Напоминание

Использование социо – игрового стиля взаимодействия в музыкальной деятельности для поддержки детской инициативы и самостоятельности.


Автор: Раздина Анжелика Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ№31 "КОЛОКОЛЬЧИК"
Населённый пункт: г.Железногорск
Наименование материала: учебно - методический материал
Тема: Использование социо – игрового стиля взаимодействия в музыкальной деятельности для поддержки детской инициативы и самостоятельности.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Раздина Анжелика Александровна

Музыкальный руководитель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 31 "Колокольчик"

Использование социо – игрового стиля взаимодействия в музыкальной

деятельности для поддержки детской инициативы и самостоятельности.

Основными видами деятельности в музыкальном развитии дошкольников

ФГОС ДО определяет:

различные игры, включая сюжетно - ролевую игру как основную

деятельность дошкольников (восприятие и понимание смысла музыкальных

произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских

инструментах).

С помощью социо-игрового стиля работы с детьми я отказалась от

стремления демонстрировать своё умение быть во всём правильной. На

занятиях даю возможность детям увидеть проблему и каждому

самостоятельно справиться с ней. Первостепенное значение для живого

проведения игровых заданий-упражнений имеет то, что я отказываюсь от

роли “разъяснителя”, “судьи”, а выступаю, как “советчик”, “режиссер”.

Социо-игровой стиль ориентирует меня на поиск способов такого общения с

детьми, при котором принудиловка уступает место увлечённости. «Надо не

учить, а налаживать ситуацию, когда их участникам хочется доверять и друг

другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект

добровольного обучения, тренировки и научения» (В.М.Букатов).

Основными принципами применения социоигрового стиля являются:

Работа в малых группах

Смена мизансцен

Двигательная активность детей.

Музыкальные занятия выстраиваю, так чтобы была организация

собственной деятельности детей, которой ребёнок хочет заниматься и в

которой он: делает, слушает, смотрит и говорит.

Игровые задания и упражнения предлагаю всей группе детей, парам,

тройкам, четвёркам, шестёркам; Работа в малых группах направлена на

обращенность детей друг к другу, умение общаться и договариваться. Дети

не замечают, что идёт обучение, так как они перемещаются по всему залу,

играют с нотками, игрушками, ленточками, рассматривают картины…. Вся

система организации музыкальных занятий воспринимается ими, как

естественное продолжение игровой деятельности. Музыкальное занятие

начинаю с социо-игр на рабочий настрой: Волшебная палочка – «Где можно

услышать музыку?», «Передай снежинку» и т.д. Игровые задания и

упражнения выполняются: по мере готовности одного ребёнка или

партнёров, или подгрупп; по согласованным правилам; в заданном порядке;

последовательность действий определяют дети самостоятельно по считалке

или по их желанию быть первыми, вторыми, третьими и т.д.;

Социо-игра “Говорящий стул”, где дети, слушая музыкальное произведение,

заранее нацелены на составление рассказа о своих впечатлениях, навеянных

музыкой, или должны будут ответить на ряд вопросов, присаживаясь на

“говорящий стул”.

Использую в работе социо-игровые задания-упражнения для детей с

использованием навыка ориентировки в пространстве.

«Чтоизменилось?» Предлагаю детям поделиться на две группы, где одна

группа детей изобразит общую картину (оркестр,танец животных и.т.д.)А

другая группа детей отгадает, (что изменилось (смена инструментов, смена

атрибутов в танце и.т.д.)

«Что слышно?» (за окном, за дверью и т.п.) Предлагается детям послушать

звуки, доносящиеся извне. Всё услышанное дети перечисляют, дополняя друг

друга. Звуки не должны быть выдуманными.

Варианты: педагог предлагает объяснить связь звуков или составить рассказ

(единая сюжетная картинка) по услышанным звукам. (использование

шумовых инструментов.

«Шумы» Дети выбирают исполнителя шума, который прячется за ширму.

Слушающие определяют: Что? Где? Когда? Вариант: исполнители (2 и более

детей) воспроизводят картинку из ряда последовательных шумовых звуков.

«Люблю – не люблю» Дети стоят в кругу. Педагог (или ведущий-ребёнок)

передаёт по часовой стрелке мяч и говорит: «Я не люблю, когда дети

ссорятся», следующий должен предложить свой вариант «Я не люблю, …».

Против часовой стрелки игра продолжается «Я люблю, …»

«Зеваки» Играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу педагога

(ребёнка) дети останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются, идут в

другом направлении. «Зевака» выходит из игры. Варианты: ходьба спиной

вперёд; к хлопкам подключается притопывание, проговаривание слогов, слов,

др.

«Сядь по знаку» Дети стоят в кругу. Педагог (ребёнок) соединяет ладони и

дети садятся, открывает ладони – встают. Вариант: ведущий меняет темы

игры (медленно-быстро; быстро-медленно); отвлекает игроков разговорами)

«Узнай по голосу» Дети стоят в кругу, водящему завязывают глаза. Один из

игроков по сигналу педагога (ребёнка) произносит (поет) слово (фразу).

Водящий узнаёт игрока по голосу.

«Встань по карточке», «Акула» Педагог (ребёнок) становится спиной к детям,

показывает на карточке число и пока играет музыка дети хаотично двигаются

по залу, после остановки музыки дети должны встать компаниями по столько

человек, сколько было показано на карточке.

«Руки – ноги» Играющие сидят (на стульях, на ковре). Педагог ребёнок)

хлопает 1 раз – команда рукам (поднять, опустить, на пояс, за голову и т.п.),

хлопает 2 раза – команда ногам (встать, сесть, скрестить и т.п.).

Последовательность движений (хлопков), темп могут меняться.

«Веселый зоопарк» Педагог предлагает играющим выбрать, в каких

животных они «превратятся» (диких, домашних). Дети последовательно

совершают определённые действия, характерные для выбранного животного.

«Зрители» отгадывают, что было задумано. Вариант: играющие выбирают

животных и место обитания.

«Что на что похоже» Педагог предлагает найти сходство одного предмета с

другим (ножницы похожи на очки, стол на фигуру)

Вариант: назвать или обыграть, показать жестами.

«Превращение предмета!» Педагог предлагает с помощью действия-

движения превратить один предмет в другой (ручку – в указку, носовой

платок – в фартук, пелёнку, скатерть и т.п.)

«Обыграй превращение» Педагог передаёт по кругу предмет, называя его

определённым именем, играющие действуют с ним так, как если бы это было

то, что назвал ведущий (предмет МЯЧ, ведущий называет его «яблоко»,

играющие «едят», «нюхают»)

«Превращение комнаты» Педагог предлагает с помощью изображения

действий превратить помещение в другое место (в парк, лес, цирк, театр и

т.п.).Вариант: сохранить единый замысел для всех играющих («лес»), где

каждый выбирает для себя роль (шумовое оформление, элементы декорации,

актёры)

«Времена года» Играющим предлагается придумать и изобразить действия,

происходящие в разное время года. Зрители отгадывают «когда», «что»

(зимой катаются на лыжах, летом плывут на лодке)

«Зеркало» Играющие стоят парами лицом друг к другу. Один из партнёров –

«зеркало», другой - стоящий перед ним. «Зеркало» должно повторять

движения. Варианты: педагог (ребёнок) играет роль стоящего перед

зеркалом, а играющие – «осколки зеркала», его отражающие; «отражается»

выражение лица, настроение (хмурый, радостный, обиженный) и т.п.

«Тень» Играющие парами двигаются по комнате: один ребёнок – «тень»,

второй – партнёр. «Тень» как можно точнее повторяет действия партнёра.

«Эхо» Педагог (ребёнок-ведущий) отбивает хлопками несложный

ритмический рисунок. «Эхо» по сигналу (по взгляду или др.) повторяет ритм

хлопками (притопыванием, отбиванием по столу ладонями и др.)

Вариант: проговаривание слогов, слов, фраз, чтение вслух. Говорящий

(читающий) произносит – играющие «эхом» повторяют приглушённо, но

точно так же, как было произнесено автором.

«Загадки» Играют 4-6 детей. Педагог (ребёнок-ведущий) загадывает загадку

(о предмете, животном, растении и т.п.), отгадавшие без слов изображают

отгадку. Вариант: дети загадывают загадки друг другу, все вместе решают,

какой будет отгадка (с помощью слов, действий, рисунков)

«Изобрази профессию» Играющие изображают действия, характерные

определённой профессии (шофёр садится, берётся за руль, включает

двигатель, едет по дороге). Дети называют профессию. Варианты: дети

называют ряд действий, показанных задумщиком, группой детей; нарисовать

предметы, узнанные в показе (врач – градусник, таблетки, шофёр –

автомобиль, руль)

«Волшебная верёвочка,ленточка» Играющие парами (тройками)

выкладывают на полу задуманный предмет, используя верёвочку (1,5 – 2 м),

узнают, высказывают варианты сходства с другими предметами.

«Давайте посчитаемся» Педагог предлагает всем вместе найти варианты

произношения считалок:

по словам, по слогам, шёпотом, быстро, медленно, с разной интонацией

(!, ?, .), рассчитывает один ребёнок, рассчитывают двое (произносят вместе

или один произносит, другой – показывает), один говорит и показывает

(другие хлопают в ладоши), произносят слова по очереди (с закрытыми

глазами), рассчитываются, отвернувшись из круга и др. варианты.

Всем педагогам рекомендую данные игры, желаю творческих успехов.



В раздел образования