Напоминание

"Что такое диалог и монолог"


Автор: Зернова Ксения Андреевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гуманитарная гимназия №8"
Населённый пункт: город Северодвинск, Архангельская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Что такое диалог и монолог"
Раздел: среднее образование





Назад




Что такое

диалог и монолог?

Зернова Ксения Андреевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гуманитарная гимназия №8»

урок изучения нового материала

5 класс

Конкурс методических материалов

Номинация: Творческая презентация к уроку

Предметные результаты:

вспомнить понятия «монолог» и «диалог»;

научиться оформлять записи диалога и монолога в соответствии с

правилами русского языка

Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

анализировать и обобщать информацию

;

сравнивать объекты;

создавать модели объектов и использовать их в решении задач

Регулятивные УУД:

определять цель, проблему в деятельности;

планировать деятельность;

оценивать достижение цели, правильность выполнения задач

Коммуникативные УУД:

излагать свое мнение, аргументируя его;

создавать устные и письменные тексты для решения разных задач

общения

Личностные УУД:

вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к другим

людям

Задание №1

: просмотрите фрагменты фильма

«Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен» режиссера

Э.Климова, 1964 г.

Определите, чем один фрагмент отличается от другого

На какой вопрос урока мы должны дать ответ?

Чем отличается диалог от монолога?

Чему мы должны сегодня научиться на уроке?

Мы должны научиться составлять диалог и

монолог и записывать его

Диалог – разговор двух или

нескольких лиц.

Монолог – речь одного лица.

Составьте определение понятий: «диалог»,

«монолог»

Задание №2

Познакомьтесь с текстом. Подумайте, можно ли его прочитать в лицах.

Попробуйте это сделать!

Кто из участников диалога

заслуживает осуждения?

Почему?

Закончите предложение и

запишите его.

Стихотворение «Яма» –

пример… (диалога или

монолога), потому что…

ЯМА

-

Яму копал?

-

Копал.

-

В яму упал?

-

Упал.

-

В яме сидишь?

-

Сижу.

-

Лестницу ждешь?

-

Жду.

-

Яма сыра?

-

Сыра.

-

Как голова?

-

Цела.

-

Значит, живой?

-

Живой.

-

Ну, я пошел домой.

(О. Григорьев)

Задание №3

Прочитайте текст. Укажите в нем слова автора и

реплики.

Говорит Ежонку мать:

Пора листья собирать.

А Ежонок ежится:

Что-то мне неможется.

(С. Маршак)

Составьте схему записи диалога, используя следующие условные

обозначения:

А – слова автора

Р – реплика

Знаки препинания

А:

-

Р.?!

-

Р, - а.

Проверьте себя:

Задание №4.

Прочитайте предложения.

Девочку спросили, какая ее

мама. Девочка сказала, что ее

мама лучше всех.

На основе этих предложений составьте

и запишите диалог по схеме.

Схема диалога:

А:

Р.?!

Р, - а.

Обменяйтесь тетрадями. Проверьте работу соседа.

Поставьте «плюс», если работа выполнена верно: ученик

не отступил от схемы и поставил все знаки препинания правильно

Физкультминутка

Тотчас

Прибежал

Медвежонок

Косолапый

Однажды

Солнце

Красное

Взошло

Невероятное

Приключение

Глагол – руки вверх

Имя существительное – руки в

стороны

Имя прилагательное – присели

Наречие - подпрыгнули

Задание №5

В повести А. Лиханова «Мой

генерал» рассказ ведется от

лица вашего сверстника Антона.

Прочитайте, что и как он говорит

о своей маме.

Я люблю смотреть, как мама

улыбается. Лицо у нее круглое, и

ямочки на щеках, а глаза ясные,

синие. Если она сидит у окна и

солнечный

луч

сбоку

светит,

падает

маме

прямо

в

глаза,

-

хрусталики

ее

горят,

словно

прозрачные

камушки.

Мама

моя

добрая,

я

ее

злой

никогда

не

видел. Даже когда сердится, она

все равно добрая. Волосы у мамы

русые, она их в косы заплетает и

укладывает кольцом на голове. За

это

папа

зовет

ее

солнышком.

Имя

у

мамы,

как

и

лицо

ее,

-

округлое, доброе: Ольга.

Закончите предложение и

запишите его.

Рассказ

Антона

о

маме

пример…

(монолога

и л и

диалога), потому что…

Задание №6

Напишите сочинение о своем друге (или о своих друзьях).

При подготовке подумайте над вопросами:

1. Кто твой самый близкий

друг?

2. Как началась ваша

дружба?

3. Какой он, твой друг?

Что нравится в нем

окружающим людям,

одноклассникам, тебе?

4. В чем проявляется ваша

дружба?

Смогли ли ответить мы на вопрос

урока?

Чему мы научились?

Домашнее задание

Принести учебник «Русская речь»;

выполнить упражнение №16 (учебник «Русская

речь»)

Спасибо за работу!



В раздел образования