Автор: Максимова Гузелия Рауфовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 28
Населённый пункт: Город Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: Инновационные формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Инновационные формы и методы экологического воспитания детей
дошкольного возраста.
(Слайд № 1.) Тема выступления.
(№2.) Экология – это то, что окружает каждого из нас. Еще никогда так остро
не
стояла
угроза
экологического
кризиса,
как
сегодня.
На
планете
за
последнее
время
стремительно
исчезают
различные
виды
уникальных
растений и животных. Окружающая среда загрязняется с каждым днем все
больше и больше.
Чтобы предотвратить столь варварское отношение к окружающей природе,
стоит начинать с самых малых лет воспитывать экологическую культуру.
(№3). Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у
ребенка
основ
восприятия
мира.
Дети
в
раннем
возрасте
очень
эмоциональны, отзывчивы и сострадательны и воспринимают природу как
живой организм.
(№4).
Существует
множество
форм
работы
по
экологическому
воспитанию и образованию:
Проведение экологических праздников
Наблюдения на прогулках
Занятия
Календари природы
Работа с родителями
Игровая деятельность
Музыкальная деятельность
Поисково-исследовательская работа.
Экскурсии в природу
Художественная деятельность
экологические сказки;
практическая деятельность в природе;
природоохранные акции;
выставки;
методы:
беседы;
наблюдения;
рассматривание объектов;
сюрпризный момент;
художественное слово;
динамические паузы;
Пальчиковая гимнастика;
Проблемные ситуации;
Сюжетные игры;
Моделирование;
Игры- медитации;
метод проектов, игровых обучающих ситуаций.
Методы
экологического
воспитания
дошкольников
сегодня
во
многом
отличаются от устаревших стереотипов, они призваны соединить в одно
целое
процесс
обучения
и
непосредственный
контакт
дошкольника
с
природными объектами.
В работе с детьми используются различные формы и методы экологического
воспитания и образования, они уже стали традиционными.
Но сегодня обратим внимание на использование инновационных форм и
методов работы с дошкольниками.
(№5). Всё большую популярность приобретают Компьютерные технологии
и мультимедийные презентации
Информационно-компьютерные
технологии
прочно
входят
в
систему
дошкольного образования, широко используются с целью совершенствования
и обновления форм и методов работы с детьми.
В отличие от взрослого человека, которому достаточно прослушать устное
объяснение, впоследствии подключив логическое мышление, понять смысл
информации, детям, как нельзя лучше подходит поговорка «лучше один раз
увидеть,
чем
сто
раз
услышать».
Ребенку,
с
его
наглядно
—
образным
мышлением,
понятно
лишь
то,
что
можно
одновременно
рассмотреть,
услышать, подействовать с предметом или оценить действие объекта. Именно
поэтому так важно при обучении дошкольников обращаться к доступным для
них каналам получения информации.
В процессе ознакомления детей с природой, мы используем разнообразный
материал:
дидактические
картинки,
репродукции
художественных
картин,
фотографии,
видеофильмы,
звукозаписи.
При
этом
дети
становятся
активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия.
Мы использую следующие виды иллюстартивно-наглядных материалов на
электронных носителях:
1.
звуковые материалы- это записи голосов птиц, млекопитающих, шум
леса, прибоя, дождя, ветра и т.д.;
2.
экранные
материалы
–
это
слайды,
т.е.
серия
отдельных
кадров,
посвящённой отдельной теме;
3.
презентации
–
это
обучающие
заставки
с
красивыми,
яркими
картинками,
помогающие
рассказать
детям
об
окружающем
мире.
Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение,
что значительно улучшает восприятие информации;
4.
медиазанятия, которые проводим в групповой комнате с применением
ноутбука
или
в
музыкальном
зале,
оборудованном
компьютером,
проектором и экраном;
5.
в процессе моделирования;
6.
в случае, если необходимо дать какую-то виртуальную познавательную
информацию.
Мультимедийные экологические игры можно включать как в содержание
занятий
по
ознакомлению
с
окружающим
миром,
так
и
в
свободную
деятельность:
игры-путешествия,
игры-загадки,
дидактические
игры,
викторины, физкультминутки, пальчиковые игры.
В своей деятельности мы на занятиях использовали презентации:
«Прогулка по лесу», «Насекомые» , «Грибы» (для старших дошкольников).
Во второй младшей группе на занятиях по ознакомлению с домашними
животными – презентация «Из жизни кошек», «Кто сказал мяу», «Домашние
животные» — с аудио озвучиванием голосов животных.
(№6). Вывод.
Экологическое воспитание необходимо начинать с самого раннего возраста,
потому что в этом возрасте впечатления самые яркие. Дети легко усваивают
правила и нормы, учатся доброте, заботливости. И что мы заложим в детскую
душу
сейчас,
какими
мы
воспитаем
наших
детей,
таким
и
будет
наше
будущее.