Автор: Снидко Галина Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО "Детская школа искусств № 1"
Населённый пункт: город Донской Тульской области
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: "Использование ИКТ в формировании познавательного интереса учащихся ДШИ и ДМШ к творчеству композиторов-романтиков" (на примере творчества Ф.Шуберта и в связи с 220 - летием со дня рождения).
Раздел: дополнительное образование
«Использование ИКТ в формировании познавательного интереса
учащихся ДШИ и ДМШ к творчеству композиторов-романтиков»
(на примере творчества Ф.Шуберта и в связи с 220 - летием со дня
рождения).
Снидко Галина Николаевна, преподаватель теоретических дисциплин
МБУДО "Детская школа искусств №1" МО город Донской
Информационно – коммуникационные технологии обучения (ИКТ) -
это
процесс
подготовки
и
передачи
информации
обучаемому,
средством
осуществления
которых
является
компьютер.
Компьютер
с
его
возможностями
привлекателен,
прежде
всего
тем,
что
по-новому
обеспечивает
процессы
коммуникации
в
обучении
музыкантов.
С
компьютером практически исчезает недоступность каких-либо материалов:
книг,
статей,
нот,
аудио-
и
видео
записей.
Применение
современных
компьютерных
технологий
в
обучении
является
одним
из
наиболее
устойчивых направлений развития образовательного процесса в наше время.
С помощью использования современных технических средств можно
повысить
мотивацию
ученика.
В
качестве
основной
цели
использования
информационных технологий на уроках музыкально-теоретического цикла
можно
рассматривать
активизацию
познавательной
и
творческой
деятельности
обучающихся.
Поэтому
очень
важно
организовать
процесс
обучения так, чтобы ученик активно, с увлечением и интересом занимался на
уроке.
Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного
интереса
к
урокам
музыкальной
литературы,
слушания
музыки
или
сольфеджио, перед преподавателем стоит задача: сделать урок интересным,
насыщенным
и
занимательным,
т.е.
материал
должен
содержать
в
себе
элементы
необычайного,
удивительного,
неожиданного,
вызывающий
интерес
у
учащихся
к
учебному
процессу
и
способствующий
созданию
положительной
эмоциональной
обстановки
обучения,
а
также
развитию
музыкальных
и
творческих способностей.
Ведь
именно
процесс
удивления ведёт за собой процесс понимания.
На
экране
могут
быть
выделены:
название
урока,
главные
идеи
учебного материала; фрагменты из биографий великих композиторов вместе
с
их
портретами
и
звучащими
произведениями
в
разном
исполнении,
основные для урока музыкальные термины. На этих уроках преподавателю
нужно не только поддерживать интерес обучающихся к музыке, но и, в более
сложной
форме:
думать,
размышлять,
анализировать,
создавать
изобразительные
или
поэтические
аналоги
звучащей
музыке,
объяснять
появление
в
творчестве
композиторов
некоторых
сочинений,
уметь
объединять произведения живописи и скульптуры, архитектуры и музыки.
Мультимедиа технологии - это одно из перспективных направлений
учебного процесса. Развитию познавательного интереса способствует такая
организация
обучения,
при
которой
учащиеся
действуют
активно,
вовлекаются в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний,
решают вопросы проблемного, творческого, исследовательского характера.
Таким образом, мультимедийный проект является одним из самых
современных способов подачи информации. Он может быть представлен как
в
виде
презентации,
так
и
в
виде
видеоролика,
может
включать
в
себя
репродукции
картин,
фотографии,
текстовый
материал,
музыку,
видеофрагменты. На уроках музыкальной литературы и слушания музыки
мультимедийный
проект
может,
скорее,
выполнять
художественную,
чем
информативную,
функцию,
воздействуя
на
эмоциональном
уровне.
В итоге использование компьютера не только дает возможность накопить
дидактический материал в электронном виде, это дает возможность подойти
к вопросу обучения предмету с качественно новой стороны. Использование
ИКТ повышает интерес детей к учебе, а это и есть одна из основных целей
педагога.
Увлеченность детей предметом перерастает в желание выйти за рамки
урока
и разрабатывать
свои
проекты
о жизни
и творчестве
композиторов,
о различных
явлениях
музыкальной
жизни
и презентовать
свой
труд
одноклассникам, родителям, детям общеобразовательных школ и т.д.
Подготовить, оформить и представить проект — дело гораздо более
долгое, чем выполнить традиционное задание. Как и при реализации любого
проекта, сначала выбирается тема и форма представления, ставится цель,
способы
сбора
информации,
составление
оригинального
сценария,
мультимедийной
презентации,
подбору
музыкальных
произведений,
видеофрагментов из произведений данного композитора. И только потом
начинается отбор выбранного материала, хронология его изложения. Кроме
этого, нужно проследить за единым стилем оформления, который должен
соответствовать
заявленной
теме,
обрезать
аудио
и
видеофайлы,
чтобы
уложиться в отведенное для презентации время. Всё это – большой труд. И,
естественно, преподаватель должен всему этому научить.
Такой сложный проект (вместо реферата) выполняют некоторые мои
выпускники при подготовке к зачету по музыкальной литературе в 7 классе.
И я хочу представить фрагменты некоторых из них.
Фрагменты презентаций выпускников.
Но это уже 7 класс, а теперь предлагаю познакомиться с пробной
презентацией учащейся 6 класса Балашовой Ирины «Жизнь и творчество
Ф.Шуберта», которую она подготовила для учеников 5 класса. Это ее первый
опыт
по
созданию
мультимедийного
проекта
в
рамках
предмета
«Музыкальная литература».
Презентация
Балашовой
Ирины,
ученицы
6
класса,
«Жизнь
и
творчество Ф.Шуберта».
Для
удержания
интереса
разрабатываются
нестандартные
формы
уроков,
найденные
в процессе
многолетней
работы:
уроки-соревнования,
уроки- игры, уроки-путешествия, уроки — исследования и т. д., применяются
новые информационные технологии, без которых невозможен современный
урок
в школе.
Чаще
всего
я
использую
на
уроках
созданные
мною
презентации, а также энциклопедию видеохостинга YouTube. Но сегодня хочу
представить
вам
один
из
моих
проектов
урока
по
изучению
творчества
Франца Шуберта – «Интервью с композитором», ведь к юбилейным датам
знаменитых людей обычно готовятся все СМИ. Так вот, как бы сложилось
данное
интервью
с
одним
из основоположников
романтизма
в
музыке
–
Францем Петером Шубертом, если бы это было возможно сделать в XIX
веке?
Видеоролик «Интервью с композитором».
И в заключении хочу вас познакомить с еще одной формой работы –
это клуб любителей музыки.
Видеоролик о работе КЛМ.
Наше время – время перемен. Компьютер сегодня незаменим в работе
преподавателя любой специальности и особенно педагога-теоретика, так как
нам на уроках музыкально-теоретического цикла и внеурочно необходимо
создавать атмосферу творческого поиска, помогающую ученику как можно
более полно раскрыть свои способности.
Использование ИКТ в обучении
существенно
повышает
уровень
знаний,
творческую
и
познавательную
активность учащихся.