Автор: Ахметзянова Ляйсан Ильдусовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Урахчинская ОШ" Рыбно-Слободского района Республики Татарстан
Населённый пункт: село Урахча Рыбно-слободского района РТ
Наименование материала: конспект урока
Тема: "М.Цветаева и Елабуга… Здесь нашла она вечный покой".
Раздел: среднее образование
Тема: М.Цветаева и Елабуга… Здесь нашла она вечный покой.
Цели:-углубить и обобщить изученное по теме;
-почувствовать состояние глубокого внутреннего трагизма поэтессы;
- повысить стремление к творческой работе,
-развить умения аргументировать , аналитической и исследовательской работы;
-воспитать у учащихся интерес к истории родного края , к творчеству
М.И.Цветаевой.
Оборудование:портрет поэтессы; стенд , посвященный жизни М.Цветаевой;
выставка книг;презентация ; компьютеры.
”Моим стихам , написанным так рано,
Настанет свой черед”.
Ребята, посмотрите на доску. Здесь репродукция картины замечательного
художника-нашего современника Ильи Глазунова. Подумайте и скажите, что же
хотел сказать нам автор картины? Как бы вы ее назвали?
(Любовь, мечта, возрождение, доброта..)
Ребята, а теперь скажите, мы можем эти понятия связать с темой нашего урока?
Да, конечно, по предсказаниям самой поэтессы мы можем сказать , что не смотря
ни на что , стихи Цветаевой живут, потому что в них добро, свет, любовь, душа ,
страдания, верность.
-Картина называется “Чудо”. И поэзия М.Цветаевой очень похожа на чудо. Судьба
у них счастливая, не похожая на судьбу самой поэтессы.
Я хочу прочитать строчки письма Пастернака Марине Цветаевой. В них наша
боль, наша гордость и величайшее сожаление по поводу того ,что “ Россия
была нещадна к лучшим своим сыновьям и дочерям”.
“Дорогая Марина Ивановна! Сейчас я с дрожью в голосе стал читать брату Ваше-
“Знаю, умру на заре! И был перебит волною подкатывающего к горлу рыдания...Вы-
не ребенок, дорогой, золотой, несравненный мой поэт, и, надеюсь, понимаете , что
это в наши дни означает, при обилии поэтов и поэтесс..”
Письмо было большое, стройное в своей сбивчивости, на одном восторженном
дыхании- на том самом , которое было и Марининым дыханием...
Какой была Марина Цветаева?
.Мы с вами проведем небольшой взаимоопрос.(ребята сами задают вопросы и
отвечают)
-
Где и когда родилась М.Цветаева?
-
Какое образование она получила?
-
Когда вышел первый сборник стихов М.Цветаевой?
-
Когда она познакомилась с Сергеем Эфроном?
-
Почему она уехала из России?
-
Как она жила за границей? Какие стихи она писала?
-
Почему обратно приехала в Россию? Что ее здесь ожидало?
-Итак, мы продолжаем нашу работу.Скажите, ребята, а что вы можете сказать
о татарстанском периоде жизни Цветаевой?
- Почему случилась такая трагедия?
- И что ее привело к этому?
-Что случилось с ее семьей?
(ребята отвечают на вопросы учителя)
Учитель: (рассказывает стихотворение М.Цветаевой наизусть)
Ребята, Цветаева пишет:
О черная гора,
Затмившая весь свет!
Пора-пора-пора
Творцу вернуть билет.
Отказываюсь быть
В бедламе нелюдей,
Отказываюсь жить
С волками площадей,
Отказываюсь- выть Не надо мне ни дыр
С акулами равнин Ушных, ни вещих глаз.
Отказываюсь- плыть. На твой безумный мир
Вниз- по течению спин. Ответ один-отказ.
Нам остается только гадать , какова же была истинная причина трагедии , но у нас
есть прекрасная возможность читать ее стихи, ведь она когда-то писала:“Моим
стихам , как дрогаценным винам , настанет свой черед.”
Анализ стихотворения “Тоска по Родине”
Писала она много, но многое писала в долгий ящик.Она писала о многом,но –
самой главной темой ее творчества стала тема Родины.
С одним из ее стихов мы сегодня будем работать над анализом стихотворения
М.Цветаевой. Итак, стихотворение знакомо всем. Называется оно “Тоска по
Родине”.(учащиеся дают устный анализ стихотворения – план анализа лирического
произведения дается на компьютерах)
Обобщение знаний учащихся
В основе цветаевской лирики , конечно, лежит любовь.Именно она подняла на
высокий гребень волну поэзии М.Цветаевой. Тема любви является одним из
главных тем в ее творчестве.
(звучит песня в исполнении А.Б.Пугачевой “Мне нравится..” в аудиозаписи
-А кто продолжет это стихотворение?(ученик читает стихотворение М.Цветаевой)
Кто способен на такие чувства, наверное, не способен придавать,забыть и бросить.
Но эта любовь принесла ей одни страдания.
-А какие темы еще присутствуют в творчестве Цветаевой?
(дома, одиночества, москвы, бессонности, детства, )
А сейчас мы попробуем организовать концерт из любимых стихотворений
Цветаевой.(учащиеся читают любимые стихи)
-А сейчас я предлагаю вам презентацию “В музее М.Цветаевой в Елабуге”
Домашнее задание:
Написать сочинение “Мои впечатления от заочного посещенного музея
М.Цветаевой в городе Елабуге”.
. Подведение итогов урока.Заключительное слово учителя.
-Скажите, о чем вы напишете в своих сочинениях?
Урок я хочу завершить стихотворением Евтушенко, который был написан после
посещения города Елабуги в 1970 году.Стихотворение называется “Елабужский
гвоздь”.
Марина Цветаева -неоплатная наша вина, но и любовь наша навечная.
Поэт может быть бездомным, но стихи-никогда.Они нашли приют в наших сердцах.
Е.Евтушенко
Помнишь, гераневая Елабуга
Ту городскую, что вечность назад,
Долго курила, курила ,как плакала,
Твой разъедающий самосад.
Бога просила молитвенно, ранено,
Чтобы ей дали белье постирать.
Вы мне позвольте, Марина Ивановна,
Там, где вы жили , чуть-чуть постоять.
Бабка открыла калитку зыбучую:
“Пытка под старость-незнамо за что.
Ходют и ходют –ну прямо замучили.
Дом бы продать, да не купит никто.
Помню-была она строгая, крупная.
Не подходила ей стирка белья.
Не управлялась она с самокрутками.
Я их крутила. Веревку- не я...”
Сирые сени.Слепые.Те самые,
Где оказалась пень хороша,
Где напослед леденящею Камою
Губы смочить привелось из ковша.
Гвоздь, а не крюк. Он граненый,увесистый
Для хомутов, для рыбацких снастей.
Слишком низко здесь, чтоб взять и повеситься.
Вот удавиться –оно попростей.
Ну а старушка, что выжила впроголодь,
Мне говорит, будто важный я гость:
“Как мне с гвоздем-то? Все смотрят, трогают...
“Может возьмете себе этот гвоздь?”
Бабушка, я вас прошу о милости-
Только не спрашивайте опять:
“А отчего она самоубилась-то?
Вы ведь ученый...Вам легче понять...”
Бабушка, сташно мне в сенцах и комнате.
Мне бы поплакать на вашем плече.
Есть лишь убийства на свете-запомните.
Самоубийств не бывает .1970год.
Литература для учащихся:
1.Саакянц Анна “Марина Цветаева: Страницы жизни и творчества (1910-1922) “ –М.,
1986.
2. Павловский А. Куст рябины: О поэзии Марины Цветаевой. Л., 1989
Литература:
1. Цветаева Анастасия “Воспоминания. М., 1983.
2.Разумовская М. Марина Цветаева. Мифы и действительность . М.;
Радуга,19945.Швейцер В. Быт и бытие Марины Цветаевой.: Интерпринт,1996. Цветаева
М.И. Осыпались листья над вашей могилой: стихотворения , поэмы.-Казань: Тат кн. изд-
во, 1985.