Напоминание

"Приобщение детей к прекрасному


Автор: Чеснокова Ирина Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 56
Населённый пункт: г.Химки московская область
Наименование материала: проект
Тема: "Приобщение детей к прекрасному
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект

Приобщение детей к прекрасному

Развивать умения и навыки в свободном

экспериментировании с материалами,

необходимыми для работы в

нетрадиционных техниках

Подготовил и реализовал проект

старший воспитатель

Чеснокова Ирина Александровна

Номинация Шаг вперёд

Муниципальное образование Химки г.о.

Род деятельности: образование

Кратко о себе Родилась 17 12 1962г Образование высшее педагогическое Работаю в детском саду с

1989г Воспитателем с 1997 в должности старшего воспитателя

Проект

Приобщение детей к прекрасному

Все дети любят рисовать, лепить. В стихотворении «Рисунок» Девид Самойлов очень точно

охарактеризовал особенности детского изобразительного творчества. Ребёнок всё воспринимает по-

своему, и процесс создания объёмных поделок и рисунка приближает к игре. В процессе работы с

материалом из бумаги у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические

эмоции, художественный вкус, творческие способности, фантазия, умение доступными средствами

самостоятельно создавать красивое. Занятия по изготовлению поделок из бумаги методом «Папье –

Маше» и рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях

искусства и создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и взрослым,

выполняют терапевтическую функцию – отвлекают детей от грустных, печальных событий, снимают

нервное напряжение, страхи, обеспечивают положительное эмоциональное состояние.

Часто приходится слышать: детей не надо учить способам изображения. Да у детей сильные чувства

могут быть вызваны новыми яркими впечатлениями (увиденная мир животных, птиц, растений,

движущийся поезд, новая или любимая игрушка и др.). И если это новое впечатление захватывает

ребёнка, он очень дорожит им и хочет снова испытать его, то вы обнаруживаете, что ничему специально

не обучавшийся ребёнок, необыкновенно точно и выразительно передаёт характерные черты

занимающего его мысли предмета. Ребёнок сам находят нужные способы изготовления и изображения.

Предметы, постоянно занимающие или поразившие мысли и чувства ребёнка, как бы стоят у него перед

глазами. Поэтому, неожиданно выразительно делая и изображая их, ребёнок не в состоянии изобразить

ничего другого без специального обучения. И не у всех это получается, а нельзя развивать творческие

способности у всей группы, полагаясь на возможности некоторых. Мой опыт свидетельствует:

дошкольник с удовольствием учится, любит узнавать новое. Именно обучаясь, получая знания,

навыки, ребёнок чувствует себя уверенно.

Многочисленные исследования в области детского творчества (Т.С. Комаровой Е.А., Флеренной, Н. П.

Саккулиной, Я. Шибановой и др.) показали, что без целенаправленного руководства, понимания и

поощрения со стороны взрослых дети начинают ощущать творческую беспомощность, и, становясь

старше, теряют интерес. А это значит, что не будет реализовано их возрастное стремление к

самостоятельности, активности, направленное на познание окружающей действительности. Очевидно,

что руководить развитием детей по ручному труду и изобразительной деятельности необходимо. Но при

этом педагогам надо найти золотую середину между беззаботным игровым отношением детей к

рисованию и лепке, овладение средствами лепки и изобразительной деятельности в той мере, чтобы

обеспечить их развитие. Для этого в первую очередь надо превратить обучение основам лепки из бумаги

и изобразительной деятельности в осознанное и интересное для ребёнка дело. Поэтому ребенка

необходимо познакомить с нетрадиционными изобразительными технологиями и приемами изготовления

поделок. В каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом

создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра. Не всем детям дано владеть

кистью или карандашом, лепить объёмную поделку, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не

понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы, у других слабо развита мелкая моторика кистей

рук. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания

при сравнении своих работ с работами более способных детей. Следует предлагать детям, а не

навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо

предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Ведь любая нетрадиционная

технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т.п.

Это определило тему моего исследования: «Развитие у детей дошкольного возраста элементарного

видения мира путём изготовления объёмных фигур из бумаги в изобразительном творчестве в процессе

экспериментирования с разнообразным художественным материалом».

Цель: Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для

работы в нетрадиционных техниках.

Задачи:

Вызвать у детей интерес к творческой деятельности.

Помочь детям почувствовать свойства материла Учить различать по степени плотности бумагу, уметь её

применять для изготовления разных поделок, лепнины. Учить приёмам работы с бумагой, работать с

клеем, не бояться его, применять различные приёмы лепнины: сжатие. Работа жгутиками, комочками,

сглаживание, отрывание, смятие и т.д.

Доводить работу до совершенства, соединять части изделия, видеть красоту поделки, а также

геометрические объёмные формы, такие как: шар, конус, усечённый конус, сфера, полу сфера. Лепить

скульптуру, используя разные формы, составлять рассказы о поделках, играть, обогащать словарь детей.

Изображать настроение и характер поделки, образы животных, подбирать соответствующую цветовую

гамму, раскрашивать объёмную поделку гуашью, анализировать выполнение работы. Развивать мелкую

моторику кистей рук, знание об окружающем мире, логическое мышление, воображение, творчество,

эстетическое восприятие, самостоятельность в изготовлении изделия, волевые качества, усидчивость,

интерес к выполнению работ.

Совершенствовать навыки подготовки руки детей к письму, развитие элементарных математических

представлений, ориентировки в пространстве, умение пользоваться кистью. Формировать навыки

соразмерности поделки, глазомера, взаимопомощи, интереса, инициативы. Помочь детям почувствовать

свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при

создании образа. Помочь освоить цветовую палитру, учить смешивать краски, для получения новых

цветов и оттенков. Развивать чувство композиции, и зрительно-двигательную координацию. Развивать

творческое мышление. Развивать чувство цвета, формы, воображение и творчество.

Поддерживать уверенность в себе. Воспитывать аккуратность в выполнении изделия и в применении

гуаши. Прививать интерес и любовь к поделкам, сделанных своими руками, уважать свой труд и труд

других.

Гипотеза: Творческие способности детей будут эффективно развиваться при условии, если будет

разработана система работы с детьми по изобразительной деятельности и ручному труду с

использованием разнообразного материала.

Предмет: Совокупность методов и приемов, средств для развития творческих способностей детей

дошкольного возраста.

Объект: Творческая деятельность детей дошкольного возраста в изготовлении поделок из бумаги

методом «Папье – Маше».

Участники.

Дети.

Педагоги.

Родители.

Анализ существующих программ, рекомендованных для дошкольных учреждений, и практическая

деятельность показали, что необходимый объём знаний, умений, навыков недостаточны для решения

поставленных задач, удовлетворения желаний детей и развития художественно-творческой деятельности.

Этого можно достигнуть за счёт организации дополнительных занятий. Мной была разработана техника

изготовлений поделок из бумаги «Папье – Маше) «Юный скульптор» для детей 5 – 7 лет. Предполагается

проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия 25 - 30

минут.

Папье – Маше – это изготовление поделок из бумаги, а также обклеивание какой – либо фигуры. Для того

чтобы изготовить какую-либо фигуру необходимо иметь бумагу или газету.

Условно можно выделить три направления работы:

Знакомство с бумагой и техникой изготовления поделок.

Работа с цветом.

Работа по знакомству различными изобразительными технологиями

Основной формой работы с детьми явилось интегрированное занятие, в котором основное место

занимала игра, экспериментирование и музыка. С педагогами ДОУ и района проводила семинар по

изготовлению поделок «Папье – Маше» и их оформление.

За время работы у детей были сформированы следующие умения и навыки:

Умение владеть различными изобразительными средствами.

Самостоятельно, активно и творчески применять, ранее усвоенные способы и приёмы лепнины.

Дети получили элементарные представления о произведениях изобразительного и музыкального

искусства.

Дети познакомились с бумажной техникой.

Результатом своей деятельности я считаю:

Участие детей в выставках организованных в детском саду.

Изготовление подарков для учителей школ и педагогов района.

Оформление детского сада.

Распространение опыта работы в городском округе Химки.

Выпускники ведут кружковую работу по Папье – Маше в пионерских лагерях.

Конструирование из

бумаги

Результаты труда

Доставлять

радость себе и другим людям

создавая подарки.

Познавательный

исследовательский результат

Формы работы

Поисковая деятельность

ребёнка

Игровая ситуация

драматизация

индивидуальные задания

подгрупповая и групповая

работа экскурсия по саду

Направления

1 Изготовление поделок

2 Украшать своими

изделиями помещение

группы

3 Оформление выставок

Практические методы

1 Упражнения – смятие и

обрывание листа его

соединение

2 Экспериментирование –

воздействие на поделку

разными способами

3 Моделирование – образы -

схемы из геометрических

фигур

Папье –Маше

Приёмы работы

-вопросы, советы

напоминание подбадривание

- поэтапный показ с

объяснением

-игра, пальчиковая

гимнастика

Цель

Создавать

игрушки разными

способами

Развивать фантазию

творческие способности

мелкие мышцы рук

Воспитывать выдержку

настойчивость умение

доводить начатое дело

до конца

Приёмы работы

:

-ставить перед детьми

учебную задачу

-показывать способ

выполнения действий с

одновременным словесным

пояснением



В раздел образования