Автор: Виндюкова Ольга Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №47 "Лесная сказка"
Населённый пункт: Московская область г.Егорьевск
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Путешествие в страну лекарственных растений"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №47 «Лесная сказка»
Конспект ООД по экологическому воспитанию в
старшей группе
Тема: «Путешествие в страну лекарственных
растений»
Воспитатель :Виндюкова О.О.
г.Егорьевск
Конспект итоговой ООД в старшей группе .
«Путешествие в страну лекарственных растений».
Цель: закрепить представления о лекарственных травах Подмосковья.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать накоплению знаний детей о лекарственных растениях, их
пользе для человека;
- формировать знания о сборе и сушке лекарственных растений.
Развивающие:
- формировать эмоционально-ценностные отношения к природе родного
края;
- развивать психические познавательные процессы: внимание, память,
мышление.
Воспитывающая:
- воспитывать любовь к родному краю, желание узнавать о нем новое,
бережное отношение к растительному миру.
Коммуникативная:
- в процессе занятия закреплять и развивать навыки речевого общения
(диалог, монолог, связную речь).
Оборудование:
Презентация «Путешествие в страну лекарственных растений»
Коробочки с лекарственными травами;
Корзинка ;
Фонограмма «Голоса леса»;
Дидактическая игра «Путаница»;
Дидактическая игра «От какой болезни вылечить поможет?».
Методические приемы: наглядные, словесные, практические.
Ход .
Воспитатель: - Здравствуйте, дети! Сегодня к нам пришли гости, давайте с
ними поздороваемся. Дети, когда выглядывает солнышко, вы ему радуетесь?
И оно вам тоже радо и посылает тепло своих лучей. А чтобы солнышко
быстрее проснулось - позвоним ему в колокольчик, (дети поочередно звонят
в колокольчик и произносят фразу "Здравствуй, солнышко!"). Молодцы!
(садятся на стулья.)
Воспитатель: Мы с вами уже много знаем о растениях. Без растений жизнь
на нашей планете не существовала. Растения не только помогают всему
живому дышать, но так- же они оказывают помощь в лечении различных
заболеваний. Человек еще издавна заметил, что животные среди множества
растений выбирают только те, которые помогают им вылечиться. Человек
изучал
эти
растения
и
их
свойства
и
записывал
свои
наблюдения
в
специальную
книгу.
На
Руси
таких
людей
называли
травниками,
с
их
помощью появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы
сейчас пользуемся. Люди сами занимаются сбором трав на лугу, в лесу, на
поле.
Мы
сегодня
тоже
соберем
лекарственные
растения
для
лечебной
корзиночки,
которые
могут
нам
пригодиться.
Я
приглашаю
вас
в
путешествие в страну лекарственных растений.
Лес, как сказочное царство, там кругом растут лекарства
В каждой травке, в каждой ветке и микстура и таблетки
Ну а чем и как лечить я смогу вас научить.
Все целебные растенья знаю я без исключенья.
Воспитатель:
Для того чтобы получить первое растение в нашу корзинку вам нужно
разгадать загадки.
Растет зеленою стеной,
Ее обходят стороной,
Колючая и злая дива.
А как зовут траву? (Крапива)
Если что-то заболит,
Даже зверь не устоит.
С какой же травкой пить настой?
С чудо-травкой... (зверобой)
Расправит свой ажурный листик
Король всех трав... (тысячелистник)
Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? (Подорожник)
Смотрит солнышко –росток.
Не травинка, не листок:
Появился самый первый,
Желтый маленький цветок.(мать и-и-мачеха)
Воспитатель: Молодцы! И за правильные ответы вы получаете
первое
лекарственное растение. Как оно называется? (ромашка)
Полоскай ромашкой рот и зубная боль пройдёт.
Чай из ромашки с мёдом дают детям на ночь – сон будет крепким.
Воспитатель:
Дети,
что
нужно
делать
для
того
чтобы
не
болеть?
(заниматься физкультурой)
Физкультминутка.
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой,
потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)
Воспитатель: Молодцы! И вы получаете второе лекарственное растение.
Как оно называется? (подорожник)
Если разобьёшь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем
немного помни поверхность листа, чтобы выделился сок и приложи его к
ране.
Воспитатель: Посмотрите на картинку и вспомните из каких частей состоит
травянистое растение ? (Корни, стебель, листья, цветок)
Воспитатель:Посмотрите внимательно на слайде перепутались все
картинки , я предлагаю вам с помощью карточек которые лежат на вашем
столе исправить эту путаницу.(дети выкладывают растения и называют их,
несколько детей рассказывают о лечебных свойствах растения.)
Игра:«Путаница».
Воспитатель: Молодцы! И вы получаете еще одно лекарственное растение.
Как оно называется? (крапива) Что лечит крапива?
В крапиве содержатся вещества, убивающие микробы, она хорошо
останавливает кровь.
Воспитатель: Для лечения каждой болезни есть своя лекарственная трава.
Природа –это аптека .
От кашля нам поможет- мать-и-мачеха, при больном горле- ромашка, если
мы поранились- подорожник, снимет головную боль- пижма, при плохом
аппетите поможет- крапива, когда болит живот нужно заварить - календулу.
Сейчас мы разделимся на команды и проверим ваши знания.
Игра: «От какой болезни вылечить поможет?»
Воспитатель: Молодцы! И вы получаете еще одно лекарственное
растение. Как оно называется? (мать-и-мачеха)
Воспитатель: Заготовкой лекарственных растений могут заниматься только
взрослые, дети оказывают посильную помощь. Я предлагаю вам повторить
правила сбора лекарственных растений.
1.Нужно хорошо знать растения и различать их.
2. Сбор растений производится в сухую погоду, в утреннее время, когда
высохнет роса.
3. Нельзя собирать растения в городе , около проезжей части..
4. При сборе растения укладывать в широкую корзину, не мять его.
5. Сушить растение нужно с сухом, темном месте.
6. Нельзя рвать растение с корнем, топтать его, собирать все до
последнего.
7. Нужно беречь природу родного края..
Воспитатель: Дети, вы Молодцы, вы знаете от каких болезней, и какие
лекарственные растения помогают, знаете правила сбора лекарственных
растений. Наша корзиночка пополнилась лекарственными травами. Сейчас я
предлагаю вам вспомнить как мы начинали изучать лекарственные растения ,
посмотрите на экран. У меня для вас есть небольшой сюрприз (открытки в
форме ромашек) .