Напоминание

"Развитие устной речи при обучении английскому языку"


Автор: Сафина Гульфина Рамазановна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "Башкирская гимназия №122"
Населённый пункт: г.Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: Инновационный проект
Тема: "Развитие устной речи при обучении английскому языку"
Раздел: полное образование





Назад




Содержание

Введение

Актуальность

Новизна

Противоречия и проблемы

Цель

Объект

Предмет

Гипотеза

Глава 1. Теоретические аспекты развития устной речи

учащихся при обучении английскому языку

1.1. Современные требования к результатам обучения

английскому языку

1.2. Педагогические условия развития устной речи при обучении

английскому языку

1.2.1. Проектная методика обучения иностранным языкам:

история и современность

1.2.2. Синтез урочной и внеурочной деятельности

1.2.3. Возрастные особенности учащихся 9-11 классов

Глава 2. Развитие устой речи учащихся в 9-11 классах

в практике преподавания английского языка

2.1. Применение метода проекта в учебном процессе

2.2. Результаты педагогической деятельности

Заключение

Литература

3

3

4

5

6

6

6

6

6

6

8

8

12

13

14

16

16

25

27

28

2

Введение

Актуальность:

Роль

любого

языка

определяется

его

статусом

в

обществе, государстве. Язык может быть международным средством общения.

Повседневная реальность последних лет свидетельствует о возросшем статусе

иностранных языков в обществе. Сегодня ни у кого не вызывает сомнений тот

факт, что динамика общественной жизни страны и связанные с нею новые цели,

масштабы

и

направленность

преобразований

вызывают

общественную

потребность в большом количестве граждан, практически владеющих одним

или несколькими современными неродными языками. Знание языков, и прежде

всего языков международного значения, дает возможность личности получить

реальные шансы занять в обществе более престижное как в социальном, так и в

материальном отношении положение. Более того, все более осознается тот факт,

что

богатством

общества

в

условиях

современной

рыночной

экономики

и

развития

информационных

технологий

становятся

человеческие

ресурсы,

которые

выступают

в

качестве

основного

стратегического

фактора

экономического и социального процесса. В решении этой задачи важная роль

отводится к языковому образованию как фактору, превращающему человека в

развитую

личность

и

расширяющему

его

социальную

и

экономическую

свободу.

Как творчески работающий педагог, я работаю над решением задачи

развития

всесторонне

развитой

личности.

Иностранный

язык

как

учебный

предмет

является

благодатной

почвой

в

осуществлении

учебной

и

воспитательной

работы

в

комплексе:

разнообразие

тем,

затрагивающие

основные стороны жизни человека в обществе дает возможность выдвигать

перед

учениками

большое

количество

нравственных,

этических

и

других

проблем

как

непосредственно

на

уроках,

так

и

в

процессе

ведения

воспитательной работы.

Среди наиболее важных обстоятельств, свидетельствующих в пользу

востребованности иностранных языков в современной России (впрочем, и в

других странах), можно назвать:

1)

глобализацию интеграционных общественных процессов;

2)

межгосударственную интеграцию в сфере образования;

3)

доступ

к

опыту

и

знаниям

в

мире,

к

большому

информационному богатству, к качественному образованию

в стране и за рубежом;

4)

востребованность

знания

английского

языка

родительской

общественностью.

Знание

английского

языка

является

объективной

потребностью

общества, без которой он не может нормально существовать и развиваться.

Английский язык стал инструментом общения на международном уровне и

3

является

языком

бизнеса,

дипломатии,

спорта,

науки,

культуры

и

языком

программного

обеспечения,

компьютера,

литературы,

образования,

современной музыки и международного туризма. Знание английского языка

необходимо как главное и наиболее эффективное средство информационного

обмена

между

людьми

нашей

планеты.

В

связи

с

этим

актуализировалась

проблема

развития

устной

речи

при

обучении

английскому

языку,

т.е.

подготовки обучающихся в умении использовать английский язык в реальной

межкультурной коммуникации.

Новизна: В практике преподавания иностранного языка были разные

подходы к объектам обучения. В качестве основных объектов выступали либо

сама система языка, т.е. сообщение знаний об общей структуре языка, либо

речевые действия на языке (речевое поведение), развитие речевых навыков

путем подражания устному речевому образцу, его имитации и заучиванию. В

последнее время психологами и педагогами ставится вопрос о переориентации

обучению иностранному языку с речевого поведения человека на саму личность

обучающегося,

на

необходимость

учета

и

развития

его

способностей,

интересов, а также мотивов овладения иностранным языком (И.А. Зимняя).

Одной из самых трудных задач в процессе обучения иностранному языку

является обучение устной речи, так как языковой материал, которым должен

овладеть учащийся, выступает как средство обучения.

С

п о м о щ ь ю устной

речи

происходит

обмен

информацией,

устанавливается

контакт

и

взаимопонимание,

оказывается

воздействие

на

собеседника в соответствии с коммуникативным намерением говорящего.

Устная

речь

характеризуется

наличием

сложной

мыслительной

деятельности с опорой на речевой слух, память, прогнозирование и внимание.

Она может обладать различной сложностью. Начиная от выражения эффектного

состояния с помощью простого восклицания, названия предмета, ответа на

вопрос и кончая самостоятельным развернутым высказыванием. Этот переход

от слова и фразы к целому высказыванию связан с разной степенью участия

мышления и памяти.

Над проблемой развития устной речи занимались Л.С. Выготский, А.А.

Леонтьев, А.Р. Лурия, Ф. Кайнц и другие.

Успешность устного общения зависит:

1)

от наличия желания вступить в контакт, т.е. реализовать возникшее

речевое намерение, позволяющее установить взаимопонимание с

другими людьми;

2)

от

степени

владения

структурно-системными

образованиями

на

разных

уровнях

языка

и

их

умения

употреблять

их

в

соответствующих ситуациях общения;

3)

от

владения

набором

речеорганизующих

формул,

необходимых:

начинать, продолжать, завершать диалог, перехватывать инициативу,

изменять тему разговора.

4

Из перечисленных условий особый интерес вызывают ситуации, которые

способствуют возникновению мотива и потребности высказывания, помогают

выдвижению

гипотез

и

предположений,

активизируют

мыслительную

деятельность,

приближают

учебный

процесс

к

естественному

речевому

общению.

Компоненты ситуации и их назначение описаны многими авторами (Д.

Вундерлих, Е.С. Кубрякова, О.Л. Каменская).

Учебный процесс не может провести учащихся через все возможные,

реально существующие ситуации общения, поэтому умение говорения должны

формироваться

в

условиях

учебных

коммуникативных

ситуаций,

моделирующих и имитирующих реальное речевое общение.

Учебная ситуация призвана обеспечить потребности учащихся в речевом

общении.

Она

представляет

собой

совокупность

условий,

побуждающих

к

выражению

мыслей

и

использованию

при

этом

определенного

языкового

материала.

Большое значение для обучения устной речи на старших этапах имеют

систематически преднамеренно создаваемые проблемные ситуации, поскольку

проблемность содержания является, по мнению А.А. Вербицкого, характерной

чертой современной высшей и средней школы, в которых наметился переход от

имущественно-информационных

форм

к

активным

формам

с

включением

элементов проблемности и научного поиска (Вербицкий А.А., 1991 г.)

При организации учебного процесса следует стремиться к тому, чтобы

упражнения и ситуации содержали как можно больше проблемных вопросов,

позволяющих обучающимся высказать противоположные точки зрения, спорить

и убеждать. Активное участие в решении проблем повышает интерес к занятию

языком,

а

удовлетворение

от

самостоятельно

найденного

решения

является

сильным мотивирующим фактором, развивающим умственную деятельность

обучающихся.

В современной методике на смену фронтальной работе на уроке все

более

активно

приходят

социальные,

интерактивные

формы

обучения.

Выполняя

парные,

групповые

или

коллективные

задания,

обучающиеся

сосредотачивают свое внимание не на языковой форме высказывания, а на

содержание. Важна при этом цель совместной деятельности – узнать новую

информацию и зафиксировать, оценить ее, взять интервью, сообща обсудить

проблемные

задания,

сопоставить

разные

точки

зрения,

принять

участие

в

дискуссии или коммуникативной игре, сделать что-нибудь совместно (проект,

план-схему

и

т.д.).

В

процессе

выполнения

интерактивных

заданий

обучающиеся

проявляют

творчество

и

самостоятельность,

а

не

являются

пассивными исполнителями речевых действий.

Большое значение для успешности обучения говорению будет иметь

правильно организованная групповая, коллективная работа и коммуникативно-

5

ориентированное построение учебного процесса в целом. (Описание принципов

обучения см. в г.№ 2)

При

изучении

иностранного

языка

ученики

практически

не

имеют

возможности говорить на иностранном языке, т.е. пользоваться полученными

знаниями и очень часто в реальной жизни выпускники школ не умеют говорить

на иностранном языке.

Противоречия и проблемы: Таким образом,

выявляются противоречия

между

необходимостью

формировать

у

обучающихся

умения

говорить

на

иностранном языке и преобладанием в педагогической практике знаний его

ориентированного подхода.

Проблема: выявить формы и методы позволяющие преобразовать знания

учащихся в практические умения говорить, общаться.

Цель: развитие устной речи учащихся при обучении английскому языку.

Объект: образовательный процесс в Башкирской гимназии №122.

Предмет: развитие устной речи учащихся 9-11 классов при обучении

английскому языку.

Гипотеза:

Образовательный процесс в Башкирской гимназии №122

ориентированный на развитие устной речи обучающихся в 9-11 классов при

обучении английскому языку будет эффективным, если:

1.

обучающиеся вовлечены в проектную деятельность;

2.

урочная работа дополняется внеурочной деятельностью;

3.

тематика проектов исходит из возрастных особенностей.

Глава 1. Теоретические аспекты развития устной речи обучающихся при

обучении английскому языку

1.1. Современные требования к результатам обучения английскому языку

В настоящее время очень своевременно приобщать детей к мировой

культуре,

приближать

их

общеобразовательный

уровень

к

европейскому

стандарту, ведь в стране требуются высококвалифицированные специалисты во

всех

сферах

деятельности

общества,

свободно

владеющими

одним

или

несколько иностранными языками.

При

обучении

английскому

языку

во

всех

классах

на

первый

план

выдвигается задача формирования коммуникативной компетенции, т.е. обучение

общению в разнообразных социально детерминированных ситуациях.

6

По окончании школы любого типа обучающиеся должны уметь

-вести

диалог,

используя

оценочные

суждения,

в

ситуациях

официального и неофициального общения (в рамках изученной

тематики);

-беседовать о себе, своих планах; участвовать в обсуждении проблем в

связи

с

прочитанным/прослушанным

иноязычным

текстом,

соблюдая правила речевого этикета;

-рассказывать

о

своем

окружении,

рассуждать

в

рамках

изученной

тематики и проблематики;

-представлять социокультурный портрет своей страны и страны/стран

изучаемого языка;

Владение языком имеет уровневый характер, поэтому умение говорения

будет

отличаться

у

обучающихся

разных

школ

степенью

корректности,

прочностью

сформированности,

охватом

сфер,

тем

и

ситуацией

общения.

Например, по окончании базового курса обучающиеся должны осуществлять

общение в наиболее типичных повседневных ситуациях. В речи обучающихся

допускаются ошибки, не нарушающие коммуникацию.

Выпускники

школ

с

углубленным

изучением

иностранных

языков

должны владеть таким набором речевых умений, которые позволили бы им

общаться в большом количестве ситуаций. Ошибки и недостаточная беглость

могут затруднять естественное общение.

Подготовка выпускников гимназий и лингвистических лицеев должна

отличаться таким уровнем, который позволил бы им пользоваться языком с

учетом избранных профессионально ориентированных и личных интересов. Их

высказывания

должны

характеризоваться

разнообразием

языковых

средств,

включая речевые и этикетные формулы, развернутостью и обособленностью

суждений.

Обучающиеся этих школ должны уметь легко переходить в разговоре на

новую тему, используя средства с учетом ситуации общения. Недостаточная

беглость,

случайные

неточности

и

неадекватное

использование

языковых

средств

не

должны

препятствовать

естественному

речевому

общению

(Программа обучения иностранным языкам, 2002 г.).

Изучение

иностранного

языка

на

ступени

общего

образования

направлено на достижение следующих целей:

развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности

ее

составляющих

речевой,

языковой,

социокультурной,

компенсаторной, учебно-познавательной;

речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в

четырех

основных

видах

речевой

деятельности

(говорение,

аудирование, чтение, письмо);

7

языковая

компетенция

овладение

новыми

языковыми

с р ед с т ва м и

( ф о н е т и ч е с к и м и ,

о р ф о г р а ф и ч е с к и м и ,

лексическими,

грамматическими)

в

соответствии

с

темами,

сферами и ситуациями общения, отобранными для основной

школы,

освоение

знаний

о

языковых

явлениях

изучаемого

языка,

разных

способах

выражения

мысли

в

родном

и

изучаемом языке;

социокультурная

компетенция

приобщение

учащихся

к

культуре,

традициям

и

реалиям

страны,

стран

изучаемого

иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения,

отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям

учащихся основной школы на разных ее этапах (V-VIII,

VII-IX

классы); формирование умения представлять свою страну, ее

культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;

компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из

положения

в

условиях

дефицита

языковых

средств

при

получении и передаче информации;

учебно-познавательная

компетенция

дальнейшее

развитие

общих

и

специальных

учебных

умений,

ознакомление

с

д о с т у п н ы м и

у ч а щ и м с я

с п о с о б а м и

и

п р и е м а м и

самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с

использованием новых информационных технологий;

развитие и воспитание понимания у школьников важности изучения

иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться

им как средством общения, познания самореализации и социальной

адаптации;

воспитание

качеств

гражданина,

патриота,

развитие

национального самосознания, стремление к взаимопониманию между

людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям

иной культуры.

1.2. Педагогические условия развития устной речи при обучении

английскому языку

1.2.1. Проектная методика обучения иностранным языкам: история и

современность

Для того чтобы решить проблему и для достижения цели и успешного

освоения обучающимися образовательной программы по английскому языку я

применяю

метод

проектов.

Использование

метода

проектов

в

обучении

позволяет ученикам развивать устную речь и применять речевые навыки и

умения на практике.

Метод проектов возник в 1920-е гг. в сельскохозяйственных школах США в

связи развивающейся там все шире и шире идеей трудовой школы. Проектное

8

обучение

было

направлено

на

то,

чтобы

найти

способы,

пути

развития

активного самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не только

запоминать

и

воспроизводить

знания

которые

дает

школа,

но

и

уметь

их

применять

на

практике.

Общий

принцип,

таким

образом,

на

котором

базировался

метод

проектов,

заключался

в

установлении

непосредственной

связи

учебного

материала

с

жизненным

опытом

учащихся,

в

их

активной

познавательной

и

творческой

совместной

деятельности

в

практических

заданиях (проектах) при решении одной общей проблемы.

Метод проектов успешно развивался благодаря педагогическим идеям

американского

педагога

и

психолога

Дж.

Дьюи,

а

также

его

учеников

и

последователей В.Х. Килпатрика, Э.У. Коллингса. Джон Дьюи (1859 - 1952),

американский

педагог,

психолог,

философ-

идеалист,

подверг

критике

господствовавшую

тогда

в

США

школьную

систему

за

отрыв

от

жизни,

абстрактный,

схоластический

характер

всего

обучения,

основанный

на

приобретении и усвоении знаний. Дж. Дьюи предложил реформу школьного

образования,

согласно

которой

знания

должны

были

извлекаться

из

практической самодеятельности и личного опыта ребенка. Дж. Дьюи выдвигает

лозунг, который является одним из основных тезисов современного понимания

проектного обучения: «Обучение посредством деланья ». Он утверждает, что

ребенок

усваивает

материал

не

просто

слушая

или

воспринимая

органами

чувств,

а

как

результат

возникшей

у

него

потребности

в

знаниях

и

следовательно, является активным субъектом своего обучения.

В соответствии с этим был сделан вывод о том, что школьная программа

должна была создаваться ни государством, ни учителями, а детьми совместно с

учителем

в

процессе

обучения,

основы

которой

необходимо

брать

из

окружающей действительности.

В начале ХХ века Коллингс предлагал разделять проекты на следующие

типы:

1) экскурсионные (Excursion projects) – например, осмотр подсолнухов миссис

Мерфи, цель которого – узнать, почему она «сажает свои подсолнухи в задней

части двора, а не в переднем палисаднике вместе с другими цветами»

2) трудовые (Hand projects), которые «стремятся выразить различного рода

мысли в конкретной форме – смастерить кроличью ловушку, приготовить какао

для школьного завтрака и т.п.»

3) игровые (Play projects) – «праздник масленицы, пасхи, мороженного, кукол,

игра в магазин, «в сыщиков», праздники, устраиваемые с целью прославления

церковных событий, исторических героев».

4)

проекты

рассказывания

(Story

projects)-

сюда

входят

рассказы

детей

о

различных

историях,

пение

песен,

слушание

граммофонных

рассказов

с

кратким изложением содержания.

Метод проектов широко использовался в России в 30-е годы и был

незаслуженно забыт, т.к. не дал положительных результатов. Причин было

несколько: теоретическая проблема не была исследована в достаточной мере. Из

9

этого вытекало неоднозначное понимание сущности школьных проектов, их

типологии,

организационных

форм

работы.

Идея,

навязанная

сверху,

не

воспринималась учительством как нечто необходимое, разумное, важное для

образования учащихся и привлек внимание русских педагогов. Идеи проектного

обучения

возникли

в

России

практически

параллельно

с

разработками

американских

педагогов.

Большое

внимание

методу

проектов

уделяли

С.Т.

Шацкий, В. Петрова, Н.К. Крупская, профессор Б.В. Игнатьев, В.Н. Шульгин,

М.В. Крупенина. Советские педагоги считали, что критически переработанный

метод

проектов

сможет

обеспечить

развитие

творческой

инициативы

и

самостоятельности

учащихся

в

обучении

и

будет

спо собствовать

непосредственной связи между приобретением знаний и умений и применением

их для решения практических задач. В 1929-1930 г. универсализация метода

проектов и развитие комплексной системы обучения привели к составлению и

изданию комплексно-проектных программ. При таком построении учебного

процесса,

как

нередко

утверждали

многие

педагоги-практики,

учащиеся

оказывались в различных жизненных ситуациях, сталкивались с затруднениями

и преодолевали их с помощью инстинктов и привычек, а также тех знаний,

которые нужны для достижения данной цели. В настоящее время традиционные

школьные

программы

перегружены

учебной

информацией,

ч то

непосредственно приводит к заметному разрыву между теорией и практикой,

так как в этой ситуации не может быть идти речь о формировании навыка

применения. Проектное обучение при этом является более продуктивным, так

как в процессе выполнения учебного проекта знания приобретаются учащимися

в процессе использования информации при решении практических задач.

Проектирование помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и

обучении – знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном

образовании.

В

основе

метода

проектов

лежит

развитие

познавательных

навыков

учащихся,

умений

самостоятельно

конструировать

свои

зн а н и я,

ориентироваться

в

информационном

пространстве, развитие критического и

творческого мышления. Метод проектов - это из области дидактики, частных

методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод - это

дидактическая

категория.

Это

совокупность

приемов,

операций

овладения

определенной областью практического или теоретического знания, той или

иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания.

Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ

достижения

дидактической

цели

через

детальную

разработку проблемы

(технологию),

которая

должна

завершиться

вполне

реальным,

осязаемым

практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Дидакты,

педагоги обратились к этому методу

;

чтобы решать свои дидактические задачи.

В

основу

метода

проектов

положена

идея, составляющая

суть

понятия

"проект", его прагматическая направленность на результат, который можно

получить при решении той или иной практически или теоретически значимой

10

проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной

практической

деятельности.

Чтобы

добиться

такого

результата,

необходимо

научить

детей

самостоятельно

мыслить,

находить

и

решать

проблемы,

привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать

результаты

и

возможные

последствия

разных

вариантов

решения,

умения

устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность

обучающихся

- индивидуальную,

парную,

групповую,

которую

ученики

выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично

сочетается с групповым подходом к обучению (cooperative learning). Метод

проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы

предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных

методов, средств обучения, а с другой, - необходимость интегрирования знаний,

умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии,

творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что

называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное

ее

решение,

если

практическая

-

конкретный

результат,

готовый

к

использованию (на уроке, в школе, пр.). Если говорить о методе проектов как о

педагогической

технологии,

то

эта

технология

предполагает

совокупность

исследовательских,

поисковых,

проблемных

методов,

творческих

по

самой

своей сути.

Основные требования к использованию метода проектов:

- наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задач

и, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для

ее

решения

(например,

исследование

демографической

проблемы

в

разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов

земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей

на окружающую среду, пр.);

- практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых

результатов

(например,

доклад

в

соответствующие

службы

о

демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на

это

состояние,

тенденциях,

прослеживающихся

в развитии

данной

проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места

событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);

-

самостоятельная

(индивидуальная,

парная,

групповая)

деятельность

учащихся;

- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных

результатов);

-

использование

исследовательских

методов,

предусматривающих

определенную последовательность действий:

11

-определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования

(использование в

ходе

совместного

исследования

метода

"мозговой атаки", "круглого стола");

-выдвижение гипотез их решения;

-обсуждение

методов

исследования

(статистических

методов,

экспериментальных, наблюдений, пр.);

-обсуждение

способов

оформление

конечных

результатов

(презентаций,

защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.);

-сбор, систематизация и анализ полученных данных;

-подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

-выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Типология проектов

Для

типологии

проектов

предлагаются

следующие

типологические

признаки:

1.

доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая,

т в о р ч е с к а я , ролевая,

прикладная

(практико-ориентированная),

ознакомительно-ориентировочная,

пр. (исследовательский

проект,

игровой, практико-ориентированный, творческий);

2.

предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области

знания); межпредметный проект;

3.

характер

координации

проекта:

непосредственный

(жесткий,

гибкий),

скрытый

(неявный, имитирующий

участника

проекта,

характерно

для

телекоммуникационных проектов);

4.

характер

контактов

(среди

участников

одной

школы,

класса,

города,

региона, страны, разных стран мира);

5.

количество участников проекта;

6.

продолжительность проекта.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике

ведет

к

изменению

позиции

учителя.

Из

носителя

готовых

знаний

он

превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности

своих

учеников.

Изменяется

и

психологический

климат

в

классе, так

как

учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и

работу обучающихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности

учащихся,

на

приоритет

деятельности

исследовательского,

поискового,

творческого характера.

Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки

проектов,

поскольку только

таким

образом

можно

отслеживать

их

эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой

оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекта

12

(его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то

о н

с неизбежностью

включает

этапность

проведения,

причем

успех

всего

проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных

этапах.

Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:

- начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества

участников;

-

далее

учителю

необходимо

продумать

возможные

варианты

проблем,

которые

важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же

проблемы

выдвигаются

учащимися

с подачи

учителя

(наводящие

вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с

той

же

целью,

т.д.).

Здесь

уместна

"мозговая

атака"

с

последующим

коллективным обсуждением;

-

распределение

задач

по

группам,

обсуждение

возможных

методов

исследования, поиска информации, творческих решений;

- самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным

или групповым исследовательским, творческим задачам;

- промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или

на

занятиях

в научном

обществе,

в

групповой

работе

в

библиотеке,

медиатеке, пр.);

- защита проектов, оппонирование;

- коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки,

выводы.

1.2.2. Синтез урочной и внеурочной деятельности

Большое значение для успешного обучения говорению имеет дополнение

урочной работы внеурочной деятельностью. Внеурочная деятельность является

составной частью всего учебно-воспитательного процесса.

Содержание

и

методика

проведения

внеурочной

работы

должны

соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей, а также

способствовать повышению уровня владения устной речью, развитию интереса

учащихся к овладению английскому языку.

Формы

внеурочной

работы

многообразны:

в

основном

различают

массовые, групповые и индивидуальные формы работы. Это различные кружки,

спецкурсы, факультативы.

Основной и наиболее результативной формой работы по английскому

языку в 9-11 классах является кружковая работа. Для учеников мы организовали

театральный кружок. Все ученики с удовольствием выступают на сцене, любят

петь и читать стихи, артистичны и раскованы. Работу театрального кружка

стараемся организовать на добровольной основе, без давления, раздали роли

всем желающим. Наш театральный кружок мы назвали «Я и ты». Дети сами

рисуют декорации для спектаклей, делают костюмы.

13

Параллельно с работой театрального кружка мы с моими учениками

занимаемся подготовкой проектов. Проблемная ситуация создается на уроке. И

при

решении

ее

дети

находят

применение

различным

способностям.

Выполнение

проекта

во

внеурочное

время

дает

обучающимся

хорошую

возможность общения на английском языке вне класса, что является важным

моментом обучения.

Внеурочные работы применяются в тесной связи с уроком для более

глубокого и полноценного решения задач обучения.

Положительные стороны внеурочной работы:

1.

принимают участие ученики всех параллелей классов;

2.

способствуют

практическому

владению

речевой

деятельностью,

увеличивает

активный

языковой

запас

обуч ающихся ,

совершенствует произношение;

3.

расширяет общий кругозор школьников;

4.

оказывает

положительное

психологическое

воздействие

на

взаимоотношение учителя и обучающихся.

Результатами работы над проектами являются : плакаты, чертежи, планы,

сценарии (праздника, фильма), рисунки, фото, поделки, рекламные проспекты,

буклеты, туристические маршруты, меню, альбом, коллаж, стенгазета, статья

для стенгазеты, слайд – шоу, аудио-, видеозапись, вечера и другие. Учитывая

возраст, интересы, жизненный опыт учащихся, их индивидуальные способности

можно выполнить много других интересных проектов.

1.2.3. Возрастные особенности обучающихся 9-11 классов

Успешность обучения говорению зависит от индивидуально-возрастных

особенностей

учащихся

(от

наличия

у

них

мотивов

учения,

внимания

и

интереса, от умения пользоваться стратегиями устного общения, опираться на

прежний речевой опыт и т.д.).

Подростковый возраст занимает особое место среди других возрастных

этапов

становления

личности

это

критический,

переломный,

переходный

возраст, возраст перемен, возраст полового созревания. Его хронологические

границы совпадают с обучением детей 6 – 11 классов современной школы: от 11

– 12 лет до 16-18 лет.

Существует

множество

фундаментальных

исследований,

гипотез

и

теорий

подросткового

возраста.

Классические

исследования

подросткового

возраста первой трети ХХ в. находились под влиянием биологизаторских идей.

Все психологические изменения, происходящие в развитии личности подростка,

связывали, прежде всего, с процессом полового созревания.

Биологизаторское

направление

открывает

теория

С.Холла,

которого

называют отцом психологии переходного возраста, т.к. он первый предложил

концепцию,

объясняющую

стадию

подросткового

возраста.

С.Холл

назвал

14

подростковый период периодом «бури и натиска в бунтующем отрочестве», что

связано с гормональной перестройкой организма подростка и изменением его

социального статуса.

Немецкий психолог и философ Э. Шпрангер границы подросткового

возраста

определял

13-19

годами

у

девочек

и

14-21

годами

у

юношей.

Подростковый возраст, по Э. Шпрангеру, - это возраст врастания в культуру.

Главные новообразования этого возраста, по Э. Шпрангеру, - открытие «Я»,

возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности.

В.

Штерн

выделял

подростковый

возраст

как

один

из

этапов

формирования личности. В. Штерн описывает его как промежуточный между

детской игрой и серьезной ответственной деятельностью взрослого и подбирает

для него новое понятие – «серьезная игра».

Именно на завершающем этапе обучения (10-11 классы) обучающихся на

первый план выступает самостоятельное использование иностранного языка

как средства получения новой информации, обогащения словарного запаса,

расширения

лингвистических

знаний

и

применения

их

в

новых

областях

окружающей действительности. Проектная методика характеризуется высокой

коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных

мнений,

чувств,

активное

включение

в

реальную

деятельность,

принятие

личной ответственности за продвижение в обучении

Во второй половине ХХ в. возникает социологизаторское направление.

Э.

Эриксон,

считавший

подростковый

возраст

самым

важным

и

наиболее

трудным

периодом

человеческой

жизни,

подчеркивая,

что

психологическая

напряженность

зависит

не

только

от

физиологического

созревания,

личной

биографии, но и от духовной атмосферы общества, в котором человек живет.

Согласно другой известной научной концепции – концепции Ж.Пиаже, в

возрасте

с

12

лет

ребенок

освобождается

от

конкретной

привязанности

к

данным в поле воспитания объектам и начинает рассматривать мир с точки

зрения

того,

как

его

можно

изменить.

В

этом

возрасте

окончательно

формируется личность, строится программа жизни.

Отечественные

концепции

подросткового

возраста

разработаны

Л.С.

Выготским,

Д.Б.

Элькониным,

Л.И.

Божович,

Д.И.

Фельдштейном.

Л.С.

Выготский

писал,

что

в

подростковом

возрасте

имеют

место

период

разрушения

и

отмирания

старых

интересов

и

период

созревания

новой

биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы.

В этот период учебная деятельность для подростка отступает на задний план.

Центр

жизни

переносится

из

учебной

деятельности,

хотя

она

и

остается

преобладающей,

в

деятельность

общения.

В

общении

осуществляется

отношение

к

человеку

именно

как

к

человеку.

Здесь

идет

мыслимое

и

воображаемое

проигрывание

всех

самых

сложных

сторон

будущей

жизни.

Деятельность общения чрезвычайно важна для формирования личности. В этой

деятельности

формируется

самосознание.

Основное

новообразование

этого

возраста – социальное сознание, перенесенное внутрь.

15

Для этого возраста характерны выраженные в разной форме элементы

«взрослости», которые проявляются к самостоятельности, в отказе от помощи, в

неудовлетворении контролем за выполнением работы. У подростков происходят

изменения

в

развитии

памяти.

Она

приобретает

логический

характер.

В

усвоении материала развитии речевых умений все большее значение отводится

целенаправленному

наблюдению,

стремлению

находить

главное,

выделять

опорные пункты, облегчающие запоминание и воспроизведение (Лейтес Н.С.,

1971 г.).

Обучающиеся

этого

возраста

характеризуются

повышенной

общительностью, которая может положительно сказываться на организации

группового и парного общения, на проведении коммуникативных игр.

Эта

возрастная

группа

не

только

строит

картину

мира,

но

и

вырабатывает

собственное

отношение

ко

всему,

что

знает

и

видит.

В

ее

умственной

деятельности

сочетаются

склонность

к

рассуждению,

эмоциональность и впечатлительность, чувство осознания себя как личности,

принадлежащей

к

определенному

языковому

и

культурному

сообществу.

Интересы школьников этой группы приобретают более устойчивый характер.

Именно

в

этом

возрасте

окончательно

определяется

профессиональная

ориентация.

Особый

интерес

здесь

вызывают

темы:

“Взаимоотношения”,

“Увлечение”,

“Жизнь

молодежи

в

стране

и

за

рубежом”,

“Работа”,

“Современные изобретения” и другие.

Глава 2. Развитие устой речи обучающихся в 9-11 классах в практике

преподавания английского языка

2.1. Применение метода проекта в учебном процессе

Методику использования проектных работ мы применяем с 2001 года. На

мой взгляд, в методе проектов большие возможности для решения таких задач

как устранение безынициативности обучающихся на уроках, боязни говорить на

английском языке из-за ошибок в речи. Метод проектов развивает у школьников

самостоятельность, творчество, активность, так необходимые им в процессе

обучения. Использование метода проектов реально превращает учеников из

объекта в субъект учебной деятельности.

Отличительная черта проектной методики - особая форма организации.

Тематика может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной

проживания,

обучающиеся

ориентированы

на

сопоставление

и

сравнение

событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран. Проблема,

предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на

привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников

информации.

Необходимо

вовлечь

в

работу

всех

обучающихся

класса,

предложив каждому задания с учетом уровня его языковой подготовки. Главные

16

цели

введения

в

школьную

практику

метода

проектов:

показать

умения

отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе

исследовательский опыт; реализовать свой интерес к предмету исследования,

приумножить

знания

о

нем;

продемонстрировать

уровень

обученности

иностранному языку; подняться на более высокую ступень, образованности,

развития, социальной зрелости. Ориентируясь на те цели и задачи, которые

стоят перед учителем иностранного языка, и, зная запросы обучающихся в

современном мире, я применяю в своей работе данную методику. Опыт работы

в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только

на

содержание

изучаемого

материала.

Если

обучающиеся

не

вовлечены

в

активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет у них

созерцательный

интерес

к

предмету,

который

не

будет

познавательным

интересом. Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им

нужно

предложить

проблему

интересную

и

значимую.

Метод

проектов

позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному

приобретению.

Новизна

подхода

в

том,

что

школьникам

дается

возможность

самим

конструировать содержание общения, начиная с первого занятия по проекту.

Я использую этот метод в разноуровневых классах на протяжении

нескольких лет. Наиболее полно и широко он применим для классов, где общий

уровень развития обучающихся позволяет давать им и более высокий уровень

знаний. Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в

течение

нескольких

уроков.

Осуществляя

эту

работу,

школьники

могут,

например, рассказывать и писать о собственной жизни, создавать собственный

журнал, готовить макеты и т.д.

В проектной методике используется весьма плодотворная идея. Наряду с

вербальными

средствами

выражения

обучающиеся

широко

используют

и

другие средства: рисунки, коллажи, картинки, планы, карты, схемы, анкетные

таблицы,

графики

и

диаграммы.

В

фонограммах

курса

используются

звукоподражательные средства и шумовые эффекты. Таким образом, развитие

коммуникативных

навыков

надежно

подкрепляется

многообразием

средств,

передающих ту или иную информацию. В данной системе обучения широко

используется

непроизвольное

запоминание

лексических

средств

и

грамматических структур в ходе решения проблемных задач, стимулируется

развитие творческого мышления, воображения. Создаются условия для свободы

выражения мысли и осмысления воспринимаемого. Подготовить, оформить и

представить

проект

дело

гораздо

более

долгое,

чем

выполнение

традиционных

заданий.

С

помощью

проектной

методики

на

уроке

можно

достичь сразу нескольких целей - расширить словарный запас детей, закрепить

изученный

лексико-грамматический

материал,

создать

на

уроке

атмосферу

праздника и украсить кабинет иностранного языка красочными работами детей.

Многообразие

средств

выражения

смысла

выводит

детей

в

свободное

творчество.

Это

удачная

по

простоте

методическая

находка

-

ключ

к

17

построению проектных заданий, где языковой элемент представлен скупо - до

продвинутого уровня, где он играет ведущую роль. При этом, проектная работа,

обладает уникальными возможностями для действительно коммуникативного

обучения

иностранному

языку

даже

при

опоре

на

минимальные

языковой

материал.

Некоторые проекты выполняются самостоятельно дома, на некоторые из

проектных заданий затрачивается часть урока, на другие - целый урок, поэтому

в

классе

желательно

также

держать

старые

журналы,

ножницы,

клей.

Поощряется

совместная

работа

учащихся

группах,

командах).

Работа

в

коллективе

и

присутствующий

при

этом

«дух

соревнования»

значительно

повышает мотивацию учащихся, давая им возможность обмениваться идеями и

помогать друг другу.

Проект осуществляется по определенной схеме:

1. Подготовка к проекту.

Приступая к созданию учебного проекта, следует соблюдать ряд условий:

- предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный

опыт каждого ученика;

-

выбрать

тему

проекта,

сформулировать

проблему,

предложить

учащимся

идею, обсудить ее с учениками.

2. Организация участников проекта.

Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача.

Распределяя

обязанности,

учитываются

склонности

учащихся

к

логичным

рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы.

При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола,

разной успеваемости, различных социальных групп.

3. Выполнение проекта.

Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением

этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации

проекта (это могут быть рисунки, поделки, постеры, чертежи, викторины и др.).

Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи

со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу

ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».

4. Презентация проекта.

Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам,

защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны

способы выполнения и представления проекта. Так, у школьников может быть

специальная

тетрадь

только

для

проектов.

Проекты

могут

выполняться

на

отдельных листах и скрепляться вместе, образуя выставку, монтаж. Группы

могут

соревноваться

друг

с

другом.

Проектные

задания

тщательно

градуируются, с тем, чтобы учащиеся могли выполнять их на английском языке.

Поощряется вначале черновой вариант, а потом чистовик.

5. Подведение итогов проектной работы.

18

Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации

зависит от его сложности.

Начало проектной деятельности школьников обычно очень простое – то, что

имеет непосредственное значение для каждого из них, например «Любимый

писатель»,

«Путеводитель

по

стране

изучаемого

языка»,

включая,

такие

простейшие как «Генеалогическое древо» (Family Tree), («Школа будущего или

«Экскурсия

по

школе»),

«Моя

малая

Родина»

и

другие.

У

детей

должно

создастся

впечатление,

что

английский

язык

-

это

развлечение,

цвет,

деятельность, удовольствие.

Кабинет обычно превращается в мастерскую – дети приносят клей, бумагу,

цветные

карандаши,

ножницы,

особенно,

когда

мы

делаем

какие-либо

практические проекты из серии «Мы мастерим» Незаметно для себя, начинаем

говорить по-английски, склеивая, вырезая необходимые атрибуты.

В своей практике я планирую также мини-проекты, рассчитанные на один урок

или его часть:

-составление рассказов о своих любимых животных (3-й класс);

-мини-исследовательские проекты (например рейтинг любимых газет города (9

класс) и многие другие.

По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить

следующие виды проектов в области изучения иностранного языка :

Конструктивно-практические

проекты,

например,

дневник

наблюдений,

создание игры и её описание.

Игровые

ролевые

проекты,

например,

разыгрывание

фрагментов

урока

в

школе

(программы

практики

устной

речи,

грамматики,

фонетики),

драматизация пьесы (программы практики устной речи, детской литературы

страны изучаемого языка).

Информативно-исследовательские

проекты,

например,

“Изучение

региона

какой-либо страны”, “Путеводитель по стране изучаемого языка” включены в

программу по страноведению, например в 10 классе по теме “Рукотворные

чудеса мира”.

Сценарные

проекты

-

сценарий

внеклассного

мероприятия

для

школы

или

отдельного класса.

Творческие работы – свободное литературное сочинение, литературный перевод

произведения

на

родной

язык

(программы

практики

устной

речи,

детской

литературы страны изучаемого языка.

Издательские проекты – стенгазеты, материалы для стендов.

Проекты предполагают активизацию обучающихся: они должны писать,

вырезать, наклеивать, рыться в справочниках, разговаривать с другими людьми,

искать

фотографии

и

рисунки

и

даже

самостоятельно

делать

записи

на

аудиокассету. И, наконец, обучающиеся с разным уровнем языковой подготовки

могут

участвовать

в

проектной

работе

в

соответствии

со

своими

возможностями. Например, ученик, который недостаточно хорошо говорит по-

английски, может прекрасно рисовать.

19

Основной задачей образования становится актуальное исследование

окружающей жизни. Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к

проекту.

Проект,

который

исполняют

ученики,

должен

вызывать

в

них

энтузиазм,

увлекать

их,

идти

от

сердца.

Любое

действие,

выполняемое

индивидуально, в группе, при поддержке учителя или других людей, дети

должны

самостоятельно

спланировать,

выполнить,

проанализировать

и

оценить. Сообщая другим о себе и окружающем мире по-английски, учащиеся

открывают для себя ценность англ. языка как языка международного общения.

Они могут оказаться в ситуации, где им потребуется описать свою семью или

город

иностранцам,

и

проектная

работа

готовит

их

к

этому.

В

основном

большинство

проектов

выполняются

в

ходе

итоговых

уроков,

когда

по

результатам его выполнения, я оценивала усвоение учащимися определенного

учебного материала.

При оценке готового проекта следует обращать внимание не только на

правильное использование языка. Важным стимулом для развития личности

учащегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении

проекта. Сначала необходимо проверить черновик работы. Так можно указать

на ошибки, не исправляя уже готовую работу. Если есть ошибки в конечном

варианте проекта я исправляю их карандашом или записываю их на отдельном

листе бумаги, тогда учащиеся сами решают хотят ли они исправить конечный

вариант

работы.

Не

стоит

беспокоиться

об

ошибках,

оценить

грамотность

можно и в других видах деятельности.

Подготовка проекта включает разные уровни деятельности. Возможно

учащимся

потребуется

задавать

вопросы

своим

товарищам

или

искать

информацию в справочнике. Это может вызвать «рабочий» шум. Однако этого

не надо опасаться, т.к. такая активность способствует работе.

Цели и задачи проекта в обучении иностранного языка

Основной целью использования метода проектов в обучении иностранному

языку

является

возможность

в

овладении

учащимися

коммуникативной

компетенцией, т.е. практическому овладению иностранным языком.

Кроме того, проектное обучение способствует:

- повышению личной уверенности учащихся;

-

развивает

“командный

дух”,

развивает

коммуникабельность

и

умение

сотрудничать;

- обеспечивает механизм критического мышления, умение искать пути решения

проблемы;

- развивает у учащихся исследовательские умения.

Типология проектов

20

Урок,

реализованный

методом

проектов,

может

быть

как

уроком

освоения

нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения

учебных задач. Выбор метода научного познания, который будет использован в

учебном исследовании, зависит от конкретного содержания урока.

Существуют различные классификации проектов. Так, Е.С. Полат предлагает

пять основных критерий, по которым различают типы проектов:

1.

По

доминирующему

в

проекте

методу

или

виду

деятельности:

исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные, практико-

ориентированные (прикладные).

2. По признаку предметно-содержательной области:

монопроекты, межпредметные проекты.

3. По характеру контактов: внутренние или региональные, международные.

4. По количеству участников проекта: индивидуальные, парные, групповые.

5 .

П о

п р од о л ж и т е л ь н о с т и

п р о е к т а :

к р ат ко с р оч н ы е ,

с р е д н е й

продолжительности, долгосрочные.

6. По результатам: доклад, альбом, сборник, каталог, альманах; макет, схема,

план-карта; видеофильм; выставка; и др.

Саймон Хайнес выделяет следующие типы проектов:

- проекты-сообщения или исследовательские проекты (Information and Research

projects).

- проекты-интервью (Survey projects).

- проект-производство (Production projects).

-

проекты-ролевые

игры

и

драматические

представления

(Performance

and

Organisationalprojects).

К организации проектов предъявляют следующие требования:

- проект должен быть включен в процесс обучения и воспитания учащихся;

- учащиеся должны обсуждать реальные проблемы и ставить актуальные задачи,

деятельность

- учащихся должна иметь целесообразный характер;

- работа учащихся должна быть осмысленной и активной;

- учащиеся должны уметь четко формулировать свои мысли в письменном виде,

- анализировать новую информацию, участвовать в создании новых идей;

-

конечный

вид

проекта

(представленный

в

любой

форме),

должен

иметь

пояснительную

21

- записку, т. е., теоретическую часть с титульным листом, в котором указаны

название

- проекта, автор, класс, учебное заведение, руководитель и другие необходимые

сведения.

Этапы работы над проектом:

- постановка цели;

- выявление проблемы, противоречия, формулировка задач;

- обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов;

- самообразование при помощи учителя;

- продумывание хода деятельности, распределение обязанностей;

- исследование: решение отдельных задач, компоновка;

- обобщение результатов, выводы;

- анализ успехов и ошибок, коррекция.

Особенностью системы выполнения проектов является совместная творческая

работа учителя и учащегося.

Роль учителя в проектной деятельности

Проектирование

в

школе

невозможно

без

организационной

и

культурной

позиции учителя. На практике это ведет к изменению позиции учителя. Из

носителя

готовых

знаний

он

превращается

в

организатора

познавательной

деятельности своих учеников.

Творческий,

нестандартный

подход

учителя

к

проведению

уроков

ведет

к

повышению

мотивации

и

ориентирован

на

самостоятельную

деятельность

учащихся.

Роль

преподавателя

заключается

в

постоянной

консультативной

помощи.

Проектная

деятельность

позволяет

учителю

осуществлять

более

индивидуальный подход к ребенку.

Меняется и психологический климат на уроке. Из авторитетного источника

информации

преподаватель

становится

соучастником

исследовательского,

творческого

процесса,

наставником,

консультантом,

организатором

самостоятельной

деятельности

учащихся.

А

это

и

есть

подлинное

сотрудничество.

В работе над проектом учитель:

- помогает ученикам в поиске нужных источников информации;

22

- сам является источником;

- координирует весь процесс;

- поощряет учеников;

- поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников

над проектом.

Роль ученика в проектной деятельности

Проектная деятельность обучающихся — одна из важнейших составляющих

образовательного процесса. В ходе выполнения проектных заданий учащийся

оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс на

основе

методики

сотрудничества.

Он

погружен

в

процесс

выполнения

творческого

задания,

а

вместе

с

ним

и

в

процесс

получения

новых

и

закрепления

старых

знаний

по

предмету,

в

рамках

которого

и

проводится

проект.

Кроме того, ученик вместе с учителем выполняет собственный проект, решая

какую-либо

практическую,

исследовательскую

задачу.

Включаясь,

таким

образом, в реальную деятельность, он овладевает новыми знаниями.

В период выполнения проектов у школьников развиваются следующие умения:

-

общеучебные:

работа

с

учебником,

со

словарем,

справочной

литературой,

составление плана доклада, сообщения, выступления по теме и т. д.;

-

специальные:

умение

сокращать

текст

и

передавать

его

в

устной

форме,

осуществлять

тематический

подбор

лексики,

пользоваться

двуязычным

словарем, делать краткие записи по проблеме, составлять сообщения и др.;

-

собственно

коммуникативные

умения

по

видам

речевой

деятельности,

включающие речевое и неречевое поведение.

Первые проекты были не очень успешными, но мы пришли к выводу, что

это

одна

из

наиболее

удачных

форм

контроля,

стимулирующая

речемыслительную деятельность учащихся, вызывающая у них живой интерес

и здоровый азарт.

Дети

с

удовольствием

принимают

участие

в

подготовке

очередного

проекта,

т.к.

коллективная

работа

дает

возможность

найти

применение

их

индивидуальным способностям и талантам.

Группы учащихся формируются с учетом возрастных особенностей и

психологической

совместимости,

при

этом

в

каждой

группе

есть

сильный

ученик,

средний

и

слабый.

Группа

выбирает

одно

задание,

но

при

его

выполнении

происходит

распределение

ролей.

Так

же

применяем

индивидуальные

или

парные

и

групповые

формы

работы,

представленные

монологической

диалогической

речью

учащихся.

Однако

в

естественных

23

коммуникативных

ситуациях

человек

гораздо

чаще

ст алкивает ся

полилогической формой общения, чем с диалогической. Поэтому обучение

групповому взаимодействию на уроке английского языка является не только

методом

обучения

устной

речи,

а

естественным

компонентом

учебного

процесса.

Мы берем темы соответственно учебному плану и возрасту. Ребятам 9-11

классов особенно интересны темы “Современные технологии”, “Увлечение”,

“Телевидение

и

кино”,

“Мода”,

“Внешность”,

“Еда”,

“Школа”,

“Жизнь

молодежи в стране и за рубежом”, “Работа”, “ Дружба”, “Умный дом” и другие.

Один из первых проектов в 9 классе назывался «Россия и тинэйджеры».

Цель: представить наиболее полно портрет подростка своей страны (рассказать

об его жизни, учебе, увлечениях, проблемах). Работа над проектом проводилась

двумя параллельными классами.

Один класс составил юмористический фильм “Likes and dislikes of the 9

th

form students”, грамматически озвучили его, используя изученную лексику. Дети

нарисовали

рисунки,

отражающие

их

жизнь

на

уроках,

занятиях

кружков,

внеклассных

мероприятиях.

Другой

класс

занимался

над

темой

“Russian

teenagers”.

Дети

сами

сделали

рисунки,

собрали

вырезки

из

российских

журналов и газет, рассказывающие о внешнем виде современных подростков, о

модных вещах, прическах, которые предпочитает российская молодежь.

Работу над темой “Meet the Family” в одном из классов мы завершали

проектом

"My

Family

Tree",

поскольку

большинство

учащихся

предпочли

работать индивидуально, чтобы рассказать о своей семье. Экспертная группа

из

пяти человек

готовила

вопросы

к

участникам проекта.

При

подведении

итогов

члены экспертной

группы

вручили

каждому участнику

памятный

знак

с

надписью: "A Large Family", "A Sports Family", "A Music Family", "A

Talented Family", "A Famous Family", "A Funny Family", "A Clever Family", "A

Nice

Family",

прокомментировав

свое

решение.

В

другом

классе

после

прохождения той же темы мы готовили проект "A Perfect Family". Две группы

учащихся представили на обсуждение свое мнение о том, какой должна быть

идеальная семья, а экспертная группа задавала им вопросы. При подведении

итогов каждый «эксперт» высказал свое персональное мнение: что ему больше

всего понравилось в каждом из проектов и почему он отдает предпочтение

одному из них

Другой

проект

по

теме

«Еда»

назывался

"The Best Cookery Book".

Подобрав рецепты и представляя их потом в классе, каждая группа старалась

убедить «экспертов», что их поваренная книга лучшая, так как дает рецепты,

легкие

в

приготовлении,

доступные

по

цене, использующие

натуральные

продукты, полезные для здоровья т.д.

По теме “Out and About” учащиеся готовили проект “Welcome to Ufa”. В

проекте

школьники

представляли

план

города,

рассказывали

о

самых

интересных местах и предлагали самые удобные маршруты для путешествия по

городу.

24

Я

упомянула

только

часть

проектов,

наиболее

удачных.

В

действительности

их

было

значительно

больше:

маленьких

и

больших,

успешных и не очень. Обычно на подготовку проекта у нас уходит от 4 до 9

уроков

в

зависимости

от

сложности

проекта,

необходимости

работы

с

дополнительными источниками или, проведения каких-либо исследований по

теме проекта.

Подготовка и защита проекта проводятся на завершающем этапе работы

над

темой.

Это

уже

творческий

уровень,

которому

предшествует

большая,

кропотливая работа по закреплению и активизации языкового материала на

репродуктивном этапе.

Так

как

основная

и

ведущая

форма

обучения

урок

ограничен

во

времени, работу над проектами дети продолжают во внеурочное время – на

кружковых занятиях.

2.2. Результаты педагогической деятельности

Работа

при

учете

трех

условий

дает

положительные

результаты

в

обучении английскому языку.

Работая над проектами, мы пришли к выводу, что если целенаправленно

и систематически использовать их в работе при обучении английскому языку, то

эффективность

будет

высокой.

Дети

мои

стали

лучше

читать,

научились

пользоваться

словарем,

грамматическими

справочниками

и

другими

источниками. У детей расширяется кругозор, развиваются коммуникативные

навыки,

умения

вести

дискуссию.

Каждый

ребенок

учится

высказывать

и

отстаивать

свое

мнение.

Научились

работать

и

общаться

таким

образом

в

микромире, ученик переносит эту позитивную модель общения во взрослую

жизнь, что позволяет ему адаптироваться в сложных современных условиях.

Наблюдения показали:

1)

что качество обученности обучающихся по английскому языку в

этих классах растет;

2)

увеличение % обучающихся, участвующих в олимпиадах, научно-

практических конференциях разного уровня;

3)

увеличение % участия выпускников в ЕГЭ по английскому языку;

4)

результативность ЕГЭ по английскому языку (стабильно высокий %

результатов ЕГЭ по английскому языку — 70% на ''4”и “5”;

5)

повышение

интереса

обучающихся

к

процессу

обучения;

положительная динамика уровня школьной мотивации (на основе

анкетирования, опроса);

6)

стабильно высокий % удовлетворенности родителями количеством

преподавания английского языка (анкеты, опросы, беседы);

25

7)

умеют строить связанные высказывания на многие темы, передавать

содержание

книги,

фильма,

выражать

свое

отношение

к

этому

содержанию.

В

диалогической

речи

измеряем

в

умении

общаться

в

ситуациях

повседневного общения, в участии в диалогах на знакомую или интересующую

тему («Увлечение», «Семья», «Учеба», «Работа», «Путешествие»), в умении

активно поддерживать любую беседу.

Преимущества метода проектов над традиционными методами обучения

иностранному языку

В традиционной системе акцент делается на усвоение готовых знаний, а само

обучение происходит за счет эксплуатации памяти. Метод проектов:

- развивает интеллект ученика, его умение планировать и отслеживать

последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их

в практической деятельности;

- развивает творческие способности и самостоятельность;

- он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая

предполагает владение определенными умениями: анализа, синтеза,

мысленного экспериментирования, прогнозирования;

- он творческий по самой своей сути, т.к предполагает совокупность

исследовательских, поисковых, проблемных методов;

- при работе над проектом в центре внимания находится мысль, а я зык

выступает в своей прямой функции – формирования и формулирования этих

мыслей;

- он в большей степени, по сравнению со стандартными методами обучения,

знакомит школьников со страноведческой тематикой, включает учащихся в

активный диалог культур;

- позволяет обучить детей умению получать знания через свою деятельность.

С помощью метода проектов возможно обучить: выявлять и формулировать

проблемы;

проводить

их

анализ;

находить

пути

их

решения;

работать

с

информацией;

находить

необходимый

источник,

например,

данные

в

справочной

литературе

или

в

средствах

массовой

информации;

применять

полученную информацию для решения поставленных задач.

26

Заключение

1. Современные требования к учащимся таковы. По окончании школы

любого типа учащиеся должны:

1)

общаться в условиях непосредственного контакта. Т.е. понимать и

реагировать

на

устные

высказывания

партнера

том

числе

носителя изучаемого языка) в рамках сфер, тематики и ситуаций,

предусмотренных программой для школ конкретного типа;

2)

рассказывать

о

себе

и

окружающем

мире.

О

прочитанном

и

услышанном, выражая отношение к предмету высказывания или к

полученной информации.

2. Таким образом, использование проектной деятельности в обучении в

современной школе становится все более актуальной. И не случайно, ведь при

помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и

развивающие задачи, стоящие перед учителем. В процессе развития навыков

устной речи обучающихся 9-11 классов значение метода проектов огромно. Во

время

работы

над

заданием

проектная

группа

объединятся

единой

деятельностью,

группа

превращается

в

субъект

учебного

процесса.

Осуществляя работу над проектом, мы развиваем навыки устной речи, учимся

использовать

полученные

знания

на

практике.

Метод

проектов

позволяет

привлечь к работе слабых учеников наравне с сильными учениками, повысить

интерес обучаемых к английскому языку. Работа над проектами, проводимая на

уроках, и на занятиях кружков и факультативов дает хорошие результаты.

3.

Успешность

обучения

говорению

зависит

от

индивидуально-

возрастных

особенностей.

Подростковый

возраст

(9

11

классы)

характеризуется

повышенной

общительностью,

которая

положительно

сказывается на организации, на проведении коммуникативных игр. Именно на

завершающем

этапе

обучения

учащихся

на

первый

план

выступает

самостоятельное использование иностранного языка как средства получения

новой

информации,

обогащения

словарного

запаса,

расширения

лингвистических

знаний

и

применения

их

в

новых

областях

окружающей

действительности. П р о е к т н а я

м е т од и ка

х а р а к т е р и зу е т с я

в ы с о ко й

коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных

мнений,

чувств,

активное

включение

в

реальную

деятельность,

принятие

личной ответственности за продвижение в обучении

27

Литература

1.

Гальскова

Н.Д.,

Гез

Н.И.

«Теория

обучения

иностранным

языкам»,

Москва, Издательский центр «Акадения» - 2004, с.5-13, 190-223.

2.

Информационное письмо МОРФ №585, с.11-13 от 12.04.2004.

3.

Материалы республиканской научно-практической конференции 30 марта

2005

г.

«Современный

образовательный

процесс:

опыт,

проблемы

и

перспективы», Уфа, Издательство БИРО, 2005.

4.

Петерс

В.А.

«Психология

и

педагогика»,

Издательство

«Проспект»,

Москва – 2005, с.289.

5.

Пленкин

Н.А.

«Уроки

развития

речи»,

Издательство

«Просвещение»,

Москва – 1996, с.3-8.

6.

Полат

Е.С.

«Метод

проектов

на

уроках

иностранного

языка»,

Иностранные языки в школе «2, 3, 2000.

7.

Под редакцией Полат Е.С. «Новые педагогические и информационные

технологии в системе образования», Москва, 2000.

8.

Полат

Е.С.,

доктор

педагогических

наук

«Методика

проектов

в

современной

школе».

В

сборнике

«Методология

учебного

проекта»,

Москва, МИПКРО, 2000 г.

9.

Сорокоумова

Е.А.

«Возрастная

психология»

Санкт

-

Петербург,

Издательский дом «Питер» - 2006 г., с.135-159.

10.Журнал «Школьные технологии» №5, 2002 г., с.116-120; №6, 2003 г., с.100

– 109.

28

29



В раздел образования