Автор: Яшин Анатолий Николаевич
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО "СДЮСШОР по легкой атлетике" г.Казани
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: статья
Тема: Методика обучения прыжкам в длину
Раздел: дополнительное образование
Методика обучения прыжкам в длину
Легкоатлетические
прыжки
являются
одними
из
наиболее
популярных
видов в легкой атлетике. Разнообразность прыжковых упражнений и большая
возможность
варьировать
нагрузку
позволяет
успешно
использовать
их
в
занятиях с людьми разного возраста и пола. Простота и естественность прыжков
определила
широкое
включение
их
в
программы
физического
воспитания
школьников и молодежи, в планы тренировок многих видов спорта.
Прыжок
—
это
способ
преодоления
расстояния
с
помощью
акцентированной
фазы
полета.
Это
одноактное
упражнение,
в
котором
нет
повторяемых фаз. Характерной его особенностью ярко выражена фаза полета.
Форма препятствия определяет траекторию полета прыгуна: при прыжке в длину
— траектория имеет форму пологой баллистической кривой. При выполнении
спортивного прыжка в длину человек стремится показать наилучший результат,
то
есть
прыгнуть
возможно
дальше.
Легкоатлетические
прыжки
отличаются
асимметричностью в работе мышц правой и левой половин тела, потому у
прыгунов толчковая нога сильнее маховой. В античном мире на древнегреческих
олимпийских играх с XVIII Олимпиады в 708 г. до нашей эры начали проводить
пятиборье (пентатлон), в состав которого входили прыжки. Как выполнялись эти
прыжки, неизвестно. Наиболее вероятной версией является то, что это были
многоразовые (пятикратные) прыжки с гантелями в руках. И все-таки считается,
что они были прообразом современных прыжков в длину. При прыжке в длину
греки пользовались гантелями, которые изготавливались из камня и весили 1–5
кг. Результат зависел от того, насколько удачно прыгун выполнял разбег и мах
гантелями.
Разбег
у
прыгунов
был
коротким.
Отталкиваясь,
атлет
выносил
гантели вперед так, что в середине полета руки и ноги были почти параллельны.
Перед приземлением он делал мах руками назад — это помогало выбросить
дальше ноги, а выходит, и увеличить длину прыжка.
С
этого
момента,
во
всех
учебниках
по
легкой
атлетике
за
рубежом
представлены
разделы
по
обучению
каждому
из
способов.
При
этом,
как
релаксация принципа «от простого к сложному», во всех заданиях представлена
последовательность:
«согнув
ноги»
—
«прогнувшись»
—
«ножницы».
Значительно больше времени в общем часовом лимите уделяется спринтерской
подготовке, как основному средству тренировки прыгуна в длину. Повышается
общее количество прыжков в длину. При этом прыжки применяются уже не
только с целью технического совершенствования, но и как основное средство
развития
двигательных
качеств.
Это,
конечно,
не
могло
не
привести
к
определенному застою в росте достижений.
Известно, что мировой рекорд Оуенса 8,13 м продержался 26 лет и был
побит не в результате каких-либо усовершенствований в технике, а в результате
значительного изменения методики тренировки. В первую очередь это относится
к
существенной
переориентации
тренировки
прыгунов
в
длину
за
счет
значительного
увеличения
объемов
и
расширения
арсенала
средств
силовой
подготовки.
Средства спортивной тренировки прыгунов в длину можно разделить на
три
группы
физиче ских
упражнений:
о сновные,
специальные
и
общеразвивающие.
Основные
упражнения
охватывают
прыжки
в
длину,
включая
разные
условия их выполнения;
-
специальные
упражнения
применяются
для
развития
необходимых
двигательных
качеств
прыгуна,
для
овладения
техникой
движений
и
ее
совершенствования;
-
общеразвивающие
упражнения
используются
для
о б щ е го ,
разностороннего, специфического для прыгунов в длину физического развития.
Для каждого физического упражнения характерны исходное положение,
направление
и
скорость
перемещения
частей
тела,
амплитуда
движения,
последовательность
и
сила
напряжения
работающих
мышц,
число
и
темп
повторений, общая длительность выполнения упражнений. Эти факторы дают
возможность четко представить, какие основные мышечные группы принимают
участие в данном упражнении, а также судить о характере их работы. При
выполнении
сопутствующих
или
подводящих
упражнений
стоит
обращать
внимание
на
широкую
амплитуду
и
свободу
движений,
поддерживать
правильную
осанку
в
соединении
с
глубоким,
естественным
и
ритмичным
дыханием.
Энергичный,
живой,
веселый
характер
выполнения
каждого
упражнения с числом повторений и подходов к чувству усталости в мышцах, а
также ежедневным внесением разнообразности в комплекс по 8–10 упражнений
сделает наибольшую пользу в этом всестороннем развитии.
Специальные
упражнения
состоят
с
одного
или
нескольких
элементов
основного упражнения. Это позволяет повторять их большое число раз в разных
условиях:
облегченных,
стандартных
и
усложненных,
а
также
собирательно
влиять на определенные группы мышц и развивать в большей степени одно из
необходимых прыгуну качеств. Выполнение специальных упражнений требует к
себе особого внимания и контроля со стороны тренера и спортсмена как за
формой, так и по содержанию — технике и ритму выполнения. Чем больше
подобие между специальным и основным упражнением-прыжком, тем легче
переносятся и полнее используются новые приобретенные навыки и качества,
тем
быстрее
рост
спортивных
результатов.
Специальные
упражнения
целесообразно выполнять в определенном ритмичном рисунке (в соответствии с
основным упражнением), с точными акцентами в напряжении и расслаблении
мышц. Для сохранения наибольшего тренировочного эффекта стоит вносить
разнообразность в условия и обстановку занятий: сменять место тренировки и
последовательность упражнений, число повторений и величину обременений, а
также варьировать подбор специальных упражнений. Для каждого основного
упражнения характерны четкая нервно-мышечная координация и вегетативная
основа.
Только
на
данной
конкретной
основе
оказывается
«специализация»
двигательных качеств каждого прыгуна и их достаточно суровое определенное
соотношение. В этом заключается причина единства двигательных навыков и
качеств. Нарушения необходимого соотношения в развитии физических качеств
негативно отражаются на технике и качестве выполнения основного упражнения
— прыжка в длину. Стоит постоянно помнить, что смена скорости движений при
выполнении основного упражнения значительно обновляет его содержание и
вносит новое в ощущение спортсмена. Развитие необходимых качеств прыгуна:
силы, скорости, выносливости, гибкости, ловкости и координации движений, а
следовательно
и
совершенствования
функциональных
возможностей
центральной нервной системы, аппарата дыхания, сердечно-сосудистой системы,
опорно-двигательного аппарата достигаются только многоразовым повторением
физических
упражнений.
Длительность
отдыха
в
несколько
раз
превышает
длительность выполнения упражнений на тренировочных занятиях. В период
отдыха возобновляются те функции организма, которые сменялись в результате
выполнения
упражнений.
Важно
не
забывать,
что
влияние
упражнений
на
организм
не
ограничивается
только
периодом
их
выполнения,
временами
тренировка, а продолжается и после ее окончания. В этой связи качество отдыха,
периода
возобновления
с
использованием
гигиенических
и
естественных
факторов играет существенную роль в повышении эффективности спортивной
тренировки прыгунов.
Классификация тренировочных нагрузок прыгунов в длину (таблица 1)
разработана на основе учета, направленности, величины и координационной
сложности тренировочных нагрузок и выходит с биоэнергетических механизмов
энергообеспечение мускульной деятельности (Н. И. Волков, 1974; М. А. Годик,
1980). Величина нагрузки характеризуется степенью влияния упражнения на
организм спортсмена и зависит от объема и интенсивности. В прыжках в длину
интенсивность оценивается в % отношении от максимальных величин. Она
подразделяется
на
максимальную
(100–96
%),
субмаксимальную
(95–90
%),
большую (89–81 %), умеренную (80 % и меньше). Направленность нагрузки
допускает распределение упражнений по группам в зависимости от степени их
влияния на развитие тех или других двигательных качеств с учетом специфики
энергообеспечения работы разной мощности и длительности. Упражнения на
преодоление
внешних
сопротивлений,
которые
постепенно
увеличиваются,
вызывают
соответствующие
мускульные
напряжения
и
развивают
силовые
качества.
Рост
числа
повторений
упражнений,
увеличения
длительности
и
повышения интенсивности их выполнения развивает общую и специальную
выносливость. Чем большее число мышц берут участие в движении, тем более
совершенствуется общая выносливость, и наоборот: чем меньшее число мышц
работает, тем более локальная выносливость данных групп мышц. Упражнения
при участии значительного числа мускульных групп и быстрой сменой условий и
последовательности
их
напряжений
способствуют
согласованности
в
работе
мышц, улучшают координацию и ловкость в движениях.
Таблица 1
Классификация тренировочных нагрузок высококвалифицированных
прыгунов вдлину сразбега
Прыжки с полного разбега, (разы)
Прыжки с среднего разбега (10–14 беговых шагов), (разы)
Прыжки с укороченного разбега (до 8 беговых шагов), (разы)
Беговая подготовка Спринтерский бег на отрезках до 80 м, км в зоне 96–100 % личного
результата
Спринтерский бег на отрезках до 80 м, км в зоне 90–95 % личного результата
Спринтерский бег на отрезках более 80 м, км в зоне 90–100 % личного результата
Спринтерский бег на отрезках более 80 м, км в зоне 80–89 % личного результата
Беговые упражнения, км
Силовая подготовка
Силовая работа, направленная на развитие максимальной силы в зоне 80–100 % от личного
результата
Силовая работа, направленная на развитие взрывной силы (до 5–6 повторений в серии на
время)
Специальные силовые упражнения
Прыжковая подготовка
Гормональные прыжки (скачки, прыжки с ноги на ногу, связки), количество отталкиваний: до
10 отталкиваний (на время или результат)
Гормональные прыжки (скачки, прыжки с ноги на ногу, связки), количество отталкиваний:
более 10 отталкиваний
Вертикальные
прыжки,
которые
выполняются
с
максимальными
усилиями
(количество
отталкиваний): прыжки через барьеры
При
совершенствовании
техники
движений
используются
методы
выполнения
упражнений
вразнобой
и
в
целом,
с
объяснением,
анализом
и
самоанализом,
показом,
демонстрацией
и
самостоятельными
заданиями
прыгунам. При развитии и совершенствовании как физических качеств, так и
двигательных навыков применяется как основной повторный метод, а также «до
отказа»,
переменный,
интервальный,
коловий
(прерывные
методы)
и
беспрестанный
метод
—
равномерней
(развитие
общей
выносливости).
При
развитии
специальной
выносливости
по
перериваному
(повторному)
методу
необходимо учитывать следующие пять компонентов:
- длительность выполнения;
- интенсивность выполнения (длина отрезка в беге и время пробега);
- длительность интервалов отдыха;
- форма отдыха (пассивный — сидя, активный — ходьба, бег рысцой);
- число повторений.
В скоростно-силовой подготовке прыгунов в длину широко применяются
методы
динамических
усилий,
которые
вызывают
максимально
быстрое
проявление силы, и методы максимальных усилий при выполнении упражнений
с обременением. Самоконтроль времени на отрезках и у разбега, а также длины
шагов и разбега, результатов прыжков, запоминания мускульных ощущений и
сопоставления их с объективными показателями (в с, см) и с оценкой тренера
необходимые не только для создания представления о рациональной технике, но
главным образом для понимания, овладения чувством движения и управления
своими
движениями
на
разных
скоростях.
Глубокое
знание
и
творческое
использование тренером методов выполнения разнообразных средств подготовки
поможет значительно ускорить процесс совершенствования в прыжках.
Литература:
1.Бобровник
В.
И.
Совершенствование
системы
спортивной
подготовки
легкоатлетов-прыгунов.
//
Педагогика,
психология
и
медико-биологические
проблемы физического воспитания и спорта. — Харьков: ХДАДМ, 2003. — № 3.
— с. 103–114.
2.Бобровник
В.
И.
Факторная
структура
специальной
подготовленности
прыгунов в длину высокой квалификации // Теория и методика физического
воспитания и спорта. — 2004. — № 1. — с. 51–56. Бондарчук А. П. Перенос
тренированности в легкоатлетическом спорте. — К., 1999. — 332 с.
3.Креер В. А., Попов В. Б. Легкоатлетические прыжки. — М.: Физкультура и
спорт, 1986. — 186 с.
4.Легкая атлетика: Учеб. для ин-тов физ. культ. / Под редакцией Н. Г. Озолина, В.
И. Воронкина, Ю. Н. Примакова. — М.: Физкультура и спорт, 1989. — 671 с.
5.Попов В. Б. Прыжок в длину: многолетняя подготовка. — М.: Терра-спорт,
Олимпия Пресс, 2001. — 150 с.
6.Платонов
В.
Н.
Система
подготовки
спортсменов
в
олимпийском
спорте.
Общая теория и ее практические приложения. — К.: Олимпийская литература,
2004. — 808 с.
7.Раджапов У. Р., Зайниддинов Т. Б., Рахимов А. У. Методика обучения прыжкам
в длину // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 697-701.
8.Колот А. В. Лекция «Методика тренировки в пр. В длину» 2006. Киев. 20 с.