Напоминание

"Игра в дошкольном детстве"


Автор: Чижова Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 88"
Населённый пункт: г. Братск, Иркутская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: "Игра в дошкольном детстве"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №88»

муниципальное образование города Братска.

Статья: «Игра в дошкольном детстве»

Подготовил

воспитатель:

Чижова С.А

г. Братск 2017

Тема: «Игра в дошкольном детстве»

Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве, т.к.

в ходе ее развития развиваются психические процессы, подготавливающие

ребенка к новой высшей ступени развития. А.С. Макаренко писал: «Игра

имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взросло-

го имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом

он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля

происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как дея-

теля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепен-

ном переходе ее в работу» Даниил Борисович Эльконин написал книгу «Пси-

хология игры», в которой отразил все свои идеи, убеждения по поводу воз-

никновения, развития игровой деятельности, на основе наблюдений за свои-

ми детьми.

Игра отражает не предмет, а существующие между людьми отношения,

поэтому игра социальна по своему происхождению и содержанию. Когда ре-

бенок играет ту или иную роль, он не просто фиктивно переносится в чужую

личность; принимая на себя роль и входя в нее, он расширяет, обогащает,

углубляет свою собственную личность. На этом отношении личности ребенка

к его роли основывается значение игры для развития не только воображения,

мышления, воли, но и личности ребенка в целом. Как известно, само слово

«личность» (по-латыни persona), заимствованное римлянами у этрусков, пер-

воначально означало «роль» (и до того – маску актера); римлянами оно упо-

треблялось для обозначения общественной функции лица (persona patris,

regis, accusatoris). Личность и её роль в жизни теснейшим образом взаимосвя-

заны; и в игре через роли, которые ребенок на себя принимает, формируется и

развивается его личность, он сам.

Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в пе-

риод её особенно интенсивного развития - в детстве - она приобретает особое

значение. В ранние годы жизни ребенка игра является тем видом деятельно-

сти, в которой формируется его личность. Игра - первая деятельность, кото-

рой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в фор-

мировании её свойств и обогащении её внутреннего содержания, морально-

волевых качеств. В процессе развития обычно личную значимость и привле-

кательность приобретают, прежде всего, те действия и те проявления лично-

сти, которые, став доступными, еще не стали повседневными. Именно новые,

только народившиеся и еще не укрепившиеся как нечто привычное приобре-

тения развития по преимуществу входят в игру. Войдя в игру и раз, за разом

совершенствуясь в ней, соответствующие действия закрепляются; играя, ре-

бенок все лучше овладевает ими: игра становится для него своеобразной

школой жизни. В результате он в процессе игры развивается и получает под-

2

готовку к дальнейшей деятельности. Он играет потому, что развивается, и

развивается потому, что играет. Игра - практика развития. В игре формируют-

ся все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его

психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.

Различные формы серьезной деятельности взрослых служат образца-

ми, которые воспроизводятся в игровой деятельности детей. Игры органиче-

ски связаны со всей культурой народа; свое содержание они черпают из труда

и быта окружающих. Игра подготовляет подрастающее поколение к продол-

жению дела старшего поколения, формируя, развивая в нем способности и ка-

чества, необходимые для той деятельности, которую им в будущем предстоит

выполнять. В игре проявляются и удовлетворяются первые человеческие по-

требности и интересы ребенка; проявляясь, они в ней вместе с тем и форми-

руются. В игре формируются все стороны психики ребенка. В игре у ребенка

формируется воображение, которое заключает в себе и отлет от действитель-

ности, и проникновение в нее. Способности к преобразованию действитель-

ности в образе и преобразованию ее в действии, ее изменению закладывают-

ся и подготовляются в игровом действии.

В игре прокладывается путь от чувства к организованному действию и

от действия к чувству; словом, в игре, как в фокусе, собираются, в ней прояв-

ляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности;

в ролях, которые ребенок, играя, на себя принимает, расширяется, обогащает-

ся, углубляется сама личность ребенка. В игре в той или иной мере формиру-

ются свойства, необходимые для учения в школе, обусловливающие готов-

ность к обучению. Игра является особенно спонтанным качеством ребенка, и

вместе с тем вся она строится на взаимоотношениях ребенка с взрослыми. Из

общения с взрослыми ребенок черпает и мотивы своих игр. При этом особен-

но сначала, существенная роль в развитии игр принадлежит подражанию дей-

ствиям

взрослых,

окружающих

ребенка.

Впоследствии

игра,

особенно

у

взрослых, отделившись от неигровой деятельности и осложняясь в своем сю-

жетном содержании, вовсе уходит на подмостки, в театр, на эстраду, на сцену,

отделяясь от жизни рампой, и принимает новые специфические формы и чер-

ты.

Игра становится искусством. Это искусство требует большой особой

работы над собой. Искусство становится специальностью, профессией. Игра

здесь переходит в труд. Внутренний характер и результаты совершающегося

в процессе игры развития зависят от того, какое содержание приобретает

игра, отражая окружающую ребенка жизнь взрослых. Играет, как известно, и

взрослый (шахматы, различные спортивные и другие игры). Игра и у него ис-

ходит из потребностей и интересов и служит развитию определенных способ-

ностей или сторон его личности. Но в жизни взрослого игра занимает уже

3

иное место и приобретает иные формы. Значение игры в воспитании ребенка

рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего.

Большинство педагогов расценивают игру как серьезную и нужную для ре-

бенка деятельность.

В истории зарубежной и русской педагогической науки сложилось два

направления использования игры в воспитании детей: для всестороннего гар-

моничного развития; в узко дидактических целях. Ярким представителем

первого направления был великий чешский педагог - Я.А.Коменский. Он счи-

тал игру необходимой формой деятельности ребенка, отвечающей его приро-

де и склонностям: игра - серьезная умственная деятельность, в которой раз-

виваются все виды способностей ребенка; в игре расширяется и обогащается

круг представлений об окружающем мире, развивается речь; в совместных

играх ребенок сближается со сверстниками. Дидактическое направление ис-

пользования игры получило развитие в XVIII в. у педагогов - филантропистов

(И.С. Базедов, Х.Г. Зальцман и др.) стремились сделать обучение детей зани-

мательным, отвечающим их возрастным особенностям, филантрописты ис-

пользовали разнообразные игры. К.Д.Ушинский указал зависимость содержа-

ния детских игр от социального окружения. Он утверждал, что игры не про-

ходят для ребенка бесследно: они могут определить характер и поведение че-

ловека в обществе.

4

Литература:

1. Смирнова Е.О., Гударева О.В. Журнал «Психологическая наука и образова-

ние»,- М.,2005

2. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в иг-

ровой деятельности: Сборник / под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. –

СПб, 2004.

3. Эльконин Д.Б. Психология игры. -2-е изд. – М., 1999.

5



В раздел образования