Напоминание

Рабочая программа объединения "Фантазеры"


Автор: Буракова Валентина Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ "Стародубский казачий кадетский корпус"
Населённый пункт: г.Стародуб, Брянская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Рабочая программа объединения "Фантазеры"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение – казачий кадетский

корпус «Стародубский казачий кадетский корпус имени Героя Советского Союза

А.И.Тарасенко»

Согласовано Утверждаю:

заместитель директор казачьего

директора по ВР кадетского корпуса

__________ / Петрущенко Е.Н. / _________ / Никифоров Ю.М. /

« »___________2015 г. Приказ № _

. от « » сентября 2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

объединения

«Фантазёры»

Профиль деятельности:

декоративно-прикладное творчество

Срок реализации -2года.

Возраст учащихся – 11-13 лет.

Разработала педагог дополнительного

образования Буракова В.И.

2015г.

Пояснительная записка

Творческую личность можно воспитать средствами специфического вида

творческой деятельности, которым является декоративно-прикладное

искусство.

Освоение учащимися видов работ по декоративно-прикладному

творчеству может служить основой для создания эстетически оформленных

предметов быта.

Данная программа включает в себя несколько видов творческой

деятельности, каждый из которых открывает большие возможности для

развития детской инициативы, будит положительные эмоции – это работа с

природным материалом, роспись по дереву и стеклу, работа с бросовым

материалом.

Целью настоящей программы является организация полноценного досуга

во внеурочное время, обучение учащихся основам декоративно-прикладного

творчества, поддержание и развитие творческих способностей.

Для достижения цели программа предусматривает развитие личностного

самообразования, самостоятельности, общения, а также познавательного

интереса, наблюдательности, творческого воображения и мышления.

Программа рассчитана на два года обучения. По окончании курса

Учащиеся должны знать:

-- названия и назначение простых инструментов ручного труда, правила

и приёмы пользования ими;

-- свойства различных материалов (древесины, картона, бумаги,

природных материалов), их применении и способах обработки;

-- технологию изготовления различных поделок;

-- правила организации рабочего места;

-- правила техники безопасности при работе с простейшими

инструментами ручного труда.

Учащиеся должны уметь:

-- пользоваться различными инструментами и материалами;

-- выполнять несложные изделия;

-- пользоваться инструментами ручного труда и соблюдать технику

безопасности при работе с ними;

-- планировать предстоящие трудовые действия.

Кружок первого года обучения формируется из учащихся 11-12лет.

Программа охватывает круг первоначальных знаний и навыков в работе с

инструментами, необходимыми для изготовления изделий из природного

материала, бумаги, росписи по дереву и стеклу, бросового материала.

Завершается работа изготовлением коллективной творческой работы по

одному из изученных направлений декоративно-прикладного творчества.

Кружок второго года обучения формируется из учащихся 12-13лет,

обладающих знаниями, умениями и навыками в объёме программы первого

года обучения.

Программа второго года обучения предусматривает формирование

умений и навыков, необходимых при работе с природным материалом,

бумагой, картоном, бросовым материалом, древесиной.

При подборе материала для изучения отдельных тем, учитываются

интересы, индивидуальные возрастные особенности,уровень

подготовленности учащихся на основе принципов доступности в выполнении

заданий.

Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность занятий для

групп составляет 2 часа в неделю.

Учебно–тематический план 1 года обучения

Тема занятий

Количество

всего

часов

теоретически

е

практически

е

1.

Вводное занятие

2

2

2.

Фантазии из природного

материала

18

2

16

3.

Оригами

30

4

26

4.

Роспись по дереву и стеклу

6

1

5

5.

Работа с бросовым

материалом

8

1

7

6.

Экскурсии в музей, на

выставки, на природу

6

6

7.

Выставка работ

2

2

ИТОГО

72

10

62

Усвоение знаний, формирование умений и навыков

1-го года обучения

Учащиеся должны знать:

-- сведения о видах и свойствах природного материала;

-- сведения о бросовых материалах;

-- сведения о свойствах бумаги, картона, красок;

-- название и назначение применяемых при работе инструментов и

приспособлений;

-- правила организации рабочего места;

-- правила безопасности труда;

-- правила выполнения декоративных рисунков;

-- сведения о технологии выполнения изделий из различных материалов.

Учащиеся должны уметь:

-- определять качество природного материала;

-- определять виды красок и их назначение;

-- правильно пользоваться инструментами, приспособлениями,

соблюдать правила безопасной работы;

-- правильно организовывать рабочее место;

-- вносить изменения, дополнения в образцы рисунков;

-- самостоятельно выполнять эскизы декоративных композиций;

-- планировать работу.

Содержание занятий 1-го года обучения.

1. Вводное занятие ( 2 часа).

Инструктаж

по

технике

безопасности.

Единые

правила

для

членов

объединения. Знакомство с программой 1-го года обучения.

2. Фантазии из природного материала (18 ч.)

2.1.Общие сведения о заготовке и использовании природного материала

(листья, травы, цветы, семена и т.д.), об инструментах и приспособлениях

(ножницы,

нож,

шило,

проволока,

клей).

Правила

организации

рабочего

места.

Демонстрация

образцов

изделий.

Виды

объёмных

композиций.

Технология сборки композиций из природного материала.

2.2 Практическая работа.

Сборка

и

заготовка

природного

материала.

Способы

декорирования

предметов

природными

материалами.

Создание

объёмных

изделий

из

шишек, семян,ракушек ит.д.

3. Оригами( 30 ч.)

3.1. Содержание раздела. Азбука оригами. Изготовление изделий в

технике

оригами.

История

развития

бумагопластики.

Модульное

конструирование. Основные приемы работы, условные знаки, принятые в

оригами. Рабочее место, инструменты и приспособления.

3.2. Практическая работа.

Знакомство и складывание основных базовых форм оригами. Изготовление

модулей. Складывание статичных и подвижных моделей. Варианты объектов

труда: лебедь, чаша, ваза, снеговик, пингвин.

4. Роспись по дереву и стеклу (6 ч.)

4.1. Сведения о технологиях росписи по дереву и стеклу. Сведения о

свойствах

и

приёмах

работы

гуашевыми,

акриловыми,

витражными

красками. Основы цветоведения.

4.2. Практическая работа.

Изготовление сувениров и предметов быта. Способы нанесения рисунка

на деревянную и стеклянную поверхность. Работа витражными красками.

5. Работа с бросовым материалом (8 ч.)

5.1.Понятие о бросовом материале. Виды, свойства и качество пластика,

кожи,

пенопласта

и

др.

Инструменты

и

приспособления.

Техника

безопасности.

5.2. Практическая работа.

Изготовление ваз, шкатулок из пластиковых и стеклянных бутылок с

применением

к

ним

декоративного

украшения

из

бросового

материала.

Изготовление рамок для фотографий из обрезков кожи, ткани и т.д.

6. Экскурсии на природу, на выставки, в музей (6 ч.)

Экскурсии на природу проводятся с целью сбора природного материала.

Экскурсии проводятся на базе городского краеведческого музея, на

городские выставки, где учащиеся расширяют свой кругозор, творческий

потенциал.

7. Выставка творческих работ. (2 ч.)

Учебно – тематический план 2-го года обучения

№ Тема занятий

Количество часов

всего

теоретически

е

Практически

е

1.

Вводное занятие

2

2

2.

Оригами

26

2

24

3.

Роспись по дереву и стеклу

12

2

10

4.

Работа с бросовым материалом 12

2

10

5.

И з г о т о в л е н и е

и з д е л и й

с

п р и м е н е н и е м

и з у ч е н н ы х

технологий,(

разработка

и

создание

коллективных

и

индивидуальных проектов)

14

2

12

6.

Э к с к у р с и и

в

м у з е й ,

н а

выставки, на природу.

6

6

ИТОГО

72

16

56

Усвоение знаний, формирование умений и навыков

2-го года обучения

Учащиеся должны знать:

-- правила организации рабочего места;

-- правила безопасности труда;

-- название и назначение применяемых при работе инструментов и

приспособлений;

-- сведения о видах и свойствах красок;

-- способы перевода рисунков на кальку, бумагу, дерево, стекло;

-- сведения о свойствах бумаги, бросового материала;

-- сведения о технологии выполнения изделий из различных материалов.

Учащиеся должны уметь:

-- правильно пользоваться инструментами, приспособлениями, соблюдать

правила безопасной работы;

-- определять виды красок и их назначение;

-- правильно организовывать рабочее место;

-- вносить изменения, дополнения в образцы рисунков;

-- планировать работу;

-- самостоятельно выполнять эскизы декоративных композиций.

Программа 2-го года обучения

1. Вводное занятие (2 ч.)

Задачи объединения на учебный год. Правила безопасной работы с

инструментами. Организация рабочего места. Экскурсии в природу.

2. Оригами ( 28 ч.)

2.1.Формы, приемы, техники складывания из бумаги.Правила

складывания. Определения и символы в технике оригами. Формы оригами.

Волшебные цветы- оригами. Инструменты и приспособления.

2.2. Практическая работа

Складывание основных базовых форм оригами. Изготовление модулей.

Этапы складывания. Инструкции шаг за шагом. Варианты объектов труда:

бабочка, башня, цветы.

3. Роспись по дереву и стеклу (12 ч.)

3.1.Расширение сведений о технологии росписи по дереву и стеклу.

Назначение изделий из дерева и стекла в быту. Элементы декоративного

украшения изделий из дерева и стекла. Основные приёмы работы с

различными красками.

3.2. Практическая работа.

Декоративная роспись изделий из дерева и стекла. Выполнение различных

композиций.

4. Работа с бросовым материалом ( 12 ч.)

4.1. Расширение сведений о видах, свойствах и использовании бросового

материала в быту ( пластик, бутылки, картонная упаковка, кожа, ткань и т.д.)

Техника безопасности. Организация рабочего места. Элементы дизайна в

художественном оформлении работ. Понятие об экологически чистых

материалах, используемых для изготовления изделий.

4.2. Практическая работа.

Упражнения в подборе и составлении эскизов. Нанесение рисунков на

дерево. Приготовление красок. Декоративная роспись изделий из стекла

(преображение баночек, бутылок в декоративные вазочки, подсвечники,

подставки для карандашей и т.д.)

5. Изготовление изделий с применением изученных технологий

(разработка и создание коллективных и индивидуальных творческих

проектов)(24 ч.)

5.1. Понятие о творческих заданиях и творческих проектах. Обсуждение

темы коллективной и индивидуальной работы.

5.2. Практическая работа.

Работа над созданием коллективного и индивидуального творческого

проекта. Поиск проблемы. Разработка композиционных эскизов и

рисунков. Планирование работы. Изготовление изделия. Анализ

выполненной работы. Защита проекта.

6. Экскурсии на выставки, в музей, на праздники в объединении (6 ч.)

6.1. Экскурсии проводятся на базе городского краеведческого музея, на

городские выставки, где учащиеся расширяют свой кругозор, повышают

творческий потенциал. Праздники в объединении проводятся с целью

сплочения детского коллектива, расширения знаний о правилах поведения

в обществе, о традиции украшения быта во время праздника.

Методическое обеспечение программы

Высокий уровень обучения достигается при использовании в работе

операционных и технологических карт по изготовлению поделок. На

занятиях широко применяют готовые образцы изделий, таблицы.

Формы, методы и средства обучения основам дизайна и декоративно-

прикладного искусства способствуют прочному усвоению материала.

В процессе обучения рекомендуется использовать репродуктивный,

частично поисковый метод, метод упражнений. Для контроля полученных

учащимися знаний рекомендуется использовать карточки – задания,

кроссворды.

Способы контроля

В течение учебного года используются следующие формы контроля ЗУН,

полученных учащимися в процессе обучения:

-- отчетные выставки;

-- творческие задания;

-- экспресс – опросы.

Материальное обеспечение

Учебное оборудование кабинета должно включать комплект мебели, где

могут храниться инструменты, материалы и приспособления, необходимые

для организации занятий. В кабинете нужно иметь доску, стенд для

демонстрации образцов изделий.

Для выполнения работ необходимы материалы, инструменты и

приспособления.

Материалы:

-- природный материал: шишки, орехи, каштаны, семена;

-- фанера, деревянные доски;

-- стеклянные банки, бутылки;

-- краски гуашевые, акварельные, акриловые, витражные;

-- изделия из дерева и стекла, тарелочки, вазочки;

-- бросовый материал (пластиковые бутылки, упаковки, обрезки ткани, кожи,

проволоки и т. д.)

Инструменты и приспособления:

-- ножницы, карандаши, линейки, клей ПВА, клей «Момент», баночки для

воды, кисти.

ЛИТЕРАТУРА для педагога

1. Новикова И.Н. «Поделки из природного материала»

2. Журнал «Сделай сам» №3.96.

№4.96

№4.92

№4.97

3. Гульянц Э.К. «Что можно сделать из природного материала».

М.:Просвещение, 1991

4.Волков И.П. «Приобщение школьников к творчеству».

М.:Просвещение, 1982

5. Забылин М.А. Энциклопедия. Подарки.

М.:Арт-пресс, 1999

6. Соловьёв С.А. «Декоративное оформление»

М.: Просвещение, 1977

7. Шорохов Е.В. «Основы композиции»

М.: Просвещение, 1979

Литература для учащихся

1.Перевертень Г.И. Сказка из листьев и лепетков. М:ОООАСТ-ПРЕСС, 2012.

2.СухановаН.П. «Картины изцветов. Флористический коллаж М: «ОЛМА

ПРЕСС», 2004.

3 Белецкая Л.Б. «Пресованная флористика».Москва изд.ЭКСМО, 2006.

4 . Гагарин Б.Г. «Конструирование из бумаги» -Ташкент, 1998

5. Гончар В.В. Модульное оригами , «Айрис-пресс» 2008.



В раздел образования