Напоминание

"Влияние дыхательной гимнастики на развитие речи детей дошкольного возраста"


Автор: Редькина Анна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ № 23
Населённый пункт: с. Шурскол, Ростовский район, Ярославская область
Наименование материала: статья
Тема: "Влияние дыхательной гимнастики на развитие речи детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 23 с. Шурскол»

«Влияние дыхательной гимнастики

на развитие речи

детей дошкольного возраста»

Подготовила: воспитатель

Редькина Анна Александровна

1 квалификационная категория

2017 год

В современной медицине понятие «здоровье» принято определять, как

базовую

ценность

и

необходимое

условие

полноценного

психического,

физического и социального развития ребёнка. Не создав фундамент здоровья

в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем. Тенденция

к

ухудшению

речи

детей

дошкольного

возраста,

снижение

уровня

коммуникативных умений и навыков (А. Г. Арушанова, О. С. Ушакова, Т.А.

Ткаченко,

Ю.

В.

Филиппова,

Л.

М.

Шипицина)

–всё

это

определяет

необходимость повышения знаний о важности коррекционно – развивающей

работы и развития речи детей.

В коррекционно – развивающей работе с детьми, имеющими речевые

нарушения

целесообразно

использовать

элементы

здоровьесберегающих

технологий, а именно дыхательную гимнастику, направленную на развитие

правильного дыхания.

Дыхание

входит

в

сложную

функциональную

речевую

систему.

Переферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно

связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем

ЦНС. Каждый из органов речи имеет свою функцию. По мнению А.Р. Лурия,

нарушение одной из них отразится на деятельности остальных органов.

Во время речи органы дыхания, продолжая выполнять свою основную

биологическую

функцию

газообмена,

осуществляют

одновременно

голосообразующую и артикуляционную функции.

Дыхание при речи, или так называемое речевое дыхание, по сравнению

с

обычным

спокойным

дыханием

имеет

существенные

отличия,

обусловленные

особыми

требованиями,

предъявляемыми

к

дыхательному

акту во время речи.

Обучение

ребёнка

проводится

по

разным

направлениям:

развитие

м ото р и к и

( о б щ е й ,

м е л ко й ,

а рт и кул я ц и о н н о й ) ,

и с п р а в л е н и е

звукопроизношения,

формирование

ритмико-мелодической

стороны

речи

совершенствование дикции. Чтобы у ребёнка выработались прочные навыки

во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование

разнообразных форм и приёмов обучения. Для быстрейшего достижения

результатов работа должна проводиться совместно с логопедом.

Формирование

правильного

речевого

дыхания,

за

исключением

выработки физиологического (диафрагмального) дыхания, осуществляется в

процессе общего речевого дыхания, параллельно с развитием артикуляции и

голоса.

Игровые

упражнения,

используемые

для

коррекции

речевого

дыхания, способствуют также развитию голоса, и наоборот, все голосовые

упражнения,

проводимые

логопедом

и

воспитателем,

способствуют

постановке правильного речевого дыхания. (Пожиленко В. А.)

Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно

производить вдох и рационально, экономно расходовать воздух на выдохе.

Работа над речевым дыханием заключается в следующем:

В выработке длительного ротового выдоха;

В

формировании

умения

экономно

расходовать

воздух

в

процессе речи с учётом его добора.

Внимание

педагога,

работающего

с

ребёнком

над

выработкой

правильного

речевого

дыхания,

должно

быть

сосредоточено

на

следующих моментах:

Во время дыхания плечи у ребёнка должны быть неподвижны;

Грудь не должна сильно подниматься при вдохе и опускаться при

выдохе;

Живот

при

вдохе

должен

подниматься,

а

при

выдохе

опускаться;

Во время выдоха не втягивать воздух носом, а делать вдох через

рот;

Вдох должен быть мягким и коротким, выдох – длительным,

спокойным и плавным;

Сделав вдох, сразу же начинать говорить, не задерживая дыхание;

Говорить только на выдохе.

Дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений.

Цель – увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм. Ребёнка

учат дышать при закрытом рте. Тренируют носовой выдох, говоря ребёнку:

«Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос». Затем тренируют ротовой

выдох,

закрывая

при

этом

ноздри

ребёнка.

Используются

упражнения

с

сопротивлением, когда взрослый кладёт руки на грудную клетку ребёнка, как

бы препятствуя вдоху в течение 1-2 секунд. Ребёнка учат задерживать вдох,

добиваясь быстрого и глубокого вдоха и замедленного продолжительного

выдоха. На начальном этапе следует чередовать вдох и выдох:

- вдох и выдох носом;

- вдох и выдох ртом;

- вдох ртом – выдох носом;

-вдох носом – выдох ртом.

При систематическом повторении этих упражнений ребёнок начинает

ощущать разницу в направлениях воздушной струи и учиться правильно её

регулировать.

Воспитанию

активного

выдоха

способствуют

также

следующие

упражнения:

1.

«Кораблики»

Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней- бумажные

кораблики, которыми могут быть просто кусочки бумаги. Ребёнок, медленно

вдыхая,

направляет

воздушную

струю

на

«кораблики»,

подгоняя

его

к

другому берегу.

2.

«Снег и ветер»

Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики – «снег» и

выкладываются на столе. Ребёнку предлагают дуть на «снег», как холодный

зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться к

противоположному краю стола.

3.

«Кто спрятался»

На предметную картинку размером с четверть альбомного листа наклеиваем с

одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромой. Получается, что

картинка

находится

под

тоненькими

полосками

гофрированной

бумаги.

Ребёнку предлагается дуть на бумажную бахрому, пока она не поднимется, и

не станет видно картинку.

4.

«Листопад»

Вырежьте

из

тонкого

листа

цветной

бумаги

жёлтого

и

красного

цветов

осенние

листья:

дубовые,

кленовые,

берёзовые

(можно

использовать

настоящие осенние листья деревьев). Предложите ребёнку устроить листопад

дома, сдувая листочки.

(Картотека игр в приложении)

Во

время

проведения

игр,

направленных

на

развитие

у

ребёнка

дыхания,

должно

учитываться

то,

что

дыхательные

упражнения

быстро

утомляют ребёнка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры

ограничиваются по времени и чередуются с другими упражнениями. Для

большей эффективности они сочетаются с приёмами: показом, пояснением,

указаниями и вопросами. В работе активно используются сказки и стихи, так

как

через

сказочные

сюжеты

и

мотивы,

ребёнок

легче

включается

в

предлагаемый вид деятельности.

Вспомогательным средством, необходимым для создания позитивного

эмоционального настроя, атмосферы творчества и фантазии является музыка.

Помощь

в

подборе

музыкального

репертуара

для

сопровождения

дыхательных игр и упражнений оказывает музыкальный руководитель. С

помощью пения (как формы дыхательной гимнастики) у детей развивается

голосовой

аппарат,

укрепляются

голосовые

связки,

улучшается

речь.

Взаимосвязь

музыки,

слова

и

движения

прекрасно

представляется

в

хороводах.

При систематических занятиях у детей формируется кинестетическое

представление о правильном направлении дыхательной струи. Правильное

дыхание

способствует

тренировке

мягкого

нёба,

образованию

звучной

плавной речи. В процессе выполнения дыхательных упражнений происходит

оптимизация функции дыхания, её оздоровление, повышается общий уровень

здоровья ребёнка, что положительным образом сказывается и на речевом

дыхании.

Дыхательные

упражнения

необходимы

при

коррекции

звукопроизношения на этапах подготовки органов артикуляции к постановке

звука и его автоматизации.

Таким

образом,

проводимая

коррекционная

работа

предполагает

дыхательные

упражнения

и

игры,

позволяющие

улучшить

работу

дыхательной функции детей. Эти игры и упражнения позволят детям более

равномерно производить вдох и выдох, улучшить силу и точность выдоха.

Приложение

Картотека игр на развитие дыхания

«Листья шелестят»

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Детям

раздаются полоски тонкой зелёной бумаги, вырезанные в виде листиков и

прикреплённые к «ветке». По сигналу: «Подул ветерок» дети плавно дуют на

листики так, чтобы они отклонились и шелестели.

«Снежинки летят»

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. На

ниточки прикрепляются вырезанные из тонкой бумаги снежинки. Детям

предлагается длительно подуть на них по сигналу: «Снежинки летят».

«Снегопад»

Цель: выработать более глубокий и более длительный выдох. Сделать из

ваты мелкие шарики – «снежинки», положить ребёнку на ладонь и

предложить «устроить снегопад» - сдувать снежинки с ладони.

«Дыхание»

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, осваивать носовое дыхание.

Ребёнок находится в положении сидя. Взрослый произносит рифмовку:

Носиком дышу свободно

Тише, громче, как угодно

Без дыханья жизни нет,

Без дыханья меркнет свет.

Дышат птицы и цветы,

Дышим он, и я, и ты. (вдохи всем телом после каждой строчки).

«Качели»

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приёмы

дыхательной гимнастики. Ребёнку, находящемуся в положении лёжа, кладут

на живот в области диафрагмы лёгкую игрушку. Взрослый произносит

рифмовку:

Качели вверх(вдох)

Качели вниз(выдох)

Крепче ты, дружок, держись.

«Бегемотик»

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приёмы

дыхательной гимнастики. Ребёнок, находящийся в положении лёжа, кладёт

ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:

Бегемотики лежали, бегемотики дышали.

То животик поднимается(вдох),

То животик опускается(выдох).

«Ныряльщики за жемчугом»

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, увеличить силу дыхательных

мышц. Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина.

Достать её сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребёнок в положении

стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с

третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает

до желания сделать выдох.

«Воздушный футбол»

Цель: выработать более глубокий вдох, сильный длительный выдох. Из

кусочков ваты скатать шарик – «мяч». Ворота – два кубика. Ребёнок дует на

«мяч», пытаясь «забить гол» - вата должна оказаться между кубиками.

«Мой воздушный шарик»

Цель: выработать более глубокий вдох, сильный длительный выдох;

активизировать мышцы губ. Дети должны надуть воздушные шары, набирая

воздух через нос и медленно выдыхая его через рот. Педагог сопровождает

действия детей стихотворным текстом:

Вариант 1.

Мой воздушный шарик, раз, два, три.

Лёгкий, как комарик, посмотри.

Носом я вдыхаю, не спешу,

За своим дыханием слежу.

Вариант 2.

Каждый день я в шарик дую.

Над дыханием колдую.

Шарик я надуть стремлюсь

И сильнее становлюсь.

«Лети пёрышко»

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация

губных мышц. Подбросьте пёрышко вверх и дуйте на него, не давая упасть

вниз. Затем предложите ребёнку подуть на него. Обратите его внимание на

то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на пёрышко снизу вверх.

«Лесная азбука»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, активизировать мышцы

губ. К детям в гости приходит персонаж Лесовик и предлагает «уроки лесной

азбуки». Дети повторяют за Лесовиком звуки и действия, «осваивают лесную

азбуку»: «У-У-У» - идёт недобрый человек, его надо прогнать (топать

ногами). «А-У-У» - путник заблудился, ему надо показать дорогу (хлопать

руками по бёдрам, будто сучья трещат). «Ы-Ы-Ы» - пришло время всем

собраться на поляне (хлопать в ладоши).

«Яблоня»

Цель: развивать слуховое внимание, умение координировать носовое и

ротовое дыхание, выполнять согласованные движения руками. Педагог

читает сказку, дети выполняют движения по тексту:

Есть сказка новая у нас интереснейший рассказ.

Про то, как яблоня росла, и каждый год весной цвела,

Всё лето яблоки висели и потихоньку дружно спели.

А это яблоня какая? Да, да, красивая, большая,

И много у неё ветвей, совсем как руки у детей.

(Дети встают в круг, тесно прижавшись друг к другу. Поднимают вверх

соединённые руки, покачивают ими.

Солнце ласково нас греет, быстро яблоки поспеют.

Вы посмотрите-ка на них, как много яблок здесь больших.

(Дети разъединяют руки, сжимают их в кулачки).

Что-то ветер разгулялся и раздулся.

(Дети покачивают руками из стороны в сторону).

Надо ветру помогать, тоже будем поддувать,

Носом воздух набираем, через ротик выпускаем.

(Дети дуют все вместе).

Сразу яблоки упали и о землю застучали,

Вдруг, откуда ни возьмись, здесь ребята собрались,

Быстро яблоки съедают, в лес обратно убегают. (Топают ногами)

Одно яблоко осталось, повисело ещё малость,

Дальше с яблони свалилось, по дорожке покатилось.

Посмотреть на белый свет, хочешь верь, а хочешь нет.

(Движение «веретено» согнутыми в локтях руками).

«Дует ветерок»

Цель: развивать фонационный выдох, слуховое и зрительное внимание,

мелкую моторику; активизировать мышцы губ. Педагог приглашает детей на

прогулку. Дети встают друг за другом и «змейкой» двигаются вперёд. По

сигналу взрослого останавливаются и выполняют движения:

Золотое солнышко по небу катается

С утра улыбается,

А улыбки лучи очень горячи

(Дети раскрывают пальцы на правой руке, изображая «солнышко» и встают в

круг).

Что было дальше? Солнышко зашло за тучку (дети сжимают пальцы левой

руки в кулак, изображая «тучку»).

Вдруг подул ветерок, а гудел он так: У-У-У

(Дети делают носом вдох и произносят на выдохе этот звук).

«Дразнилка» или «Изобрази животное»

Цель: развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе слогов.

Взрослый произносит рифмовку, а ребёнок изображает животных звуками и

движениями:

Люблю дразнить я хрюшек, барашков и лягушек

Весь день за ними я хожу и всё твержу, твержу:

Кар, кар, гав, гав, бе, бе, ме, ме, ква, ква.

«Жуки»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох. (Проводится, если

ребёнок правильно произносит звук «ж»). Ребёнок стоит, руки на поясе,

корпус поворачивает вправо-влево, произнося звук «ж». Взрослый

произносит рифмовку:

Мы жуки, мы жуки, мы живём у реки,

Мы летаем и жужжим, соблюдаем свой режим.



В раздел образования