыт ребенка. Помочь
личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не
формировать заранее заданные свойства.
У И.С. Якиманской образовательный процесс строится на диалоге «ученик-
учитель». Причем обязательно учитывается индивидуальное кредо ученика.
Ведущей педагогической идеей опыта является то, что занятия по
изобразительной деятельности предоставляет широкие возможности для
изучения особенностей детей и осуществления индивидуального подхода к
каждому ребенку, что содействует развитию не только художественно-
творческих способностей учащихся, но и внимания, наблюдательности,
настойчивости и воли. Формирование этих качеств является существенным
условием для подготовки ребенка и обучению и полноценного развития
личности.
Основной задачей уроков изобразительного искусства является развитие
художественно-творческих способностей детей и подростков путем
целенаправленного и организованного обучения.
Развивая навыки художественно-творческой деятельности учащихся на
уроках ИЗО, школа тем самым вооружает школьников представлениями о
профессиональном искусстве живописи, скульптуры, графики.
В младших классах авторитет уроков изобразительного искусства достаточно
высок: в числе любимых их называет каждый пятый ученик, тогда как в 5-6
классах – лишь 48-50 % учеников. У школьников ослабевает интерес к
художественно-творческой деятельности, дети перестают рисовать на уроках,
дома. Следовательно, работу по развитию художественно-творческих
способностей нужно сделать более интересной и качественной.
В любой профессии, в любом труде творческая способность является
основой движения вперёд. Уроки искусства таят в себе огромный творческий
потенциал. Занятия дают много возможностей для самовыражения и развития
способностей.
В комплексе с другими учебными предметами они оказывают заметное
развивающее воздействие на ребёнка. Это способность воспринимать,
чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, стремление самому
создать прекрасное, оценивать красивое в окружающих предметах.
Эмоционально-положительное решение к творчеству способствует
успешному решению воспитательных задач уроков, внеклассных занятий
декоративно- прикладного искусства.
Значение уроков ИЗО для развития творческих способностей исключительно
велико, так как оно обладает многими ценными свойствами. Тесно
соприкасаясь с народным декоративно прикладным искусством, этот вид
деятельности в очень высокой степени способствует эстетическому
воспитанию школьников. Декоративно-прикладному искусству учащиеся
отдают особое предпочтение, поскольку здесь они могут проявить элементы
творчества в большей степени, чем при выполнении других, относительно
более сложных видов работы. Этому способствует возможность подбирать по
желанию детали изделий, самостоятельно определить их цвет в росписи, в
цветовых сочетаниях.
Обучаясь на уроке изобразительного искусства учащиеся стремятся делать
красивые вещи, находятся под влиянием условий, формирующих у них
эстетические качества: чувство формы, линии, материала, цвета. Всё это
воспитывает эстетический вкус; развивает стремление к совершенствованию
своих умений.
Главными задачами, на мой взгляд, являются:
Учить детей находить прекрасное в окружающей
действительности и вносить прекрасное в свою жизнь.
Вести детей по дороге счастья и добра.
Находить оптимальную нагрузку для уч-ся и тем самым создавать
благоприятные условия для его творческого роста.
Не заставлять детей трудиться, а увлечь трудом.
Поощрять активность и свободу выбора, поддерживать должный уровень уч-
ся, помогать развиться воле ребёнка.
Для успешного решения задач в развитии познавательного
интереса и творческих способностей необходима стратегия
развития творчества:
Максимально использовать золотой ключик – интерес.
Предоставлять право выбора. В работе с детьми исходить из уже
проявленных способностей (живопись, графика, лепка, декоративно-
прикладное искусство)
Для достижения успеха важна мотивация
Ориентировать на общественную значимость деятельности
личности.
Организовывать и направлять способности как вид деятельности.
Учащихся трудолюбивы, много сделали, много могут сделать. Стараться
творчески подойти к методике проведения уроков, организовывать
индивидуальные, групповые, коллективные, игровые формы работы.
Выстраивать систему занятий таким образом, чтобы уч-ся могли оригинально
мыслить, многое делать своими руками, предлагать нестандартные решения,
быть раскованными в своём творчестве, не бояться нового и неожиданного.
На уроках, внеклассных занятиях присутствует выбор: веер возможностей
разных решений данной теме. Именно выбор создаёт успех работы ребёнка.
Выбор играет роль в самовыражении уч-ся.
Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует
формированию познавательного интереса и творческих способностей
личности.
1. Художественная деятельность школьников на уроках находит
разнообразные формы выражения:
- изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по
представлению);
-декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
-обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и
индивидуальной работы на уроках;
- изучение художественного наследия;
-подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- на уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме,
- прослеживаются связи с музыкой (прослушивание музыкальных
произведений, установление взаимосвязи музыки и изобразительного
искусства), литературой (чтение стихотворений, загадок, сказок, потешек,
выполнение иллюстраций), историей (изучение истории создания
произведений искусства, эпохи, исторических событий, баталий, сражений
при изучении сюжетно–тематических картин и т.д.), технологией
(изготовление игрушек, посуды для дальнейшей росписи).
2. На занятиях ИЗО происходит освоение учениками различных
художественных материалов (краски, гуашь и акварель, карандаши, ткани,
пластилин, бумага, картон,). В наше время появилось очень много новых
художественных материалов для обогащения творческого процесса:
разнообразные фломастеры, гелиевые ручки, бумага разного качества, разной
структуры и фактуры. Овладеваем такими инструментами как кисти, стеки,
ножницы и т.д.
Разнообразие инструментов позволяет расширить диапазон видов творческих
работ.
3. На уроках я использую следующие художественные техники:
- рисование (в различных видах и жанрах),
- аппликация и коллаж
- лепка
- бумагопластика
- роспись самостоятельно выполненных изделий
-рисование пальцем, граттаж и др.
От урока к уроку происходит постоянная смена художественных
материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие
видов деятельности и форм работы с учениками, стимулирует их
познавательный интерес к предмету, изучению искусства и является
необходимым условием формирования личности ребенка.
Важным условием развития художественных способностей ребенка
является индивидуальный подход к нему в процессе обучения.
Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех
ребят в силу их индивидуальных особенностей, но всё же стараюсь дать
каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и
испытать радость творческого труда.
Кроме индивидуальной работы в своей работе часто использую метод
коллективных и групповых работ.
На уроках также применяю метод ИКТ
На мой взгляд, на уроках ИЗО нельзя детям ставить оценки за то, что они
рисуют "правильно" или "неправильно". Критерии оценки – умение мыслить,
создавать, творить. Традиционная отметка весьма несовершенный
инструмент поощрения достижений детей. Самый эффективный стимул
познавательной деятельности – ситуации успеха, которую необходимо
создавать на уроках.
Каждый ребёнок интересен на уроке как личность со своими чувствами и
мыслями, со своим пониманием мира. На этом уроке дети могут быть
путешественниками, открывателями, творцами, они могут думать,
рассуждать, творить красоту и радость и находят в этом творении счастье.
Урок искусства должен быть для каждого ребёнка ярким событием в жизни,
побуждающим к самостоятельному творчеству. Это особый урок. Он должен
быть каждый раз новым, не похожим на предыдущий, с особой
эмоциональной атмосферой увлечённости. Созданный при помощи живого
слова, ярких диалогов с учениками, музыки, зрительных образов,
поэтического текста, игровых ситуаций, использования компьютерных
программ.
ЛИТЕРАТУРА
1.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное
образование. 1998 – 134 с.
2. Красильников И. Творческое задание на уроках искусства.// Искусство в
школе. 2001, №3. – С.13-14.
3. Особенности обучения школьников по программе Б.М. Неменского
«Изобразительное искусство и художественный труд» «Искусство»./ Учебно-
методическая газета для учителей МХК, Музыки, ИЗО. 2007-2008г.- С.
3.Большую роль в этом играют уроки изобразительного искусства,
внеклассные занятия