Автор: Четина Лилия Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №19 "Родничок"
Населённый пункт: г.Кудымкар, ул. Лихачёва,46
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через использование бросового материала.
Раздел: дошкольное образование
Четина Лилия Павловна
воспитатель
МБДОУ№19 «Родничок»
Воспитание экологической культуры детей дошкольного
возраста через использование бросового материала.
В настоящее время всё чаще приходится видеть на улицах нашего
города мусор разного рода : пластмассовые бутылки; обёртки от шоколада,
конфет; пакеты и.т.д. Всё это засоряет экологию. Это зависит напрямую от
воспитания и культуры человека.
Но происходит это только при одном
условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают
экологической культурой. Это ближайшее окружение наших воспитанников:
дом и детский сад, там они и приобретают первые навыки в этой области. .
Поэтому на сегодняшний день-это проблема .
Сегодня в дошкольном образовании экологическая составляющая должна
занимать одно из первостепенных мест. Именно экологическое воспитание
формирует подлинно человеческое отношение к природе, учит наших
воспитанников жить в гармонии с природой, не вступая в противоречия.
Для решения данной проблемы ,я решила воспитывать экологическую
культуру детей через использование бросового материала .Конструирование
из бросового материла- это отличный способ показать детям, как можно из
использованных вещей создать что-то новое и интересное. Как не
выбрасывая, не засоряя природу пластиковыми бутылками, коробками из под
сока, пробками и прочими вещами, можно самостоятельно создать игрушку
или полезную для дома вещь.
.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные
впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни,
т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания,
закладываются начальные элементы экологической культуры.
Процесс
воспитания экологической культуры включает в себя разные виды
совместной деятельности детей и взрослого, их частую смену и различные
формы совмещения с игрой и творчеством. Воспитатель является носителем
экологической культуры. Он знакомит детей со способами общения с
природой, формирует умения наблюдать окружающий мир природы и вещей,
устанавливать элементарные связи и зависимости, учит испытывать радость
от осознанного взаимодействия с живыми существами, которые находятся
рядом. Воспитывает потребность в созидании, творчестве.
На занятиях детям даю общее представление о ненужных вещах, коробках,
катушках, пластиковых бутылках и обо всём превратившимся в отходы, как
«бросовый» материал, который может быть использован в конструировании,
знания об инструментах, безопасного обращения с ним простейших способах
утилизации отходов, доступные старшим дошкольникам.
В своей практике я постоянно использую конструирование из бросового
материала.
Немного фантазии, креативного подхода, композиционного
решения и с его помощью можно создавать поистине шедевральные изделия.
Немаловажный аспект применения бросового материала заключается в том,
что создавая различные изделия, мы даём ему вторую жизнь бросовому, тем
самым сохраняя экологию, пусть даже в меньшей степени. Кроме того,
изделия, созданные из него, радуют глаз окружающих, задают праздничное
настроение. Оно позволяет не только интегрировать образовательные области
в контексте ФГОС (социально-коммуникативное, познавательное, речевое,
художественно-эстетическое, физическое развитие), но и решать целый
комплекс задач:
. Развивать воображение детей, умение вглядываться в
окружающий мир, видеть в бросовых вещах интересные образы, которые
можно совершенствовать путём составления, соединения различных частей –
ручек, горлышек, донышек, пробок и пр., используя разнообразные
материалы: картон, бумага, пластик.
.
Учить осваивать способы работы
различными инструментами, планировать свою деятельность как в
индивидуальном, так и в коллективном творчестве. Воспитывать трудолюбие,
аккуратность, желание доводить начатое дело до конца. Воспитывать
бережное отношение к природе и т.д.
Использование «бытового мусора»
приучает ребёнка к бережливости, он никогда не сломает игрушку сделанную
своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старание, а в
дальнейшем станет уважать и труд других людей.
Воспитательный потенциал творческой деятельности с «бросовым»
материалом в аспекте приобщения к экологической и экономической культуре
реализую не только на занятиях, но и в повседневной досуговой
деятельности. Весь программный материал реализую в виде тематических
проектов: «Игрушки для дома и улицы», «Подарки взрослым», «Город -
вчера, сегодня, завтра». «Космос», «Зоопарк», «Автомобили», «Новогодние
сувениры» В группе организована Мини-мастерская, где находится контейнер
с «бросовым» материалом, инструменты для изготовления поделок, схемы,
чертежи, технологические карты, образцы поделок, дидактические пособия и
др.
Я считаю, что технологию изготовления изделий из бросового материала
можно приравнять к декоративно-прикладному творчеству; так как в
процессе работы дети знакомятся с правилами построения композиции,
цветовым решением, применяют дизайнерские навыки, у них развивается
эстетический вкус, чувство ритма, стиля и гармонии. Доступность, яркость,
простота в применении бросового материала дает неограниченные
возможности детям, для творческого самовыражения, самореализации,
самоутверждения.
В результате моей работы мне удалось воспитать у детей практичность,
приучить их беречь и ценить каждую вещь и применять всё к делу,
сформировать гуманное и ответственное отношение к природе.
В процессе
работы с этими материалами у детей развиваются чувства цвета, ритма,
тренируются мышцы кистей рук, глазомер, сенсомоторика, воспитываются
усидчивость, наблюдательность, культура труда и эстетическое восприятие
мира, формируются понятия о красоте вещей, созданных своими руками,
знание природных качеств материала, любовь и бережное отношение к
природе.
Каждый человек может многое сделать для сохранения чистоты и
экологической обстановки окружающей среды. И нужно для этого всего лишь
желание, немного фантазии, минимум инструментов, и получаются
замечательные вещи из уже, казалось, ненужных предметов. Помните,
помогая природе, Вы помогаете себе!
Литература:
1.В. А. Зебзеева «Развитие элементарных естественно-научных
представлений и экологической культуры детей»2009
2.С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском
саду»2001
3.Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО2012
4.Е.В.Полозова «Развивающие тренажёры из бросового материала»2011
5.Г.И.Давыдова «Поделки из бросового материала»2012