Автор: Ганьшина Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Мозаика"
Населённый пункт: Брянская область, Выгоничский район, с.Кокино, ул.Советская, 4а
Наименование материала: проект
Тема: "Зимний огород"
Раздел: дошкольное образование
Проект: «Зимний огород»
Тип проекта
По виду деятельности - познавательно- экспериментальный проект
По продолжительности – долгосрочный проект
По предметно-содержательной области - познавательное развитие, экология,
труд.
По количеству участников – групповой проект
Актуальность темы
Наступает зима. Огород на подоконнике- отличный способ развеять
сезонную тоску по природным цветам и теплу и обеспечить свой рацион
доступными витаминами. В повседневной жизни детей мы обратили
внимание на то ,что дети не все и не всегда с желанием выполняют
поручения или дежурят в уголке природы.
Всё это и многое другое навело нас на мысль о необходимости расширения и
обогащения знаний о культурных огородных растениях, на то, как ухаживать
за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности
человека. . Содержание проекта расширено за счёт использования
регионального компонента и вовлечения родителей в образовательный
процесс.
Цель проекта
Создание условий стимулирующих интерес к исследовательской и
экспериментальной деятельности, раскрытие творческого и
интеллектуального потенциала дошкольников с особыми образовательными
потребностями, вовлечение детей в практическую деятельность по
выращиванию культурных огородных растений Брянского края. Обобщить и
расширить знания детей о природе родного края, о том, как ухаживать за
растениями в комнатных условиях.
Задачи
1.Учить детей правильно ухаживать за растениями в комнатных условиях.
2.Дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги,
почвы, человека для роста растений.
3.Развивать познавательные способности, творческое воображение ,
мышление, коммуникативные навыки.
4.Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.
5.Воспитывать осознанно-правильное отношение к природе родного края , к
труду человека.
Проектная идея
Создать в группе детского сада зимний огород на подоконнике, получить
урожай зелени, выращенной своими руками.
Участники проекта
Дети старшей группы,
воспитатели, родители
Работа с родителями
1.Провести родительское собрание по вопросу участия в проекте.
2.Предложить родителям изготовить своими руками контейнеры, заготовить
землю, семена для посадки, палочки для рыхления, лейки, продумать
оформление для огорода.
3. Домашнее задание: вырастить зелень у себя дома на подоконнике,
составить рассказ о том ,как ухаживали за луком.
4.Коллекция семян культурных растений Брянской области.
5.Папка- передвижка «Лук от семи недуг».
Прогнозируемые результаты
Закрепление и расширение знаний о культурных растениях Брянского края.
Формирование на этой основе духовного, экологического , нравственного и
личностного отношения к действительности. Экспериментальным путём
выяснить , как из семян появляется растение, сформировать знания о росте
растений в комнатных условиях.
Для реализации проекта был разработан план :
1.Выбор актуальной темы.
2.Постановка целей и задач по выбранной теме.
3.Привлечение специалистов и родителей для реализации разделов проекта.
4.Сбор и накопление различного (методического и технического) материала.
5.Включение в план-схему занятий, игр и других видов деятельности.
6.Разработка домашних заданий.
7.Итог проекта - праздник «Весёлый огород» для детей и взрослых.
Проект рассчитан на 12 недель
Подготовительный этап (2 недели)
1.Сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, а
так же рассказов и сказок, иллюстративный материал.
2.Родительское собрание «Участие в проекте «Зимний огород на
подоконнике».
3.Подготовка контейнеров, почвы, семян, орудий труда.
4.Разработка алгоритмов ухода за растениями, изготовление табличек-
указателей с названиями растений.
5.Разбивка огорода на подоконнике.
Исследовательский этап (8 недель)
1.рассматривание семян (укропа. огурцов, томата, перца),посадка семян.
2.проведение опытов и экспериментов .
3.проведение НОД, бесед, дидактических игр.
4.Разучивание стихов, загадок, поговорок, чтение сказок об овощах.
5. Проведение коррекционно-развивающих занятий.
Заключительный этап (2 недели)
1.Подведение итогов исследовательской деятельности, анализ и обобщение
результатов.
2.оформление выставки рисунков « От семени к ростку», рассказ детей.
3.Отчёт о выполнении домашнего задания, рассказ о том, как выращивали
лук, укроп у себя на подоконнике.
4.Проведение конкурсов « Угадай название овоща», « Конкурс поварят».
5.Презентация « Зимний огород на подоконнике»
Практическая часть
Н О Д
ОО Познание :
художественное творчество
Рисование: конкурс рисунков «Овощное царство»,
«Фрукты в вазе»
Лепка: «Овощи и фрукты на тарелке».
« Угощение для крота»
Аппликация: «Винегрет»
ОБЖ: «Орудия труда огородника»
ОО Коммуникация.
. Разучивание стихов, загадок, поговорок о растениях и т.д.
ОО Социализация
Дидактические игры: «Слова, что растут в огороде».
Подвижные игры: «Вершки и корешки»
Сюжетно-ролевые игры «Овощной магазин».
ОО труд.
Участие в приготовлении салатов из овощей.
Выращивание лука, укропа у себя на подоконнике.
Экспериментальная деятельность
Вода и растения
Цель: выявить насколько вода необходима для растений
2 контейнера с проросшим луком(один поливают регулярно другой не
поливают совсем)
Солнце и растение
Цель: определить роль Солнца в жизни растений.
2 контейнера с луком (один стоит на свету на Солнце ,на подоконнике,
другой поместили в тёмный шкаф)
Земля и растения
Цель: выяснить, в какой земле растение растёт лучше 2 контейнера с луком (в
одном лук посажен в песок, в другом в землю).
Человек и растения
Цель: выявить насколько растения нуждаются в уходе человека.
2 контейнера с рассадой (один дети поливают, рыхлят, выбирают
солнечное место, другой стоит без ухода).
Тепло и растения
Цель: определить, как зависит рост растения от тепла
2контейнера с луком(один стоит в теплом месте ,а другой в холодильнике)
Ресурсы, необходимые для осуществления проекта
Материальные
1.земля_____________________________________3 мешка(150 руб.)
2.контейнер_________________________________3шт.(200 руб.)
3.лейка_____________________________________2шт.(110руб.)
4.семена____________________________________4 пакета(24руб.)
5.палочки для рыхления_______________________2шт.
Обновление материально-технической базы планируется за счёт привлечения
внебюджетных средств, родительской, спонсорской помощи.
Человеческие
Воспитатели, помощник воспитателя, родители.
Воспитанники старшей группы.
Риски
Болезнь педагога, детей, стихийные бедствия и другие непредвиденные
обстоятельства .