Автор: Шагина Светлана Владимировна
Должность: учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МБОУ СОШ №11
Населённый пункт: город Вичуга Ивановская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие логического мышления в условиях введения ФГОС НОО."
Раздел: начальное образование
Развитие логического мышления в условиях введения ФГОС НОО.
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием
новые цели. Теперь в начальной школе педагоги должны научить ребенка не только
читать, считать и писать, но и привить две группы
новых умений.
Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие умение учиться:
навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации
информации.
Во-вторых, формирование у детей мотивации к обучению, саморазвитию,
самопознанию.
Учителю, теперь приходится на знакомом ему материале решать ещё и новые
нестандартные задачи. Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами
логических действий (сравнения, классификации, обобщения, анализа и др.).
В последние годы вопрос о необходимости специальной работы учителя начальных
классов над развитием логической составляющей мышления ребёнка приобретает особую
остроту по нескольким причинам:
во-первых, появились новые учебники, требующие от учителя активной мыслительной
деятельности для усвоения их содержания,
во-вторых, учащиеся начальных классов принимают активное участие в
интеллектуальных конкурсах, в основе которых необходимо не только знание предмета, но
и умение нестандартно мыслить. Следовательно, необходимо усилить логическую
подготовку учеников младших классов,
в-третьих, изменения парадигмы образования, связанные с достижением нового
образовательного стандарта: всестороннее развитие личности обеспечивается единством
нравственного, умственного, эстетического и физического воспитания. Умственное
воспитание выступает как формирование у детей интеллектуальных умений, в состав
которых входят логические приёмы мышления.
Основные задачи логического развития детей состоят в следующем:
воспитать умение самостоятельно применять доступные способы познания
(сравнение, измерение, классификацию и др.) с целью освоения зависимостей
между предметами, числами;
строить простые высказывания о сущности выполненного действия;
находить нужный способ выполнения задания, ведущий к результату наиболее
экономным путем;
активно включаться в коллективную игру, предлагать нестандартные способы
решения игровых задач;
свободно разговаривать со взрослыми по поводу игр, творческих задач и способов
их решения.
Однако не следует думать, что развитое логическое мышление – это природный дар, с
наличием или отсутствием которого следует смириться. При организации специальной
развивающей работы над формированием и развитием логических приёмов мышления
1
наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от
исходного уровня развития ребёнка.
Целесообразнее развивать логическое мышление в русле математических знаний.
Математика, как ни одна другая наука даёт возможность глубокого и осмысленного
перехода от наглядно-действенного к образному, а потом и к логическому мышлению.
Объекты математических умозаключений и принятые в математике правила их
конструирования способствуют формированию у индивида умения формулировать чёткие
определения обосновывать суждения, развивать логическую интуицию.
Особенности развития логического мышления младших школьников
К началу младшего школьного возраста психическое развитие ребёнка достигает
достаточно высокого уровня. Все психические процессы: восприятие, память, мышление,
воображение, речь – уже прошли достаточно долгий путь развития.
Различные познавательные процессы, обеспечивающие многообразные виды
деятельности ребёнка, функционируют не изолированно друг от друга, а представляют
сложную систему, каждый из них связан со всеми остальными. Эта связь не остаётся
неизменной на протяжении детства: в разные периоды ведущее значение для общего
психического развития приобретает какой-либо один из процессов.
Психологические исследования показывают, что в этот период именно мышление в
большей степени влияет на развитие всех психических процессов.
В зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс опирается на
восприятие, представление или понятие, различают три основных вида мышления:
Предметно-действенное (наглядно-действенное).
Наглядно-образное.
Абстрактное (словесно-логическое).
Предметно-действенное мышление – мышление, связанное с практическими,
непосредственными действиями с предметом;
наглядно-образное мышление – мышление, которое опирается на восприятие или
представление (характерно для детей раннего возраста). Наглядно-образное мышление
даёт возможность решать задачи в непосредственно данном, наглядном поле.
Дальнейший путь развития мышления заключается в переходе к словесно-
логическому мышлению – это мышление понятиями, лишёнными непосредственной
наглядности, присущей восприятию и представлению. Переход к этой новой форме
мышления связан с изменением содержания мышления: теперь это уже не конкретные
представления, имеющие наглядную основу и отражающие внешние признаки предметов,
а понятия, отражающие наиболее существенные свойства предметов и явлений и
соотношения между ними. Это новое содержание мышления в младшем школьном
возрасте задаётся содержанием ведущей деятельности учебной.
Словесно-логическое, понятийное мышление формируется постепенно на протяжении
младшего школьного возраста. В начале данного возрастного периода доминирующим
является наглядно-образное мышление, поэтому, если в первые два года обучения дети
много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объём такого рода
занятий сокращается. По мере овладения учебной деятельностью и усвоения основ
научных знаний, школьник постепенно приобщается к системе научных понятий, его
умственные операции становятся менее связанными с конкретной практической
деятельностью или наглядной опорой.
2
Словесно-логическое мышление позволяет ученику решать задачи и делать выводы,
ориентируясь не на наглядные признаки объектов, а на внутренние, существенные
свойства и отношения. В ходе обучения дети овладевают приёмами мыслительной
деятельности, приобретают способность действовать «в уме» и анализировать процесс
собственных рассуждений. У ребёнка появляются логически верные рассуждения:
рассуждая, он использует операции анализа, синтеза, сравнения, классификации,
обобщения.
Младшие школьники в результате обучения в школе, когда необходимо регулярно
выполнять задания в обязательном порядке, учатся управлять своим мышлением, думать
тогда, когда надо.
Во многом формированию такому произвольному, управляемому мышлению
способствует задания учителя на уроке, побуждающие детей к размышлению.
При общении в начальных классах у детей формируется осознанное критическое
мышление. Это происходит благодаря тому, что в классе обсуждаются пути решения
задач, рассматриваются различные варианты решения, учитель постоянно просит
школьников обосновывать, рассказывать, доказывать правильность своего суждения.
Младший школьник регулярно становится в систему, когда ему нужно рассуждать,
сопоставлять разные суждения, выполнять умозаключения.
В соответствии стандартам второго поколения к логическим универсальным
действиям относятся:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с
восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации
объектов;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и
явлений;
построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Анализ как мыслительное действие предполагает разложение целого на части,
выделение путём сравнения общего и частного, различения существенного и не
существенного в предметах и явлениях.
Овладением анализом начинается с умения ребёнка выделять в предметах и явлениях
различные свойства и признаки. Как известно, любой предмет можно рассматривать с
разных точек зрения. В зависимости от этого на первый план выступают та или иная
черта, свойства предмета. Умения выделять свойства даётся младшим школьникам с
большим трудом. И это понятно, ведь конкретное мышление ребёнка должно проделывать
3
сложную работу абстрагирования свойства от предмета. Как правило, из бесконечного
множества свойств какого-либо предмета первоклассники могут выделить всего лишь два-
три. По мере развития детей, расширения их кругозора и знакомства с различными
аспектами действительности такая способность, безусловно, совершенствуется. Однако
это не исключает необходимости специально учить младших школьников видеть в
предметах и явлениях разные их стороны, выделять множество свойств.
Параллельно с овладением приёмом выделения свойств путём сравнения различных
предметов (явлений) необходимо выводить понятие общих и отличительных (частных),
существенных и несущественных признаков, при этом используется такие операции
мышления как анализ, синтез, сравнение и обобщение. Неумение выделять общее и
существенное может серьёзно затруднить процесс обучения. Умение выделять
существенное способствует формированию другого умения - отвлекаться от
несущественных деталей. Это действие даётся младшим школьникам с не меньшим
трудом, чем выделение существенного.
В процессе обучения задания приобретают более сложный характер: в результате
выделения отличительных и общих признаков уже нескольких предметов, дети пытаются
разбить их на группы. Здесь необходима такая операция мышления как классификация.
В начальной школе необходимость классифицировать используется на большинстве
уроков, как при введении нового понятия, так и на этапе закрепления.
В процессе классификации дети осуществляют анализ предложенной ситуации,
выделяют в ней наиболее существенные компоненты, используя операции анализа и
синтеза, и производит обобщение по каждой группе предметов, входящих в класс. В
результате этого происходит классификация предметов по существенному признаку.
Как видно из вышеизложенных фактов все операции логического мышления тесно
взаимосвязаны и их полноценное формирование возможно только в комплексе. Только
взаимообусловленное их развитие способствует развитию логического мышления в
целом. Приёмы логического анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации
необходимы учащимся уже в 1 классе, без овладения ими не происходит полноценного
усвоения учебного материала.
Психолог Л.С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта в младшем
школьном возрасте. Чтобы развитие было успешным, нужна помощь со стороны учителя.
Для этого требуется знание особенностей психического развития младших школьников, а
также понимание конечных целей.
В начальной школе необходимо не только закладывать основу знаний учащихся, но
следует учить самостоятельно мыслить и творчески работать. В дальнейшем ребёнок
учится рассуждать, анализировать, устанавливать простые закономерности, делать
умозаключения в соответствии с законами логики.
Из вышеизложенного следует, что логическое мышление необходимо развивать в
раннем детстве, так как от момента рождения до 7 - 10 лет у ребёнка возникают и
формируются сложнейшие системы общих представлений об окружающем мире и
закладывается фундамент содержательно-предметного мышления.
4