Напоминание

"Использование ИКТ в формировании познавательного интереса учащихся ДШИ и ДМШ к творчеству композиторов-романтиков" (на примере творчества Ф.Шуберта и в связи с 220 - летием со дня рождения).


Автор: Снидко Галина Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО "Детская школа искусств № 1"
Населённый пункт: город Донской Тульской области
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: "Использование ИКТ в формировании познавательного интереса учащихся ДШИ и ДМШ к творчеству композиторов-романтиков" (на примере творчества Ф.Шуберта и в связи с 220 - летием со дня рождения).
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Использование ИКТ в формировании познавательного интереса

учащихся ДШИ и ДМШ к творчеству композиторов-романтиков»

(на примере творчества Ф.Шуберта и в связи с 220 - летием со дня

рождения).

Снидко Галина Николаевна, преподаватель теоретических дисциплин

МБУДО "Детская школа искусств №1" МО город Донской

Информационно – коммуникационные технологии обучения (ИКТ) -

это

процесс

подготовки

и

передачи

информации

обучаемому,

средством

осуществления

которых

является

компьютер.

Компьютер

с

его

возможностями

привлекателен,

прежде

всего

тем,

что

по-новому

обеспечивает

процессы

коммуникации

в

обучении

музыкантов.

С

компьютером практически исчезает недоступность каких-либо материалов:

книг,

статей,

нот,

аудио-

и

видео

записей.

Применение

современных

компьютерных

технологий

в

обучении

является

одним

из

наиболее

устойчивых направлений развития образовательного процесса в наше время.

С помощью использования современных технических средств можно

повысить

мотивацию

ученика.

В

качестве

основной

цели

использования

информационных технологий на уроках музыкально-теоретического цикла

можно

рассматривать

активизацию

познавательной

и

творческой

деятельности

обучающихся.

Поэтому

очень

важно

организовать

процесс

обучения так, чтобы ученик активно, с увлечением и интересом занимался на

уроке.

Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного

интереса

к

урокам

музыкальной

литературы,

слушания

музыки

или

сольфеджио, перед преподавателем стоит задача: сделать урок интересным,

насыщенным

и

занимательным,

т.е.

материал

должен

содержать

в

себе

элементы

необычайного,

удивительного,

неожиданного,

вызывающий

интерес

у

учащихся

к

учебному

процессу

и

способствующий

созданию

положительной

эмоциональной

обстановки

обучения,

а

также

развитию

музыкальных

и

творческих способностей.

Ведь

именно

процесс

удивления ведёт за собой процесс понимания.

На

экране

могут

быть

выделены:

название

урока,

главные

идеи

учебного материала; фрагменты из биографий великих композиторов вместе

с

их

портретами

и

звучащими

произведениями

в

разном

исполнении,

основные для урока музыкальные термины. На этих уроках преподавателю

нужно не только поддерживать интерес обучающихся к музыке, но и, в более

сложной

форме:

думать,

размышлять,

анализировать,

создавать

изобразительные

или

поэтические

аналоги

звучащей

музыке,

объяснять

появление

в

творчестве

композиторов

некоторых

сочинений,

уметь

объединять произведения живописи и скульптуры, архитектуры и музыки.

Мультимедиа технологии - это одно из перспективных направлений

учебного процесса. Развитию познавательного интереса способствует такая

организация

обучения,

при

которой

учащиеся

действуют

активно,

вовлекаются в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний,

решают вопросы проблемного, творческого, исследовательского характера.

Таким образом, мультимедийный проект является одним из самых

современных способов подачи информации. Он может быть представлен как

в

виде

презентации,

так

и

в

виде

видеоролика,

может

включать

в

себя

репродукции

картин,

фотографии,

текстовый

материал,

музыку,

видеофрагменты. На уроках музыкальной литературы и слушания музыки

мультимедийный

проект

может,

скорее,

выполнять

художественную,

чем

информативную,

функцию,

воздействуя

на

эмоциональном

уровне.

В итоге использование компьютера не только дает возможность накопить

дидактический материал в электронном виде, это дает возможность подойти

к вопросу обучения предмету с качественно новой стороны. Использование

ИКТ повышает интерес детей к учебе, а это и есть одна из основных целей

педагога.

Увлеченность детей предметом перерастает в желание выйти за рамки

урока

и разрабатывать

свои

проекты

о жизни

и творчестве

композиторов,

о различных

явлениях

музыкальной

жизни

и презентовать

свой

труд

одноклассникам, родителям, детям общеобразовательных школ и т.д.

Подготовить, оформить и представить проект — дело гораздо более

долгое, чем выполнить традиционное задание. Как и при реализации любого

проекта, сначала выбирается тема и форма представления, ставится цель,

способы

сбора

информации,

составление

оригинального

сценария,

мультимедийной

презентации,

подбору

музыкальных

произведений,

видеофрагментов из произведений данного композитора. И только потом

начинается отбор выбранного материала, хронология его изложения. Кроме

этого, нужно проследить за единым стилем оформления, который должен

соответствовать

заявленной

теме,

обрезать

аудио

и

видеофайлы,

чтобы

уложиться в отведенное для презентации время. Всё это – большой труд. И,

естественно, преподаватель должен всему этому научить.

Такой сложный проект (вместо реферата) выполняют некоторые мои

выпускники при подготовке к зачету по музыкальной литературе в 7 классе.

И я хочу представить фрагменты некоторых из них.

Фрагменты презентаций выпускников.

Но это уже 7 класс, а теперь предлагаю познакомиться с пробной

презентацией учащейся 6 класса Балашовой Ирины «Жизнь и творчество

Ф.Шуберта», которую она подготовила для учеников 5 класса. Это ее первый

опыт

по

созданию

мультимедийного

проекта

в

рамках

предмета

«Музыкальная литература».

Презентация

Балашовой

Ирины,

ученицы

6

класса,

«Жизнь

и

творчество Ф.Шуберта».

Для

удержания

интереса

разрабатываются

нестандартные

формы

уроков,

найденные

в процессе

многолетней

работы:

уроки-соревнования,

уроки- игры, уроки-путешествия, уроки — исследования и т. д., применяются

новые информационные технологии, без которых невозможен современный

урок

в школе.

Чаще

всего

я

использую

на

уроках

созданные

мною

презентации, а также энциклопедию видеохостинга YouTube. Но сегодня хочу

представить

вам

один

из

моих

проектов

урока

по

изучению

творчества

Франца Шуберта – «Интервью с композитором», ведь к юбилейным датам

знаменитых людей обычно готовятся все СМИ. Так вот, как бы сложилось

данное

интервью

с

одним

из основоположников

романтизма

в

музыке

Францем Петером Шубертом, если бы это было возможно сделать в XIX

веке?

Видеоролик «Интервью с композитором».

И в заключении хочу вас познакомить с еще одной формой работы –

это клуб любителей музыки.

Видеоролик о работе КЛМ.

Наше время – время перемен. Компьютер сегодня незаменим в работе

преподавателя любой специальности и особенно педагога-теоретика, так как

нам на уроках музыкально-теоретического цикла и внеурочно необходимо

создавать атмосферу творческого поиска, помогающую ученику как можно

более полно раскрыть свои способности.

Использование ИКТ в обучении

существенно

повышает

уровень

знаний,

творческую

и

познавательную

активность учащихся.



В раздел образования