Напоминание

"ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"


Автор: Серехан Татьяна Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа №572
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: "ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
Раздел: начальное образование





Назад




Статья «ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

ПРИ ИЗУЧЕНИИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ

ГРАМОТНОГО ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Чтобы решить одну из важнейших задач уроков русского языка -

формирование орфографической зоркости, – необходимо знать особенности

словообразования и словоизменения.

Общеизвестно, что грамотность учащихся на современном этапе занимает

важное место, и формирование грамотного письма закладывается на начальной

стадии обучения. Считаю эту тему актуальной, так как за многие годы работы

в школе я заметила, что мои ученики, если даже и знают правило, допускают

много ошибок. Проанализировав характер орфографических ошибок, я пришла

к выводу, что учащиеся не умеют быстро разобраться в морфемной структуре

слова,

а

значит

и

найти

нужную

орфограмму.

Следовательно,

отработка

и

развитие морфемной зоркости, умение выделять в слове морфемы становятся

базой для усвоения правописания.

Объектом исследования является процесс обучения учащихся начальных

классов развитию орфографической зоркости с опорой на морфемный анализ

слова.

Цель данной работы - формирование орфографических умений и навыков,

направленных на повышение грамотного письма через изучение морфемной

структуры слова.

В результате обучающиеся будут знать:

части слова (окончание, корень, приставку, суффикс), их роль в слове;

правила переноса слов с приставками;

правописание гласных и согласных в приставках в-, до-, за-, над-, на-, с-,

от-, по-, под-, про-;

способы

проверки

написания

безударных

падежных

окончаний

имён

существительных 1 склонения,2 склонения,3 склонения;

способы

проверки

написания

безударных

падежных

окончаний

имён

прилагательных,

уметь:

выделять в слове окончание, корень, приставку, суффикс;

подбирать

однокоренные

слова

и

слова

с

заданными

приставками

и

суффиксами;

правильно писать приставки;

использовать

опорой

на

памятку,

таблицу)

способы

проверки

написания

безударных

падежных

окончаний

имён

существительных

1

склонения, 2 склонения, 3 склонения;

использовать

опорой

на

памятку,

таблицу)

способы

проверки

написания безударных падежных окончаний имён прилагательных.

В соответствии с целью работы были определены задачи:

изучить

научно-методическую

литературу

по

вопросам

развития

орфографической зоркости учащихся с опорой на структурный анализ слова;

выбрать эффективные методы и приёмы обучения правописанию с опорой

на структурный анализ слова;

формировать умение морфемного разбора слова;

разработать

систему

упражнений,

способствующих

развитию

орфографической зоркости у учащихся с опорой на морфемный анализ слова;

проследить динамику развития орфографической зоркости учащихся.

Над темой я работала на протяжении трёх лет. Мною было замечено, что у

учащихся

второго

класса

значительная

часть

ошибочных

написаний

безударных гласных, парных согласных в корне слова происходит от неумения

подбирать родственные слова, вникать в происхождение и исследование слов. И

тогда я пришла к выводу, что до тех пор, пока учащиеся не будут уметь

правильно

разбирать

слова

по

составу,

добиться

прочной

устойчивой

грамотности невозможно.

Изначально

мною

была

изучена

научно-методическая

литература

по

данному

вопросу,

определены

этапы

формирования

навыков

повышения

грамотного

письма

через

изучение

морфемной

структуры

слова.

С

целью

усвоения

состава

слов

вместе

с

учащимися

анализировали,

доказывали,

выявляли причинно-следственные связи. В конце четвертого класса я увидела,

2

что мои ученики пишут грамотно, что очень порадовало их, их родителей и

меня.

Моя практика показывает, что изучение состава слова является базой для

формирования

орфографических

умений

и

навыков,

так

как

большинство

орфографических

правил

опирается

на

умение

разбираться

в

морфемной

структуре слова. От целенаправленной последовательной работы над составом

слова зависит результативность обучения орфографии в школе.

Существует богатый опыт обучения правописанию, нашедший отражение в

трудах К.Д. Ушинского, А.Н. Гвоздева и других, а также советских методистов и

психологов - М.В. Ушакова, Н.С. Рождественского, Д.Н. Богоявленского.

«Тенденция правописания неизвестных слов, - пишет А.Н. Гвоздев, - путем

расчленения их на морфологические части является очень мощной и постоянно

действующей… С ее помощью легко усваивается правописание многих слов

русского языка во время обучения в школе» [1, С.134].

«Умение решать задачи на применение орфографических понятий требует

определенной последовательности и сочетания мыслительных операций при

ведущей роли одной из них», - считал Д.Н.Богоявленский. Поэтому появляется

необходимость сообщать «не только содержание грамматических знаний, но и

приемов, способов применения их на практике» [2,С.168].

Основу

каждого

орфографического

навыка

составляют

вполне

определенные

знания

и

умения.

С

учетом

характера

орфограммы

орфографические

навыки

можно

разделить

на

две

группы,

предложенные

Львовым М.Р.:

1)

навыки,

формируемые

на

фонетико-словообразовательной

основе

(правописание корней, приставок, суффиксов);

2)

навыки,

формируемые

на

морфолого-синтаксической

основе

(правописания окончаний) [3,С.164].

Таким образом, я сделала вывод, что работа над составом слова помогает

учащимся лучше овладеть орфографическими навыками, вырабатывает умение

3

грамотного

письма.

Изучение

словообразования

связано

с

усвоением

орфографии,

так как основным принципом русской орфографии является

морфологический, согласно которому значимые части слова пишутся всегда

одинаково независимо от того, как они произносятся.

Формирование орфографических навыков процесс сложный и требующий

систематической

работы.

В

своей

работе

я использую

такие эффективные

методы

как:

методы

создания

благоприятной

атмосферы,

организации

коммуникации,

методы

обмена

деятельностями,

методы

рефлексивной

деятельности, интерактивные игры. Приёмы:

«Рестоврация»

«Займи позицию»

«Пазлы»

«С мира по нитке»

«Один – вдвоём – все вместе»

«Мозговой штурм»

«Дерево решений»

Работа в парах

Разминки

Смысловые ассоциации

Незаконченное предложение

Интервью

4

Изучение

состава

слова

начинаю

с

объяснения

соответствующих

понятий и обозначающих эти понятия терминов. К восприятию нового

термина веду подготовку. От понимания слова родственники, переходим

к овладению термином родственные слова, от корня растения к корню

слова.

Сравнивая

родственные

слова,

учащиеся

предполагают,

как

разрасталась семья слов, от какого произошли все, так находят общую,

главную часть в семье слов - корень. Дети совершают открытие: «Слово

как дерево растет от корня, все родственные слова растут

из одного

корня».

Основной, наиболее ответственной темой, связанной с изучением состава

слова, и в частности, корня, являются тема «Правописание безударных гласных

в корне слова».

Я считаю, что если учащийся верно выделил в слове корень, прочитал его

отдельно,

обратил

внимание

на

его

графический образ,

то

этим

уже

в

значительной

мере

обеспечено

правильное

написание

гласной

корня.

Для

усвоения правила правописания безударных гласных использую разнообразные

упражнения. При изучении безударных гласных в корне пользуемся разными

приемами проверки их правописания в зависимости от характера слов. Такими

являются:

замена единственного числа множественным: гора – горы;

замена множественного числа единственным: дома – дом;

образование слов ласкательного значения: трава – травка;

нахождение к слову односложного слова: кормушка – корм;

замена существительного прилагательным: зима – зимний;

замена одной формы глагола другой: пилил – пилят.

Считаю, что имеет некоторое значение и порядок, в котором изучаются

безударные

гласные;

целесообразней

всего

давать

для

изучения

слова

с

противопоставляемыми буквами о-а, е-и-я (читаются одинаково, а пишутся по-

разному) или же давать слова с разными буквами вперемешку. И, тем не менее,

я

заметила,

что

мои

ученики

всё

равно

допускают

ошибки.

Это

простая

невнимательность или непрочное усвоение материала? И тогда я составила и

провела тест (Приложение 1).

0%

20%

40%

60%

80%

35%

40%

65%

2 "А" класс

Можно сделать вывод, что количество

ошибок у учащихся большое.

Следовательно, необходимо организовать систематическую последовательную

и

целенаправленную

работу

по

формированию

орфографической

зоркости.

Мною

были

разработаны

упражнения,

позволяющие

раскрыть

морфемный

состав

слов,

так

как

таких

упражнений

в

учебниках

недостаточно

(Приложение2).

Используя свою систему упражнений на протяжении четвёртой четверти

второго

класса

и

первой

четверти

третьего

класса,

я

стала

замечать,

что

учащиеся стали писать грамотнее, количество ошибок уменьшилось.

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

25%

30%

50%

3"А" класс

.

В

процессе

ознакомления

учащихся

с

однокоренными

словами

складываются и их первоначальные представления о морфемах как значимых

частях слова. Это относится не только к корню, но и к приставке, суффиксу.

При ознакомлении с приставкой выясняем, почему люди приставку назвали

приставкой? Приставлена к корню. Например, предлагаю написать слово нести

и подобрать к нему родственное, которое обозначало бы перемещение с одного

места на другое. Учащиеся записывают слово перенести. Приходим к выводу,

что для образования слова перенести была использована часть пере-, стоящая

перед

корнем.

Чтобы

создать

ученикам

условия

для

лучшего

запоминания

графического образа приставок, провожу

их классификацию (приставки с

буквой

о,

приставки

с

буквой

а

и

так

далее).

Используя

свою

систему

упражнений, организовываю работу по правописанию

гласных и согласных

букв в приставках. Провожу

специальную

работу над сопоставлением и

противопоставлением предлогов и приставок (Приложение3).

Суффикс,

так

же

как

и

приставка

играет

словообразовательную

роль.

Однако между тем и другим существует различие. И оно не только в том, что

приставка стоит перед корнем, а суффикс после корня. И хотя программа не

предусматривает

усвоение

учащимися

орфографии

суффиксов,

однако

упражнения, которые я стараюсь проводить не только на уроках, но и во

внеклассной работе, помогли учащимся усвоить написание многих суффиксов

существительных, прилагательных, глаголов (Приложение 4).

К концу третьего класса

я провела тест и увидела, что мы пришли к

следующим результатам (Приложение 5) .

0%

10%

20%

30%

40%

5%

10%

30%

15%

10%

3 "А" класс

Как видим, что наблюдается положительная динамика.

Методика работы над каждой из морфем имеет свои особенности. Особым

своеобразием по сравнению с приставкой и суффиксом, отличается окончание.

Начинаю

с

формирования

навыка

нахождения

в

слове

этой

морфемы.

Трудность усвоения окончания младшими школьниками обусловлена тем, что

окончание является средством выражения грамматических значений слов.

В

4

классе

ведётся

работа

по

правописанию

безударных

падежных

окончаний существительных, прилагательных, глаголов.

Систему

работы

над

безударными

падежными

окончаниями

существительных условно можно разделить на 4 этапа.

На первом этапе большое место отвожу формированию у учащихся умения

отличить один падеж от другого. Трудность для ребенка при распознавании

падежей

состоит

в

том,

что

каждый

падеж

имеет

несколько

значений,

а

вопросы, предлоги и окончания разных падежей могут совпадать. Поэтому учу

распознавать

падежи

по

совокупности

признаков:

вопросу,

предлогу,

окончанию,

каким

членом

предложения

являет ся.

З ап ом и н а е м

последовательность

действий

при

определении

падежа.

Часто

учащиеся

затрудняются

в

определении

именительного

падежа,

родительного

падежа,

винительного

падежа.

Поэтому

я

предлагаю

памятку

«Как

отличить

именительный

падеж,

родительный

падеж,

винительный

падеж»

(Приложение6).

На втором этапе знакомимся с тремя склонениями имен существительных,

где формируется умение определять склонение имен существительных по роду

и

по

окончанию

в

начальной

форме.

Труднее

детям

узнать

склонение

существительных

в

косвенных

падежах,

поэтому

на

данном

этапе

широко

использую

тексты,

в

которых

учащиеся

находят

имена

существительные,

называют

слово

в

именительном

падеже,

а

затем

определяет

склонение

(Приложение 6).

На третьем этапе формируется навык правописания безударных падежных

окончаний.

Отработка

последовательности

действий

для

выработки

правильного написания безударного окончания сопровождаем записью.

Учащиеся ставят вопрос к существительному от слова, с которым связано

существительное в предложении и записывает вопрос в скобках.

По

вопросу

и

предлогу

узнают

падеж

(указывают

падеж).

Узнают

склонение (отмечают его цифрой) и как результат пишут окончание.

Когда

навык

становится

отработанным,

то

отпадает

необходимость

подробной записи, и письменно отмечает только падеж и склонение. И в конце

этого этапа все операции протекают устно, то есть без записи.

Второй способ предполагает проверку написания безударных гласных в

окончаниях

родительного,

дательного

и

предложного

падежей

при

помощи

подстановки существительного того же склонения в том же падеже с ударным

окончанием: (где?) на реке?

На

четвертом

этапе учащиеся

знакомятся

с

правописанием

имен

существительных

во

множественном

числе.

Особого

внимания

требует

во

множественном

числе

именительный

и

родительный

падежи.

Работа

эта

кропотливая и требующая постоянной отработки этого навыка. Поэтому на

уроке,

во

внеклассной

работе

и

на

поддерживающих

занятиях

используем

тренажёры, выполняем упражнения, совершенствующие навык правописания

безударных окончаний (Приложение 7).

Новым в работе над именами прилагательными для детей 4 класса является

склонение прилагательных и правописание падежных окончаний. Основу для

формирования

навыка

правописания

падежных

окончаний

прилагательных

составляют следующие знания и умения:

умение

устанавливать

связь

слов

в

предложении

и

найти

то

существительное, от которого зависит прилагательное (словосочетание);

знание о том, что прилагательные употребляются в том же роде, числе и

падеже, что и имя существительное;

знание падежных окончаний;

умение

правильно

поставить

вопрос

к

имени

прилагательному

и

сопоставить окончание прилагательного с окончанием вопроса (о дне каком?

солнечном) (Приложение 8).

Предметом

постоянного

внимания

является

изменение

глагола

по

временам.

Учащиеся

усваивают,

что

неопределенная

форма

глагола

это

начальная

форма

глагола.

Это

важно

как

для

правильного

образования

временных форм глагола, так и для правильного написания безударных личных

окончаний. Особое внимание уделяю умению определять спряжение глаголов

по неопределенной форме и по окончаниям глаголов 3-го лица множественного

числа. Организую работу по запоминанию окончания глаголов I и II спряжения.

При

написании

личных

окончаний

глаголов

учащиеся

овладевают

следующей последовательностью действий:

узнают время, лицо, число глагола;

находят начальную форму глагола и по ней определяют спряжение;

узнают окончание глагола этого спряжения.

Обучая

различать

спряжение

глаголов

по

неопределенной

форме,

использую таблицу, на которой записаны 11 глаголов II спряжения: смотреть,

видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть, дышать, держать,

гнать,

слышать. Детям разрешаю

обращаться к таблице в учебнике при

выполнении

упражнений

в

определении

спряжений

и

написаний

личных

окончаний (Приложение 9).

На

поддерживающих

занятиях

у

большинства

детей

я

не

исправляю

неверно написанную букву, а лишь ее зачеркиваю. У более сильных учащихся

подчеркиваю все слово с ошибочным написанием. Цель: заставить ученика

вдуматься в данную орфограмму и исправить ее. У слабых учащихся исправляю

лишь трудные для них орфограммы, остальные зачеркиваю.

Уже во втором полугодии четвёртого класса я заметила, что мои ученики

стали не только грамотнее писать, но и активнее на уроках. Ведь если у

человека что-то получается, то ему хочется это делать. В конце учебного года

был проведён проверочный диктант и итоговый тест за курс начальной школы

(Приложение 10).

Вот результаты:

7,14%

28,57%

14,29%

14,29%

14,29%

21,43%

4 "А" класс

Однокоренные слова,корень слова

Безударная гласная в корне слова

Правописание приставок

Правописание падежных окончаний имён существительных

Правописание падежных окончаний имён прилагательных

Правописание окончаний у глаголов

Таким

образом,

к

концу

4-го

класса

в

«А»

классе

количество

орфографических ошибок у учащихся значительно уменьшилась. Считаю, что

словообразовательная

работа

помогла

учащимся

лучше

овладеть

грамматическим

строем

языка.

Упражнения

по

словообразованию

помогли

обеспечить не механический разбор слов по составу, а сознательное выделение

детьми всех морфем слова, что способствовало развитию орфографической

зоркости у младших школьников.

Заключение

В

результате

работы

над

темой

я

изучила

научно-методическую

литературу

по

вопросам

развития

орфографической

зоркости

учащихся

с

опорой на структурный анализ слова, выбрала эффективные методы и приёмы

обучения правописанию, разработала систему упражнений. Самым главным

итогом своей работы я считаю успехи учащихся, которые выражаются в умении

разбирать слова по составу, видеть орфограммы в слова и грамотно объяснить

их написание.

Опытом своей работы я поделилась с коллегами, представляла его на

педагогическом

совете

школы.

Систему

упражнений

рассматривали

на

методических объединениях школы и района и приняли рекомендации по их

использованию на уроках русского языка.

Считаю, что вопрос грамотного письма будет всегда на первом месте. Тем

не менее, в дальнейшем я планирую вести работу с учащимися по развитию

речи. Так как, убеждена в том, что человек не только должен грамотно писать,

но и грамотно выражать свои мысли.

Литература:

1. Современный русский язык/ под ред. Н.С. Волгиной: учебник для ВУЗов

- изд. 6, перераб. и доп. - М.: Логос, 2002. - 134 с.

2. Теория языка. Вводный курс. - М.: Издательский центр «Академия»,

2004. - 168 с.

3. Методика

преподавания

русского

языка

в

начальных

классах/

М.Р.

Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - 2 -е изд., испр. - М.: Издательский

центр «Академия», 2000. - 164 с.

Приложение 1

Тест

1.

Найди однокоренные слова к слову гора

а) горе б)горный в)горевать г)горцы

2.

Какие из этих звуков парные согласные?

а) [л] б)[д] в)[р] г)[к] д)[з] е)[а]

3.

В каких словах пропущена буква б?

а) ры…ка б)скорлу…ка в)голу…ка г)тря…ка д)тру…ка

4.

Обведи кружком слова которые не требуют проверки?

а) нога б) вода в) край г) травка

5.

Найди проверочное слово к слову река

а) речной б) реки в) речушка

Приложение 2

Упражнения, направленные на выяснение родственных слов и нахождение

корня я разделяю на несколько категорий с постепенным усложнением:

1.

Даю однокоренные слова, предлагаю выделить в них корень. Например:

гриб, гриб, грибок, грибница, грибной, грибочек.

2.

Даю предложения и небольшие связные тексты, в которых встречаются

родственные

слова.

Например:

В

тайге

растёт

кедр.

Кедровник

любимое

место

многих

птиц.

Осенью

в

нём

созревают

кедровые

шишки.

3.

П р о в о ж у

р а б о т у

н а д

о с м ы с л е н и е м

к о р н е й

с л о в ;

Например: Зимой в теплице выращивают сочные помидоры и огурцы.

Теплица - это теплое помещение, в котором выращивают овощи зимой.

Так назвали помещение потому, что в нем тепло зимой.

4.

Даю упражнения для образования от данного корня однокоренных слов;

Например:

назовите

одним

словом.

Это

слово

должно

быть

однокоренным с подчеркнутым словом. Определите, какой частью

речи оно является, разберите по составу.

Машина,

приспособленная

для

перевозки груза.

(Грузовик.)

Предмет,

который дарят на память. (Подарок.)

Приложение 3

Упражнения,

развивающие

навыки

нахождение

в

слове

приставок

и

правильного их написания.

1. Найди в слове приставку и вставь букву

Например:

з(а,о)ходить,

(ф,в)ходить,

(походить,

переходить.

Подумай,

почему написали именно такую приставку?

2. Прочитайте цепочки слов. Найдите в каждой из них лишнее.

Лишнее слово запишите. Раскройте скобки, выделите приставки.

а) (от)резной, (от)грузка, (от)радный;

б) (за)шипело, (на)летело, (за)качало;

в) (про)сушка, (про)книгу, (про)школу;

3. Прочитайте,

запишите

предложения

в

порядке

возрастания

в

них

количества слов с приставкой. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Со..нце пр..било дыру (в) туче и р..збр..сало (с) высоты лучи. Прямо (из)

п..тёмок мы п..степенно выплывали (в) з..колдованное царство. В..да (под)

к..лёсамиз..пенилась и п..б..жала быстрым ручейком.

4. В каждой строчке найди лишнее слово. Обоснуй свой ответ:

З..гадка, з..жим, з..рница, з..знайка.

п..жалеть, п..илка, п..ливка, п..ломка.

Приложение 4

Упражнения,

развивающие

навыки

нахождение

в

слове

суффикса

и

правильного их написания.

1.

Спиши.

Подчеркни

в

цепочке

лишнее

слово.

Выделите

суффиксы.

Помни, что суффиксы -очк, -ечк,-ок, -ёк, -еньк, -ушк, -оват всегда одинаково,

независимо от их произношения:

а) рыбка, дубок, горка, норка

б) доч..нька, Маш..нька, голуб..ватый

в) солн..шко, шут..чка,зёрн..шко

2.

От

каждого

слова

образуй

новое

с

помощью

одного

из

данных

суффиксов.

Суффиксы: -ник, -ышк, -ик, -очк, -н, -ечк,-ок, -ёк, -еньк, -к, -ушк. –ист, -ов,

-чик, -ищ.

Слова: звезда,

ёж,

путь, слово, мёд, зима, окунь, замок, белый, игра,

рябина.

Выделите в них суффикс.

3. Вставь пропущенные буквы, найди слова с приставками и выдели их.

Р..ссказ, ..вражки, пр..шёл, п..ясок, п..стух, п..ртфель, н..рисовал, н..совой

(платок)

4. С помощью суффикса –оват- образуй от данных слов однокоренные слова.

Образец: чуть – чуть кислый – кисловатый.

Чуть – чуть горький - …., чуть – чуть розовый - …., чуть – чуть зелёный -…,

чуть – чуть острый -…,чуть – чуть пресный -….

Приложение 5

Тест « Состав слова»

1.

Являются ли эти слова однокоренными «+»-да, «-»-нет

а) дорога, путь, дорожный, подорожник

б) соль, солонка, солить, солёный

в) медь, медный, медяк, медовый

2.

В каких словах пишется буква о. Поставь знак «+» возле этих слов.

К..рмить пр..вдивый

п..стух с..ринка

зап..х с..сна

3.

В каких словах пишется буква ж. Поставь знак «+» возле этих слов.

Бума..ка ладо..ка

руба..ка варе..ка

4.

Вставь пропущенную букву в приставку.

П..дкоп, п..вязка, н..резать, з..варить, пр..водка, н..дбавка, п..садка, ..трезать

5.

Поставь знак «+» возле словс суффиксом –ок.

Петушок бережок

урок молоко

пушок рынок

гусёнок сынок

Приложение 6

Памятка

1.

Как

отличить

именительный

падеж,

родительный

падеж,

винительный падеж.

Вместо слова, стоящего в предложении, поставь любое слово 1 склонения

с ударным окончанием, например - весна.

И.п. - окончание -а

В.п. - окончание - у

Р.п. - окончание - ы

Памятка 2. Определение склонения

Найти существительное.

Образовать начальную форму

Определить род

Определить окончание.

Определить склонение.

Памятка 3. Разбор слова по составу

(морфемный разбор)

1.

Найди в слове окончание. Для этого измени слово:

Походный – походная – походные. Изменяемая часть слова – ый. Это

окончание. Обводим его рамочкой: походный.

2.

Найди в слове корень. Для этого подбери 2 -3 однокоренных слова и

запиши их: ходит, поход, проходной. Сравни однокоренные слова и выдели в

них общую часть. Это и будет корень. Выделяем его дугой: походный.

3.

Найди в слове приставку. Для этого подбери однокоренные слова

без приставки или с другой приставкой. Такие слова у нас уже есть: ходит,

проходной. Приставка стоит перед корнем. Выделяем ее: походный.

4.

Найди в слове суффикс. Он стоит после корня и служит для

образования нового слова. Выделяем его: походный.

Приложение 7

Упражнения, совершенствующие навык правописания безударных

окончаний имён существительных.

1.

Поставьте и запишите имена существительные из скобок в нужном

падеже. Укажите падеж.

Путешествовал по (город, страна);

читал в ( газета, книга, тетрадь, объявление);

встречался с (друг, брат, учительница)

2. Выпишите

существительные

1

склонения.

Рядом

запишите

их

с

предлогами сначала в дательном падеже, а затем в предложном.

Солнце, ветер, вода, туман, ночь.

3. От имён существительных в единственном числе образуйте

имена

существительные во множественном числе. Выделите окончание.

Без обложк..- ….., на ел..-…., у кроват..- …,к родственнику-…

Приложение 8

Упражнения, совершенствующие навык нахождения и правописания

безударных окончаний имён прилагательных.

1. Прочитайте. Выделите окончание имён прилагательных и укажите

сверху падеж.

Горячее солнце как-то сразу вошло в силу. На востоке оно выплывает

огненным заревом. От него безбрежный степной простор покрывается тонкой

золотой пылью ( По А. Куприну).

2. Согласуй прилагательное с существительным в том же роде, числе и

падеже. Выдели окончание у имени прилагательного.

Доверил (хороший) другу, ухаживал (любимый) цветком, находился в

(дремучая) чаще, висел на (самая) верхушке.

3. Вставь пропущенную букву в окончания прилагательных. А, О или У?

Шли по узк..й тропинке, слушали удивительн..ю историю, встретились

на главн..й площади, увидел прекрасн..ю принцессу.

Приложение 9

Упражнения, совершенствующие навык правописания окончаний глаголов.

1. Выдели слова в две группы по спряжениям.

Готовить, думать, уметь, ходить, ставить, тянуть, колоть, чистить, терять,

просить.

2. Какой глагол поможет проверить гласные в окончаниях глаголов первого

спряжения:

а) гулять б) петь в) болеть

3. Какой глагол поможет проверить гласные в окончаниях глаголов второго

спряжения:

а) светить б) лечат в) говорят

4. Найди глаголы с мягким знаком на конце. Вставь ь.

Бежиш.., поёш.., говорят.., стереч.., спешат…

5. В окончание глагола вставь букву –е или –и.

Приложение 10

Итоговый тест за курс начальной школы

1.

Вставь пропущенные безударные гласные.

Агр…ном, в…кзал, г…зета, д…ректор, ж…лтый, за…ц, п…ррон, к…

ртина.

2. От данных глаголов образуй однокоренные имена существительные.

Бегать - ...; говорить - …;писать - …;рисовать - …;ходить - ….

3. Вставь безударные гласные.

На самой в…рхушке елки мальчики укр…пили зв...зду. Туча сп…лзла с

горных в…ршин и медленно т…щилась над д…линой. В…снойцв…тет

душистая ч…ремуха. Меж р…деющих в…рхушекпок…залась с…нева. Острый

х..лодокзагл…нул в осинник.

4. Вставь

окончание

у

существительных.

От

существительных

единственного числа образуй существительные множественного числа в том же

падеже.

На топол… ; от деревн…; к лестниц… ; в мор… ; на дорог… ; к проруб…;

на паутин….

5. Вставь пропущенные окончания у имен прилагательных.

Полем широк…; в краю далёк…; лентой син…; карандашом красн…; о

дне весенн…; для мамы ласков….

6. Вставь пропущенные буквы и выдели приставку.

З..играла, п..терялся, н..гнитесь, п..дписал, н..звание, пр..учить,

д..тронуться.

Свет..шь, работа..шь, дар.. шь, отдыха..шь.



В раздел образования