Автор: Вяткина Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ "Школа № 842", дошкольное отделение корпус 115
Населённый пункт: Москва, Зеленоград
Наименование материала: Статья
Тема: Патриотизм, как одно из условий успешного развития ребенка дошкольника
Раздел: дошкольное образование
ГБОУ «Школа № 842» дошкольное отделение корпус 115
Москва, Зеленоград
Воспитатель:
Вяткина Наталья Викторовна
Патриотизм, как одно из условий успешного развития ребенка дошкольника
(из личного опыта).
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник
укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении
нескольких десятилетий , так взрослый должен заботиться о воспитании у своих детей
чувства безграничной любви к Родине» В.А.Сухомлинский.
Любовь к Родине (патриотизм), гордость за её достижения, преданность ей, уважение к
истории и культуре Отечества, желание преумножать и сохранять её богатства — эти
черты характера необходимо формировать и развивать у детей.
Задача педагога и родителей — как можно раньше пробудить в растущем человеке
любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты, которые помогут
ему стать человеком и гражданином общества.
Патриотическое воспитание — понятие ёмкое. С умения видеть красоту родной
природы начинается чувство Родины. Пристальное внимание воспитателей и родителей
должно быть направлено на содержание детской деятельности. Руководя любым видом
деятельности, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребёнка, его нравственные
проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания,
формировать у него начальное чувство Родины — правильное отношение к обществу ,
людям , труду , своим обязанностям. Каждый вид деятельности создаёт благоприятные
возможности для осуществления определённых задач воспитания: на занятиях решать
задачи с умственным развитием ребёнка, в игре — навыки коллективизма, в процессе
трудовой деятельности — уважение к людям труда, трудолюбие и бережливость,
организованность и чувство ответственности и долга.
Самым эффективным фактором воспитания являются личностные качества
воспитателя, его активная жизненная позиция, его суждения. К.Д.Ушинский сказал:
«Ребёнку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью,
отчаяньем и презрением может только человек, не понимающий потребности детства».
Если мы хотим, чтобы дети любили свою Родину, нам нужно показывать её с
привлекательной стороны.
Главные задачи патриотического воспитания, которые мы решаем в работе с детьми:
1.
Уточнять и углублять представления о Родине — России.
2.
Развивать чувство гордости за достижения Родины.
3.
Знакомить с государственными символами России — гербом, флагом, гимном.
4.
Развивать представления о том, что Российская Федерация — огромная,
многонациональная страна.
5.
Воспитывать любовь к Родине, родному городу, к своей семье.
6.
Углублять знания о Российской армии.
7.
Воспитывать уважение к памяти павших бойцов.
Для решения этих задач используем разнообразные формы и методы работы. Работу по
патриотическому воспитанию я веду с учётом возрастных и индивидуальных
особенностей детей.
Формы и методы работы:
беседы и занятия о стране, её истории, городе, выдающихся русских людях;
экскурсии и целевые прогулки (тематические мероприятия в библиотеке, к
монументам Воинской славы, экскурсии в краеведческий музей);
показ иллюстраций, фильмов;
чтение художественной литературы;
организация тематических выставок, уголков;
народные и фольклорные праздники (Осенины, Сороки, Кузьминки, Рождество,
Пасха, Калядки , Семик и др.);
государственно-гражданские праздники (День защитника отечества, День победы,
День матери, Международный женский день, День знаний, День города, День
защиты детей);
прослушивание аудио записей;
игры, направленные на патриотизм;
участие детей в концертах для участников ВОВ;
знакомство детей с народным декоративно — прикладным искусством. Это
помогает дошкольникам почувствовать себя частью русского народа, частью
русской природы и её истории.
в работе с детьми широко используются все виды фольклора (загадки, сказки,
пословицы, поговорки, заклички, хороводы и т.д.). В нём из поколения к
поколению передаются нравственные ценности: добро, трудолюбие, дружба,
взаимопомощь).
Особое внимание уделяется теме Великой Отечественной Войны. Чтобы дети знали и
помнили о подвигах наших дедов и прадедов, чувствовали гордость за защитников нашей
Родины, уважение и чувство благодарности к ним.
Делая вывод, хотелось бы закончить словами К.Д.Ушинского: «Как нет человека без
самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству , и эта любовь даёт воспитанию
верный ключ к сердцу человека....»