Напоминание

Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через использование бросового материала.


Автор: Четина Лилия Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №19 "Родничок"
Населённый пункт: г.Кудымкар, ул. Лихачёва,46
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через использование бросового материала.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Четина Лилия Павловна

воспитатель

МБДОУ№19 «Родничок»

Воспитание экологической культуры детей дошкольного

возраста через использование бросового материала.

В настоящее время всё чаще приходится видеть на улицах нашего

города мусор разного рода : пластмассовые бутылки; обёртки от шоколада,

конфет; пакеты и.т.д. Всё это засоряет экологию. Это зависит напрямую от

воспитания и культуры человека.

Но происходит это только при одном

условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают

экологической культурой. Это ближайшее окружение наших воспитанников:

дом и детский сад, там они и приобретают первые навыки в этой области. .

Поэтому на сегодняшний день-это проблема .

Сегодня в дошкольном образовании экологическая составляющая должна

занимать одно из первостепенных мест. Именно экологическое воспитание

формирует подлинно человеческое отношение к природе, учит наших

воспитанников жить в гармонии с природой, не вступая в противоречия.

Для решения данной проблемы ,я решила воспитывать экологическую

культуру детей через использование бросового материала .Конструирование

из бросового материла- это отличный способ показать детям, как можно из

использованных вещей создать что-то новое и интересное. Как не

выбрасывая, не засоряя природу пластиковыми бутылками, коробками из под

сока, пробками и прочими вещами, можно самостоятельно создать игрушку

или полезную для дома вещь.

.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные

впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни,

т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания,

закладываются начальные элементы экологической культуры.

Процесс

воспитания экологической культуры включает в себя разные виды

совместной деятельности детей и взрослого, их частую смену и различные

формы совмещения с игрой и творчеством. Воспитатель является носителем

экологической культуры. Он знакомит детей со способами общения с

природой, формирует умения наблюдать окружающий мир природы и вещей,

устанавливать элементарные связи и зависимости, учит испытывать радость

от осознанного взаимодействия с живыми существами, которые находятся

рядом. Воспитывает потребность в созидании, творчестве.

На занятиях детям даю общее представление о ненужных вещах, коробках,

катушках, пластиковых бутылках и обо всём превратившимся в отходы, как

«бросовый» материал, который может быть использован в конструировании,

знания об инструментах, безопасного обращения с ним простейших способах

утилизации отходов, доступные старшим дошкольникам.

В своей практике я постоянно использую конструирование из бросового

материала.

Немного фантазии, креативного подхода, композиционного

решения и с его помощью можно создавать поистине шедевральные изделия.

Немаловажный аспект применения бросового материала заключается в том,

что создавая различные изделия, мы даём ему вторую жизнь бросовому, тем

самым сохраняя экологию, пусть даже в меньшей степени. Кроме того,

изделия, созданные из него, радуют глаз окружающих, задают праздничное

настроение. Оно позволяет не только интегрировать образовательные области

в контексте ФГОС (социально-коммуникативное, познавательное, речевое,

художественно-эстетическое, физическое развитие), но и решать целый

комплекс задач:

. Развивать воображение детей, умение вглядываться в

окружающий мир, видеть в бросовых вещах интересные образы, которые

можно совершенствовать путём составления, соединения различных частей –

ручек, горлышек, донышек, пробок и пр., используя разнообразные

материалы: картон, бумага, пластик.

.

Учить осваивать способы работы

различными инструментами, планировать свою деятельность как в

индивидуальном, так и в коллективном творчестве. Воспитывать трудолюбие,

аккуратность, желание доводить начатое дело до конца. Воспитывать

бережное отношение к природе и т.д.

Использование «бытового мусора»

приучает ребёнка к бережливости, он никогда не сломает игрушку сделанную

своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старание, а в

дальнейшем станет уважать и труд других людей.

Воспитательный потенциал творческой деятельности с «бросовым»

материалом в аспекте приобщения к экологической и экономической культуре

реализую не только на занятиях, но и в повседневной досуговой

деятельности. Весь программный материал реализую в виде тематических

проектов: «Игрушки для дома и улицы», «Подарки взрослым», «Город -

вчера, сегодня, завтра». «Космос», «Зоопарк», «Автомобили», «Новогодние

сувениры» В группе организована Мини-мастерская, где находится контейнер

с «бросовым» материалом, инструменты для изготовления поделок, схемы,

чертежи, технологические карты, образцы поделок, дидактические пособия и

др.

Я считаю, что технологию изготовления изделий из бросового материала

можно приравнять к декоративно-прикладному творчеству; так как в

процессе работы дети знакомятся с правилами построения композиции,

цветовым решением, применяют дизайнерские навыки, у них развивается

эстетический вкус, чувство ритма, стиля и гармонии. Доступность, яркость,

простота в применении бросового материала дает неограниченные

возможности детям, для творческого самовыражения, самореализации,

самоутверждения.

В результате моей работы мне удалось воспитать у детей практичность,

приучить их беречь и ценить каждую вещь и применять всё к делу,

сформировать гуманное и ответственное отношение к природе.

В процессе

работы с этими материалами у детей развиваются чувства цвета, ритма,

тренируются мышцы кистей рук, глазомер, сенсомоторика, воспитываются

усидчивость, наблюдательность, культура труда и эстетическое восприятие

мира, формируются понятия о красоте вещей, созданных своими руками,

знание природных качеств материала, любовь и бережное отношение к

природе.

Каждый человек может многое сделать для сохранения чистоты и

экологической обстановки окружающей среды. И нужно для этого всего лишь

желание, немного фантазии, минимум инструментов, и получаются

замечательные вещи из уже, казалось, ненужных предметов. Помните,

помогая природе, Вы помогаете себе!

Литература:

1.В. А. Зебзеева «Развитие элементарных естественно-научных

представлений и экологической культуры детей»2009

2.С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском

саду»2001

3.Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО2012

4.Е.В.Полозова «Развивающие тренажёры из бросового материала»2011

5.Г.И.Давыдова «Поделки из бросового материала»2012



В раздел образования