Автор: Демянюк Олеся Михайловна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Золотой ключик" с.Покровское
Населённый пункт: с.Покровское
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Проект по созданию экологической комнаты"
Раздел: дошкольное образование
«Утверждаю»
Заведующий МБДОУ «Золотой ключик» с. Покровское
_________________ И. Ю. Холодова
«_______»_________________2017г
Приказ №______от_____________
Проект по созданию экологической комнаты в ДОУ
Цель:
- Средствами экологической комнаты осуществлять экологическое воспитание, обучение,
развитие воспитанников ДОУ;
- Формировать у детей осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в
природе.
Задачи Экологической комнаты:
- создать пространство для постоянного и активного общения детей с природой, в котором
ребенок осознает, что состояние природы зависит от действий каждого, и в немалой
степени от самого ребенка;
- познавательное воспитание ребенка, формирование у детей целостного взгляда на
природу и место человека в ней, познавательное развитие ребенка;
- формирование экологически грамотного поведения: создание условий для регулярного
ухода за животными и растениями, воспитание чувства ответственности, желания и
умения сохранить окружающий мир природы
Что такое «Экологическая комната»?
Экологическая комната – это специально оборудованное помещение внутри детского сада,
разделенное на несколько тематических зон.
Экологическая комната создает особую,
неповторимую обстановку, вызывает положительные эмоции, помогает расслабиться,
отдохнуть и в то же время делает очень привлекательной для ребят любую деятельность в
этом помещении. Она настраивается на восприятие чего-то нового, таинственного,
необычного.
В нашей экологической комнате предусмотрены следующие развивающие зоны:
Зона обучения
Зона коллекций
Зона релаксации
Зона библиотеки
Лаборатория
Расположение экологической комнаты.
Экологическая комната будет расположена на в левом крыле, первого этажа здания
детского сада , общей площадью - ___ кв.м
Экологическая комната (комната природы, комната друзей природы, экологическая
гостиная). Экологическая комната создает особую, неповторимую обстановку, вызывает положительные
эмоции, помогает расслабиться, отдохнуть и в то же время делает очень привлекательной для ребят
любую деятельность в этом помещении. Уже сам факт того, что в экологическую комнату нужно идти,
выходить за пределы своей группы, влияет на отношение ребенка к занятиям. Он настраивается на
восприятие чего-то необычного, тем более что внешний вид экологической комнаты действительно резко
отличается от всего того, что видит ребенок вокруг себя каждый день. Дома дошкольники будут делиться
о том, что делали в экологической комнате, что им там понравилось больше всего, пригласят родителей в
гости. В оптимальном варианте (в зависимости от размеров) комната будет подразделяться на ряд
функциональных зон.
Зона обучения должна быть хорошо освещена, и поэтому под нее, как правило, выделяется часть комнаты
у окон. Здесь размещаются стол для педагога и небольшие столы, сидя за которыми дети могут рисовать,
лепить, работать с дидактическими пособиями. Они могут располагаться по кругу или буквой «П», то
есть таким образом, чтобы педагог работал не «над», а вместе с детьми. Это важно для реализации
принципов педагогики сотрудничества, диалоговой формы обучения. За столами дошкольники находятся
только в том случае, если выполняют определенную практическую работу. При других видах
деятельности (например, чтение литературных произведений, работа с ящиком ощущений, игры)
дошкольники удобно располагаются на диванах, креслах, низеньких мягких стульчиках или на полу (на
ковре). Такие участки также должны быть предусмотрены при оформлении помещения.
Зона коллекций предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у
них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекционный
материал служит и в качестве наглядного материала. Коллекции располагаются в специальных шкафах
или на полках на уровне, доступном для взгляда ребенка. При сборе образцов следует учитывать
следующие аспекты:
доступность объектов для сбора. Коллекции детского сада должны включать, прежде всего,
образцы, которые могут собрать сами дошкольники и их родители, - камни, различные семена
растений, сухие листья, ветви, сухую кору деревьев, кустарников, образцы песка, глины,
различных почв, речные и морские раковины и т.п.;
разнообразие. В зоне коллекции в той или иной степени представлены (насколько это возможно)
объекты как живой, так и неживой природы;
краеведческий аспект. В коллекциях должны быть представлены природные объекты местности,
где располагается дошкольное учреждение. Это позволит воспитателю использовать в работе уже
привычные для детей объекты, на которые они смогут посмотреть с новых позиций. Местный
материал составляет основу, базовое ядро коллекций;
страноведческий аспект. Коллекции могут пополняться за счет материала, привозимого
дошкольниками и их родителями из различных регионов нашей страны и других стран, которые
они посещают во время различных путешествий, отдыха. Любой привезенный объект может
послужить прекрасным поводом для начала разговора о странах, обычаях, природе, народах
Земли, то есть способствовать формированию основ глобального мышления;
природоохранный аспект. Его реализация способствует формированию у дошкольников основ
экологического мышления. Это важно и с точки зрения биоэтики. Не нужно включать в состав
объектов коллекции бабочек, жуков, растений собранных и засушенных детьми и родителями.
Лучше начинать знакомить детей с деревьями, травами, животными непосредственно в природе, а
для закрепления материала использовать хорошие рисунки, фотографии, видеофильмы, слайды.
Не рекомендуется также покупать готовые коллекции насекомых, чучела животных. Во-первых,
ребенок должен уже с детства понимать, что спрос рождает предложение: чем больше коллекций
покупается, тем больше отлавливается животных, причем часто среди них преобладают самые
крупные, красивые, редкие виды. Это как раз пример того, что даже от конкретного действия
ребенка – желания иметь коллекцию красивых бабочек – зависит жизнь насекомых,
распространенных в далеких от него странах;
безопасность. Любой объект зоны коллекций должен быть безопасным для ребенка – как с точки
зрения различных механических повреждений (например, у камней не должно быть острых
кромок, их острые грани можно обстучать молоточком), так и с точки зрения здоровья
(используемые птичьи перья и другие объекты должны быть чистыми, не являться аллергенами и
т.п.). Камни, образцы песка, семена, соцветия растений (которые упали на землю) нужно собирать
вдали от мест, посещаемых собаками и кошками.
Зона релаксации представляет собой уголок с разнообразными комнатными растениями, аквариумами,
альпийской горкой, фонтаном. Предназначена для отдыха детей, самостоятельных игр и для выработки
навыков ухода за растениями. Не рекомендуется помещать в данной зоне животных (кроме аквариумных
рыбок), так как это отвлекает дошкольников от занятий. В релаксационной зоне могут быть размещены
фонтаны, обработанные пеньки, бревна разных размеров, служащие в качестве стульев и столов.
Зона библиотеки – уголок, в котором собраны красочные книги, энциклопедии для детей, атласы,
периодические издания (экологические журналы). В уголке не рекомендуется располагать методические
пособия для педагогов, как это иногда делается. Всю педагогическую литературу лучше размещать в
методическом кабинете. В зоне библиотеки могут находиться куклы — сказочные персонажи, которые
используются на занятиях по экологии, глобусы, детские атласы. Здесь же располагается технический
комплекс – телевизор, видеомагнитофон, магнитофон (музыкальный центр) или проигрыватель,
диапроектор, проектор для слайдов, сами слайды, видео, аудиокассеты и др.
На стенах экологической комнаты вывешиваются физико-географическая карта мира, России, региона,
картосхемы экологических тропинок, календари природы. В помещении могут выставляться различные
макеты, в том числе макет территории ДОУ, объемные календари природы. Часть экологической комнаты
может быть отведена под визит-центр экологической тропинки.
Оформление экологической комнаты должно служить примером безопасного оформления помещений,
способствовать выработке экологически грамотного поведения детей и взрослых в быту. С этих позиций
лучше всего использовать только природные материалы, по возможности исключив искусственные цветы,
экологически неблагоприятные строительные материалы (прежде всего синтетические).
Лаборатория создается для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к
исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. В то же
время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории
предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по
разной тематике). Исследования, которые дошкольники проводят в лаборатории, создают у них
положительный образ ученых, формируют уважение к научной деятельности и доверие к науке. Можно
выделить несколько видов лабораторий: лаборатория в отдельном помещении, в экологической комнате, в
группе (мини-лаборатория), лаборатория на территории детского сада.
Оформление лаборатории. Желательно, чтобы в лаборатории были краны с водой и раковины. Это
позволит детям мыть руки сразу после занятий, а педагогам – быстро приводить в порядок столы,
оборудование. На дверях лаборатории вывешивается табличка с названием и эмблемой. Эмблему и
название лаборатории дети могут придумать вместе с воспитателями. Оформление лаборатории не
требует больших дополнительных затрат. В зависимости от размера помещения в лаборатории могут быть
либо только небольшие столики, либо столики со стульчиками. Здесь же размещаются стеллажи (полки)
для оборудования и материалов. На подоконниках можно поставить ящики с растениями для наблюдений.
Искусственных растений при оформлении лаборатории следует избегать. На стенах можно повесить
портреты известных ученых.
Оборудование. Бросовые, в частности упаковочные, материалы разного размера и формы для проведения
опытов: стаканчики разной степени прозрачности из-под йогуртов, сметаны и других молочных
продуктов, мороженого, коробки из-под тортов и т.п., пластмассовые ложки для сыпучих материалов,
палочки, трубочки для коктейля (новые), бумага для фильтрования (типа промокательной или салфетки).
К подбору оборудования хорошо привлечь детей и родителей. В этом случае сам процесс оформления
лаборатории будет иметь воспитательное значение (реализация лозунга «Отходы – в доходы!»). Для
демонстраций отдельных опытов педагогом подойдут прозрачные пластмассовые банки для круп.
Обязательно нужны лупы. В качестве дополнительного оборудования можно приобрести микроскопы,
барометр, термометры, песочные часы, бинокль, комплекты для игр с водой. Важно помнить, что
микроскоп не должен быть слишком сложным в использовании, лучше всего подходят специальные
детские микроскопы, к которым обычно прилагаются и различные препараты для исследований. Чем
дороже микроскоп, тем сложнее приготовить для него препараты. Достаточно иметь пять микроскопов на
подгруппу. Комплект оборудования для конкретного занятия готовится на каждого ребенка воспитателем
заранее и размещается на индивидуальном небольшом подносе или клеенке.
Материалы для работы. В лаборатории удобно хранить природные материалы, предназначенные для
проведения разных исследований: песок, глину, камни, семена растений (не образцы коллекций, а именно
массовый материал для организации занятий).
Особенность проведения занятий в лаборатории. Как уже указывалось, приходя в лабораторию, дети
становятся «учеными» и изучают различные природные объекты, явления. Во время проведения опытов
они надевают белые халаты и получают опознавательные значки, которые прикрепляются на груди. На
таком значке, сделанном из бумажного прямоугольника или круга, пишутся фамилия и имя ребенка,
например: «Ученый Степанов Миша». Можно разработать соответствующие значки для разных типов
исследований: «Исследователи воды» (капелька воды), «Исследователи воздуха» (воздушный шарик).
№
Сроки
выполнения
Зона в
экологической
комнате
Наполняемость
зоны
Ответственны
е
1.
апрель
Зона обучения
столики для детей,
детская мягкая мебель
Заведующий
2.
май
Зона коллекций
камни, различные
семена растений,
сухие листья, ветви,
сухую кору деревьев,
кустарников, образцы
песка, глины,
различных почв,
речные и морские
раковины и т.п
Воспитатели,
родители
воспитанников,
воспитанники,
творческая
группа
3.
Апрель-май
Зона релаксации
разнообразные
комнатные растения,
аквариумы,
альпийской горкой,
фонтан,
обработанные
пеньки, бревна
разных размеров,
служащие в качестве
стульев и столов.
Воспитатели,
родители
воспитанников,
творческая
группа
4.
Апрель
Зона библиотеки
Макеты природных
зон (пустыня, лес,
Арктика, степь,
вулкан, сельское
подворье), красочные
книги, энциклопедии
для детей, атласы,
периодические
издания
(экологические
журналы) глобусы,
детские атласы. Здесь
же располагается
технический
комплекс –
Воспитатели,
родители
воспитанников,
творческая
группа
телевизор,
видеомагнитофон,
магнитофон
(музыкальный центр)
или
проигрыватель,видео
, аудиокассеты,
физико-
географическая карта
мира (на стенах),
России, Ростовской
области, картосхема
экологической
тропинки, календарь
природы.
5.
Май
Лаборатория
Эмблема и название
лаборатории.
Бросовые, в
частности
упаковочные,
материалы разного
размера и формы для
проведения опытов:
стаканчики разной
степени
прозрачности из-под
йогуртов, сметаны и
других молочных
продуктов,
мороженого, коробки
из-под тортов и т.п.,
пластмассовые ложки
для сыпучих
материалов, палочки,
трубочки для
коктейля (новые),
бумага для
фильтрования (типа
промокательной или
салфетки).
микроскопы,
барометр,
термометры,
песочные часы,
бинокль, комплекты
для игр с водой, лупа,
белые халаты.
Воспитатели,
родители
воспитанников,
творческая
группа
Этапы работы творческой группы по реализации проекта
«Создание экологической комнаты в ДОУ»
1-ый этап: разработать план работы по проекту (март)
2-ой этап: сбор материалов и оборудования для экологической комнаты (апрель, май)
3-ий этап: оформление зон (май)
4-ый этап: Подведение итогов (май)
Приложение IV. Список рекомендуемых растений.
Аспидистра, бальзамин, фуксия, бегония (вечноцветущая) герань зональная, фикус, гибискус,
аспарагус перистый, аспарагус , герань (душистая, крупноцветковая), примула, толстянка, алоэ,
бегония (лотосовидная, крапчатая, королевская), адиантум, колеус, колумнея, маранта, плющ
(обыкновенный и восковой), нефролепис, плектрантус, традесканция, сансевиера, сеткреазия, фикус
(мелколистный), эониум, фиалка узамбарская, драцена, кринум, камнеломка, хлорофитум, каланхоэ и
др.
Приложение V: Рекомендации по содержанию сезонных животных уголка природы:
Весной с пробуждением насекомых в живом уголке устраивают инсектарии, куда помещают бабочек,
гусениц, жуков.
Инсектарий - это искусственное жилище для насекомых, сделанное в банке или в старом аквариуме,
который закрывают металлической сеткой или марлей. Дно покрывают слоем песка, смешанного с
землей; из грунта выкапывают кустики травы, цветущего клевера или других некрупных растений;
можно также поставить банку с букетиком сорванных луговых цветов. По мере надобности растения
в инсектарии опрыскивают водой или заменяют новыми. Бабочек недлительное время можно
содержать в просторных банках-садках, куда кладут ветки с зелеными листьями. Сверху банку также
закрывают марлей.
Для водных обитателей (улитка, жук-водолюб, жук-плавунец и др.) устраивают аквариумы. Для этого
пригодны даже небольшие стеклянные банки. На дно помещают чистый песок слоем в 2-3 см,
сажают водные растения (роголистник, элодею, валиснерию). Воды наливают не более чем на 2/3
банки: иначе улитки могут выползти, а жуки улететь.
Жуков - плавунца, водолюба - обязательно помешают в отдельные банки, так как эти хищники
нападают на других обитателей аквариума. Сосуды целесообразно закрыть марлей.
Для содержания тритона используют аквариум или широкую стеклянную банку, но из воды должны
выступать камни или широкие палки, на которых тритон будет сидеть, вылезая из воды.
Устройство террариума заключается в следующем. Дно старого аквариума покрывают слоем
влажного песка (4-6 см), в который сажают небольшой кустик травы, мох, лесные растения
(папоротник, черника и др.); хорошо приживается ципирус. Для лягушек и жаб устраивают
небольшой водоем (в песок вкапывается мисочка с водой). Для содержания ящерицы в террариуме
создаются другие условия: она любит тепло, сухие теплые камешки, укромные уголки. Поэтому дно
аквариума покрывают песком, на котором располагают разной величины камешки, веточки, сажают
мох. В поилке должна все время стоять чистая свежая вода. Из цветочного горшка, маленькой
баночки сооружают подобие пещерки.