Автор: Жукова Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 299 "Дружба"
Населённый пункт: город Ростов-на-Дону
Наименование материала: статья
Тема: Азбука вежливости
Раздел: дошкольное образование
Современное общество перед воспитателями, педагогами и родителями
задачу воспитания
высокообразованного и хорошо воспитанного молодого
поколения, владеющего всеми достижениями созданной человечеством
культуры.
Требования, предъявляемые в настоящее время современным обществом к
педагогу, весьма велики. О его профессиональных качествах судят не только
по тому, насколько он владеет различными методиками, но и по тому,
насколько хорошо он воспитан.
Знание современного этикета расширяет внутренний мир человека, создает
для него возможности успешного общения в окружающем мире. Начинать
обучение правилам и нормам этикета необходимо в дошкольном возрасте.
Современное понятие слова этикет близко к первоначальному и означает
установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя
совокупность поведенческих правил, регулирующих внешние проявления
человеческих взаимоотношений: в обхождении с окружающими, обращениях
и приветствиях, поведении в общественных местах, манерах и внешнем
облике человека.
Воспитатель для дошкольника первый человек после родителей, обучающий
его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий
его взаимодействие в человеческом социуме. Воспитатель не только
формирует культуру поведения дошкольников, но через них способствует,
развитию внутренней и внешней культуры родителей своих воспитанников,
таким образом, влияя на современное состояние общества.
Первые представления о нормах поведения, принятых в обществе, ребенок
получает в семье.
Придя в детский сад, ребенок поступает в мир, в котором соблюдения
поведенческих правил необходимо для нормального и приятного
существования всего детского коллектива.
Родители и воспитатели обязаны помочь маленькому человеку в познании
тайн, человеческих взаимоотношений, в приобретении поведенческих
ориентиров, без которых нельзя чувствовать себя в обществе достаточно
уверенно.
Этикетное поведение формируют постоянно, в реальной жизни и в
специально созданных ситуациях, используя для этого различные
организационные формы: занятия, игры, беседы, режимные моменты.
Для обучения правилам поведения и воспитания положительных
личностных качеств необходимы следующие условия.
1.Позитивный настрой. Нельзя забыть или обидеть никого из воспитанников,
для чего используются обращение по именам, похвала, призы и прочие
способы обучения, увлекающие детей.
2.Пример взрослых. Ребенок наблюдает и оценивает взрослых, действия
которых должны быть направлены на достижение главной цели – создания
для развития личности ребенка творческой, доброжелательной дружеской
обстановки.
3.Связь с семьей – необходимое условие, позволяющее сохранить единство
требований и преемственность воспитания. Общая цель семьи и детского
сада – хорошо воспитанный культурный и образованный человек.
4.Обучение правильному поведению способствует и речевому развитию
воспитанника. С этой целью необходимо расширять у ребенка круг этико-
поведенческих понятий, что достигается с помощью проведения словарной
работы. Например, в речевом запасе дошкольник могут быть понятия, как
этикет, уважение, любовь, вежливость, общение и др.
Основные способы педагогического воздействия на детей.
1.Приучение: детям дается определенный образец поведения, например, за
столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует
не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или
иного правила.
2.Упражнение: многократно повторяется то или иное действие, например,
правильно взяв нож и вилку в руки, разрезать кусок мяса или колбасы.
Следует добиваться осознания ребенком необходимости приборов.
3.Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребенок
оказывается перед выбором, например, пользоваться вилкой и ножом или
одной вилкой.
4.Поощрение: проводится различными способами, активизирует
дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.
5.Наказание: применяется крайне редко; осуждение воспитателем и другими
детьми негативного поступка направлено на возникновение желания
поступать хорошо.
6.Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и
необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый
взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.
7.Разнообразие словесных методов: рассказ реальной или сказочной истории
создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.
8.Разъяснение: необходимо не только показать и рассказать, но и разъяснить,
как и почему следует поступить в той или иной ситуации.
9.Беседа: помогает выяснить уровень знания и понимания детьми норм и
правил поведения. Ее разумнее проводить с небольшой группой в 5-8
человек, в которой каждый ребенок может высказать свое мнение. Знание
возможностей детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек
поможет воспитателю правильно ее построить.