Напоминание

"Духовно – нравственное воспитание с использованием регионального казачьего компонента. Разговорный колорит казачьего наречия."


Авторы: Черепанова Ирина Ивановна, Мужанова Наталия Михайловна
Должность: воспитатель дду , воспитатель дду
Учебное заведение: БДОУ МО № 14
Населённый пункт: Ст. Новотитаровская, Динской район, Краснодарский край
Наименование материала: методический материал
Тема: "Духовно – нравственное воспитание с использованием регионального казачьего компонента. Разговорный колорит казачьего наречия."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитатели:

Мужанова Н. М.

Черепанова И. И.

20.01.2017.

1

Духовно – нравственное воспитание с использованием регионального

казачьего компонента.

Пояснительная записка

Современная

социально-образовательная

ситуация

требует

воспитания

интеллектуально,

физически,

морально

и

духовно

подготовленной

к

жизни

молодёжи, усвоившей уроки патриотизма и верности Отечеству. Именно такую

подготовку дают образовательные учреждения, которые, используют в качестве

образовательного компонента региональный казачий компонент.

Актуальность использования регионального казачьего компонента объясняется

и тем, что, изучая своё отечество, храня, умножая традиции русского народа

нельзя не приобщиться к истокам народной культуры. Это способствует

становлению патриотов своей Родины.

Воспитание гражданина и патриота, знающего свою Родину – задача особенно

актуальная сегодня. Она не может быть успешно решена без глубокого

познания духовно-нравственного богатства своего народа, освоения народной

культуры и традиций.

Тема :

Разговорный колорит казачьего наречия.

Цель :

- развитие речи детей, по средствам использования слов из «казачьего

словаря»;

- приобщение к речевой культуре казачества.

Задачи:

- изучение «казачьего словаря»;

- приобщение к культуре и традициям казачества;

- формирование представлений о жизни и быте казаков;

- развитие речи с использованием разговорного колорита казачьего наречия.

Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций,

обладающий великой воспитательной силой.

Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков

в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои,

представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой,

ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять

2

смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к

победе.

Данные кубанские игры несут своей целью – донести до потомков

национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или

иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.

Народные игры являются неотъемлемой частью патриотического,

художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения

сочетается с духовным обогащением детей. у них формируется устойчивое,

заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного края, создается

эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств:

любви и преданности Малой Родине.

Игры, которые мы хотим представить, направлены на развитие речи детей.

Идея разработки данных игр возникла у нас не случайно, изучив множество

источников и литературы, мы обнаружили, что казачьи игры в основном

направлены на развитие двигательных функций – это подвижные и хороводные,

а так же сюжетные. Нами разработаны словесные игры с сюжетным элементом

и элементом инсценировки. Данные игра позволяют разнообразить речь детей

новыми словами, учат классифицировать и обобщать слова, соотносить слово с

изображением или предметом. По мимо игр, мы используем казачьи пословицы

и поговорки, а так же казачьи колыбельные. Внедряя эти компоненты в

различную деятельность детей, мы разнообразили ее речевой колорит. Данные

игры можно использовать уже во второй младшей группе, а с возрастом

усложнять правила и пополнять словарь новыми более сложными словами.

Игры :

-«Казачий словарь» - словесная игра.

- «Подворье»- сюжетная игра.

Пословицы и поговорки:

Казачьи пословицы и поговорки для дошкольников.

Казачьи пословицы и поговорки:

• Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет.

• И один в поле воин, если он по-казачьи скроен.

• Казан проверяют по звону, а казака по слову.

• Казак молодой, а сноровка старая.

3

• Казаком быть — не разиня рот ходить.

• Казачья смелость порушит любую крепость.

• Веселы привалы, где казаки запевалы.

• Где тревога, туда казаку и дорога.

• Лучше иметь длинные уши, чем длинный язык.

• Чтобы больше иметь, надо больше уметь.

• Чем слабее твоя воля, тем труднее доля.

• Не хвались казак травою, хвались сеном.

• Пироги на кустах терна не растут.

• Хочешь быть на высоте — выбирай путь в гору.

• Иные казаки за углом кричат до хрипоты, а как до дела — прячутся в кусты.

• Смекалка во всяком деле казака выручает.

• От безделья не бывает у казака веселья.

• Без работы, как без заботы, и умный казак в дураках ходит.

Песни :

Михаил Лермонтов

стихотворение

«Казачья колыбельная песня»

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки-баю.

Тихо смотрит месяц ясный

В колыбель твою.

Стану сказывать я сказки,

Песенку спою;

Ты ж дремли, закрывши глазки,

Баюшки-баю.

По камням струится Терек,

Плещет мутный вал;

Злой чечен ползет на берег,

Точит свой кинжал;

Но отец твой старый воин,

4

Закален в бою:

Спи, малютка, будь спокоен,

Баюшки-баю.

Сам узнаешь, будет время,

Бранное житье;

Смело вденешь ногу в стремя

И возьмешь ружье.

Я седельце боевое

Шелком разошью...

Спи, дитя мое родное,

Баюшки-баю.

Богатырь ты будешь с виду

И казак душой.

Провожать тебя я выйду —

Ты махнешь рукой...

Сколько горьких слез украдкой

Я в ту ночь пролью!..

Спи, мой ангел, тихо, сладко,

Баюшки-баю.

Стану я тоской томиться,

Безутешно ждать;

Стану целый день молиться,

По ночам гадать;

Стану думать, что скучаешь

Ты в чужом краю...

Спи ж, пока забот не знаешь,

Баюшки-баю.

Дам тебе я на дорогу

Образок святой:

Ты его, моляся богу,

Ставь перед собой;

Да готовясь в бой опасный,

Помни мать свою...

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки-баю.

Игра «казачий словарь»:

Материалы : кубик с липучками, картинки с липучками.

Правила игры: дети по очереди бросают кубик и называют слова. За каждое

правильное слово ребенок получает фишку (или картинку с названным словом)

Ход игры :

5

На грани кубика прикрепить картинки (лук, лестница, ведро, колодец, петух, конь)

Дети по очереди бросают кубик, какая грань с картинкой окажется верхней, то слово и

должен назвать ребенок. Например : лук – цыбуля, лестница – драбина, ведро –

цэбэрка , колодец – криница или копань, петух – кочет, конь – кинь. После того, как

слово будет сказано, картинку на кубике необходимо заменить. Выигрывает тот, у кого в

конце игры окажется больше всего фишек или картинок.

Казачий словарь

Лук – цыбуля; лестница – драбина; ведро – цэбэрка; колодец – криница; петух – кочет;

конь – кинь; курица – курка; цыпленок – цыпля; утка – качка; кот – кит; кошка

кишка; котенок – котя, кошиня; арбуз – кавун, гарбуз; тыква – кабак; дом – хата;

полотенце – рушник; хлев – баз; волк – бирюк; соломенная шляпа – бриль; ограда

загородь; домашние животные – худоба; теленок – худобенок; печь – груба; туфли

чиривики; забор – частокол; кроватка – колыска; забор из веток – плетень; лавка

лава.

Игра « Подворье»

Материалы :

- макет подворья с атрибутами

- кубик с картинками

-набор домашние животные

- картинки

Ход игры :Дети по очереди бросают кубик. Какая картинка выпадет, то и должен

выставить на макет ребенок, при этом ребенок называет предмет словом из казачьего

словаря. Картинку на кубике после названия слова необходимо сменить. Например: на

кубике выпала картинка с домиком. Ребенок называет - это хата. Берет игровой

атрибут, называет его и выставляет его на макет. Игра продолжается до тех пор, пока все

игровые атрибуты не будут расставлены на макете. Дети учатся соотносить картинку с

обычным словом и со словом из казачьего словаря. Так же

данная игра наглядно показывает жизнь и быт казачьего подворья.

Дети учатся соотносить картинку с обычным словом и со словом из казачьего словаря.

Так же данная игра наглядно показывает жизнь и быт казачьего подворья.

Словесная игра «Кубанка»

Материалы :Кубанка – головной убор казака. (шапка)

Правила игры: дети делятся на две команды. Команды по очереди передают друг

другу Кубанку, при этом называют слова из Казачьего словаря. У какой команды

осталась Кубанка, те и считаются победителями.

Ход игры: две команды, с помощью считалки определяют, кто из них первый начинает.

Затем команда получает головной убор – Кубанку. И начинается игра, одна команда

называет слово, затем передает Кубанку другой команде, которая называя слово,

6

возвращает шапку. И так игра длится до тех пор, пока Кубанка передается. Выигрывает

та команда у которой остался головной убор.

Для облегчения игры можно использовать иллюстрации.

Заключение :

Данная разработка позволяет обогащать речь детей и насыщать ее разговорным

колоритом казачьего словаря. Приобщает к культуре и традициям. Показывает

жизненный уклад казачьего подворья.

Разрабатывая игры с использованием казачьего компонента, мы приобщаем

детей к устаревшим традициям и устоям, тем самым воспитываем у детей

чувство патриотизма и любовь к своей малой Родине.

7



В раздел образования