Автор: Каратаева Алина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Росинка"
Населённый пункт: г. Ядрин, Чувашской Республики
Наименование материала: разработка урока по чувашскому языку
Тема: "Овощи"
Раздел: дошкольное образование
Тема «Овощи».
( для детей старшей группы)
Цель:
актуализация и обогащение словаря по лексической теме «Овощи».
Задачи:
повторение полученных знаний
активизировать словарь существительных по теме «Овощи»
развивать умения практического владения чувашским языком
развивать диалогическую речь
Оборудование:
предметные картинки с изображением овощей, муляжи овощей, корзинки, колпачки
с рисунками овощей.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Организационный момент:
1. Приветствие.
-Сывлёх сунатёп, ачасем!
- Сывлёх сунатпёр, Алина Юрьевна!
2. Сюрпризный момент. ( Илемпи прислала корзинку с овощами для детей)
Ознакомление с материалом занятия:
1.
Беседа.
Воспитатель:
- Ребята, давайте посмотрим что за овощи нам прислала Илемпи и вспомним их
названия на чувашском языке.
Дети вместе с воспитателем повторяют и закрепляют названия овощей из
корзины Илемпи. Произносят их громко и тихо.
- Ку м.н? (Хёяр). Вёл м.н т.сл. ? (дети вспоминают все овощи и цвета из корзины
Илемпи)
2. Физкультминутка. (Дети выполняют движения за воспитателем.)
Халь тёратпёр пахчара
М.н кёна =ук халь кунта.
Акё киш.
,
ак сухан
.
Пир.н пахча пит пуян
.
,=лесе =им.=сене пулёшар
В.сене =умран =ёлар
.
Ак =апла в.сене туртар
Унтан вара шёварар.
.
3. Игра «Собери овощи» (Воспитатель раскладывает овощи на паласе, а дети
разделившись на команды девочек и мальчиков должны собрать овощи)
-Какие
овощи
собрала
команда
мальчиков?
(Воспитатель
вытаскивает
по
одному овощу и спрашивает детей на чувашском языке: «Ку м.н?»).
-Сколько овощей собрала команда мальчиков? Давайте посчитаем. (Дети вместе
с воспитателем считают количество овощей).
4. Песня «Улми лайёх- и?» (Мелодия чувашской народной песни «Улми лайёх-
и?») (Дети одевают колпачки с овощами лука, чеснока, капусты, моркови и при
упоминании в тексте песни этих овощей выходят в центр круга и танцуют.)
Улми лайёх-и?
+е=ки лайёх
-
и? (2 раза)
Пир.нш.н пулсан =е=ки лайёх
,
Улми тата лайёхрах
. (2 раза)
Сухан. лайёх-и?
Ыхри лайёх
-
и? (2 раза)
Пир.нш.н пулсан ыхри лайёх
,
Сухан. тата лайёхрах
. (2 раза)
Киш.р. лайёх-и?
Купёсти лайёх
-
и? (2 раза)
Пир.нш.н пулсан купёсти лайёх
,
Киш.р. тата лайёхрах
. (2 раза)
Обобщение:
1.
Закрепление. Дети работают с раскрасками.
( Воспитатель на чувашском
языке называет овощ, а дети должны раскрасить его в нужный цвет.)
Воспитатель:
-
Дети
вам
понравилось
сегодняшнее
занятие?
(Ответы
детей)
Что
понравилось?
2. Поощрение. ( Дети получают небольшие наклейки.)
-