Напоминание

Познавательно-игровая программа, посвящённая писателю Д.Н. Мамину-Сибиряку "Листая страницы уральских сказок"


Автор: Эйфлер Дина Вадимовна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МБУ ДО Дом детского творчества Тагилстроевского района
Населённый пункт: Нижний Тагил, Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Познавательно-игровая программа, посвящённая писателю Д.Н. Мамину-Сибиряку "Листая страницы уральских сказок"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТАГИЛСТРОЕВСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

«Листая страницы уральских сказок»

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИГРОВАЯ ПРОГРАММА, ПОСВЯЩЁННАЯ ЮБИЛЕЙНОЙ ДАТЕ

УРАЛЬСКОГО ПИСАТЕЛЯ Д.Н. МАМИНА-СИБИРЯКА

СОСТАВИТЕЛЬ:

Эйфлер Д.В.

ПЕДАГОГ-ОРГАНИЗАТОР

НИЖНИЙ ТАГИЛ

2015

Форма: познавательно-игровая программа

Адресность: дети младшего и среднего школьного возраста

Действующие лица: Хранительница сказок, заяц

Реквизит и оборудование: мультимедийная установка, большая

волшебная книга, волшебная палочка

«Листая страницы уральских сказок»

На сцене стоит куб с книгой, за ней сидит заяц (спрятался). На экране

появляется видео – отрывок из мультфильма (сцена с Аленушкой). В конце этого

отрывка появляется Хранительница сказок.

Х.С. Здравствуйте, ребята! (здороваются). Я — хранительница сказок, и

пришла к вам сегодня не случайно. Скажите пожалуйста, вы узнали из какого

мультфильма был отрывок? (ответ детей). Это мультфильм по одной из сказок

великого уральского писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка. Сегодня необычный день,

сегодня день рождения писателя.

Родился он в далёком 1852 году. Учился он на

священника, но стать им не захотел, затем на ветеринара, а потом на юриста, но

закончить образование не сумел: не было денег.

Жил писатель с дочкой в Царском Селе, под Петербургом. Дочку звали

Алёнушка. Девочка часто и тяжело болела, порой не могла заснуть – и отец

придумывал ей удивительные сказки (про храброго Зайца, мохнатого Мишу,

Воронушку – черную головушку, хитрого Кота). В сказках игрушки становились

живыми, а цветы умели разговаривать и даже мухи полагали, что варенье вариться

специально для них. Ребята, я вам сейчас буду загадывать загадки, а вы попробуйте

угадать, про каких животных писал Д.Н. Мамин-Сибиряк.

Х.С. загадывает, дети отгадывают героя, а я проговариваю из какой он сказки! На

экране появляется картинка и название сказки

Х.С. Через поле напрямик

Скачет белый воротник. (Заяц).

— Сказка про храброго Зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост;

Не зверь, не птица —

Нос, как спица.

Летит — пищит,

Случай не упустит:

Сядет и укусит. (Комар)

— Сказка про Комара Комаровича — длинный нос и про мохнатого Мишу —

короткий хвост;

Озорной мальчишка

В сереньком пальтишке

По двору гуляет

Крохи собирает (Воробей)

— Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу;

Целый день летает,

Всем надоедает

Ночь настанет

Тогда перестанет (Муха)

— Сказка о том, как жила-была последняя Муха;

Во дворе я - королева.

Вон мой дом, на ветке слева.

Птица в перьях серо-черных,

Я умна, хитра, проворна. (Ворона)

— Сказка про Воронушку-чёрную головушку и жёлтую птичку Канарейку;

У порога плачет, коготки прячет,

Тихо в комнату войдёт,

Замурлычет, запоёт. (Кот)

— Сказка о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке;

Молодцы, ребята!

Х.С. подходит к книге

Х.С. Ребята, в этой волшебной книге есть все сказки мира, но сегодня мы будем

читать и говорить о сказках Д.Н. Мамина-Сибиряка. И я хочу рассказать вам одну из

его интереснейших сказок………….. в это время выскакивает Заяц.……..

Х.С. Зайка, ты как здесь очутился?

Заяц: (заикаясь ) Я-я, не знаю, я так быстро бежал от волка, что потерялся,

заблудился и теперь никак не могу найти свою сказку. Х.С. помоги мне, пожалуйста.

Х.С. Не волнуйся, зайка, я обязательно тебе помогу. Я как раз собиралась

рассказать ребятам сказку. Тем лучше, мы сможем пройтись по страницам

нескольких сказок и отыскать одну.

Заяц: Да, одну, мою, а то я так устал, бегая по разным сказкам.

Х.С. Ребята, я предлагаю вам отправится в путешествие по сказкам Мамина-

Сибиряка и помочь Зайке найти его сказку. Но прежде, чем начать наше

путешествие, нужно выполнить одно волшебное действие. Ты мне поможешь,

Зайка?!

игра с бубном

(зайка отстукивает короткий ритмический рисунок, а дети в зале повторяют. Так раз 5)

Х.С. Спасибо, Зайка. Теперь можем отправляться в наше сказочное

путешествие.

Заяц: Здорово, я наконец-то попаду к себе в сказку.

Х.С. (листая книгу) Сказка «Серая шейка». Ребята, давайте посмотрим на наш

волшебный экран. И ты, Зайка, смотри, не твоя ли это сказка?

Сказка «Серая шейка». Показываем детям отрывок из мультфильма.

Х.С. Ребята, а вы когда-нибудь читали эту сказку? (ответ детей). Тогда вы без

труда сможете ответить на мои вопросы.

игра «Да/Нет»

Серая Шейка – это голубка? НЕТ

Серая Шейка – дикая утка? ДА

Серая Шейка сломала крыло? ДА

Теперь ей на юг лететь тяжело? ДА

Всю зиму она у медведя жила? НЕТ

А может она в зоопарке была? НЕТ

С маленьким зайчиком утка дружила? ДА

К хитрой лисе она в гости ходила? НЕТ

Серая Шейка отважной была? ДА

Коварная лиса ее поймать не смогла? НЕТ

Х.С. Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием.

Заяц: Хранительница сказок, это не моя сказка, в ней уже есть зайка. И в моей

сказке уточки и лисы не было.

Х.С. Тогда давайте отправимся в следующую сказку

Заяц: Давайте.

Х.С. (листая книгу) Сказка «про Комара Комаровича – длинный нос и про

Мишку – короткий хвост». Ребята, давайте снова посмотрим на наш волшебный

экран.

Сказка «про Комара Комаровича…». Показываем детям отрывок из

мультфильма.

Х.С. Ребята, а эту сказку вы читали? (ответ детей)

Заяц: Я тоже её знаю и очень люблю

Х.С. Тогда скажи мне, зайка, чем всё закончилось?

Заяц: Комары искусали всего мишку и он, по совету лягушки, всё-таки ушёл с

болота.

Х.С. Молодец, Зайка, правильно. А давай проверим ребят, насколько хорошо

они знают героев, точнее их качества.

Заяц: Давай, я даже придумал, как мы это сделаем. Сейчас я позову ребят на

сцену (сразу идёт в зал и набирает 8 человек, строим в 2 команды)

Х.С. Объясняю задание!!!!

Игра

На сцену вызываются 2 команды по 4 человека. На мольбертах написаны герои сказки,

участники получают карточки, на которых написаны качества героев. Каждый участник берет

одну карточку, подбегает к мольберту и прикрепляет эту карточку напротив того героя,

которому соответствует это качество. Потом ведущая проверяет, поясняя.

Комар – нахальный; Медведь – вредный; Комариное войско – храброе; Лягушка – мудрая

Х.С. Ребята, вы всё «правильно»! сделали (по ходу сориентироваться, вдруг

они всё перепутали…).

Заяц: Молодцы, ребята! Проходите обратно в зал.

Х.С. Зайка, а у тебя какое качество есть?

Заяц: (задумался). Даже не знаю…. Вообще-то …я …. Всего боюсь

Х.С. Значит ты трусливый?

Заяц: Конечно же нет, я….. храбрый…..

Х.С. Ну ладно, не обижайся….скажи, это твоя сказка?

Заяц: Нет. Ведь в этой сказке только комары, медведь и лягушка.

Х.С. Тогда давайте отправимся в следующую сказку

Заяц: Давайте.

Х.С. (листая книгу) Сказка «Козявочку». Ребята, давайте снова посмотрим на

наш волшебный экран.

Сказка «Про козявочку». Показываем детям отрывок из мультфильма.

Х.С. Зайка, может быть это твоя сказка?

Заяц: Нет же. Это сказка про смешную маленькую козявочку, которая считала,

что всё её: и трава и небо и вода и солнце. И кажется, мне в этой сказке нет места

(Грустно)

Х.С. Давай спросим у ребят!? Может они знают всех героев этой сказки помогут

нам.

Заяц: Ну хорошо, я согласен.

Х.С. Ребята, сейчас на экране по очереди будут появляться изображения

животных. Если в сказке «Про козявочку» есть такой герой, вы хлопаете, если такого

героя нет в сказке – вы топаете.

Игра

На экране по очереди появляются картинки животных. Если в сказке есть такой герой, дети

хлопают, если такого героя нет в сказке – дети топают. (Шмель, Червяк, Лягушка, Рыба,

Бабочка, Заяц, Черепаха)

Заяц: Я же говорил, что это не моя сказка. Кажется, мы никогда уже не сможем

найти мою (Грустно)

Х.С. Не расстраивайся раньше времени, я же сказала, что помогу тебе.

Ребята, сейчас на экране под номерами появятся продолжения имен героев

разных сказок. Я буду говорить начало имени, а вы номер, под которым

продолжение этого имени. Может быть Зайка так узнает свою сказку, тем более, что

он уже говорил нам, какой он.

Игра

Игра по всем сказкам. На экране под номерами продолжение имени героев разных сказок.

Ведущие говорят начало имени, а дети говорят номер, под которым продолжение имени.

Комар Комарович – длинный нос

Мохнатый Миша – короткий хвост

Воронушка – черная головушка

Канарейка – желтая птичка

Храбрый заяц – длинные уши, косые глаза, короткий хвост

Заяц: Ну конечно, вот название моей сказки, мы нашли её.

Х.С. Зайка, твоя сказка называется «сказка про Храброго зайца – длинные уши,

косые глаза, короткий хвост»?

Заяц: Да, именно так. Спасибо тебе, X.C. и вам спасибо, ребята (прощается,

машет лапой).

Х.С. Перелистывает страницы. Ну, тогда отправляйся обратно в свою сказку и

больше не теряйся.

Заяц: Увидимся в сказке, до скорых встреч

Мультфильм про Храброго Зайца.



В раздел образования