Автор: Трубникова Вера Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад общеразвивающего вида" № 155
Населённый пункт: г Воронеж
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Цель и задачи физического воспитания"
Раздел: дошкольное образование
Цель и задачи физического воспитания .
Целью физического воспитания является воспитание здорового,
жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и
творчески развитого ребёнка.
В соответствии с возрастными, анатомо-физиологическими и
психологическими особенностями физическое воспитание решает
оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Они
направлены на формирование у ребёнка рациональных, экономных,
осознанных движений, накопление им двигательного опыта и переноса его в
повседневную жизнь.
Одна из главных задач физического воспитания – оздоровление ребёнка.
Оздоровительные задачи направлены на охрану жизни и укрепление
здоровья ребёнка. Они способствуют гармоничному психосоматическому
развитию, совершенствованию защитных функций организма посредством
закаливания, неблагоприятным воздействиям внешней среды, увеличению
работоспособности ребёнка.
Оздоровительные задачи конкретизируются с учётом индивидуальных
особенностей развития организма ребёнка и направлены на :
формирование правильной осанки,
своевременное окостенение опорно - двигательного аппарата,
формирование изгибов позвоночника,
укрепление связочно- суставного аппарата,
развитие гармоничного телосложения,
регулирование роста и массы костей,
развитие мышц лица, туловища, ног, рук, плечевого пояса, кистей, пальцев,
шеи, глаз, внутренних органов- сердце, кровеносных сосудов, дыхательных
мышц.
Оздоровление ребёнка предполагает также совершенствование
деятельности сердечно – сосудистой и дыхательной систем, развитие умения
приспосабливаться к меняющейся нагрузке и внешним условиям.
Для этого необходимо в процессе физического воспитания ребёнка
развивать у него подвижность грудной клетки, увеличивать жизненную
ёмкость лёгких, способствовать тренировке механизмов терморегуляции,
обеспечить тренированность анализатора, органов чувств.
Кроме оздоровительных задач физическое воспитание включает в себя и
образовательные задачи.
Они предполагают формирование двигательных навыков и умений,
развитие психофизических качеств ( быстрота, сила, гибкость, выносливость,
глазомер, ловкость), развитие двигательных способностей ( функции
равновесия, координации движений).
В процессе физического воспитания ребёнок : приобретает определённую
систему знаний о физических упражнениях, их структуре, оздоровительном
воздействии на организм., осознаёт свои двигательные действия, усваивает
физкультурную и пространственную терминологию, получает необходимые
знания о выполнении движений, спортивных упражнениях и играх., узнаёт
название предметов, снарядов, пособий, способы и правила пользования
ими., ребёнок познаёт своё тело, у него формируется телесная рефлексия.
В процессе физического воспитания осуществляются следующие
воспитательные задачи:
потребность в ежедневных физических упражнениях,
умение рационально использовать физические упражнения в
самостоятельной двигательной деятельности,
приобретение грации, пластичности, выразительности движений,
самостоятельность, творчество, инициативность,
самоорганизация, взаимопомощь.
Благодаря физическому воспитанию создаются благоприятные условия для
формирования положительных черт характера ( организованность,
скромность, отзывчивость,и т.д.), закладываются нравственные основы
личности ( чувство собственного достоинства, справедливости,
товарищества, взаимопомощи, ответственности за порученное дело, умение
заниматься в коллективе), осуществляется воспитание волевых качеств
( смелость, решительность, уверенность в своих силах, выдержка,
настойчивость в преодолении трудностей, самообладание), прививается
культура чувств, эстетическое отношение к физическим упражнениям.
Таким образом, физическая культура подготавливает ребёнка к жизни.
Для решения задач физического воспитания дошкольников используются
различные средства: гигиенические факторы, естественные силы природы,
физические упражнения и др. Комплексное использование всех этих
средств разносторонне воздействует на организм, способствует физическому
воспитанию детей.
Гигиенические факторы играют важную роль в физическом воспитании. Они
включают в режим дня, занятий, сна, бодрствования, питания, гигиену
одежды, обуви, уборку групповой, зала, физкультурных снарядов и пособий.
Здоровье человека невозможно без правильного, научно обоснованного
полноценного питания. От этого зависит функционирование желудочно-
кишечного тракта, энергообмен в организме. Ребёнок, получающий
нормальное питание, растёт и развивается правильно, гармонично.
Достаточно длительный, здоровый сон обеспечивает отдых и повышает
работоспособность нервной системы.
Правильное освещение, соответственно подобранная мебель
предупреждают заболевание глаз, нарушение осанки.
Соблюдение режима дня и двигательная активность приучают ребёнка к
организованности, дисциплинированности, готовности и в дальнейшем, в
школе, соблюдать режим работы и отдыха.
Гигиенические условия пребывания ребёнка в дошкольном учреждении и
дома определены медицинскими рекомендациями.
Естественные силы природы – солнце, воздух, вода - повышают
функциональные возможности и работоспособность организма. Они имеют
огромное значение в закаливании организма, тренировке механизмов
терморегуляции. Использование природных факторов в сочетании с
физическими упражнениями повышает обменные процессы,
приспособительные и защитные функции организма ребёнка.