Напоминание

"Сохраним планету чистой"


Автор: Петрова Лена Миннуловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №4 с. Толбазы
Населённый пункт: с. Толбазы
Наименование материала: проект "Экология родного края"
Тема: "Сохраним планету чистой"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное Дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 4 с. Толбазы муниципального района

Аургазинский район Республики Башкортостан

Воспитатель: средней группы №1

Петрова Л. М.

Толбазы 2017г.

«Сохраним

планету - чистой»

«Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с природой Родного края»

«Если ты будешь добрым, заботливым и бережливым другом,

то природа обязательно отплатит тебе добром: чистым

воздухом, звонким, прозрачным ручейком, мелодичной

птичьей песенкой».

(из программы экологического образования детей «Мы»)

Актуальность проблемы:

Любой край неповторим. Он имеет свои особенности, свою неповторимую природу.

В

каждом

крае

есть

свои

особенные,

дорогие

его

жителям

тропинки,

леса,

особенные деревья

В

настоящее

время

отмечается

возросший

интерес

к

изучению

национальной

культуры.

Изучение

природы

родного

края

является

одним

из

средств

этнокультурного воспитания.

Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Важно

воспитывать

способность

у

детей

позитивно

взаимодействовать

с

природой,

руководствоваться гуманным и экологически грамотным отношением к окружающей

природе.

Через общение с природой обогащается речь ребенка, делается разнообразной,

выразительной. У детей крепнет такое бесценное чувство, как любознательность,

наблюдательность,

что

в

свою

очередь

порождает

массу

вопросов,

требующих

ответов.

Изучение родного края необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, так как

именно

в

этом

возрасте

закладываются

основные

качества

личности.

Не

зря

народная мудрость гласит: «Дерево питают корни, а человека Родина», «Мира не

узнаешь, не зная края своего! ».

В дошкольном возрасте у детей преобладает чувственное, образное восприятие

окружающего мира. Знания, полученные детьми на занятиях, помогают ребятам во

время

наблюдения

самостоятельно

понять

происходящие

процессы,

явления,

провести

собственные

исследования,

обобщить

материал,

способствуют

формированию

экологически

грамотного,

безопасного

для

природы

и

здоровья

человека поведения.

А

ведь

экологическое

воспитание

начинается

со

знакомства

с

объектами

ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день.

Тип проекта:

познавательный, групповой.

Участники

: дети средней группы, педагоги, родители.

Сроки проекта

: долгосрочный.

Цель проекта

: Познакомить детей с природой родного края, с разнообразием

флоры и фауны Аургазинского района. Сформировать у детей осознанно-правильное

отношение к представителям живой природы; убеждение, что красота природы

бесценна, поэтому её надо охранять.

Задачи проектной деятельности

:

Познакомить детей с разнообразием растительного и животного мира.

Формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе.

Развитие эмоционально – чувственного отношения у детей к окружающему,

средствами регионального компонента.

Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через

чтение стихов о природе, через практическую деятельность.

Уточнить представления у детей об основных источниках загрязнения земли,

воды,

воздуха,

его

последствиях,

мероприятиях

по

предотвращению

загрязнения.

Воспитание

элементов

экологической

культуры,

заботливого

и

бережного

отношения к природе.

Воспитывать

любовь

к

природе

родного

края,

восприятие

её

красоты

и

многообразия.

Предполагаемый результат:

Дети будут уверенно отличать, называть характерные признаки разных времен

года.

Узнавать

растения

родного

края,

нуждающихся

в

защите

и

охране,

занесенных в красную книгу;

Усвоение воспитанниками значение воды и воздуха, почвы в жизни всех

живых объектов природы, их свойства;

Сформируется понимание целительной силы природы через ознакомление с

лекарственными травами;

Научатся

вести

наблюдения

за

объектами

живой

и

неживой

природы,

объяснять

связи

и

цепочки

в

природе,

выполнять

правила

поведения

и

безопасности в природе

Усвоение

воспитанниками

нравственных

ценностей,

толерантности,

определяющих модель их жизненного поведения.

Обеспечение проектной деятельности:

Методическое

Литература:

От

рождения

до

школы.

Примерная

общеобразовательная

программа

дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.К.

Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАЙКА –

СИНТЕЗ, 2014.

Горькова

Л.Г.

Сценарии

занятий

по

экологическому

воспитанию

дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова,

А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - М.: ВАКО, 2005.

Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических

представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.:

МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010.

Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. - М.:

Всемирный фонд дикой природы, 2006.

Статьи из журналов

Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология

экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. -

№ 3.- С. 23-27.

Горбунова

Г.А.

Развитие

экологической

культуры

дошкольников

//

Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.

Экологические игры

Берестнева Н.П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и

РТВ // Ребенок в детском саду. - 2006. - № 1. - С.48-52.

Константинова

Т.В.

Творческая

игра

на

занятиях

по

экологии

в

ДОУ

//

Начальная школа: плюс до и после. - 2006. - № 1. - С.46-48. Творческая игра

«На лесной полянке»

Чебан М.И. Экологические игры // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 6. -

С.50-54.

Из

опыта

работы

ДОУ

г.

Новый

Уренгой:

игры

«Волшебное

солнышко», «Поле чудес».

Материально – технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

Подбор

наглядного

материала

(фотографии,

иллюстрации,

зарисовки,

альбомы).

Подготовка

изобразительного

материала

для

продуктивной

деятельности;

дидактические игры.

Выставки книг, рисунков, поделок.

Создание

условий

для

проведения

открытых

мероприятий

(оформление

групповой комнаты).

Использование

интерактивных

технологий

(цифровой

фотоаппарат,

мультимедийный экран, музыкальный центр, ноутбук).

Гипотеза проекта:

В

современных

условиях

проблема

экологического

воспитания

дошкольников

приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства

происходит

становление

человеческой

личности,

формирование

начал

экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой

природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Новизна и актуальность: система подачи задач, методов, средств по знакомству

детей среднего дошкольного возраста с природой Республики Мордовия, с учетом

возрастных

особенностей

и

методических

требований

в

непосредственно

образовательной деятельности.

Формы и методы реализации проекта:

Наблюдение.

Познавательные игровые занятия.

Наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, коллекций,

иллюстраций.

Репродукции в журналах и книгах о родном крае, раздаточный

материал.

Совместные игры.

Беседа,

рассказ, сообщения.

Экскурсии, целевые прогулки.

Трудовая деятельность.

Этапы проведения и реализации проекта:

I. Подготовительный:

Теоретическая подготовка педагога к выполнению проекта.

Подбор специальной тематической и художественной литературы о родном

крае, систематизация материала.

Разработка перспективного плана работы с детьми и родителями с учетом

разнообразия форм и методов работы.

Ознакомление с проектом родителей.

Подготовка детей к выполнению проекта.

II. Организационный:

Перспективный план.

Апрель

№ недели

Занятия

Тема

Цель

1 неделя

Беседа

« Ч т о

т а к о е

природа?»

С ф о р м и р о в а т ь

п о н я т и я

«природа» и «не природа»; живая

и

неживая

природа;

развивать

память

и

мышление

детей;

воспитывать

чувство

бережного

отношения к природе.

Чтение

стихов

о природе.

« В

а п р е л ь с ко м

лесу»

Г.Ладонщиков;

«Цвет

весны»

В.

Косовицкий.

Учить детей чувствовать красоту

и выразительность произведения;

п р и в и в а т ь

ч у т к о с т ь

к

поэтическому слову.

Оформление

к н и ж е к

малышек.

« Ж и в о т н ы е

и

п т и ц ы

н а ш е г о

края».

П р и в л е ч е н и е

р о д и т е л е й .

Развивать

интерес

к

изучению

родного края.

Экскурсия.

«На опушку леса».

Закреплять

знания

детей

о

с е з о н н ы х

и з м е н е н и я х ,

взаимосвязь

живой

и

неживой

природы,

значение

Солнца

для

всего живого на Земле.

Дидактические

игры.

«Назови дерево»,

«С

какого

дерева

листок».

Видеоролик.

«Пусть

бье т с я

в с е гд а

з е л е н о е

сердце природы».

Во спитывать

уваж и т ел ь н о е

отношение, любовь к природе.

Игра-ситуация.

«Весна стучится в

окна».

Р а з в и ват ь

и н т о н а ц и о н н у ю

в ы р а з и т е л ь н о с т ь

г о л о с а ;

активизировать

т в о рч е с к и е

проявления в импровизации.

2 неделя

ООД Познание.

« М о я

м а л а я

Родина».

Формировать и

систематизировать знания детей

о растительном и животном мире

родного края; воспитывать

интерес, любовь, гордость,

бережное отношение к природе

родного края.

Беседа.

«Сохраним

нашу

природу во всей её

красе».

Ф о р м и р о в а н и е

у

д е т е й

осознанно-правильного

отношения к природе.

Наблюдение.

Деревья на нашем

участке.

Закреплять

знания

о

деревьях;

в о с п и т ы в а т ь

з а б о т л и в о е

отношение

к

растениям,

как

живым существам.

Игра с мячом

«Я знаю…»

Формировать

умение

называть

несколько

предметов

объекта

одного вида.

Развивать

умение

объединять

предметы по общему признаку.

3 неделя

Видеоролик.

Развивайся

вместе с нами

«Птицы»

Ф о рм и р о ват ь

о б о б щ ё н н ы е

п р е д с т а в л е н и я

у

д е т е й

о

зимующих и перелётных птицах

нашего

края,

их

п о ва д ка х ,

внешнем виде, питании, местах

обитания.

Дидактические

игры.

« Н а й д и

п е р е л ё т н ы х

и

зимующих

птиц»,

««Опиши,

а

мы

отгадаем».

Беседа.

«Мы

с

природой

дружим, мусор нам

не нужен!»

Сформировать у детей знания о

р а з н о о б р а з н ы х

в и д а х

д е я т е л ь н о с т и

п о

з а щ и т е

п р и р о д ы ;

ф о р м и р о в а т ь

экологиче скую

культуру

и

бережное отношение к природе).

Консультация

для родителей.

« У ч и т е

д е т е й

любить природу».

П р и вл еч е н и е

р од и т е л е й

к

экологическому

воспитанию

детей.

4 неделя

Видеоролик.

«Пробуждение

весны».

Расширить

знания

о

жизни

живой природы весной.

ООД ИЗО.

«Весенний

пейзаж».

Расширять

интерес

детей

к

изобразительной

деятельности.

С о в е р ш е н с т в о ват ь

у м е н и е

рисовать природу родного края.

Воспитывать

любовь

к

малой

родине.

Рассказывание

сказки.

«Как

появляются

растения».

П о з н а к о м и т ь

с к а з к о й ;

воспитывать доброе отношение к

растениям.

Экологическая

игра.

«Из

семечка

в

дерево».

Развитие

в ы р а з и т е л ь н о с т и

д в и ж е н и й ,

в о о б р а ж е н и я ;

овладение

языком

движений,

произвольности.

С о з д а н и е

макета.

«Деревья в нашем

лесу».

Познакомить

детей

сосновым

б о р о м ,

б е р е з о в о й

р о щ е й ,

дубравой.

Изготовление

Лэпбука.

Май

1 неделя

Беседа.

«Правила

п о в е д е н и я

н а

природе».

Закрепить правила поведения.

Рассматривание

иллюстраций.

«Дикие

животные».

П.

С.

Меньшикова.

Обогатить знания детей о диких

животных.

Дидактические

игры.

«Кто где живёт?»,

«Назови

детеныша».

О п р е д е л я т ь

м е с т о

с р е д ы

обитания животного, правильно

о п р ед е л я т ь

м е с то

« д о м а »

объекта.

Литературный

вечер.

«Люблю тебя, мой

край родной! »

Разучивать

с

детьми

стихи

и

песни о родном крае.

Консультация

для родителей.

« Л у ч ш е

н е т

родного края».

Родители знакомят детей с тем,

что их окружает.

2 неделя

Экологическая

викторина.

«Край,

в

котором

мы живем»

Закрепить знания детей о родном

крае;

воспитывать

любовь

к

родному краю, его природе.

Наблюдение

за

цветущими

деревьями.

«Черемуха»,

«Яблоня».

Учить

видеть

красоту

ярких

к р а с о к ;

п о з н а к о м и т ь

с

о с о б е н н о с т я м и

в е с е н н е г о

состояния

плодовых

деревьев

(цветение).

Дидактические

игры.

«Растения

л е с а ,

с ада,

о го р од а » ,

«Что

растет

н а

дереве, в земле».

Расширять

знания

детей

о

растениях леса, сада и огорода.

ООД ИЗО.

«Дерево в цвету».

Создание

образа

цветущего

дерева.

Совершенствовать

ум е н и е

р и с о ват ь

п р и р од у

родного края.

Трудовая

деятельность.

Сбор

поломанных

веток.

Воспитывать желание ухаживать

за растениями, учить бережному

отношению к природе.

3 неделя

Беседа.

« Л е с

-

н а ш е

богатство».

Обогащать

и

систематизировать

знания детей о родной природе.

Уметь

внимательно

слушать

и

сопереживать

услышанному.

В о с п и т ы в а т ь

ч у в с т в о

патриотизма,

любви

к

Родине,

желанию заботиться о ней.

Игровые

упражнения:

«Ле с

ш ум и т » ,

« Ч е м у

ч е л о в е к

научился у птиц?».

Учить имитировать движения.

Презентация.

«Природа

нашего

края».

Закрепить

знания

детей

о

природе родного края.

Оформление

альбома.

«Природа

нашего

района».

Привлечение родителей.

Р а з в и в а т ь

и н т е р е с

к

изучению родного края.

4 неделя

Рассказ

воспитателя.

«Красота

родного

края. Водоем».

Развивать интерес к изучению с

фауной родного края.

Целевая

прогулка.

«Знакомьте сь

водоем».

Формировать

эстетическое

восприятие

учить

детей

видеть красоту водоёма (много

воды, вода блестит на солнце,

по

берегам

растут

травы,

цветы).

О О Д

п о

обрывной

аппликации

с

элементами

рисования.

«Весёлый

одуванчик».

У ч и т ь

д е т е й

с о з д а в а т ь

изображения способом обрывной

а п п л и к а ц и и ,

р а з в и в а т ь

познавательный интерес, навыки

в художественном творчестве.

Разучивание

игры.

«Узнай по

объявлениям».

П р о д о л ж а т ь

з н а ко м и т ь

с

особенностями животных и птиц

(внешний вид, поведение, среда

обитания)

Развивать логическое мышление.

Трудовая

деятельность.

«Огород»

Организовать

посадку

рассад

в

грядки, посеять семена овощных

культур.

Июнь

1 неделя

ООД

Познание.

ИЗО

(интегриро -

ванное).

«Планета Земля – мы

любим тебя».

Р а с с к а з а т ь

о

р а с т е н и я х ,

занесенных

в

Красную

книгу;

формировать понятие о себе как

о

ж и т е л е

п л а н е т ы

З е м л я ,

представления об экологических

проблемах

города;

воспитывать

уважение к труду горожан; учить

рисовать

экологические

знаки

« Э ко - Д о б р о »

( п е р е с т у п и л

муравья,

полил

цветок,

собрал

мусор и т.д.); развивать чувства

цвета.

Загадывание

загадок.

Загадки

о

природе

летом.

Р а з в и в а т ь

м ы ш л е н и е ,

сообразительность.

Видеоролик.

«Правила

безопасного

п о в е д е н и я

н а

природе».

Закрепить знания детей о

правилах поведения на природе».

Дидактическа

я игра.

И г р а

« Хо р о ш о

плохо».

Совершенствовать

знания

детей

о

явлениях

живой

и

неживой

природы, животных и растениях.

Информацион

ная папка для

родителей.

«Сбережём

родную

природу»

Развивать

интерес

к

изучению

родного края.

Трудовая

деятельность.

О з е л е н е н и е

и

благоустройство

у ч а с т к а

г р у п п ы

с о в м е с т н о

с

родителями.

Привлечь родителей к подготовке

участка

к

летнему

периоду

работы.

Дать

возм ож но с т ь

проявить единство, творчество и

з а и н т е р е с о в а н н о с т ь

в

благоустройстве участка.

2 неделя

Презентация.

«Берегите

планету

эту,

ведь

другой

на

свете нету!»

Расширять знания детей о живой

и неживой природе родного края,

в о с п и т ы в а т ь

ч у в с т в о

сопереживания

и

же л а н и я

помочь нуждающимся объектам

природы: растениям, насекомым,

животным, птицам, человеку.

Оформление

альбома

(привлечение

родителей).

«Стихи

о

родной

природе», рисунки.

Развивать

интерес

к

изучению

родного края.

Настольная

игра.

« К а к

з о ву т

т е б я

деревце?»

Знакомить

детей

с

различными

в и д а м и

д е р е в ь е в

и

и х

отличительными

признаками:

формой

листьев,

ц в е т а м и ,

плодами.

Словесная

игра.

«Назови ласково».

У ч и т ь

п од б и р ат ь

с л о ва

в

ласкательной форме.

Беседа.

«Куда нужно бросать

мусор?»

Знакомить детей, об основных

источниках загрязнения земли,

воды, воздуха, его последствиях,

мероприятиях по

предотвращению загрязнения.

Трудовая

деятельность.

Сбор мусора.

Уход

за

огородом

(полив).

3 неделя

Беседа.

"Доктор Природа».

П р од олжит ь

зна комс т во

с

лекарственными

растениями,

воспитать бережное отношение к

природе,

расширить

кругозор

детей.

Конкурс

рисунков

для

д е т е й

и

и х

родителей.

"Сбережём

первоцветы!»

«Защитим природу!"

Воспитать

любовь

к

природе.

Вызвать

желание

защищать

и

оберегать родную природу.

Заучивание

стихотворения

«Мы хотим…»

Е. Каргановой:

Вызвать

интерес

и

желание

запомнить стихотворение.

Ф и л ь м

п р о

Эколят.

«Молодых

защитников

природы».

Вызвать

у

детей

желание

соблюдать правила поведения на

природе.

4 неделя

Беседа.

"

М ы

-

д р у з ь я

природы".

Р а з в и т и е

в н и м а т е л ь н о г о

о т н о ш е н и я

к

п р и р о д е ,

формирование

пра в ильного

поведения в отношении флоры и

фауны.

Экскурсия

в

районную

библиотеку.

«Много

интересного!»

Познакомить

детей

с

районной

библиотекой, пояснить для чего

нужна библиотека.

Рассказывание

сказки.

Сказка

о

том,

как

необходимо

беречь

природу.

Посредством

экологиче ской

с к а з к и

п р и в и в а т ь

д е т я м

э к о л о г и ч е с к у ю

к у л ь т у р у

поведения.

Марафон

« Д о б р ы х

д е л

мастера!».

П р и о б щ и т ь

р о д и т е л е й

к

трудовому

воспитанию

детей,

развивать

желание

сделать

как

можно больше полезных дел.

Июль

1 неделя

Беседа.

«Насекомые».

Д а т ь

з н а н и е

о

п р а в и л а х

поведения при встрече с разными

нас екомыми,

ф о р м и р о в ат ь

представления

о

разнообразных

насекомых.

Рассматривание

альбома.

«Жизнь насекомых».

ООД Познание.

« Насекомые».

Обобщить и закрепить знания

детей о насекомых. Продолжать

учить группировать объекты по

основным признакам.

Создание папки

рисунков.

«Природа с. Толбазы

гл а з а м и

д е т е й

и

родителей».

Продолжать развивать интерес к

изучению

родного

к р а я ;

развивать

и з о б р а з и т е л ь н о е

т в о р ч е с т в о ,

о б р а з н о е

восприятие.

Дидактическая

игра.

«Сад – огород».

Закреплять знания детей о том,

что растёт в саду или в огороде.

Развивать

у

детей

п а м я т ь ,

внимание.

2 неделя

Рассказывание

экологической

сказки.

«Жила-была речка».

Учить понимать, что чистая вода

бесценный

дар

природы,

который нужно беречь.

Рассматривание

альбома.

«Животные

родного

края».

Расширить знания о животных:

их внешнем виде, образе жизни,

о

роли

животных

в

природе

и

жизни человека.

ООД Лепка

(коллективная

работа).

«Животные

нашего

леса».

Учить лепить животных.

Дидактическая

игра.

«Кого, чем угостить»

Закрепить

знания

детей

о

питании

домашних

и

диких

животных.

Трудовая

деятельность.

Уход

за

огородом

(полив, прополка).

Учить ухаживать за растениями.

3 неделя

Рассматривание

альбома.

«Лес, бесценное

богатство».

Воспитывать уважительное

отношение к природе леса;

учить видеть красоту природы.

Заучивание

стихотворения.

«Не надо мусорить в

лесу» М. Крюков.

Знакомство с

приметами.

Приметы о природе.

Познакомить

с

примет ами,

обогащать

словарный

запас

детей.

Беседа.

« Б е р е з о н ь ка

м о я

белоствольная»

Познакомить детей о том, какую

пользу

приносит

береза

для

здоровья людей.

Народные

приметы.

Приметы о березе.

4 неделя

ООД Познание.

"Путешествие

бумажного

кораблика"

Формировать

представление

детей

о

реках

Аургазинского

района.

Видеоролик.

«Маленький луг».

Познакомить детей с растениями

и обитателями луга.

Заучивание

стихотворения.

«Лето»

О. Владимир

П о м о ч ь

з а п о м н и т ь

с л о в а

стихотворения.

Дидактическая

игра.

«Кому нужна вода?»

Закрепить

знания

детей

о

значении воды в жизни человека,

животного и растительного мира.

Фотовыставка.

«Как мы дома

помогаем на огороде,

в цветниках».

Воспитывать

у

детей

желание

помогать взрослым.

Родители

привлекли

детей

к

посильному труду.

Август

1 неделя

Презентация.

«Грибы

и

ягоды

в

лесу».

Познакомить

с

названиями

съедобных

и

н е с ъ ед о б н ы х

г р и б о в ;

п р е д у п р е д и т ь

о б

опасности.

Беседа.

«Опасности в лесу»

Составление

р а с с ка з а

и з

личного

опыта.

«Мое любимое место

в природе».

Продолжать развивать интерес к

изучению родного края.

Развлечение

по экологии.

« М ы

д р у з ь я

природы».

Воспитывать эмоционально

действенные отношения, чувство

сопричастности,

Привязанности к окружающему.

Развивать такие качества, как

сострадание, находчивость,

любознательность.

Загадывание

загадок.

Загадки о цветах.

Закрепить названия цветов;

развивать память, мышление,

сообразительность.

2 неделя

Просмотр

мультфильма.

Ф и к с и

с о в е т ы

« Ч е м у

у ч и т

экология».

П о с р е д с т в о м

п р о с м о т р а

мультфильма

вызвать

желание

защищать

и

оберегать

родную

природу.

Экскурсия

в

музей.

«Краеведческий

музей».

Познакомить

достопримечательностями с.

Толбазы – музеем, пополнить

знания детей о родном крае.

Дидактическа

я игра.

«Угадай, что в руке»

Различать

на

ощупь

овощи,

фрукты и ягоды.

ООД

Рисование.

«Летом на природе»

Расширять интерес детей к

изобразительной деятельности;

нетрадиционная форма

рисования.

3 неделя

Видеоролик

давай

поиграем.

«Угадай насекомых».

Учить выполнять задания по

картинкам; закрепить знания

детей о насекомых.

С ю ж е т н о

ролевая игра.

«Путешествие в лес»

Развивать интерес к общему

замыслу игрового сюжета,

умение действовать согласовано.

Беседа.

«Лето, ах лето!»

Познакомить детей с

охраняемыми растениями,

сформировать чувство

ответственности за сохранение

зеленого наряда планеты,

познакомить с различными

видами деятельности по охране

растений.

Подвижная

игра.

«Сокол и лиса».

Расширять знания детей о диком

животном

и

хищной

птице.

Умение

быстро

действовать

по

сигналу ведущего.

4 неделя

Экологическая

сказка.

«Почему

у

земли

платье зеленое»

Вызвать интерес к сказке; помочь

понять

смысл

с од е р ж а н и я

А.Лопатина.

сказки.

Игра.

«Сложи целое».

Учить узнавать и называть птицу.

Целевая

прогулка.

Фотоотчет.

«Наш урожай»

Показать результат своего труда,

вызвать радость за выполненную

работу.

Трудовая

деятельность.

«Сбор урожая».

Фоторепортаж

в рубрике

«Делимся

семейным

о п ы т о м

К а к

провели лето!»

Сентябрь

1 неделя

Видеоролик.

«Золотая осень».

Расширять

знания

детей

о

времени года - осень.

Заучивание

стихотворения

« Д о ж д и к »

З.Александровой.

Создание

«Красной

книги».

«Исчезающие

растения

р одн о го

края».

П р и в л е ч е н и е

р о д и т е л е й .

Способствовать

уважительному

о т н о ш е н и ю

к

п р и р о д е ,

соблюдение мер ее охраны.

Наблюдение за

цветами.

«Цветы на участке».

Закрепить

названия

цветов

р а с т у щ и е

н а

т е р р и т о р и и

детского сада.

Трудовая

деятельность.

С о б р а т ь

с е м е н а

цветов.

2 неделя

Беседа.

«Хлеб всему голова!»

Расширять знания детей о хлебе

(процесс выращивания - кто его

в ы р а щ и в а е т,

л юд и

к а к и х

п р о ф е с с и й

п о м о г а ю т

х л е б о р о б а м ;

п р о ц е с с

и з г о т о в л е н и я

х л е б а

и

х л е б о п р о д у к т о в ) .

У ч и т ь

называть

последовательность

выращивания

хлеба

(пахота,

боронование, посев, рост, жатва,

молотьба, выпечка).

Рассматривани

е

а л ь б о м о в ,

журналов.

« О т к у д а

х л е б

пришел?»

Экскурсия

на

хлебопекарню.

Дидактические

игры.

«Угадай

на

вкус»,

« К т о

б о л ь ш е

башкирских блюд из

муки»

3 неделя

Видеоролик.

«Времена года».

Закрепить

знания

детей

о

временах года.

О О Д

п о

«Золотая осень».

Продолжать

умения

д е т е й

сюжетному

рисованию.

отражать

в

рисунках

с вои

впечатления

от

наблюдения

за

осенней природой.

Памятка

для

родителей.

«Запомните правила:

Охрана животных»

Повышение

педагогиче ской

культуры

родителей,

выработка

п р а в и л ь н ы х

ф о р м

взаимодействия детского сада и

семьи.

Чтение

художественно

й литературы.

«Чей

нос

лучше?»,

«Лесные

домишки»

В. Бианки

Р а з в и в а т ь

и н т е р е с

произведениям.

Игровая

ситуация.

«Айболит

осматривает

комнатные

растения».

у ч и т ь

д е т е й

в н и м а т е л ь н о

осматривать растения, находить

п р и з н а к и

н е зд о р о в о го

и х

состояния,

делать

вывод

о

недостатке каких-либо условий,

находить

способ

оздоровления

в о с п и т ы в а т ь

б е р е ж н о е

о т н о ш е н и е

к

р а с т е н и я м ,

понимание,

что

они

живые

организмы,

которым

нужны

хорошие условия жизни.

4 неделя

Викторина.

« М ы

д р у з ь я

природы!»

Активизировать

и

закреплять

знания детей о планете Земля и

ее

обитателях,

пробуждать

д о б р ы е

ч у вс т ва

д е т е й

п о

о т н о ш е н и ю

к

п р и р о д е ,

ф о р м и р о в а т ь

з а б о т л и в о е

отношение к ней.

Конкурс.

Организация

совместной

работы

родителей

и

детей.

«Удивительное

рядом!»

изготовлении

п о д е л о к

и з

природного

материала.

Р а з в и ват ь

во о б р а же н и е

и

интере с,

желание

с д е л ат ь

поделку красивой.

Загадывание

загадок.

Загадки на осеннюю

тематику.

Р а з в и в а т ь

м ы ш л е н и е ,

сообразительность, память.

Трудовая

деятельность.

С бор

п р и р од н о го

м а т е р и а л а

д л я

поделок.

Октябрь

1 неделя

ООД

Познание.

«Путеше ствие

н а

воздушном шаре».

Закрепить

с

детьми

знания

о

в о з д у х е ,

е г о

с в о й с т в а х .

Закрепить также с детьми знания

о таком природном явлении, как

в е т е р ,

о

п р и ч и н а х

е г о

возникновения,

роли

в

жизни

человека.

Ч т е н и е

рассказа.

« О с е н ь

в

л е с у »

И.Соколов-Микитов.

Познакомить детей с рассказами

о

природе.

Учить

отвечать

на

вопросы по содержанию.

Загадывание

загадок.

«Загадки об овощах и

фруктах».

Учить детей отгадывать загадки,

построенные

на

описании

и

сравнении.

Папка-

передвижка.

"Природа

в

жизни

вашей семьи".

Повысить

интерес

родителей

к

экологическому образованию их

детей и экологии в целом.

2 неделя

Развивающий

мультфильм.

« В

м и р е

д и к о й

природы».

Расширять знания детей о жизни

дикой природе.

Лото.

«Птицы», «Растения»

Развивать мышление, внимание,

помять.

Рассказывание

сказки.

«Как

собака

друга

искала».

Познакомить

детей

с

новой

сказкой,

учить

отвечать

на

вопросы по содержанию.

Загадывание

загадок.

О

лесе,

животных,

птицах.

Закрепить знания детей.

3 неделя

Наблюдение

на участке.

«Рябина».

Продолжать

знакомить

детей

с

рябиной.

ООД

Рисование.

«Гроздь рябины».

Расширять

интерес

детей

к

изобразительной

деятельности;

с о в е р ш е н с т в о в ат ь

у м е н и е

рисовать

в

нетрадиционной

форме.

Дидактически

е игры.

«Найди

пару»,

«Чей

детеныш».

Закрепить

знания

детей

о

животных.

Трудовая

деятельность.

Сбор листьев тополя,

рябины,

ивы

д л я

осенних поделок.

Учить

аккуратно

собирать

и

р а з л и ч ат ь

л и с т ь я

р а з н ы х

деревьев.

Оформление

« П е щ е р ы

н а ш е го

П о з н а к о м и т ь

д е т е й

с

4 неделя

альбома.

района»

Курманаевской

и

Бишкаинской

пещерой.

Вызвать

интерес

к

родному краю.

Литературный

вечер.

«Люблю

тебя,

мой

край родной! »

Разучивать

с

детьми

стихи

и

песни о родном крае.

Словесная

игра.

«Что будет, если …?»

Знать, что надо делать для того,

чтобы

беречь,

сохранять

и

приумножать природу; развивать

у м е н и я

д е л а т ь

в ы в од ы

и

умозаключения;

воспитывать

доброту.

Проблемная

ситуация.

«Котенок на дереве».

Ноябрь

1 неделя

Чтение

рассказа.

«Перед зимой» И. С.

Соколов-Микитов.

Познакомить детей о том, как в

животном

мире

готовятся

к

долгой зиме.

Рассматривание

альбома,

журналов.

«Времена года».

Закрепить

знания

о

временах

года.

Развивать

в н и м а н и е ,

мышление, сообразительность.

Дидактические

игры.

«Когда

это

бывает»,

« т а к

б ы ва е т

и л и

нет».

Беседа.

«Добро

творить

себя веселить»

В ы з в а т ь

ж е л а н и е

п о м о ч ь

пернатым друзьям.

П р и в л е ч ь

р о д и т е л е й

п о

изготовлению кормушек.

Добрые дела.

«Домики для птиц».

«Птичья столовая».

2 неделя

ООД Познание.

«Путешествие в мир

птиц».

Расширить знания о мире птиц:

их внешнем виде, образе жизни,

о роли птиц в природе и жизни

человека.

Беседа.

"Животные

Красной

книги России".

Познакомить

детей

с

Красной

к н и г о й

Р о с с и и .

Д а т ь

представление о том, почему эта

книга так называется. Рассказать

о

н е к о т о р ы х

ж и в о т н ы х ,

занесенных

в

Красную

книгу

России.

Наблюдение.

«Тополь».

Знакомить

с

тополем

осенью

(какую

пользу

он

приносит

людям;

когда

и

почему

бывает

тополиная метель.

Статья.

"Как научить ребёнка

беречь природу?"

П р и вл еч е н и е

р од и т е л е й

к

ознакомлению детей с природой.

3 неделя

Видеоролик.

«Как прекрасен этот

мир, посмотри!»

Учить видеть красоту природы;

воспитывать любовь к родному

краю.

Рассматривание

детских

книжек.

«Книги

о

природе,

животных,

птицах,

растениях».

У ч и т ь

в н и м а т е л ь н о

рассматривать

иллюстрации;

у м е т ь

р а с с к а з ы в а т ь

о б

увиденном.

К В Н

д л я

семейных

команд.

«Что

мы

знаем

о

природе и ее охране».

Ф о р м и р о в а н и е

п р а в и л

э ко л о г и ч е с к и

г р а м о т н о г о

взаимодействия

с

окружающей

средой.

Трудовая

деятельность

Уход за комнатными

растениями.

Вызвать

желание

ухаживать

за

цветами.

4 неделя

Заучивание

стихотворения.

«Уж

небо

осенью

д ы ш а л о »

А . С .

Пушкин.

В ы з ват ь

же л а н и е

з ау ч и т ь

стихотворение.

ООД Лепка.

«Сорока».

Учить

детей

передавать

образ

с о р о к и

ко м б и н и р о в а н н ы м

( к о н с т р у к т и в н ы м

и

скульптурным) способом лепки.

Расширить представление детей

о зимующих птицах.

Игра «Вопросы

– ответы».

“ Ка к

р а с т е н и я

и

животные

предсказывают

погоду”.

Закрепить

знания

детей

о

приметах.

Дидактическая

игра.

«Лесные жители».

Учить

различать

и

называть

характерные особенности диких

животных,

устанавливать

связи

между

средой

обитания

и

образом жизни и внешним видом

животных.

Анкетирование

родителей.

« Ч т о

з н а е т

В а ш

ребёнок

о

природе

родного края?».

Выявить

знания

родителей

о

природе родного края.

Декабрь

1 неделя

Презентация.

«Природа

н а ш е го

края зимой».

Закрепить

знания

детей

о

природе

Сюжетно-

ролевая игра.

« П у т е ш е с т в и е

в

зимний лес».

Воспитывать интерес и любовь к

живому

миру,

уважительное

и

бережное отношение к природе,

чувство

сопричастно сти

и

сопереживания ко всему живому

и прекрасному.

Чтение

стихотворения.

«Покормите

п т и ц

зимой» А. Яшин.

Воспитывать

чувства

доброго

отношения ,

мило с ердия

и

сострадания

по

отношению

к

п т и ц а м ;

в ы з в ат ь

ж е л а н и е

заботиться о них.

Трудовая

деятельность.

2 неделя

ООД

Познание.

« Б у д ь

п р и р о д е

другом!»

Обобщить

представления

о

факторах,

угрожающих

живой

п р и р о д е ;

ф о р м и р о в а т ь

важнейшие правила поведения в

природе,

направленные

на

ее

охрану.

Видеоролик.

«Как

звери

в

лесу

зимуют».

П о з н а к о м и т ь

с

ж и з н ь ю

животных

в

зимний

период;

в о с п и т ы в а т ь

л ю б о в ь

к

животным.

Заучивание

стихотворения.

«Почему

м е д в е д ь

з и м о й

с п и т »

В .

Орлов.

В ы з в а т ь

и н т е р е с

к

стихотворению, желание заучить.

Дидактическая

игра.

«Кто за кем?»

Показать

детям,

что

в

природе

всё связано между собой.

Продолжать воспитывать у детей

бережное

отношение

ко

всем

животным.

3 неделя

Диагностика

4 неделя

Диагностика

III. Итоговый:

Выявление

знаний

и

навыков

поведения

полученных

в

ходе

выполнения

проекта.

Беседы с детьми о результатах работы за время осуществления проекта.

Рассматривание фотоальбома «Люблю тебя мой край родной!»

Составление картотеки игр.

Выставка детских рисунков и фотографий в детском саду.

Пополнение художественной и научной литературы.

Отчет о выполнении работ.

IV. Контрольно рефлексивный:

Подведение итогов

Беседа «Что мы хотели узнать, что узнали, чего узнали?»

Анализ анкет.

Анализ проведенной работы.



В раздел образования