Автор: Чижова Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 88"
Населённый пункт: г. Братск, Иркутская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: "Игра в дошкольном детстве"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №88»
муниципальное образование города Братска.
Статья: «Игра в дошкольном детстве»
Подготовил
воспитатель:
Чижова С.А
г. Братск 2017
Тема: «Игра в дошкольном детстве»
Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве, т.к.
в ходе ее развития развиваются психические процессы, подготавливающие
ребенка к новой высшей ступени развития. А.С. Макаренко писал: «Игра
имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взросло-
го имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом
он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля
происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как дея-
теля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепен-
ном переходе ее в работу» Даниил Борисович Эльконин написал книгу «Пси-
хология игры», в которой отразил все свои идеи, убеждения по поводу воз-
никновения, развития игровой деятельности, на основе наблюдений за свои-
ми детьми.
Игра отражает не предмет, а существующие между людьми отношения,
поэтому игра социальна по своему происхождению и содержанию. Когда ре-
бенок играет ту или иную роль, он не просто фиктивно переносится в чужую
личность; принимая на себя роль и входя в нее, он расширяет, обогащает,
углубляет свою собственную личность. На этом отношении личности ребенка
к его роли основывается значение игры для развития не только воображения,
мышления, воли, но и личности ребенка в целом. Как известно, само слово
«личность» (по-латыни persona), заимствованное римлянами у этрусков, пер-
воначально означало «роль» (и до того – маску актера); римлянами оно упо-
треблялось для обозначения общественной функции лица (persona patris,
regis, accusatoris). Личность и её роль в жизни теснейшим образом взаимосвя-
заны; и в игре через роли, которые ребенок на себя принимает, формируется и
развивается его личность, он сам.
Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в пе-
риод её особенно интенсивного развития - в детстве - она приобретает особое
значение. В ранние годы жизни ребенка игра является тем видом деятельно-
сти, в которой формируется его личность. Игра - первая деятельность, кото-
рой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в фор-
мировании её свойств и обогащении её внутреннего содержания, морально-
волевых качеств. В процессе развития обычно личную значимость и привле-
кательность приобретают, прежде всего, те действия и те проявления лично-
сти, которые, став доступными, еще не стали повседневными. Именно новые,
только народившиеся и еще не укрепившиеся как нечто привычное приобре-
тения развития по преимуществу входят в игру. Войдя в игру и раз, за разом
совершенствуясь в ней, соответствующие действия закрепляются; играя, ре-
бенок все лучше овладевает ими: игра становится для него своеобразной
школой жизни. В результате он в процессе игры развивается и получает под-
2
готовку к дальнейшей деятельности. Он играет потому, что развивается, и
развивается потому, что играет. Игра - практика развития. В игре формируют-
ся все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его
психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.
Различные формы серьезной деятельности взрослых служат образца-
ми, которые воспроизводятся в игровой деятельности детей. Игры органиче-
ски связаны со всей культурой народа; свое содержание они черпают из труда
и быта окружающих. Игра подготовляет подрастающее поколение к продол-
жению дела старшего поколения, формируя, развивая в нем способности и ка-
чества, необходимые для той деятельности, которую им в будущем предстоит
выполнять. В игре проявляются и удовлетворяются первые человеческие по-
требности и интересы ребенка; проявляясь, они в ней вместе с тем и форми-
руются. В игре формируются все стороны психики ребенка. В игре у ребенка
формируется воображение, которое заключает в себе и отлет от действитель-
ности, и проникновение в нее. Способности к преобразованию действитель-
ности в образе и преобразованию ее в действии, ее изменению закладывают-
ся и подготовляются в игровом действии.
В игре прокладывается путь от чувства к организованному действию и
от действия к чувству; словом, в игре, как в фокусе, собираются, в ней прояв-
ляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности;
в ролях, которые ребенок, играя, на себя принимает, расширяется, обогащает-
ся, углубляется сама личность ребенка. В игре в той или иной мере формиру-
ются свойства, необходимые для учения в школе, обусловливающие готов-
ность к обучению. Игра является особенно спонтанным качеством ребенка, и
вместе с тем вся она строится на взаимоотношениях ребенка с взрослыми. Из
общения с взрослыми ребенок черпает и мотивы своих игр. При этом особен-
но сначала, существенная роль в развитии игр принадлежит подражанию дей-
ствиям
взрослых,
окружающих
ребенка.
Впоследствии
игра,
особенно
у
взрослых, отделившись от неигровой деятельности и осложняясь в своем сю-
жетном содержании, вовсе уходит на подмостки, в театр, на эстраду, на сцену,
отделяясь от жизни рампой, и принимает новые специфические формы и чер-
ты.
Игра становится искусством. Это искусство требует большой особой
работы над собой. Искусство становится специальностью, профессией. Игра
здесь переходит в труд. Внутренний характер и результаты совершающегося
в процессе игры развития зависят от того, какое содержание приобретает
игра, отражая окружающую ребенка жизнь взрослых. Играет, как известно, и
взрослый (шахматы, различные спортивные и другие игры). Игра и у него ис-
ходит из потребностей и интересов и служит развитию определенных способ-
ностей или сторон его личности. Но в жизни взрослого игра занимает уже
3
иное место и приобретает иные формы. Значение игры в воспитании ребенка
рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего.
Большинство педагогов расценивают игру как серьезную и нужную для ре-
бенка деятельность.
В истории зарубежной и русской педагогической науки сложилось два
направления использования игры в воспитании детей: для всестороннего гар-
моничного развития; в узко дидактических целях. Ярким представителем
первого направления был великий чешский педагог - Я.А.Коменский. Он счи-
тал игру необходимой формой деятельности ребенка, отвечающей его приро-
де и склонностям: игра - серьезная умственная деятельность, в которой раз-
виваются все виды способностей ребенка; в игре расширяется и обогащается
круг представлений об окружающем мире, развивается речь; в совместных
играх ребенок сближается со сверстниками. Дидактическое направление ис-
пользования игры получило развитие в XVIII в. у педагогов - филантропистов
(И.С. Базедов, Х.Г. Зальцман и др.) стремились сделать обучение детей зани-
мательным, отвечающим их возрастным особенностям, филантрописты ис-
пользовали разнообразные игры. К.Д.Ушинский указал зависимость содержа-
ния детских игр от социального окружения. Он утверждал, что игры не про-
ходят для ребенка бесследно: они могут определить характер и поведение че-
ловека в обществе.
4
Литература:
1. Смирнова Е.О., Гударева О.В. Журнал «Психологическая наука и образова-
ние»,- М.,2005
2. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в иг-
ровой деятельности: Сборник / под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. –
СПб, 2004.
3. Эльконин Д.Б. Психология игры. -2-е изд. – М., 1999.
5