Напоминание

"Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной программы"


Автор: Муликова Гульназ Лифовна
Должность: заведущая
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №4 "Дельфин"
Населённый пункт: Республика Башкортостан город Учалы
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной программы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной программы ДОУ.

Заведующий МАДОУ Детский сад №4 « Дельфин» Муликова Г.Л.

Мониторинг проводится два раза в год (в сентябре-октябре и апреле-мае).

В проведении мониторинга участвуют педагоги, психологи и медицинские работники. Основная задача мониторинга заключается в том,

чтобы

определить

степень

освоения

ребенком

образовательной

программы

и

влияние

образовательного

процесса,

организуемого

в

дошкольном учреждении, на развитие ребенка.

При организации мониторинга учитывается положение Л. С. Выготского о ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому он

включает в себя два компонента: мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития. Мониторинг образовательного

процесса

осуществляется

через

отслеживание

результатов

освоения

образовательной

программы,

а

мониторинг

детского

развития

проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.

Инструментарий для проведения мониторинга педагог разрабатывает самостоятельно. Мы предлагаем использовать диагностические

задания разработанные творческой группой на основе программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

Мониторинг детского развития

Мониторинг

детского

развития

(мониторинг

развития

интегративных

качеств

1-9)

осуществляется

педагогами,

психологами

дошкольного учреждения и медицинскими работниками. Основная задача этого вида мониторинга - выявить индивидуальные особенности

развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия

потенциала детской личности.

Мониторинг детского развития включает в себя оценку физического развития ребенка, состояния его здоровья, а так же развития общих

способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных.

Диагностика познавательных способностей включает диагностику перцептивного развития, интеллектуального развития и творческих

способностей детей.

Диагностика коммуникативных способностей предполагает выявление способности ребенка понимать состояния и высказывания

другого человека, находящегося в наблюдаемой ситуации, а так же выражать свое отношение к происходящему в вербальной и невербальной

форме Особое внимание уделяется диагностике построения высказывания ребенка и диагностике межличностных отношений внутри

группы.

Диагностика регуляторных способностей включает в себя диагностику эмоциональной и произвольной регуляции поведения ребенка в

частности — эмоционального принятия или отвержения ситуации, которая сложилась в дошкольном учреждении, умения действовать

планировать сложные действия, а так же распределять роли и договариваться с партнерами по деятельности.

Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения, критериальных диагностических методик и

тестовых методов. На основе проведенных методик заполняется карта развития детей группы, определяется уровень

детского развития (уровень развития интегративных качеств №1-8) и выстраивается индивидуальная траектория развития каждого ребёнка.

Оценка уровня развития: зелёный— большинство компонентов недостаточно развиты; синий— отдельные компоненты неразвиты;

красный — соответствует возрасту.

1

Мониторинг детского развития воспитанников.

Характеристики интегративных качеств

1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

1.

Антропометрические показатели (рост, вес) в норме

2.

Владеет соответствующими возрасту основными движениями

3.

Сформирована

потребность

в

двигательной

активности:

проявляет

положительные

эмоции

при

физической

активности,

в

самостоятельной двигательной деятельности

4.

Проявляет интерес к участию в совместных играх и физических упражнениях

5.

Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры

6.

Имеет элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в

повседневной жизни

2. Любознательный, активный

1.

Проявляет интерес к различным видам игр, к участию в совместных играх

2.

Интересуется собой (кто я?), сведениями о себе, о своем прошлом, о происходящих с ним изменениях

3.

Проявляет интерес к животным и растениям, к их особенностям, к простейшим взаимосвязям в природе, участвует в сезонных

наблюдениях; интересуется предметами ближайшего окружения, их назначением, свойствами

4.

Задает вопросы взрослому, ребенку старшего возраста, слушает рассказы воспитателя о забавных случаях из жизни

5.

Участвует в разговорах во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций, наблюдений за живыми объектами; после просмотра

спектаклей, мультфильмов

6.

Активен при создании индивидуальных и коллективных композиций в рисунках, лепке, аппликации; с удовольствием участвует в

выставках детских работ

7.

Пытается петь, подпевать, двигаться под музыку

3. Эмоционально отзывчивый

1.

Умеет проявлять доброжелательность, доброту, дружелюбие по отношению к окружающим. Откликается на эмоции близких людей и

друзей. Делает попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь

2.

Эмоционально-заинтересованно следит за развитием действия в играх-драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами

взрослых и старших детей; слушая новые сказки, рассказы, стихи, следит за развитием действия, сопереживает персонажам

4.

Проявляет эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства, на красоту окружающих предметов (игрушки),

объектов природы (растения, животные), испытывает чувство радости; пытается в рисовании, лепке, аппликации изображать простые

предметы и явления, передовая их образную выразительность

5.

Проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту музыкальные произведения, различает веселые и грустные меложии,

пытается выразительно передавать игровые и сказочные образы

2

4. Овладевший срествами общения и способами взаимодействия со взрослыми

1.

Умеет в быту, в самостоятельных играх посредством речи налаживать контакты, взаимодействовать со сверстниками

2.

Умеет объединяться со сверстниками для игры в группу из 2-3 человек на основе личных симпатий, выбирать роль в сюжетно-ролевой

игре; проявляет умение взаимодействовать и ладить со сверстниками в непродолжительной совместной игре

3.

Умеет делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями

4.

Может в случае проблемной ситуации обратиться к знакомому взрослому, адекватно реагирует на замечания и предложения взрослого

5.

Обращается к воспитателю по имени и отчеству

5. Способный управлять своим поведением и планировать действия

1.

Имеет положительный настрой на соблюдение элементарных правил поведения в детском саду и на улице; отрицательно реагирует на

явные нарушения усвоенных им правил

2.

Умеет действовать совместно в подвижных играх и физических упражнениях, согласовывать движения. Готов соблюдать элементарные

правила в совместных играх

3.

Ситуативно проявляет доброжелательное отношение к окружающим, умение делиться с товарищем; имеет опыт правильной оценки

хороших и плохих поступков. Понимает, что надо жить дружно, вместе пользоваться игрушками, книгами, помогать друг другу

4.

Соблюдает правила элементарной вежливости. Самостоятельно или после напоминания говорит «Спасибо», «Здравствуйте», «До

свидания», «Спокойной ночи» (в семье, в группе)

5.

Знает, что надо соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада, после игры убирать на место игрушки,

строительный материал.

6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи

1.

Способен самостоятельно выполнить элементарное поручение ( убрать игрушки, разложить материалы к занятиям)

2.

Может самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами,

игрушками

3.

Использует разные способы обследования предметов, включая простейшие опыты

4.

Способен устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения

5.

Проявляет желание сооружать постройки по собственному замыслу

6.

Умеет занимать себя игрой, самостоятельной художественной деятельностью

7. Имеющий представление о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе

1.

Имеет первичные представления о себе: знает свое имя, возраст, пол

2.

Имеет первичные гендерные представления (мужчины смелые, сильные; женщины нежные, заботливые)

3.

Называет членов своей семьи, их имена

4.

Знает название родного города (поселка)

5.

Знаком с некоторыми профессиями (воспитатель, врач, продавец, повар, шофер, строитель)

8. Овладевший предпосылками учебной деятельности

1.

Имеет простейшие навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице

2.

Способен самостоятельно выполнять элементарные поручения, преодолевать небольшие трудности

3.

В случае проблемной ситуации обращаться за помощью

4.

Испытывает положительные эмоции от правильно решенных познавательных задач, от познавательно-исследовательской и

продуктивной (конструктивной) деятельности

5.

В диалоге с педагогом умеет услышать и понять заданный вопрос, не перебивает говорящего взрослого

6.

Проявляет интерес к книгам, к рассматриванию иллюстраций

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

20____ - 20____ учебный год

___________________________ группа ____________________________

ФИ ребёнка

Игра

Труд

Безопасность

Сюжетно-

ролевые игры

Дидактич.

игры

Театрализован.

игры

Самообс-

луживани

е

Труд в

природе

Хоз-быт

труд

Ручной

труд

В быту

В

природе

ПДД, ППБ

Итог

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

Мониторинг освоения содержания образовательной программы в подготовительной (6-7лет) группе № 6

МАДОУ Детский сад № 4 «Дельфин» (1) за 2017-2018 учебный год

Воспитатели:

№ п/п

Имя ребенка

Основная часть

Вариативная часть

Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям

Национа

льно-

культур

ный

компонен

т

Компо-

нент

ДОУ

(регио-

нальный)

Социально-

коммуникатив-

ное развитие

Познаватель-

ное развитие

Речевое

развитие

Художест-

венно-эстети-

ческое

развитие

Физическое

развитие

Итоговый

результат

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

Оценки освоения содержания

образовательной программы.

О- красн.

Владеет в полной мере

О- синий

Владеет не в полной мере

(знаком для себя, делает

правильно, но не

называет словом )

О-

зелёный

Не владеет, не знаком.

ИТОГОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Примерный индивидуальный образовательный маршрут каждого ребёнка группы

№/

п

Имя ребёнка

Основное

направление

развивающей,

коррекци-онной

работы .

Цели, задачи

развивающей, коррекци-

онной работы .

Методы и средства

развивающей,

коррекци-онной работы

Основное

содержание

развивающей,

коррекционной

работы

Прогнозируемый

результат

Контроль

ные сроки

1.

Аэлита А.

Арсений

Богдан

Тимур М.

Тимур Г.

Камила Т.

Вилия

Тимур З.

Павел

Валерия Г.

Формирование у

детей начальных

представлений о

здоровом образе

жизни.

Совершенствова

ние умений и

навыков в

основных видах

движений,

воспитание

красоты,

грациозности,

выразительности

движений,

формирование

правильной

осанки. Развитие

интереса к

Формирование у детей

начальных

представлений о

здоровом образе

жизни.

Совершенствование

умений и навыков в

основных видах

движений, воспитание

красоты,

грациозности,

выразительности

движений,

формирование

правильной осанки.

Развитие интереса к

участию в подвижных

и спортивных играх и

физических

Подготовить

консультации по

данным проблемам.

Порекомен-

довать больше

двигаться.

Подобрать

подвижные игры и

упражнения на

развитие данных

двигательных

навыков и данных

групп мышц.

Продолжать

знакомство

детей с частями

тела и

органами

чувств

человека.

Формировать

представление

о значении

частей тела и

органов чувств

для жизни и

здоровья

человека.

Воспитывать

потребность в

соблюдении

режима

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10

участию в

подвижных и

спортивных

играх и

физических

упражнениях,

активности в

самостоятельной

двигательной

деятельности;

интереса и

любви к спорту.

упражнениях,

активности в

самостоятельной

двигательной

деятельности;

интереса и любви к

спорту.

питания,

употреблении в

пищу овощей и

фруктов,

других

полезных

продуктов.

Формировать

представления

о здоровом

образе жизни; о

значении

физических

упражнений

для организма

человека.

Продолжать

знакомить с

физическими

упражнениями

на укрепление

различных

органов и

систем

организма

.

Состав

определяется

согласно

мониторинга

Художественно-

эстетическое

развитие

Проблема:

С трудом

получается

лепить. При

раскрашивании

слабо нажимает

на карандаш и

выходит за

контур рисунка.

Не умеет

располагать

изображения по

всему листу. Не

очень получается

резать

ножницами (т.к.

левша). Не умеет

подыгрывать на

детских

музыкальных

инструментах.

Развитие интереса к

различным видам

изобразительной

деятельности;

совершенствование

умений в рисовании,

лепке, аппликации,

художественном труде.

Воспитание

эмоциональной

отзывчивости при

восприятии

произведений

изобразительного

искусства. Воспитание

желания и умения

взаимодействовать со

сверстниками при

создании

коллективных работ.

Приобщение к

музыкальному

искусству;

формирование основ

музыкальной

культуры,

ознакомление с

элементарными

Продолжать

развивать интерес

детей к

изобразительной

деятельности.

Продолжать

формировать у

детей умение

рисовать отдельные

предметы и

создавать сюжетные

композиции,

повторяя

изображение одних

и тех же предметов

(неваляшки гуляют,

деревья на нашем

участке зимой,

цыплята гуляют по

травке) и добавляя к

ним другие

(солнышко,

падающий снег и т.

д.). Формировать и

закреплять

представления о

форме предметов

Показ и

отработка

методов лепки,

рисования и

работы с

ножницами.

Дидактические

игры и

упражнения.

Обучение игре

на детских

музыкальных

инструментах

музыкальными

понятиями, жанрами;

воспитание

эмоциональной

отзывчивости при

восприятии

музыкальных

произведений.

Развитие

музыкальных

способностей:

поэтического и

музыкального слуха,

чувства ритма,

музыкальной памяти;

формирование

песенного,

музыкального вкуса.

(круглая, овальная,

квадратная,

прямоугольная,

треугольная),

величине,

расположении

частей. Помогать

детям при передаче

сюжета располагать

изображения на

всем листе в

соответствии с

содержанием

действия и

включенными в

действие объектами.

Направлять

внимание детей на

передачу

соотношения

предметов по

величине.

Закреплять умение

правильно держать

карандаш, кисть,

фломастер, цветной

мелок; использовать

их при создании

изображения. Учить

детей закрашивать

рисунки кистью,

карандашом,

проводя линии и

штрихи только в

одном направлении

(сверху вниз или

слева направо);

ритмично наносить

мазки, штрихи по

всей форме, не

выходя за пределы

контура; проводить

широкие линии всей

кистью, а узкие

линии и точки -

концом ворса кисти.

Закреплять приемы

лепки, освоенные в

предыдущих

группах.

Формировать

умение правильно

держать ножницы и

пользоваться ими.

Формировать

умение

подыгрывать

простейшие

мелодии на

деревянных ложках,

погремушках,

барабане,

металлофоне.

Подготовить

консультации по

данным проблемам.

Посоветовать

почаще давать

детям рисовать,

работать с

пластилином,

ножницами

11

.

Состав

определяется

согласно

мониторинга

Речевое развитие

Проблема:

Затрудняется

произносить

некоторые звуки.

Глотает

окончания слов.

Развитие свободного

общения с взрослыми

и детьми, овладение

конструктивными

способами и

средствами

взаимодействия с

Артикуляционные,

артикуляционно –

пальчиковые,

дыхательные

гимнастики,

дидактические игры

и упражнения,

Редко использует

в речи

прилагательные.

Возникают

проблемы с

составлением

описательного

рассказа и

пересказа.

окружающими.

Развитие всех

компонентов устной

речи детей:

грамматического строя

речи, связной речи —

диалогической и

монологической форм;

формирование

словаря, воспитание

звуковой культуры

речи.

Пополнять и

активизировать

словарь детей на

основе углубления

знаний о ближайшем

окружении. Расширять

представления о

предметах, явлениях,

событиях, не имевших

места в их

собственном опыте.

Активизировать

употребление в речи

названий предметов,

их частей, материалов,

из которых они

опорные карточки

по темам.

Обогащение

словаря путем

наговаривания слов.

Регулярное чтение

худ. литературы и

обучение

пересказыванию с

опорой на

иллюстрации.

Подготовить

консультации по

данным проблемам.

Подобать

комплексы

артикуляционных,

артикуляционно –

пальчиковых,

дыхательных

гимнастик.

Предложить

проводить дидак.

игры и упражнения.

изготовлены. Учить

использовать в речи

наиболее



В раздел образования