Автор: Магиленец Ольга Александровна
Должность: педагог дошкольного образования
Учебное заведение: МДОУ 146.о.в.
Населённый пункт: город Магнитогорск Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Наш дом - Южный Урал".
Раздел: дошкольное образование
Ольга Александровна Магиленец
воспитатель,
МДОУ «Детский сад № 146
общеразвивающего вида» г. Магнитогорска
Наш дом - Южный Урал.
Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в
истоки национальной культуры. Нравственно-патриотическое
воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит
развитие нравственных чувств. Духовный, творческий патриотизм надо
прививать с раннего детства.
Актуальность темы работы обусловлена рядом теоретических положений:
1 обогащение педагогического процесса фольклором – действенный метод,
гуманизации воспитания с первых лет жизни ребёнка.
2 фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия
на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текста.
3 детям первых лет жизни свойственно особенное восприятие и особое
отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и
интенсивностью социализации.
4 В условиях введения Федерального образовательного стандарта дошкольного
образования по организации работы в ДОУ, в которых, основным принципом
является интеграция, всех областей. Реализация этого принципа обеспечивает
учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполнять
недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания.
Областная образовательная программа воспитания и развития детей
дошкольного возраста на идеях народной педагогики «Наш дом — Южный
Урал» содержательно раскрывает один из путей социально-личностного
развития детей , осуществляемых в процессе приобщения к культуре народов
региона Южного Урала.
Результатом педагогической работы рассматривается воспитание и развитие
детей на идеях народной педагогики. Приобщение детей к народной культуре
предполагает развитие у детей эмоционально-действенного отношения,
информационно-интеллектуальной компетентности, этнокультурную
социализацию.
Овладение детей русским языком средствами малых форм фольклора является
одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте, так как
народный фольклор на сегодняшний день имеет особую значимость.
В наше время, когда вопросы нравственного, эстетического воспитания встают
особенно остро, с детских лет необходимо развивать эмоциональное
восприятие произведений искусства, это будет пробуждать в ребёнке творческое
начало, самостоятельность мысли, формировать эстетическое восприятие мира.
В данных видах деятельности создаются благоприятные условия для
совершенствования вербальной и невербальной выразительности речи, а так же
для речевого самовыражения ребенка. Вместе с тем, развивающий потенциал
устного народного творчества настолько велик, что требует дальнейшего
изучения.
Цель : реализация пр. «Наш дом – Южный Урал» (Е.С. Бабунова) через
приобщение детей младшего дошкольного возраста к культурным ценностям
Южного Урала.
Задачи:
- Формировать представление младших дошкольников о культурных
ценностях, и народных традициях средствами народного фольклора и народных
игр.
- Познакомить детей с народным фольклором Южного Урала, помочь им понять
его содержание, вызвать желание повторять и использовать средства фольклора
самостоятельно в повседневной жизни. Расширить и активизировать словарь
детей.
- Прививать любовь к красоте и мудрости русской речи средствами народного
фольклора.
Фольклор даёт возможность познакомить детей с животными, которых они
видели только на картинке, формируют представления о диких животных,
птицах и их повадках. Фольклорные произведения учат детей понимать
“доброе” и “злое”, противостоять плохому, активно защищать слабых,
проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказку, потешки, песенки у
малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде
человека. Анализ фольклорных текстов показывает, что народные
произведения, адресованные малышам, обеспечивают системный подход к
ознакомлению с окружающим через приоритетную ориентацию на человека и
виды его деятельности. Именно это открытие внутреннего богатства
фольклорных тестов для маленьких приводит к выводу, как значимы народные
произведения, особенно сказки, в качестве действенного метода гуманизации
воспитательного процесса. Хочется отметить особую роль семьи в приобщении
детей к народному фольклору.
Впервые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых
близких ему людей, и только семья способна развить его чувства, интерес и
любовь к богатству и красоте всего, что его окружает, к народному искусству.
Поэтому надо как можно шире и многообразнее использовать возможности
семьи. Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых
фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок,
скороговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк
незатейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе немалые
жанровые богатства. Под звуки их ласковых напевных слов малыш легче
проснётся, даст себя умыть (“Водичка, водичка”), накормить (“Травка –
муравка”). В результате общения с фольклорными произведениями ребенку
передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть,
нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют
познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с
окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и
чувствительность, формируется гуманное отношение к миру. Чтение народных
песенок, потешек, сопровождаемые показом картинок из книг, более глубоко
воздействует на чувства ребенка, способствуют запоминанию текста. Для
решения поставленных задач в группе создана соответствующая развивающая
среда. В группе выбрано достаточно освещенное место для книжного уголка.
Пополнили уголок новыми красочными книгами с детским фольклором,
крупными иллюстрациями к потешкам. В группу приобретены дидактические
игры для развития речи детей: « Одень куклу соответственно сезону», «Кто как
кричит?», «Кто, где живет», «Расскажи сказку» и др., которые активно
используем на занятиях и свободной речевой деятельности. В группе создан
театральный уголок, в котором разнообразие видов театров: кукольный,
пальчиковый, настольный. Яркая привлекательная среда привлекает внимание,
детей и они с удовольствием находят занятия по интересам . При разучивании
потешек используем не только действия с игрушками, кукольный театр, но
мнемокарты. Используем малые формы фольклора не только в образовательной
деятельности по коммуникации, но и других продуктивных видах
деятельности. По Художественному творчеству, лепке в первой группе раннего
возраста. Тема "Колобок". Познание- продуктивная (Конструктивная
деятельность) построим домик для кошечки, обыгрываем потешку « Загорелся
кошкин дом». В младшем дошкольном возрасте в соответствии с возрастными
особенностями и возможностями из народных игр в большей степени могут
использоваться такие игры, как игры-забавы, игры с народными игрушками
(бабинские матрешки, богородские игрушки, яйца-вкладыши и др.), подвижные
игры, хороводные.
Использование в непосредственной образовательной деятельности малых
форм фольклора, делает непосредственную образовательную деятельность
эмоциональными, интересными, что способствует лучшему усвоению
материала. Было разработана подборка художественного слова и малых
фольклорных форм, использовании, в режимных процессах дня. Составила
перспективный план по работе с родителями . В своей работе я
руководствовалась следующими принципами: всесторонние развитие личности
ребенка, сознательность и активность детей, учет возрастных особенностей
ребенка, индивидуальный подход, наглядность, научность и системность,
решающая роль педагога.
Таким образом, проделанная мною работа позволяет сделать следующие
выводы: народное искусство, положенное в основу различных видов
художественно-творческой деятельности детей, должно найти более широкое
применение в воспитательно-образовательной работе с детьми.
Список литературы.
1.
Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский
фольклор./ В.П. Аникин. М.: 2007.
2.
Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной
культуре // Дошкольное . воспитание. 2002. №5-6.
3.
Барская Н., Крюкова С. Выступает, будто пава (Элементы фольклора на
занятиях в детском саду) // Н Барская, С. Крюкова Дошкольное
воспитание. - 1994. - № 12
4.
Бабунова Е. Наш дом-южный урал./ Е. Бабунова «АБРИС».- 2014.
5.
Князева О.Л. , Маханаева М. Д. Приобщение детей к истокам русской
народной культуры / О. Л. Князева, М. Д. Маханаева Санкт-Петербург
Детство-Пресс. 2016.
Магиленец Ольга Александровна 89127737638