Напоминание

Азбука вежливости


Автор: Жукова Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 299 "Дружба"
Населённый пункт: город Ростов-на-Дону
Наименование материала: статья
Тема: Азбука вежливости
Раздел: дошкольное образование





Назад




Современное общество перед воспитателями, педагогами и родителями

задачу воспитания

высокообразованного и хорошо воспитанного молодого

поколения, владеющего всеми достижениями созданной человечеством

культуры.

Требования, предъявляемые в настоящее время современным обществом к

педагогу, весьма велики. О его профессиональных качествах судят не только

по тому, насколько он владеет различными методиками, но и по тому,

насколько хорошо он воспитан.

Знание современного этикета расширяет внутренний мир человека, создает

для него возможности успешного общения в окружающем мире. Начинать

обучение правилам и нормам этикета необходимо в дошкольном возрасте.

Современное понятие слова этикет близко к первоначальному и означает

установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя

совокупность поведенческих правил, регулирующих внешние проявления

человеческих взаимоотношений: в обхождении с окружающими, обращениях

и приветствиях, поведении в общественных местах, манерах и внешнем

облике человека.

Воспитатель для дошкольника первый человек после родителей, обучающий

его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий

его взаимодействие в человеческом социуме. Воспитатель не только

формирует культуру поведения дошкольников, но через них способствует,

развитию внутренней и внешней культуры родителей своих воспитанников,

таким образом, влияя на современное состояние общества.

Первые представления о нормах поведения, принятых в обществе, ребенок

получает в семье.

Придя в детский сад, ребенок поступает в мир, в котором соблюдения

поведенческих правил необходимо для нормального и приятного

существования всего детского коллектива.

Родители и воспитатели обязаны помочь маленькому человеку в познании

тайн, человеческих взаимоотношений, в приобретении поведенческих

ориентиров, без которых нельзя чувствовать себя в обществе достаточно

уверенно.

Этикетное поведение формируют постоянно, в реальной жизни и в

специально созданных ситуациях, используя для этого различные

организационные формы: занятия, игры, беседы, режимные моменты.

Для обучения правилам поведения и воспитания положительных

личностных качеств необходимы следующие условия.

1.Позитивный настрой. Нельзя забыть или обидеть никого из воспитанников,

для чего используются обращение по именам, похвала, призы и прочие

способы обучения, увлекающие детей.

2.Пример взрослых. Ребенок наблюдает и оценивает взрослых, действия

которых должны быть направлены на достижение главной цели – создания

для развития личности ребенка творческой, доброжелательной дружеской

обстановки.

3.Связь с семьей – необходимое условие, позволяющее сохранить единство

требований и преемственность воспитания. Общая цель семьи и детского

сада – хорошо воспитанный культурный и образованный человек.

4.Обучение правильному поведению способствует и речевому развитию

воспитанника. С этой целью необходимо расширять у ребенка круг этико-

поведенческих понятий, что достигается с помощью проведения словарной

работы. Например, в речевом запасе дошкольник могут быть понятия, как

этикет, уважение, любовь, вежливость, общение и др.

Основные способы педагогического воздействия на детей.

1.Приучение: детям дается определенный образец поведения, например, за

столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует

не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или

иного правила.

2.Упражнение: многократно повторяется то или иное действие, например,

правильно взяв нож и вилку в руки, разрезать кусок мяса или колбасы.

Следует добиваться осознания ребенком необходимости приборов.

3.Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребенок

оказывается перед выбором, например, пользоваться вилкой и ножом или

одной вилкой.

4.Поощрение: проводится различными способами, активизирует

дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.

5.Наказание: применяется крайне редко; осуждение воспитателем и другими

детьми негативного поступка направлено на возникновение желания

поступать хорошо.

6.Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и

необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый

взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.

7.Разнообразие словесных методов: рассказ реальной или сказочной истории

создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.

8.Разъяснение: необходимо не только показать и рассказать, но и разъяснить,

как и почему следует поступить в той или иной ситуации.

9.Беседа: помогает выяснить уровень знания и понимания детьми норм и

правил поведения. Ее разумнее проводить с небольшой группой в 5-8

человек, в которой каждый ребенок может высказать свое мнение. Знание

возможностей детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек

поможет воспитателю правильно ее построить.



В раздел образования