Автор: Шишмагаева Римма Магсумовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МОУ ДО "Школа искусств им. С. Сайдашева" Высокогорского муниципального района РТ
Населённый пункт: город Казань,Республика Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: "Музыка в жизни ребёнка"
Раздел: дополнительное образование
Музыка в жизни ребёнка
Методическая работа преподавателя высшей
квалификационной категории Р.М.Шишмагаева
На
современном
этапе
чрезвычайно
остро
стоит
проблема
развития
духовной
культуры общества и в связи с этим совершенно очевидна необходимость обращения
школы
к
искусству
как
одному
из
важнейших
средств
раскрытия
духовного
потенциала личности, стимулирования его развития.
Музыка в семье искусств занимает особое место благодаря ее непосредственному
комплексному
воздействию
на
человека.
Многовековой
опыт
и
специальные
исследования показали, что музыка влияет и на психику, и на физиологию человека,
что она может оказывать успокаивающее и возбуждающее воздействие, вызывать
положительные и отрицательные эмоции. Именно поэтому при всем разнообразии
направлений работы современной школы с большей настойчивостью утверждается
тезис о важности музыкального воспитания всех детей без исключения, о его значении
для
развития
общих
психических
свойств
(мышления,
воображения,
внимания,
памяти, воли), для воспитания эмоциональной отзывчивости, душевной чуткости,
нравственно-эстетических
потребностей,
идеалов,
то
есть
для
формирования
гармонично развитой и творческой личности.
Меняются времена, политические обстановки, «социальные заказы общества» -
изменяемо все. И мы - педагоги должны идти «в ногу со временем», отбросив
устаревшие взгляды и убеждения. Нужно найти уверенность в себе, избавиться от
вчерашнего и дать жизнь новому. Современному обществу нужны не манипулянты, а
новое
поколение
самореализующихся
людей,
способных
принимать
собственные
решения, быть независимыми. Попытки найти новые подходы к привычным видам
деятельности, освоение новых алгоритмов приводит к выводу, что: «Музыка - это не
только
предмет,
песня,
звуки,
рождающиеся
от
игры
музыканта,
под
пером
композитора,
но
и
средство
познания
мира,
это
способ
выражения
отношения
к
окружающей действительности, это язык человечества,
искусственно
созданный
им,
который
возник,
развивается,
движется
вперед
и
погибнет с ним».
Сегодня следует по-иному взглянуть на предмет: если раньше мы манипулировали
детьми, заставляя их петь в хоре, работать на уроках музыки так, как хотели бы сами,
исполнять
тот
репертуар,
который
подбирали
сами,
то
сейчас
пусть
активность
исходит от ребенка, мы лишь можем дать совет, предоставить право выбора, помочь
включиться
в
деятельность,
помочь
внутренней
мотивации
перевоплотиться
в
устойчивые связи, в новые знания, предоставить ребятам возможность пережить,
прочувствовать,
связать
свое
органическое
и
духовное,
найти
и
увидеть
«свой
музыкальный и художественный образ».
Одним
из
основных
направлений
модернизации
общего
образования
является
«деятельностный характер образования, направленность содержания образования на
формирование общих учебных умений и навыков, обобщённых способов учебной,
познавательной,
коммуникативной,
практической,
творческой
деятельности,
на
получение
учащимися
опыта
этой
деятельности».
Действительно,
вопросы
и
проблемы, которые необходимо решать молодому поколению в связи с развитием и
использованием новых технологий наступившего века, требуют творческого подхода.
Как же помочь ребёнку развить в себе способность творчески мыслить, которая будет
так необходима ему в дальнейшей, взрослой жизни?
«Ребёнок
—
объект
воспитания»
—
достаточно
распространённая
позиция
в
педагогике. Нельзя забывать о том, что ребёнок творит себя сам. А мы, педагоги, лишь
призваны умело направить его.
В начале своего жизненного пути ребёнок подражает всему, что происходит вокруг
него, но при этом он остаётся самим собой. А подражание — это и есть начало любого
творчества, в котором присутствует и собственное видение, и восприятие окружающих
вещей.
Придя в школу, ребёнок впервые начинает самостоятельно учиться, творчески
мыслить. Пусть он ошибается и думает не как все, но это его
решение, его собственный путь. Главное — поддержать это желание и интерес к
самостоятельному поиску. Существует несколько правил, которых должен
придерживаться учитель: -Не сковывать, а освобождать; -Не сдерживать, а
поддерживать; -Не сгибать, а распрямлять.
Процесс
развития
ребёнка,
становление
его
как
творческой
личности
—
это
таинство, в которое учитель должен вмешиваться очень осторожно. Мы заблуждаемся,
когда
пытаемся
дать
ученикам
готовые
пути
решения,
возникающих
в
учебной
деятельности
проблем,
считая
при
этом,
что
так
мы
ускорим
процесс
развития
ребёнка. Еще Эммануил Кант говорил: «Не мыслям надо учить, а учить мыслить».
У
каждого
человека
процесс
развития
креативности
очень
индивидуален.
Профессионализм учителя заключается в создании благоприятных условий на уроке
для успешного развития творческого мышления и творческих способностей.
Что
такое
—
творческие
способности?
Это
способности,
которые
позволяют
ученику самостоятельно создавать что-то новое и оригинальное. Д.Б. Богоявленская
считает,
что
«творческие
способности
проявляются
в
умении
продолжать
мыслительную деятельность за пределами требуемого, за пределами решения задачи,
которая ставится перед человеком».
Одним
из
компонентов
музыкальной
культуры,
поэтапным
формированием
и
развитием
которой
занимается
учитель
музыки
в
школе,
являются
музыкально-
творческие способности. Благодатной почвой для их развития служит начальный этап
обучения в школе.
Основным видом деятельности, как утверждают психологи, в младшем школьном
возрасте является учебная деятельность. Но не теряет своей привлекательности и
актуальности
деятельность
игровая,
которая
помогает
легко
усваивать
новый
материал,
обобщать
пройденный.
Поэтому
использование
игры
на
уроках
для
развития творческих способностей
является необходимостью.
Для
развития
музыкально-творческих
способностей
на
уроках
музыки
используются различные формы игровой деятельности. Это различные двигательные,
ритмические
и
вокальные
импровизации,
сочинение
музыкальных
фраз
и
предложений,
игры
на
определение
ладовой
окраски
прозвучавшей
музыкальной
пьесы, различные музыкальные драматизации.
Развивая творческие способности в младшем и среднем подростковом возрасте,
особое
внимание
важно
уделять
развитию
мышления
ученика,
его
способности
владеть приёмами поисковой и творческой деятельности.
Современных подростков не устраивает роль пассивных слушателей на уроке. Они
ждут
необычных
форм
знакомства
с
новым
материалом,
в
которых
могли
бы
воплотиться
их
активность,
деятельный
характер
мышления,
тяга
к
самостоятельности. Поэтому необходимо использование нестандартных форм уроков:
урок-дискуссия, урок-путешествие, урок- встреча, урок-концерт, урок-музыкальная
викторина,
урок-защита,
урок-
музыкальный
лекторий,
урок-конкурс,
а
также
различных творческих заданий, направленных на развитие творческого мышления и
творческих способностей:
-Подготовка рефератов по творчеству татарских композиторов, певцов,
артистов;
-Сообщения интересных фактов из жизни и творчества отечественных и
зарубежных композиторов;
-Выпуск стенгазет по теме: «Из истории народных музыкальных
инструментов»;
Подборка материалов к школьному стенду «В мире искусства»;
-Сочинение стихов и песен к школьным праздникам;
-Проектная деятельность на заданную тему.
Подростковый и юношеский возраст также интересный и
благоприятный для развития творческих способностей.
Развивая
музыкально-творческие
способности
в
учащихся,
учитель
музыки
полноправно
участвует
в
процессе
становления
творческой
личности.
Ещё
Пётр
Фёдорович
Каптерев
говорил,
что
«...эстетическая
сторона
может
оказать
весьма
чувствительное
влияние
на
всю
жизнь
человека,
побуждая
к
соответственным
физическим и умственным упражнениям, направляя внимание на заботы о личном
развитии
и
усовершенствовании
и
прекращая
на
известное
время
всякие
споры,
вражду, неприязненные отношения».
Таким
образом,
роль
учителя
музыки
в
развитии
современного
творчески
мыслящего
человека
велика
и
должна
по
достоинству
оцениваться
с
позиции
полезности в эпоху использования новых технологий и творческого решения проблем,
связанных с их использованием.