Напоминание

"Прикладное искусство чувашского народа"


Автор: Янкова Ольга Анатольевна
Должность: учитель орксэ и родного языка
Учебное заведение: МОУ Нижнеякушкинской основной общеобразовательной школы
Населённый пункт: Ульяновская область Новомалыклинского района
Наименование материала: внеклассное мероприятие
Тема: "Прикладное искусство чувашского народа"
Раздел: начальное образование





Назад




Внеклассное мероприятие на тему: «Прикладное искусство чувашского

народа» (изделия, инструменты, способы изготовления)

Дети проходят в зал, воспитатель обращает внимание детей на выставку

Учитель: Дети, внимательно рассмотрите фотографии, скажите, кого

запечатлел фотограф?

Дети: На фотографиях изображены артисты.

Учитель: Как вы догадались?

Дети: Они водят хороводы нарядно одетые, пляшут, поют и играют на

музыкальных инструментах.

Учитель: Правильно, это артисты, их много, они одеты в необычные

костюмы. Посмотрите внимательно на одежду, головные уборы, платья,

фартуки, рубашки. Часто ли вы встречали людей, одетых в такую одежду?

Дети: Нет. Они одеты в красивые национальные костюмы.

Учитель: Вы догадались какой нации одежда?

Дети: Чувашская национальная одежда.

Учитель: Скажите, а чем отличается национальная одежда от обычной?

Дети: Одежда выполнена вышивкой, головные уборы украшены бисером,

монетами.

Учитель: Молодцы дети. Действительно эти фотографии, украшения,

книжки, салфетки подарили нам гости из Чувашии. Чувашский край очень

богатый. Он славится своими вышивками, умельцами, которые так красиво

украшают свои дома узорами из дерева. Сколько надо сил, терпения и усилия,

чтобы создать такую красоту. Как вы думаете, без чего не могут умельцы

сделать такие красивые вещи.

Дети: Им нужны различные инструменты.

Учитель: Сейчас ребята я загадаю вам несколько загадок, а вы отгадайте.

Загадки.

1 Если хвостик ей приделать с нею можно дело делать (иголка)

2 Зубастая красавица в сарае отдыхает, если принуждают дерево кусает

(пила)

3 Без его шершавых щек нож бы резать хлеб не мог (точило)

4 Кланяется, кланяется, домой придет растянется (топор)

Учитель: Действительно, без иголки и ниток вышивальщицы не могут

вышить узоры на одежде, украсить салфетки, полотенца, занавески.

А столяры без необходимых инструментов не смогут вырезать красивые

узоры из дерева.

Учитель: У чувашского народа как у любого народа много песен, сказок,

стихов, игр.

В какие чувашские игры мы играли? («Рыбки», «Хищники в море»,

«Расходитесь», «Луна или солнце»). Давайте вспомним нашу хороводную

игру «АТЯ, ВАНЮК, УРАМА».

АТЯ, ВАНЮК, УРАМА,

УНТА САНА ЧȆНЕҀҀȆ

МИША, АНКА, МАРИНЕ

ВЫЛЯМАШКĂН ЧȆНЕҀҀȆ!

ТУХ-ХА, ЮЛЯ, ВЫЛЯМА

САД УМȆНЧЕ ВЫЛЯТПĂР,

ШУРИК, ВОВА, УЛЬЯНА.

САНА КЕТСЕХ ТĂРАТПĂР

Учитель: Чувашский язык – очень добрый, мягкий язык. Послушайте, я вам

прочитаю стих (отрывок из поэмы Нарспи)

Учитель: Дети, я сегодня получила письмо. Оно адресовано вам. Хотите

узнать, что написано в письме?

Дети: Да!

Учитель: (открывает конверт, читает) - Дети, Нарспи нас всех приглашает к

себе в гости. Вы хотите побывать в гостях у Нарспи?

Дети: Да!

Учитель: Ну что же! Соберемся в путь! (встают друг за другом, идут)

Вот мы и приехали. Дети, нас встречает Уксинья – аппа. Давайте

поздороваемся с ней.

- Ыра кун Уксинья - аппа!

Уксинья - аппа: Ыра кун! Ыра кун, аччасем!

Учитель: - Усксинья - аппа, мы получили приглашение от Нарспи.

Уксинья - аппа:- Да, да. Я знаю. (встречает с хлебом и солью)

- Тавта пуçь.

Учитель: Дети, поможем Нарспи украсить фартуки?

Дети: - Поможем.

Учитель: - Ребята, а какие элементы чувашского узора мы научились

вырезать.

Дети: - Квадраты и треугольники разного цвета и размера, составляли цветы

из них (дети вырезают и украшают)

Уксинья - аппа: - Отдохните с дороги, я вас чаем угощу.

Учитель: Ребята, давайте немного отдохнем, поиграем (игра «Поменяй

фартуки»

Учитель: - Играй, играй, про дела не забывай – говорят в народе. А какие

чувашские пословицы вы знаете?

1.

Глаза страшатся, руки делают.

2.

Что скромный делает руками, то хвастун языком.

3.

Пораньше встанешь – не пожалеешь.

4.

Коня узнают по зубам, а человека по делам.

5.

Что добудешь без труда, то убудет как вода.

6.

Не бойся работы, пусть она тебя боится

7.

Одна пчела много меду не принесет.

8.

Работа страшна глазам, а не рукам.

9.

Легко сломать, а сделать трудно.

Уксинья - аппа: Молодцы, дети! Сколько пословиц вы знаете. Ну что, и я

займусь делом. Пойду приготовлю для вас угощения.

(Появляется Нарспи)

Нарспи: Ыра кун ачасем.

Дети: Ыра кун, Нарспи.

Нарспи: Дети, а что у вас в руках?

Учитель: Нарспи, твои друзья, хотели помочь тебе украсить фартуки к

празднику для твоих подружек.

Нарспи: Как красиво.

Учитель: Дети, давайте подарим Нарспи свои работы.

Нарспи: Тавта пус. А вам я подарю свои фартуки.

Дети: Тавта пуç.

Уксинья -аппа: - Гости дорогие, давно вас ждет угощение на столе.



В раздел образования