Напоминание

"В ельнике"


Автор: Клюнина Вера Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Белоручейская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: п. Депо Вытегорский район Вологодская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "В ельнике"
Раздел: начальное образование





Назад




МБОУ «Белоручейская средняя общеобразовательная школа»

Вытегорский район Вологодская область

Тема урока:

В ельнике

Предмет: окружающий мир

2 класс

УМК «Планета Знаний»

Автор:

Клюнина Вера Вячеславовна,

учитель начальных классов

2017 год

Конспект урока по окружающему миру

Предмет: окружающий мир, 2 класс, УМК «Планета Знаний»

Тема урока: «В ельнике»

Место урока в теме: 18-й урок в разделе «Природа вокруг нас. В мире

живой природы»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель

для

учителя: способствовать

ознакомлению

детей

с

влиянием

изменений условий жизни на живых существ на примере елового леса

Задачи урока для учителя:

1.

Мотивировать обучающихся на учебную деятельность.

2.

Способствовать ознакомлению детей с влиянием изменений условий

жизни на живых существ на примере елового леса.

3.

Создать условия для воспитания бережного отношения к природе.

4.

Способствовать формированию умения выделять признаки объектов

природы и сравнивать их между собой.

5.

Организовать

контрольно-оценочную

деятельность

обучающихся

на

уроке.

Оборудование к уроку: Ивченкова Г.Г., Потапов И. В. Окружающий мир.

2 класс. Учебник. – М.: АСТ: Астрель, 2012– (Планета знаний).

Ивченкова Г.Г., Потапов И. В. Окружающий мир 2 класс. Рабочие тетради

№2. - М.: АСТ: Астрель, 2014. – (Планета знаний), толковый словарь.

Планируемые результаты обучающихся:

Предметные

Метапредметные

Личностные

Объясняют, что

такое природное

сообщество,

приводят примеры

Регулятивные:

понимают продвижение в

овладении содержанием курса,

понимают цель выполняемых

действий,

положительно

относятся к учёбе

как

интеллектуальному

признаков

приспособленност

и организмов к

условиям жизни в

сообществах,

некоторые

взаимосвязи между

обитателями

природных

сообществ,

использование

природных

сообществ и

мероприятий по их

охране, называют

условия,

необходимые для

жизни растений и

животных ельника.

ставят учебную задачу урока и

стремиться её выполнить;

планируют учебную деятельность;

удерживают учебную задачу в

течение урока;

отвечают на итоговые вопросы и

оценивают свои достижения на

уроке.

Познавательные:

понимают информацию,

представленную в таблице,

группируют (классифицируют) на

основе выделения главных

признаков каждой группы,

различают объекты природы;

выдвигают предположения,

определяют способы решения

проблем;

находят в учебнике информацию в

соответствии с заданием;

Коммуникативные:

сотрудничают с одноклассниками,

строят монологические

высказывания;

понимают и передают содержание

прочитанных текстов;

работают в парах, в группах на

основе приёмов взаимодействия

труду,

проявляют

положительное

отношение и

интерес к

изучению

природы, имеют

положительную

мотивацию к

изучению нового

учебного

материала;

способны к

самооценке на

основе критерия

успешности

учебной

деятельности;

умеют

фантазировать,

воображать

Содержание урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

УУД

задачи

деятельности

обучающихся

учащихся

Мотивиро

вание учебной

деятельности

оценивают

готовность

Приветствие и начало урока

Сколько нового вокруг мы узнаем

скоро! Нам, ребята, повезло –

учимся мы в школе.

Настраиваются на

работу.

Личнос.

Регул.

Оценка

готовност

и

Постановка

учебной

задачи

уметь

извлекать

необходиму

ю

информацию

, отвечать и

задавать

вопросы по

изучаемой

теме;

определять

цель,

учебные

задачи,

исходя из

темы урока;

планировать

свою

деятельность

на уроке

Рассмотрите иллюстрацию стр.

40. Предположите, в какой лес мы

отправимся?

Читаю стихотворение.

Стоит, окутан тайной, лес еловый.

Сквозь высоту деревьев свет

мелькает.

И тянутся макушки до небес,

Над ними сверху солнышко сияет.

Какая будет тема урока?

Какую поставим цель? Узнать …

Задачи урока:

1 выяснить…

2. узнать …

3. понять …

Рассматривают уч.

стр. 40.

- Мы идём в лес, где

растут ели…

Формулируют тему,

цель.

Тема: в еловом лесу.

В ельнике.

Цель: узнать о

живой природе

ельника

Определяют задачи

1 выяснить условия

жизни в ельнике

2. узнать, как

приспособились

растения

3. понять, как

приспособились

животные

Познават.

(логич.

умозак.)

Личн.

(смыслоо

бразован

ие:

мотиваци

я к

изучению

нового)

Регулят.

(целеп.)

Регулят.

(планиро

в.

учебных

действий)

Открытие

Задачи урока будут планом нашей

1 задача: 1 выяснить

Регулят.

нового

знания

(построение

проекта

выхода из

затруднения

)

понимать

учебную

задачу урока

и стремиться

её

выполнить

осуществлят

ь поиск

необходимой

информации

работы.

Предположите, условия жизни в

еловом лесу.

Работа в группах. Группы

выясняют

1 группа – количество света в

ельнике

2 группа – количество тепла

3 группа – количество влаги

Выслушаем группы, определим

условия жизни в ельнике: темно,

прохладно, влажно.

Послушайте текст и найдите

подтверждение, что ель –

теневыносливое и теплолюбивое

растение.

Весной в еловом лесу люди

вырубили деревья. На поляне

уцелели маленькие ёлочки. Пока

живы были матери, ёлочкам не

страшны были заморозки.

Раскидистые плотные ветви

условия жизни в

ельнике

Высказывают

предположения

Обсуждают,

убеждают, приходят к

единому мнению,

выступают.

Карточка для групп:

У ели кора … цвета.

Ветви расположены

…стволу. Ели

растут … друг от

друга. Значит в

еловом лесу ….

света.

Слова для справок:

тёмно-коричневый,

по всему, близко,

мало, много.

Слушают, находят

доказательства,

высказываются.

Маленькие ёлочки

хорошо растут в

тени. Это

теневыносливые

деревья.

Заморозки стали

губить почки и

побеги. Ель –

(сохранен

ие УЗ)

Познав.

(общеуче

бные)

Коммуни

кативные

(высказы

вания

детей)

Познават.

(логич.:

умозаклю

чения)

Познават

ельные

(общеуче

бные)

Познават.

(логич.:

умозаклю

чения)

Познават.

(логичес.:

понимать

учебную

задачу урока

и стремиться

её

выполнить

понимать

учебную

задачу урока

и стремиться

взрослых елей прикрыли землю и

не давали ей быстро остывать.

Плохо пришлось елочкам, когда

они остались без защиты.

Заморозки стали губить их почки

и тронувшиеся в рост побеги.

Бережное отношение к вырубкам

елей.

Выполнили 1 задачу.

2 задача

Учебник стр. 40. Прочитать.

Назвать три признака

приспособленности растений

жизни в ельнике.

Тетрадь стр. 21 задание 37. Какое

растение любит расти в тени

елового леса? Отметь.

Выполнили 2 задачу.

3 задача

Загадки

По веткам быстро ходит,

В мороз птенцов выводит,

Из крепкой шишки ёлки

Добудет семя ловко.

У птицы нос крестом

Зовут её …клестом.

Рассмотрите иллюстрацию.

теплолюбивое

растение.

2.узнать, как

приспособились

растения

Работа по учебнику.

Читают, находят и

называют:

теневыносливые,

невысокие,

ярко – зелёная

окраска

Работа в тетради.

Взаимопроверка.

3. понять, как

приспособились

животные

Работа в паре.

умозаклю

чение)

Познават.

(общеуче

бные:

выделени

е

информа

ции)

Коммуни

к.

(взаимоде

йствие)

Познават.

(логическ

ие:

установле

ние

причинно

-

следствен

ных

связей)

Познават.

(логическ

ие:

построен

ие

цепочки

её

выполнить

взаимодейст

вовать при

работе

Прочитайте абзац стр. 41.

Расскажите, как приспособился

клёст к жизни в еловом лесу.

План:

1Размер. Окраска.

2. Крылья. Хвост. Клюв.

Стр. 42. Птицы. Вывод.

Клювы клеста, зяблика, рябчика

приспособлены для поедания

семян. Синица – лазоревка

питается насекомыми, её клюв,

как шило.

Стр. 42, 3 абзац. Работа по

группам.

1 группа. Почему белку можно

увидеть в еловом лесу?

Что позволяет белке быть

приспособленной к жизни на

деревьях?

2 группа. Почему муравьёв

называют хищниками?

Какую пользу приносят муравьи?

Как мы можем оказать помощь

Обсуждение. Рассказ.

Размер средний.

Окраска яркая.

Крылья короткие.

Надо летать между

ветвей ели. Хвост

длинный,

выполняет роль

руля. Клюв –

крестообразный.

Клёст раскрывает

шишки и достаёт

семена.

Находят и дают

ответ на вопрос.

1 группа

Белка питается

семенами еловых

шишек.

Острые когти,

длинные задние

ноги и хвост.

Муравьи питаются

насекомыми –

вредителями лесных

растений.

Охрана

муравейников.

логическ

их

рассужде

ний)

Коммун.

(высказы

вания

детей)

Познават.

(логическ

ие:

построен

ие

цепочки

логическ

их

рассужде

ний)

Регулят.

(целепола

гание:

сохранен

ие УЗ)

Личн.

(компетен

тности в

поступка

х,

деятельн

еловому лесу?

ости)

Первичное

закрепление

планировать

собственную

учебную

деятельность

, оценивать

умение

сотрудничат

ь в учебном

процессе

На парте карточки растений

животных.

Покажите связь между

растениями и животными елового

леса. Оцените работу в паре по

критериям

Показатели:

умение договариваться в паре;

умение распределять работу;

умение оценивать свой вклад

Проверка.

Работа в парах. Пары

собирают цепь

питания.

семена шишки –

белка – лиса,

семена шишки –

клёст – лиса,

кора – жук –

муравей - медведь

Познават.

(логич.:

построен

ие

цепочки

логическ

их

рассужде

ний)

Коммуни

к.

(взаимоде

йствие)

Самостояте

льная

работа с

самопровер

кой по

образцу

Применять

новые

знания в

ходе

выполнения

заданий;

уметь

оценивать

себя

Тетрадь стр. 22 задание 38. Какие

живые существа можно встретить

в еловом лесу. Покажи стрелками.

Проверка. Слайд с правильным

вариантом ответа.

Критери

и

Знаю

Трудно

Сомнева

лся

1,2

1 критерий: умение определять

растения ельника

2 критерий: умение определять

животных ельника

Выполняют,

проверяют,

контролируют себя

Оценивают свою

работу.

Оценочная таблица

Знаю

Трудно

Сомнева

лся

Регулят.

(планиро

вание)

Регулят.

(само

оценка)

Регулят.

(само

контроль,

коррекци

я)

Коммуни

к.

(высказы

вания)

Включение

нового

Сравните окружающую среду

кислицы и колокольчика,

Рядом с

колокольчиком

Познават.

(логич.:

знания в

систему

знаний и

повторение

самостоятел

ьно

высказывать

суждения по

результатам

сравнения

растущего на опушке леса.

Самооценка результатов работы

по критериям.

1.Умею определять окружающую

среду колокольчика.

2. Умею определять окружающую

среду кислицы.

Дети выбирают критерий и

отмечают на «линеечке» свой

уровень выполнения.

У каждого живого существа своя

среда обитания.

другие цветы.

Рядом с кислицей

ели.

Рядом с

колокольчиком

насекомые: бабочки,

божьи коровки,

майский и другие

жуки.

Рядом с кислицей

белка, муравьи,

птицы.

Самооценка

результатов работы

по критериям.

установле

ние

причинно

-

следствен

ных

связей)

Рефлексия

Контролиро

вать и

оценивать

себя

в

соответств

ии

с

критериями

Подведем итоги урока

Какой была тема урока.

Какая цель урока?

Удалось ли достигнуть цели

урока?

Все ли пункты плана

мы выполнили? Оцените

свою работу на уроке

Какие задания на уроке

показались трудными? Почему?

Какие задания показались

интересными? Нужны ли нам в

жизни приобретённые сегодня

знания? Почему?

Оценивают свою

работу.

Продолжи фразу

Я узнал …

Я понял …

Я выяснил …

Регулят.

(удержан

ие цели)

Регулят.

(само

контроль)

(само

оценка)

Личнос.

(способн

ость к

самооцен

ке на

основе

критерия

успешнос

ти

учебной

деятельн

ости)

Домашнее

задание

определяют

Д/З по выбору

Предложите домашнее задание

одноклассникам

Подготовить пересказ текста с.40-

41, выполнить задание в тетради

с.24

Предлагают и

выбирают возможные

варианты Д/З

Самоанализ разработанного конспекта

Формирование универсальных учебных действий осуществляется на

каждом

этапе

урока.

Реализация

задачи

на

конкретном

этапе

урока

происходит посредством учебной ситуации.

В течение

урока обучающие

рассматриваю

иллюстрации,

работают

с

текстами,

отгадывают

загадки,

слушают тексты, стихи.

На уроке использую системно – деятельностный подход. Организована

поисковую деятельность, работа с информацией.

Используемые

формы

организации

учебной

деятельности:

парная,

групповая, индивидуальная или фронтальная, которые повышают степень

активности учащихся в учебном процессе. При работе в паре, группе идёт

распределение

обязанностей,

обсуждение

разных

точек

зрения,

умение

договариваться

в

случае

разногласий,

представление

результата

деятельности.

В учебной ситуации постановке цели урока происходит формирование

регулятивных

УУД

принятие,

осмысление

и

удержание

цели

урока,

формулирование

задач.

Через

постановку

учебных

задач

формируется

действие планирования. Формируются познавательные УУД – анализ, синтез,

обобщение.

На уроке происходит специальное формирование контрольно-

оценочной деятельности у обучающихся.



В раздел образования