Напоминание

"Наш дом - Южный Урал".


Автор: Магиленец Ольга Александровна
Должность: педагог дошкольного образования
Учебное заведение: МДОУ 146.о.в.
Населённый пункт: город Магнитогорск Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Наш дом - Южный Урал".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ольга Александровна Магиленец

воспитатель,

МДОУ «Детский сад № 146

общеразвивающего вида» г. Магнитогорска

Наш дом - Южный Урал.

Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в

истоки национальной культуры. Нравственно-патриотическое

воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит

развитие нравственных чувств. Духовный, творческий патриотизм надо

прививать с раннего детства.

Актуальность темы работы обусловлена рядом теоретических положений:

1 обогащение педагогического процесса фольклором – действенный метод,

гуманизации воспитания с первых лет жизни ребёнка.

2 фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия

на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текста.

3 детям первых лет жизни свойственно особенное восприятие и особое

отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и

интенсивностью социализации.

4 В условиях введения Федерального образовательного стандарта дошкольного

образования по организации работы в ДОУ, в которых, основным принципом

является интеграция, всех областей. Реализация этого принципа обеспечивает

учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполнять

недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания.

Областная образовательная программа воспитания и развития детей

дошкольного возраста на идеях народной педагогики «Наш дом — Южный

Урал» содержательно раскрывает один из путей социально-личностного

развития детей , осуществляемых в процессе приобщения к культуре народов

региона Южного Урала.

Результатом педагогической работы рассматривается воспитание и развитие

детей на идеях народной педагогики. Приобщение детей к народной культуре

предполагает развитие у детей эмоционально-действенного отношения,

информационно-интеллектуальной компетентности, этнокультурную

социализацию.

Овладение детей русским языком средствами малых форм фольклора является

одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте, так как

народный фольклор на сегодняшний день имеет особую значимость.

В наше время, когда вопросы нравственного, эстетического воспитания встают

особенно остро, с детских лет необходимо развивать эмоциональное

восприятие произведений искусства, это будет пробуждать в ребёнке творческое

начало, самостоятельность мысли, формировать эстетическое восприятие мира.

В данных видах деятельности создаются благоприятные условия для

совершенствования вербальной и невербальной выразительности речи, а так же

для речевого самовыражения ребенка. Вместе с тем, развивающий потенциал

устного народного творчества настолько велик, что требует дальнейшего

изучения.

Цель : реализация пр. «Наш дом – Южный Урал» (Е.С. Бабунова) через

приобщение детей младшего дошкольного возраста к культурным ценностям

Южного Урала.

Задачи:

- Формировать представление младших дошкольников о культурных

ценностях, и народных традициях средствами народного фольклора и народных

игр.

- Познакомить детей с народным фольклором Южного Урала, помочь им понять

его содержание, вызвать желание повторять и использовать средства фольклора

самостоятельно в повседневной жизни. Расширить и активизировать словарь

детей.

- Прививать любовь к красоте и мудрости русской речи средствами народного

фольклора.

Фольклор даёт возможность познакомить детей с животными, которых они

видели только на картинке, формируют представления о диких животных,

птицах и их повадках. Фольклорные произведения учат детей понимать

“доброе” и “злое”, противостоять плохому, активно защищать слабых,

проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказку, потешки, песенки у

малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде

человека. Анализ фольклорных текстов показывает, что народные

произведения, адресованные малышам, обеспечивают системный подход к

ознакомлению с окружающим через приоритетную ориентацию на человека и

виды его деятельности. Именно это открытие внутреннего богатства

фольклорных тестов для маленьких приводит к выводу, как значимы народные

произведения, особенно сказки, в качестве действенного метода гуманизации

воспитательного процесса. Хочется отметить особую роль семьи в приобщении

детей к народному фольклору.

Впервые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых

близких ему людей, и только семья способна развить его чувства, интерес и

любовь к богатству и красоте всего, что его окружает, к народному искусству.

Поэтому надо как можно шире и многообразнее использовать возможности

семьи. Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых

фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок,

скороговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк

незатейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе немалые

жанровые богатства. Под звуки их ласковых напевных слов малыш легче

проснётся, даст себя умыть (“Водичка, водичка”), накормить (“Травка –

муравка”). В результате общения с фольклорными произведениями ребенку

передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть,

нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют

познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с

окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и

чувствительность, формируется гуманное отношение к миру. Чтение народных

песенок, потешек, сопровождаемые показом картинок из книг, более глубоко

воздействует на чувства ребенка, способствуют запоминанию текста. Для

решения поставленных задач в группе создана соответствующая развивающая

среда. В группе выбрано достаточно освещенное место для книжного уголка.

Пополнили уголок новыми красочными книгами с детским фольклором,

крупными иллюстрациями к потешкам. В группу приобретены дидактические

игры для развития речи детей: « Одень куклу соответственно сезону», «Кто как

кричит?», «Кто, где живет», «Расскажи сказку» и др., которые активно

используем на занятиях и свободной речевой деятельности. В группе создан

театральный уголок, в котором разнообразие видов театров: кукольный,

пальчиковый, настольный. Яркая привлекательная среда привлекает внимание,

детей и они с удовольствием находят занятия по интересам . При разучивании

потешек используем не только действия с игрушками, кукольный театр, но

мнемокарты. Используем малые формы фольклора не только в образовательной

деятельности по коммуникации, но и других продуктивных видах

деятельности. По Художественному творчеству, лепке в первой группе раннего

возраста. Тема "Колобок". Познание- продуктивная (Конструктивная

деятельность) построим домик для кошечки, обыгрываем потешку « Загорелся

кошкин дом». В младшем дошкольном возрасте в соответствии с возрастными

особенностями и возможностями из народных игр в большей степени могут

использоваться такие игры, как игры-забавы, игры с народными игрушками

(бабинские матрешки, богородские игрушки, яйца-вкладыши и др.), подвижные

игры, хороводные.

Использование в непосредственной образовательной деятельности малых

форм фольклора, делает непосредственную образовательную деятельность

эмоциональными, интересными, что способствует лучшему усвоению

материала. Было разработана подборка художественного слова и малых

фольклорных форм, использовании, в режимных процессах дня. Составила

перспективный план по работе с родителями . В своей работе я

руководствовалась следующими принципами: всесторонние развитие личности

ребенка, сознательность и активность детей, учет возрастных особенностей

ребенка, индивидуальный подход, наглядность, научность и системность,

решающая роль педагога.

Таким образом, проделанная мною работа позволяет сделать следующие

выводы: народное искусство, положенное в основу различных видов

художественно-творческой деятельности детей, должно найти более широкое

применение в воспитательно-образовательной работе с детьми.

Список литературы.

1.

Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский

фольклор./ В.П. Аникин. М.: 2007.

2.

Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной

культуре // Дошкольное . воспитание. 2002. №5-6.

3.

Барская Н., Крюкова С. Выступает, будто пава (Элементы фольклора на

занятиях в детском саду) // Н Барская, С. Крюкова Дошкольное

воспитание. - 1994. - № 12

4.

Бабунова Е. Наш дом-южный урал./ Е. Бабунова «АБРИС».- 2014.

5.

Князева О.Л. , Маханаева М. Д. Приобщение детей к истокам русской

народной культуры / О. Л. Князева, М. Д. Маханаева Санкт-Петербург

Детство-Пресс. 2016.

Магиленец Ольга Александровна 89127737638



В раздел образования