Напоминание

"Развитие логического мышления в условиях введения ФГОС НОО."


Автор: Шагина Светлана Владимировна
Должность: учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МБОУ СОШ №11
Населённый пункт: город Вичуга Ивановская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие логического мышления в условиях введения ФГОС НОО."
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие логического мышления в условиях введения ФГОС НОО.

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием

новые цели. Теперь в начальной школе педагоги должны научить ребенка не только

читать, считать и писать, но и привить две группы

новых умений.

Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие умение учиться:

навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации

информации.

Во-вторых, формирование у детей мотивации к обучению, саморазвитию,

самопознанию.

Учителю, теперь приходится на знакомом ему материале решать ещё и новые

нестандартные задачи. Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами

логических действий (сравнения, классификации, обобщения, анализа и др.).

В последние годы вопрос о необходимости специальной работы учителя начальных

классов над развитием логической составляющей мышления ребёнка приобретает особую

остроту по нескольким причинам:

во-первых, появились новые учебники, требующие от учителя активной мыслительной

деятельности для усвоения их содержания,

во-вторых, учащиеся начальных классов принимают активное участие в

интеллектуальных конкурсах, в основе которых необходимо не только знание предмета, но

и умение нестандартно мыслить. Следовательно, необходимо усилить логическую

подготовку учеников младших классов,

в-третьих, изменения парадигмы образования, связанные с достижением нового

образовательного стандарта: всестороннее развитие личности обеспечивается единством

нравственного, умственного, эстетического и физического воспитания. Умственное

воспитание выступает как формирование у детей интеллектуальных умений, в состав

которых входят логические приёмы мышления.

Основные задачи логического развития детей состоят в следующем:

воспитать умение самостоятельно применять доступные способы познания

(сравнение, измерение, классификацию и др.) с целью освоения зависимостей

между предметами, числами;

строить простые высказывания о сущности выполненного действия;

находить нужный способ выполнения задания, ведущий к результату наиболее

экономным путем;

активно включаться в коллективную игру, предлагать нестандартные способы

решения игровых задач;

свободно разговаривать со взрослыми по поводу игр, творческих задач и способов

их решения.

Однако не следует думать, что развитое логическое мышление – это природный дар, с

наличием или отсутствием которого следует смириться. При организации специальной

развивающей работы над формированием и развитием логических приёмов мышления

1

наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от

исходного уровня развития ребёнка.

Целесообразнее развивать логическое мышление в русле математических знаний.

Математика, как ни одна другая наука даёт возможность глубокого и осмысленного

перехода от наглядно-действенного к образному, а потом и к логическому мышлению.

Объекты математических умозаключений и принятые в математике правила их

конструирования способствуют формированию у индивида умения формулировать чёткие

определения обосновывать суждения, развивать логическую интуицию.

Особенности развития логического мышления младших школьников

К началу младшего школьного возраста психическое развитие ребёнка достигает

достаточно высокого уровня. Все психические процессы: восприятие, память, мышление,

воображение, речь – уже прошли достаточно долгий путь развития.

Различные познавательные процессы, обеспечивающие многообразные виды

деятельности ребёнка, функционируют не изолированно друг от друга, а представляют

сложную систему, каждый из них связан со всеми остальными. Эта связь не остаётся

неизменной на протяжении детства: в разные периоды ведущее значение для общего

психического развития приобретает какой-либо один из процессов.

Психологические исследования показывают, что в этот период именно мышление в

большей степени влияет на развитие всех психических процессов.

В зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс опирается на

восприятие, представление или понятие, различают три основных вида мышления:

Предметно-действенное (наглядно-действенное).

Наглядно-образное.

Абстрактное (словесно-логическое).

Предметно-действенное мышление – мышление, связанное с практическими,

непосредственными действиями с предметом;

наглядно-образное мышление – мышление, которое опирается на восприятие или

представление (характерно для детей раннего возраста). Наглядно-образное мышление

даёт возможность решать задачи в непосредственно данном, наглядном поле.

Дальнейший путь развития мышления заключается в переходе к словесно-

логическому мышлению – это мышление понятиями, лишёнными непосредственной

наглядности, присущей восприятию и представлению. Переход к этой новой форме

мышления связан с изменением содержания мышления: теперь это уже не конкретные

представления, имеющие наглядную основу и отражающие внешние признаки предметов,

а понятия, отражающие наиболее существенные свойства предметов и явлений и

соотношения между ними. Это новое содержание мышления в младшем школьном

возрасте задаётся содержанием ведущей деятельности учебной.

Словесно-логическое, понятийное мышление формируется постепенно на протяжении

младшего школьного возраста. В начале данного возрастного периода доминирующим

является наглядно-образное мышление, поэтому, если в первые два года обучения дети

много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объём такого рода

занятий сокращается. По мере овладения учебной деятельностью и усвоения основ

научных знаний, школьник постепенно приобщается к системе научных понятий, его

умственные операции становятся менее связанными с конкретной практической

деятельностью или наглядной опорой.

2

Словесно-логическое мышление позволяет ученику решать задачи и делать выводы,

ориентируясь не на наглядные признаки объектов, а на внутренние, существенные

свойства и отношения. В ходе обучения дети овладевают приёмами мыслительной

деятельности, приобретают способность действовать «в уме» и анализировать процесс

собственных рассуждений. У ребёнка появляются логически верные рассуждения:

рассуждая, он использует операции анализа, синтеза, сравнения, классификации,

обобщения.

Младшие школьники в результате обучения в школе, когда необходимо регулярно

выполнять задания в обязательном порядке, учатся управлять своим мышлением, думать

тогда, когда надо.

Во многом формированию такому произвольному, управляемому мышлению

способствует задания учителя на уроке, побуждающие детей к размышлению.

При общении в начальных классах у детей формируется осознанное критическое

мышление. Это происходит благодаря тому, что в классе обсуждаются пути решения

задач, рассматриваются различные варианты решения, учитель постоянно просит

школьников обосновывать, рассказывать, доказывать правильность своего суждения.

Младший школьник регулярно становится в систему, когда ему нужно рассуждать,

сопоставлять разные суждения, выполнять умозаключения.

В соответствии стандартам второго поколения к логическим универсальным

действиям относятся:

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с

восполнением недостающих компонентов;

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации

объектов;

подведение под понятие, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и

явлений;

построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

доказательство;

выдвижение гипотез и их обоснование.

Анализ как мыслительное действие предполагает разложение целого на части,

выделение путём сравнения общего и частного, различения существенного и не

существенного в предметах и явлениях.

Овладением анализом начинается с умения ребёнка выделять в предметах и явлениях

различные свойства и признаки. Как известно, любой предмет можно рассматривать с

разных точек зрения. В зависимости от этого на первый план выступают та или иная

черта, свойства предмета. Умения выделять свойства даётся младшим школьникам с

большим трудом. И это понятно, ведь конкретное мышление ребёнка должно проделывать

3

сложную работу абстрагирования свойства от предмета. Как правило, из бесконечного

множества свойств какого-либо предмета первоклассники могут выделить всего лишь два-

три. По мере развития детей, расширения их кругозора и знакомства с различными

аспектами действительности такая способность, безусловно, совершенствуется. Однако

это не исключает необходимости специально учить младших школьников видеть в

предметах и явлениях разные их стороны, выделять множество свойств.

Параллельно с овладением приёмом выделения свойств путём сравнения различных

предметов (явлений) необходимо выводить понятие общих и отличительных (частных),

существенных и несущественных признаков, при этом используется такие операции

мышления как анализ, синтез, сравнение и обобщение. Неумение выделять общее и

существенное может серьёзно затруднить процесс обучения. Умение выделять

существенное способствует формированию другого умения - отвлекаться от

несущественных деталей. Это действие даётся младшим школьникам с не меньшим

трудом, чем выделение существенного.

В процессе обучения задания приобретают более сложный характер: в результате

выделения отличительных и общих признаков уже нескольких предметов, дети пытаются

разбить их на группы. Здесь необходима такая операция мышления как классификация.

В начальной школе необходимость классифицировать используется на большинстве

уроков, как при введении нового понятия, так и на этапе закрепления.

В процессе классификации дети осуществляют анализ предложенной ситуации,

выделяют в ней наиболее существенные компоненты, используя операции анализа и

синтеза, и производит обобщение по каждой группе предметов, входящих в класс. В

результате этого происходит классификация предметов по существенному признаку.

Как видно из вышеизложенных фактов все операции логического мышления тесно

взаимосвязаны и их полноценное формирование возможно только в комплексе. Только

взаимообусловленное их развитие способствует развитию логического мышления в

целом. Приёмы логического анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации

необходимы учащимся уже в 1 классе, без овладения ими не происходит полноценного

усвоения учебного материала.

Психолог Л.С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта в младшем

школьном возрасте. Чтобы развитие было успешным, нужна помощь со стороны учителя.

Для этого требуется знание особенностей психического развития младших школьников, а

также понимание конечных целей.

В начальной школе необходимо не только закладывать основу знаний учащихся, но

следует учить самостоятельно мыслить и творчески работать. В дальнейшем ребёнок

учится рассуждать, анализировать, устанавливать простые закономерности, делать

умозаключения в соответствии с законами логики.

Из вышеизложенного следует, что логическое мышление необходимо развивать в

раннем детстве, так как от момента рождения до 7 - 10 лет у ребёнка возникают и

формируются сложнейшие системы общих представлений об окружающем мире и

закладывается фундамент содержательно-предметного мышления.

4



В раздел образования