Напоминание

Индивидуальное логопедическое занятие по теме "Автоматизация звука [л] в слогах, словах"


Автор: Ковалёва Татьяна Семёновна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №18 "Петушок"
Населённый пункт: г. Гурьевск, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Индивидуальное логопедическое занятие по теме "Автоматизация звука [л] в слогах, словах"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ковалёва Татьяна Семёновна

Учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад №18 «Петушок»

г. Гурьевска Кемеровской обл.

Индивидуальное логопедическое занятие по теме

"Автоматизация звука [л] в слогах, словах"

Цели:

Коррекционно-образовательные: формирование критического отношения к своей

речи; вырабатывание умения удерживать язык в спокойном состоянии; выполнение

правильной артикуляции звука; закрепление навыка произношения звука «л» в

слогах, словах.

Коррекционно-развивающие: развитие мелкой моторики, зрительного и слухового

внимания, навыка звуко-буквенного анализа и синтеза слов; развитие

фонематического слуха; развитие подвижности и гибкости кончика языка, умение

им управлять; развитие восприятия и ориентировки в пространстве, отработка

понятия «правый» и «левый».

Коррекционно-воспитательные: воспитание интереса к занятиям, умения

контролировать себя, воспитание аккуратности, дисциплинированности.

Речевой материал: слоги и слова со звуком [л], прямые и обратные слоги со звуком [л],

загадки, речевые разминки, название предметов, животных, овощей, и т.д.

Оборудование: артикуляционный профиль звука[л]; предметные картинки, «Лунтик и его

друзья», коробочка с чечевицей, слоговые ряды, пособия по автоматизации звука «л»,

компьютер, рабочая тетрадь, авторучка, цветные карандаши трёх цветов (синий, красный,

зелёный).

Ход занятия

I. Организационный момент.

– Сегодня мы с тобой продолжим учиться красиво и правильно произносить звук [л] в

слогах и словах. К нам в гости прилетел загадочный зверек, который не умеет читать и

писать. Буквы в его имени перепутались, он не знает, как правильно сложить. Он будет

тихонечко сидеть, и наблюдать за твоей работой. Если справишься со всеми заданиями,

тогда мы узнаем имя нашего гостя, и сможем увидеть его на экране компьютера. Поможем

ему?

II. Основной этап.

– Сядем ровно, спину держим правильно, руки на коленях.

1. Артикуляционная гимнастика.

– Для начала настроим язычок на работу.

«Лягушка-хоботок», «Лопаточка», «Накажем непослушный язычок», «Вкусное варенье»,

«Качели», «Пароход», «Индюк», «Маляр», «Чистим верхние зубки», «Поймаем звук [л]».

2. Упражнения на развитие силы голоса и выдоха.

Игра «Футбол», «Шторм в стакане». Упражнение “Ау!”

– Я вдохнула носом воздух, наполнила свои легкие воздухом, а теперь выдыхаю и кричу:

“Ау-у-у-у!” долго, продолжительно. Но гость нас не слышит. Каким голосом мы будем его

звать ? (Громким). Давай позовем его – вдох носом, долгий выдох и громко: “А-у-у-у!”.

3. Развитие мелкой моторики пальцев рук. [слайд 2]

– Константин, наш гость прилетел с удивительной планеты, название которого начинается

со звука, который мы учимся правильно произносить. (Это планета – Луна.)

– Правильно, тебе необходимо выложить из чечевицы букву, обозначающую этот звук.

– Ты справился с первым заданием, открываю первую букву в имени героя (буква – Л).

3. Акустико-артикуляционная характеристика звука. [слайд 3]

Рассматривается положение губ, зубов, языка, работа голосовых связок, воздушная струя.

– Вспомни и покажи, как работают органы артикуляции при правильном произнесении

звука [л]. Что делают губы, когда мы произносим звук [л]? Где находится язычок? (Губы

растянуты в улыбке, зубы видны, язычок упирается в верхние зубы, края языка

опускаются и пропускают выходящую воздушную струю.)

4. Произношение звука в изолированном виде.

5. Акустическая характеристика звука.

– Константин, звук [л] произносится с преградой. Он какой? (Звук [л] согласный.)

– Соединим его с гласными 1 ряда. (ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ.) Как он будет звучать? (Твёрдо.)

– Почему? (Гласные 1 ряда дают твёрдость согласного звука.)

– Определи, пожалуйста, какого цвета фишка обозначает этот звук? (Синего.)

– Открываю следующую букву имени героя (буква У).

6. Развитие фонематического восприятия.

Игра «Поймай слово со звуком «л».

– Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком [л].

Лодка, рука, ковер, стол, лыжи, луна, пирамида, локоть, лук, колпак, крыша, глобус, кран,

акула, мыло.

– Открываю очередную букву имени героя (буква Н).

7. Динамическая пауза.

8. Автоматизация звука [л] в слогах и словах. [слайд 4]

Тренировка звука на аналогах слов. Повторение слогов, выделяя ударные голосом и

хлопками.

ЛА́

ла лаЛА́

ла

ло ЛО́

ло ло ЛО́

ЛУ́

лу лу лу лу ЛУ́

лы ЛЫ́

лы лы лы лы ЛЫ́

Игра «Найди букву»

– Давай найдём среди этих букв буквы Л и назовём их, а потом обведём всем буквам Л

ножки, чтобы они могли с нами путешествовать.

– Открываю букву имени (буква Т).

Ла-ла – лапы ла-ла – лампа

Ло-ло – лошадь ло-ло -ложка

Лу-лу – лук лу-лу – лупа

Лы-лы – лыжи лы-лы – вилы

Игра «Почини гирлянду»

– Скоро новый год. Буква Л решила нарядить ёлку на Новый год. А какая же ёлка без

гирлянды? Но в гирлянде несколько лампочек перегорели. Давай поможем Л найти их. На

перегоревших лампочках Л в конце слога. А на исправных лампочках Л… (в начале слога).

Читайте все слоги.

Дети выбирают исправные разноцветные лампочки и украшают ими ёлку.

– Куда ещё кроме ёлки, можно повесить гирлянды.

10. Отработка понятия «правый», «левый», «под» , «над», «между».

– Правой рукой возьмись за левое ухо; левой рукой покажи правый глаз;

– Левой рукой возьмись за затылок, правой рукой дотронься до правого колена.

Игра «Загадки звука Л». [слайд 5]

– В комнате стоит стеллаж Л. Сначала назови, что находится на верхней полке, затем – на

нижней и в конце – на остальных. Теперь Л будет задавать вам вопросы. Постарайтесь

правильно ответить на них.

– Что находится справа от яблока? (Свёкла)

– Что находится слева от куклы? (Юла)

– Что находится под луком и справа от ложки? (Молоток)

– Что находится между лопаткой и молотком? (Лук)

– Что находится под юлой и над вилкой? (Яблоко)

7. Игра «Четвертый лишний». [слайд 6]

– Найдите в ряду лишнюю картинку, объясните свой выбор.

Лось, белка, волк, лиса;

корова, белка, коза, собака.

– Открываю букву (буква И).

11. Игра «Составь слова из слогов» и придумай предложение с этими словами. [слайд 7]

Слоги: МА, ЛЫШ; ЛЫ, ЖИ.

– Открываю последнюю букву (буква К).

– Теперь ты знаешь, как зовут нашего героя, его зовут – ЛУНТИК. [слайд 8]

III. Итог занятия. Релаксация.

– Какой звук закрепляли на занятии?

– Понравилось тебе занятие?



В раздел образования