Напоминание

Методика обучения прыжкам в длину


Автор: Яшин Анатолий Николаевич
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО "СДЮСШОР по легкой атлетике" г.Казани
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: статья
Тема: Методика обучения прыжкам в длину
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методика обучения прыжкам в длину

Легкоатлетические

прыжки

являются

одними

из

наиболее

популярных

видов в легкой атлетике. Разнообразность прыжковых упражнений и большая

возможность

варьировать

нагрузку

позволяет

успешно

использовать

их

в

занятиях с людьми разного возраста и пола. Простота и естественность прыжков

определила

широкое

включение

их

в

программы

физического

воспитания

школьников и молодежи, в планы тренировок многих видов спорта.

Прыжок

это

способ

преодоления

расстояния

с

помощью

акцентированной

фазы

полета.

Это

одноактное

упражнение,

в

котором

нет

повторяемых фаз. Характерной его особенностью ярко выражена фаза полета.

Форма препятствия определяет траекторию полета прыгуна: при прыжке в длину

— траектория имеет форму пологой баллистической кривой. При выполнении

спортивного прыжка в длину человек стремится показать наилучший результат,

то

есть

прыгнуть

возможно

дальше.

Легкоатлетические

прыжки

отличаются

асимметричностью в работе мышц правой и левой половин тела, потому у

прыгунов толчковая нога сильнее маховой. В античном мире на древнегреческих

олимпийских играх с XVIII Олимпиады в 708 г. до нашей эры начали проводить

пятиборье (пентатлон), в состав которого входили прыжки. Как выполнялись эти

прыжки, неизвестно. Наиболее вероятной версией является то, что это были

многоразовые (пятикратные) прыжки с гантелями в руках. И все-таки считается,

что они были прообразом современных прыжков в длину. При прыжке в длину

греки пользовались гантелями, которые изготавливались из камня и весили 1–5

кг. Результат зависел от того, насколько удачно прыгун выполнял разбег и мах

гантелями.

Разбег

у

прыгунов

был

коротким.

Отталкиваясь,

атлет

выносил

гантели вперед так, что в середине полета руки и ноги были почти параллельны.

Перед приземлением он делал мах руками назад — это помогало выбросить

дальше ноги, а выходит, и увеличить длину прыжка.

С

этого

момента,

во

всех

учебниках

по

легкой

атлетике

за

рубежом

представлены

разделы

по

обучению

каждому

из

способов.

При

этом,

как

релаксация принципа «от простого к сложному», во всех заданиях представлена

последовательность:

«согнув

ноги»

«прогнувшись»

«ножницы».

Значительно больше времени в общем часовом лимите уделяется спринтерской

подготовке, как основному средству тренировки прыгуна в длину. Повышается

общее количество прыжков в длину. При этом прыжки применяются уже не

только с целью технического совершенствования, но и как основное средство

развития

двигательных

качеств.

Это,

конечно,

не

могло

не

привести

к

определенному застою в росте достижений.

Известно, что мировой рекорд Оуенса 8,13 м продержался 26 лет и был

побит не в результате каких-либо усовершенствований в технике, а в результате

значительного изменения методики тренировки. В первую очередь это относится

к

существенной

переориентации

тренировки

прыгунов

в

длину

за

счет

значительного

увеличения

объемов

и

расширения

арсенала

средств

силовой

подготовки.

Средства спортивной тренировки прыгунов в длину можно разделить на

три

группы

физиче ских

упражнений:

о сновные,

специальные

и

общеразвивающие.

Основные

упражнения

охватывают

прыжки

в

длину,

включая

разные

условия их выполнения;

-

специальные

упражнения

применяются

для

развития

необходимых

двигательных

качеств

прыгуна,

для

овладения

техникой

движений

и

ее

совершенствования;

-

общеразвивающие

упражнения

используются

для

о б щ е го ,

разностороннего, специфического для прыгунов в длину физического развития.

Для каждого физического упражнения характерны исходное положение,

направление

и

скорость

перемещения

частей

тела,

амплитуда

движения,

последовательность

и

сила

напряжения

работающих

мышц,

число

и

темп

повторений, общая длительность выполнения упражнений. Эти факторы дают

возможность четко представить, какие основные мышечные группы принимают

участие в данном упражнении, а также судить о характере их работы. При

выполнении

сопутствующих

или

подводящих

упражнений

стоит

обращать

внимание

на

широкую

амплитуду

и

свободу

движений,

поддерживать

правильную

осанку

в

соединении

с

глубоким,

естественным

и

ритмичным

дыханием.

Энергичный,

живой,

веселый

характер

выполнения

каждого

упражнения с числом повторений и подходов к чувству усталости в мышцах, а

также ежедневным внесением разнообразности в комплекс по 8–10 упражнений

сделает наибольшую пользу в этом всестороннем развитии.

Специальные

упражнения

состоят

с

одного

или

нескольких

элементов

основного упражнения. Это позволяет повторять их большое число раз в разных

условиях:

облегченных,

стандартных

и

усложненных,

а

также

собирательно

влиять на определенные группы мышц и развивать в большей степени одно из

необходимых прыгуну качеств. Выполнение специальных упражнений требует к

себе особого внимания и контроля со стороны тренера и спортсмена как за

формой, так и по содержанию — технике и ритму выполнения. Чем больше

подобие между специальным и основным упражнением-прыжком, тем легче

переносятся и полнее используются новые приобретенные навыки и качества,

тем

быстрее

рост

спортивных

результатов.

Специальные

упражнения

целесообразно выполнять в определенном ритмичном рисунке (в соответствии с

основным упражнением), с точными акцентами в напряжении и расслаблении

мышц. Для сохранения наибольшего тренировочного эффекта стоит вносить

разнообразность в условия и обстановку занятий: сменять место тренировки и

последовательность упражнений, число повторений и величину обременений, а

также варьировать подбор специальных упражнений. Для каждого основного

упражнения характерны четкая нервно-мышечная координация и вегетативная

основа.

Только

на

данной

конкретной

основе

оказывается

«специализация»

двигательных качеств каждого прыгуна и их достаточно суровое определенное

соотношение. В этом заключается причина единства двигательных навыков и

качеств. Нарушения необходимого соотношения в развитии физических качеств

негативно отражаются на технике и качестве выполнения основного упражнения

— прыжка в длину. Стоит постоянно помнить, что смена скорости движений при

выполнении основного упражнения значительно обновляет его содержание и

вносит новое в ощущение спортсмена. Развитие необходимых качеств прыгуна:

силы, скорости, выносливости, гибкости, ловкости и координации движений, а

следовательно

и

совершенствования

функциональных

возможностей

центральной нервной системы, аппарата дыхания, сердечно-сосудистой системы,

опорно-двигательного аппарата достигаются только многоразовым повторением

физических

упражнений.

Длительность

отдыха

в

несколько

раз

превышает

длительность выполнения упражнений на тренировочных занятиях. В период

отдыха возобновляются те функции организма, которые сменялись в результате

выполнения

упражнений.

Важно

не

забывать,

что

влияние

упражнений

на

организм

не

ограничивается

только

периодом

их

выполнения,

временами

тренировка, а продолжается и после ее окончания. В этой связи качество отдыха,

периода

возобновления

с

использованием

гигиенических

и

естественных

факторов играет существенную роль в повышении эффективности спортивной

тренировки прыгунов.

Классификация тренировочных нагрузок прыгунов в длину (таблица 1)

разработана на основе учета, направленности, величины и координационной

сложности тренировочных нагрузок и выходит с биоэнергетических механизмов

энергообеспечение мускульной деятельности (Н. И. Волков, 1974; М. А. Годик,

1980). Величина нагрузки характеризуется степенью влияния упражнения на

организм спортсмена и зависит от объема и интенсивности. В прыжках в длину

интенсивность оценивается в % отношении от максимальных величин. Она

подразделяется

на

максимальную

(100–96

%),

субмаксимальную

(95–90

%),

большую (89–81 %), умеренную (80 % и меньше). Направленность нагрузки

допускает распределение упражнений по группам в зависимости от степени их

влияния на развитие тех или других двигательных качеств с учетом специфики

энергообеспечения работы разной мощности и длительности. Упражнения на

преодоление

внешних

сопротивлений,

которые

постепенно

увеличиваются,

вызывают

соответствующие

мускульные

напряжения

и

развивают

силовые

качества.

Рост

числа

повторений

упражнений,

увеличения

длительности

и

повышения интенсивности их выполнения развивает общую и специальную

выносливость. Чем большее число мышц берут участие в движении, тем более

совершенствуется общая выносливость, и наоборот: чем меньшее число мышц

работает, тем более локальная выносливость данных групп мышц. Упражнения

при участии значительного числа мускульных групп и быстрой сменой условий и

последовательности

их

напряжений

способствуют

согласованности

в

работе

мышц, улучшают координацию и ловкость в движениях.

Таблица 1

Классификация тренировочных нагрузок высококвалифицированных

прыгунов вдлину сразбега

Прыжки с полного разбега, (разы)

Прыжки с среднего разбега (10–14 беговых шагов), (разы)

Прыжки с укороченного разбега (до 8 беговых шагов), (разы)

Беговая подготовка Спринтерский бег на отрезках до 80 м, км в зоне 96–100 % личного

результата

Спринтерский бег на отрезках до 80 м, км в зоне 90–95 % личного результата

Спринтерский бег на отрезках более 80 м, км в зоне 90–100 % личного результата

Спринтерский бег на отрезках более 80 м, км в зоне 80–89 % личного результата

Беговые упражнения, км

Силовая подготовка

Силовая работа, направленная на развитие максимальной силы в зоне 80–100 % от личного

результата

Силовая работа, направленная на развитие взрывной силы (до 5–6 повторений в серии на

время)

Специальные силовые упражнения

Прыжковая подготовка

Гормональные прыжки (скачки, прыжки с ноги на ногу, связки), количество отталкиваний: до

10 отталкиваний (на время или результат)

Гормональные прыжки (скачки, прыжки с ноги на ногу, связки), количество отталкиваний:

более 10 отталкиваний

Вертикальные

прыжки,

которые

выполняются

с

максимальными

усилиями

(количество

отталкиваний): прыжки через барьеры

При

совершенствовании

техники

движений

используются

методы

выполнения

упражнений

вразнобой

и

в

целом,

с

объяснением,

анализом

и

самоанализом,

показом,

демонстрацией

и

самостоятельными

заданиями

прыгунам. При развитии и совершенствовании как физических качеств, так и

двигательных навыков применяется как основной повторный метод, а также «до

отказа»,

переменный,

интервальный,

коловий

(прерывные

методы)

и

беспрестанный

метод

равномерней

(развитие

общей

выносливости).

При

развитии

специальной

выносливости

по

перериваному

(повторному)

методу

необходимо учитывать следующие пять компонентов:

- длительность выполнения;

- интенсивность выполнения (длина отрезка в беге и время пробега);

- длительность интервалов отдыха;

- форма отдыха (пассивный — сидя, активный — ходьба, бег рысцой);

- число повторений.

В скоростно-силовой подготовке прыгунов в длину широко применяются

методы

динамических

усилий,

которые

вызывают

максимально

быстрое

проявление силы, и методы максимальных усилий при выполнении упражнений

с обременением. Самоконтроль времени на отрезках и у разбега, а также длины

шагов и разбега, результатов прыжков, запоминания мускульных ощущений и

сопоставления их с объективными показателями (в с, см) и с оценкой тренера

необходимые не только для создания представления о рациональной технике, но

главным образом для понимания, овладения чувством движения и управления

своими

движениями

на

разных

скоростях.

Глубокое

знание

и

творческое

использование тренером методов выполнения разнообразных средств подготовки

поможет значительно ускорить процесс совершенствования в прыжках.

Литература:

1.Бобровник

В.

И.

Совершенствование

системы

спортивной

подготовки

легкоатлетов-прыгунов.

//

Педагогика,

психология

и

медико-биологические

проблемы физического воспитания и спорта. — Харьков: ХДАДМ, 2003. — № 3.

— с. 103–114.

2.Бобровник

В.

И.

Факторная

структура

специальной

подготовленности

прыгунов в длину высокой квалификации // Теория и методика физического

воспитания и спорта. — 2004. — № 1. — с. 51–56. Бондарчук А. П. Перенос

тренированности в легкоатлетическом спорте. — К., 1999. — 332 с.

3.Креер В. А., Попов В. Б. Легкоатлетические прыжки. — М.: Физкультура и

спорт, 1986. — 186 с.

4.Легкая атлетика: Учеб. для ин-тов физ. культ. / Под редакцией Н. Г. Озолина, В.

И. Воронкина, Ю. Н. Примакова. — М.: Физкультура и спорт, 1989. — 671 с.

5.Попов В. Б. Прыжок в длину: многолетняя подготовка. — М.: Терра-спорт,

Олимпия Пресс, 2001. — 150 с.

6.Платонов

В.

Н.

Система

подготовки

спортсменов

в

олимпийском

спорте.

Общая теория и ее практические приложения. — К.: Олимпийская литература,

2004. — 808 с.

7.Раджапов У. Р., Зайниддинов Т. Б., Рахимов А. У. Методика обучения прыжкам

в длину // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 697-701.

8.Колот А. В. Лекция «Методика тренировки в пр. В длину» 2006. Киев. 20 с.



В раздел образования