Авторы: Грищеня Зульфия Гайсовна, Имамова Наталья Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 28
Населённый пункт: Город Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: "Приобщение здоровье сберегающих технологий по профилактике плоскостопия и нарушений осанки"
Раздел: дошкольное образование
Сообщение из опыта работы
«Применение здоровье сберегающих
технологий по профилактике плоскостопия и
нарушений осанки у детей»
Подготовил: воспитатель первой категории средней группы № 3 Грищеня З.Г.
Одна из задач ФГОС ДО – охрана и укрепление физического и психического
здоровья детей.
При проведении профилактических медицинских осмотров в нашей группе
выявлено,
что
10
воспитанников
имеют нарушения осанки
и один ребенок
сколиоз. Дети в этом возрасте имеют слабый мышечный корсет, часто сутулятся.
Поэтому
приоритетом
в
своей
работе
я
выбрала
применение
здоровье
сберегающих технологий по профилактике плоскостопия и нарушений осанки у
детей.
Главная цель моей работы - не допустить развития нарушений опорно-
двигательного
аппарата
у
детей.
Для
достижения
цели
необходимо
решить
задачи:
Сформировать навык правильной осанки.
Предупредить
развитие
плоскостопия
и
привычку
неправильной
постановки стопы.
Развивать и тренировать все системы организма путем оптимальных
физических нагрузок.
Предупредить нарушения осанки позволит своевременная профилактическая
работ а
с
применением
здоровье
сберегающих
технологий,
которые
классифицируются по видам:
1.
Медико-профилактические технологии.
2.
Здоровьесберегающие образовательные технологии.
3.
Технологии социально-психологического благополучия.
4. Физкультурно-оздоровительные технологии.
Среди
данных
технологий
основными
являются
фи зкул ьту р н о -
оздоровительные
технологии
по
профилактике
пло ско стопия
и
нарушений осанки,
которые
я
применяю в
ходе
выполнения
двигательного
режима, включающего следующие формы работы:
утренняя гимнастика,
образовательная деятельность по физической культуре,
физминутки, динамические паузы,
двигательная активность на прогулке,
подвижные игры разной интенсивности,
индивидуальная
работа
по
профилактике
плоскостопия
и
нарушений
осанки,
гимнастика
после
дневного
сна
в
сочетание
с
закаливающими
процедурами,
досуговая деятельность, ежемесячно
При проведении данных форм работы основным средством формирования
правильной осанки и профилактики плоскостопия являются занятия физическими
упражнениями для развития больших мышечных групп, особенно спины, живота,
ног,
чтобы создать
естественный
мышечный
корсет
для
укрепления
опроно-
двигательного аппарата (ОДА).
Существует такое понятие как «мышечная память», поэтому напоминаю, чтобы
ребёнок постоянно держал голову и спину прямо в любой позе при ходьбе,
деятельностью за столом, чтобы это вошло в привычку, перешло в навык.
В о т
п р и м е р ы некоторых
современных
оздоровительных
технологий,
направленных
на
профилактику
нарушений
осанки
и
плоскостопия
у
детей,
элементы которых я применяю в режимных моментах.
Виды здоровье
сберегающих
технологий
Проведение в режиме дня
Особенности методики
проведения
Гимнастика
корригирующая
утренняя гимнастика, гимнастика
после сна, ООД по ФК, досуги
Использую
элементы
данной
технологии в виде корригирующих
упражнений
Детский фитнес:
- игровой стретчинг
- фитбол гимнастика
Гимнастика после сна
досуги
Использую
элементы
данной
технологии
в
виде
стретчинг
упражнений
и
упражнений
с
фитболами
Мною разработаны и постоянно пополняются картотеки корригирующих игр и
упражнений, а также комплексы утренней гимнастики,
гимнастики после сна,
физминутки
с
использованием
данных
технологий,
которые
включаю
в
двигательный режим.
При разработке картотеки опиралась на следующие методические пособия:
1. Е.В. Сулим «Занятия по физкультуре в детском саду. Игровой стретчинг» -
М., 2012 г.
2.
Пензулаева
Л.И.
«Оздоровительная
гимнастика
для
детей
дошкольного
возраста (3-7лет)». М., 2010 г.
3. Э.Я. Степаненкова Сборник подвижных игр для детей 2-7 лет. М., 2011 г.
Для
повышения
двигательной
активности использую
игровые
мотивации,
увлекательный сюжет, элементы театрализации как при проведении ООД так и
при организации режимных моментов.
Для применения здоровье сберегающих технологий необходимо постоянное
оснащение
среды.
Поэтому
пополнили
центры
здоровья
и
спорт а
нетрадиционным
оборудованием,
изготовили
пособия
для
упражнений
на
равновесие и укрепление ОДА (мешочки, гантели-конфетки) по количеству детей,
массажные коврики и дорожки здоровья. Приобрели фитболы, мячики и пособия
для самомассажа стоп и спины.
Своим
опытом
работы
я
поделилась
с
коллегами,
провела
открытый
физкультурный досуг «Путешествие в страну красивой осанки»
с применением
элементов
фитбол
гимнастики,
корригирующих
упражнений
с
предметами.
В
данном мероприятии использовала новые пособия для выполнения упражнений и
основных видов движений (ОВД): мешочки, гантели, канатные верёвки, фитболы.
Для
сохранения
интереса
детей
досуг
развивался
по
интересному
сюжету
с
подражательными движениями под музыку и с медиа сопровождением.
Ежемесячно практикую в своей работе проведение сюжетных физкультурных
досугов, в которые включаю упражнения и ОВД на профилактику плоскостопия и
формированию навыков правильной осанки.
Провожу
с
родителями
просветительскую
работу
по
вопросам
формирования правильной осанки у детей и веду пропаганду здорового образа
жизни. С помощью анкетирования выявила степень осведомлённости родителей
по данному вопросу. Затем с целью повышения компетенции родителей оформила
наглядные
консультации
«Растим
детей
с
красивой
осанкой»,
«Как
избежать
плоскостопия
и
нарушений
осанки»,
раздала
памятки
родителям
«Рекомендации по профилактике нарушений осанки у ребёнка».
Привлекаю родителей к проведению совместных
мероприятий: досуговая
деятельность,
оснащение
центров
здоровья
и
спорта,
совместные
снежные
постройки
на
участках,
оформление
летних
участков
для
обеспечения
двигательной активности детей.
Результаты работы уже заметны. Дети стали сами обращать внимание на
свою осанку и давать советы друг другу. Особенно им нравится заниматься по
современными
здоровье
сберегающим
технологиям,
таким
как
фитбол
гимнастика,
корригирующая
гимнастика
с
оригинальными
пособиями,
подражательные упражнения игрового стретчинга. Родители тоже хотят видеть
своих
детей
здоровыми
и
с
красивой
осанкой,
поэтому
заинтересованы
в
сотрудничестве.