Автор: Буракова Валентина Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ "Стародубский казачий кадетский корпус"
Населённый пункт: г.Стародуб, Брянская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Рабочая программа объединения "Фантазеры"
Раздел: дополнительное образование
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение – казачий кадетский
корпус «Стародубский казачий кадетский корпус имени Героя Советского Союза
А.И.Тарасенко»
Согласовано Утверждаю:
заместитель директор казачьего
директора по ВР кадетского корпуса
__________ / Петрущенко Е.Н. / _________ / Никифоров Ю.М. /
« »___________2015 г. Приказ № _
. от « » сентября 2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
объединения
«Фантазёры»
Профиль деятельности:
декоративно-прикладное творчество
Срок реализации -2года.
Возраст учащихся – 11-13 лет.
Разработала педагог дополнительного
образования Буракова В.И.
2015г.
Пояснительная записка
Творческую личность можно воспитать средствами специфического вида
творческой деятельности, которым является декоративно-прикладное
искусство.
Освоение учащимися видов работ по декоративно-прикладному
творчеству может служить основой для создания эстетически оформленных
предметов быта.
Данная программа включает в себя несколько видов творческой
деятельности, каждый из которых открывает большие возможности для
развития детской инициативы, будит положительные эмоции – это работа с
природным материалом, роспись по дереву и стеклу, работа с бросовым
материалом.
Целью настоящей программы является организация полноценного досуга
во внеурочное время, обучение учащихся основам декоративно-прикладного
творчества, поддержание и развитие творческих способностей.
Для достижения цели программа предусматривает развитие личностного
самообразования, самостоятельности, общения, а также познавательного
интереса, наблюдательности, творческого воображения и мышления.
Программа рассчитана на два года обучения. По окончании курса
Учащиеся должны знать:
-- названия и назначение простых инструментов ручного труда, правила
и приёмы пользования ими;
-- свойства различных материалов (древесины, картона, бумаги,
природных материалов), их применении и способах обработки;
-- технологию изготовления различных поделок;
-- правила организации рабочего места;
-- правила техники безопасности при работе с простейшими
инструментами ручного труда.
Учащиеся должны уметь:
-- пользоваться различными инструментами и материалами;
-- выполнять несложные изделия;
-- пользоваться инструментами ручного труда и соблюдать технику
безопасности при работе с ними;
-- планировать предстоящие трудовые действия.
Кружок первого года обучения формируется из учащихся 11-12лет.
Программа охватывает круг первоначальных знаний и навыков в работе с
инструментами, необходимыми для изготовления изделий из природного
материала, бумаги, росписи по дереву и стеклу, бросового материала.
Завершается работа изготовлением коллективной творческой работы по
одному из изученных направлений декоративно-прикладного творчества.
Кружок второго года обучения формируется из учащихся 12-13лет,
обладающих знаниями, умениями и навыками в объёме программы первого
года обучения.
Программа второго года обучения предусматривает формирование
умений и навыков, необходимых при работе с природным материалом,
бумагой, картоном, бросовым материалом, древесиной.
При подборе материала для изучения отдельных тем, учитываются
интересы, индивидуальные возрастные особенности,уровень
подготовленности учащихся на основе принципов доступности в выполнении
заданий.
Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность занятий для
групп составляет 2 часа в неделю.
Учебно–тематический план 1 года обучения
№
Тема занятий
Количество
всего
часов
теоретически
е
практически
е
1.
Вводное занятие
2
2
2.
Фантазии из природного
материала
18
2
16
3.
Оригами
30
4
26
4.
Роспись по дереву и стеклу
6
1
5
5.
Работа с бросовым
материалом
8
1
7
6.
Экскурсии в музей, на
выставки, на природу
6
6
7.
Выставка работ
2
2
ИТОГО
72
10
62
Усвоение знаний, формирование умений и навыков
1-го года обучения
Учащиеся должны знать:
-- сведения о видах и свойствах природного материала;
-- сведения о бросовых материалах;
-- сведения о свойствах бумаги, картона, красок;
-- название и назначение применяемых при работе инструментов и
приспособлений;
-- правила организации рабочего места;
-- правила безопасности труда;
-- правила выполнения декоративных рисунков;
-- сведения о технологии выполнения изделий из различных материалов.
Учащиеся должны уметь:
-- определять качество природного материала;
-- определять виды красок и их назначение;
-- правильно пользоваться инструментами, приспособлениями,
соблюдать правила безопасной работы;
-- правильно организовывать рабочее место;
-- вносить изменения, дополнения в образцы рисунков;
-- самостоятельно выполнять эскизы декоративных композиций;
-- планировать работу.
Содержание занятий 1-го года обучения.
1. Вводное занятие ( 2 часа).
Инструктаж
по
технике
безопасности.
Единые
правила
для
членов
объединения. Знакомство с программой 1-го года обучения.
2. Фантазии из природного материала (18 ч.)
2.1.Общие сведения о заготовке и использовании природного материала
(листья, травы, цветы, семена и т.д.), об инструментах и приспособлениях
(ножницы,
нож,
шило,
проволока,
клей).
Правила
организации
рабочего
места.
Демонстрация
образцов
изделий.
Виды
объёмных
композиций.
Технология сборки композиций из природного материала.
2.2 Практическая работа.
Сборка
и
заготовка
природного
материала.
Способы
декорирования
предметов
природными
материалами.
Создание
объёмных
изделий
из
шишек, семян,ракушек ит.д.
3. Оригами( 30 ч.)
3.1. Содержание раздела. Азбука оригами. Изготовление изделий в
технике
оригами.
История
развития
бумагопластики.
Модульное
конструирование. Основные приемы работы, условные знаки, принятые в
оригами. Рабочее место, инструменты и приспособления.
3.2. Практическая работа.
Знакомство и складывание основных базовых форм оригами. Изготовление
модулей. Складывание статичных и подвижных моделей. Варианты объектов
труда: лебедь, чаша, ваза, снеговик, пингвин.
4. Роспись по дереву и стеклу (6 ч.)
4.1. Сведения о технологиях росписи по дереву и стеклу. Сведения о
свойствах
и
приёмах
работы
гуашевыми,
акриловыми,
витражными
красками. Основы цветоведения.
4.2. Практическая работа.
Изготовление сувениров и предметов быта. Способы нанесения рисунка
на деревянную и стеклянную поверхность. Работа витражными красками.
5. Работа с бросовым материалом (8 ч.)
5.1.Понятие о бросовом материале. Виды, свойства и качество пластика,
кожи,
пенопласта
и
др.
Инструменты
и
приспособления.
Техника
безопасности.
5.2. Практическая работа.
Изготовление ваз, шкатулок из пластиковых и стеклянных бутылок с
применением
к
ним
декоративного
украшения
из
бросового
материала.
Изготовление рамок для фотографий из обрезков кожи, ткани и т.д.
6. Экскурсии на природу, на выставки, в музей (6 ч.)
Экскурсии на природу проводятся с целью сбора природного материала.
Экскурсии проводятся на базе городского краеведческого музея, на
городские выставки, где учащиеся расширяют свой кругозор, творческий
потенциал.
7. Выставка творческих работ. (2 ч.)
Учебно – тематический план 2-го года обучения
№ Тема занятий
Количество часов
всего
теоретически
е
Практически
е
1.
Вводное занятие
2
2
2.
Оригами
26
2
24
3.
Роспись по дереву и стеклу
12
2
10
4.
Работа с бросовым материалом 12
2
10
5.
И з г о т о в л е н и е
и з д е л и й
с
п р и м е н е н и е м
и з у ч е н н ы х
технологий,(
разработка
и
создание
коллективных
и
индивидуальных проектов)
14
2
12
6.
Э к с к у р с и и
в
м у з е й ,
н а
выставки, на природу.
6
6
ИТОГО
72
16
56
Усвоение знаний, формирование умений и навыков
2-го года обучения
Учащиеся должны знать:
-- правила организации рабочего места;
-- правила безопасности труда;
-- название и назначение применяемых при работе инструментов и
приспособлений;
-- сведения о видах и свойствах красок;
-- способы перевода рисунков на кальку, бумагу, дерево, стекло;
-- сведения о свойствах бумаги, бросового материала;
-- сведения о технологии выполнения изделий из различных материалов.
Учащиеся должны уметь:
-- правильно пользоваться инструментами, приспособлениями, соблюдать
правила безопасной работы;
-- определять виды красок и их назначение;
-- правильно организовывать рабочее место;
-- вносить изменения, дополнения в образцы рисунков;
-- планировать работу;
-- самостоятельно выполнять эскизы декоративных композиций.
Программа 2-го года обучения
1. Вводное занятие (2 ч.)
Задачи объединения на учебный год. Правила безопасной работы с
инструментами. Организация рабочего места. Экскурсии в природу.
2. Оригами ( 28 ч.)
2.1.Формы, приемы, техники складывания из бумаги.Правила
складывания. Определения и символы в технике оригами. Формы оригами.
Волшебные цветы- оригами. Инструменты и приспособления.
2.2. Практическая работа
Складывание основных базовых форм оригами. Изготовление модулей.
Этапы складывания. Инструкции шаг за шагом. Варианты объектов труда:
бабочка, башня, цветы.
3. Роспись по дереву и стеклу (12 ч.)
3.1.Расширение сведений о технологии росписи по дереву и стеклу.
Назначение изделий из дерева и стекла в быту. Элементы декоративного
украшения изделий из дерева и стекла. Основные приёмы работы с
различными красками.
3.2. Практическая работа.
Декоративная роспись изделий из дерева и стекла. Выполнение различных
композиций.
4. Работа с бросовым материалом ( 12 ч.)
4.1. Расширение сведений о видах, свойствах и использовании бросового
материала в быту ( пластик, бутылки, картонная упаковка, кожа, ткань и т.д.)
Техника безопасности. Организация рабочего места. Элементы дизайна в
художественном оформлении работ. Понятие об экологически чистых
материалах, используемых для изготовления изделий.
4.2. Практическая работа.
Упражнения в подборе и составлении эскизов. Нанесение рисунков на
дерево. Приготовление красок. Декоративная роспись изделий из стекла
(преображение баночек, бутылок в декоративные вазочки, подсвечники,
подставки для карандашей и т.д.)
5. Изготовление изделий с применением изученных технологий
(разработка и создание коллективных и индивидуальных творческих
проектов)(24 ч.)
5.1. Понятие о творческих заданиях и творческих проектах. Обсуждение
темы коллективной и индивидуальной работы.
5.2. Практическая работа.
Работа над созданием коллективного и индивидуального творческого
проекта. Поиск проблемы. Разработка композиционных эскизов и
рисунков. Планирование работы. Изготовление изделия. Анализ
выполненной работы. Защита проекта.
6. Экскурсии на выставки, в музей, на праздники в объединении (6 ч.)
6.1. Экскурсии проводятся на базе городского краеведческого музея, на
городские выставки, где учащиеся расширяют свой кругозор, повышают
творческий потенциал. Праздники в объединении проводятся с целью
сплочения детского коллектива, расширения знаний о правилах поведения
в обществе, о традиции украшения быта во время праздника.
Методическое обеспечение программы
Высокий уровень обучения достигается при использовании в работе
операционных и технологических карт по изготовлению поделок. На
занятиях широко применяют готовые образцы изделий, таблицы.
Формы, методы и средства обучения основам дизайна и декоративно-
прикладного искусства способствуют прочному усвоению материала.
В процессе обучения рекомендуется использовать репродуктивный,
частично поисковый метод, метод упражнений. Для контроля полученных
учащимися знаний рекомендуется использовать карточки – задания,
кроссворды.
Способы контроля
В течение учебного года используются следующие формы контроля ЗУН,
полученных учащимися в процессе обучения:
-- отчетные выставки;
-- творческие задания;
-- экспресс – опросы.
Материальное обеспечение
Учебное оборудование кабинета должно включать комплект мебели, где
могут храниться инструменты, материалы и приспособления, необходимые
для организации занятий. В кабинете нужно иметь доску, стенд для
демонстрации образцов изделий.
Для выполнения работ необходимы материалы, инструменты и
приспособления.
Материалы:
-- природный материал: шишки, орехи, каштаны, семена;
-- фанера, деревянные доски;
-- стеклянные банки, бутылки;
-- краски гуашевые, акварельные, акриловые, витражные;
-- изделия из дерева и стекла, тарелочки, вазочки;
-- бросовый материал (пластиковые бутылки, упаковки, обрезки ткани, кожи,
проволоки и т. д.)
Инструменты и приспособления:
-- ножницы, карандаши, линейки, клей ПВА, клей «Момент», баночки для
воды, кисти.
ЛИТЕРАТУРА для педагога
1. Новикова И.Н. «Поделки из природного материала»
2. Журнал «Сделай сам» №3.96.
№4.96
№4.92
№4.97
3. Гульянц Э.К. «Что можно сделать из природного материала».
М.:Просвещение, 1991
4.Волков И.П. «Приобщение школьников к творчеству».
М.:Просвещение, 1982
5. Забылин М.А. Энциклопедия. Подарки.
М.:Арт-пресс, 1999
6. Соловьёв С.А. «Декоративное оформление»
М.: Просвещение, 1977
7. Шорохов Е.В. «Основы композиции»
М.: Просвещение, 1979
Литература для учащихся
1.Перевертень Г.И. Сказка из листьев и лепетков. М:ОООАСТ-ПРЕСС, 2012.
2.СухановаН.П. «Картины изцветов. Флористический коллаж М: «ОЛМА
ПРЕСС», 2004.
3 Белецкая Л.Б. «Пресованная флористика».Москва изд.ЭКСМО, 2006.
4 . Гагарин Б.Г. «Конструирование из бумаги» -Ташкент, 1998
5. Гончар В.В. Модульное оригами , «Айрис-пресс» 2008.