Автор: Ширяева Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №42
Населённый пункт: г. Брянск, Брянская область
Наименование материала: статья
Тема: "Макет как элемент предметной среды для сюжетной игры старших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Макет как элемент предметной среды для
сюжетной игры старших дошкольников.
Очень часто возникают споры о том, какая должна быть развивающая
среда для сюжетной игры старших дошкольников. Рекомендации на этот сче
весьма
противоречивы.
Одни
предполагают
делать
акцент
на
полифункциональном материале и условно-обобщенной сюжетной игрушке,
другие организовывать тематические комплексы реалистических игрушек.
Известно,
что
в
свободной
игре
дети
старшего
возраста
предпочитают
реалистические игрушки, тогда как воображение и творчество стимулируется
условно-обобщенной игрушкой.
В своих работах Н. Я. Михайленко предлагает не искать однозначного
ответа и организовывать предметную среду для сюжетной игры по принципу
«или-или». Автор предлагает особую педагогическую форму игры взрослого
с детьми, поднимающего дошкольников до уровня сюжетосложения. Это
игра-придумывание,
протекающая
в
чисто
речевом
плане,
как
последовательное
развертывание
новых
последовательностей
сюжетных
событий. Большое место в жизни старшего дошкольника занимает несколько
иная форма сюжетной игры – игра с мелкими игрушками (режиссерская
игра).
Игра
с
мелкими
игрушками
в
значительной
мере
способствует
сюжетосложению,
в
ней
ребенок
поднимается
от
предметно-ролевых
действий до оперирования целостными событиями.
Для обеспечения и поддержки игры с мелкими игрушками необходим
макет.
Макет
–
это
уменьшенный
предметный
образец
пространства
и
объектов воображаемого мира.
Для создания макета необходимо:
- предметы фигурки персонажей (солдатик, Баба-Яга);
- маркеры пространства – предметы обозначающие пространство «мира»
фигурок персонажей, в котором они существуют и действуют (крепость,
избушка на куриных ножках);
- предметы, обозначающие события-действия, происходящие с персонажами,
с помощью которых ребенок реализует «как бы» приписанные персонажу
ролевые функции (пушка для солдатика, ступа для Бабы-Яги).
На
основания
анализа
психолого-педагогической
и
художественной
литературы выделяют, своего рода «универсальные» макеты, т.е. тематически
многозначные,
обслуживающие
широкий
диапазон
сюжетно-смысловых
контекстов. Условно «универсальные» условно разделяют на два типа: 1)
макеты-модели, представляющие собой целостные объекты, направляющие
воображение ребенка в основном на события происходящие «внутри» этих
объектов
и
2)
макет-карты,
отображающие
определенную
территорию
и
направляющие ребенка на развертывание сюжетных событий, происходящих
«снаружи», вокруг оформляющих эту территорию объектов.
К
макетам-моделям
относятся
«кукольный
дом»,
«крепость»,
«замок»,
«дворец»; ко второму типу относятся «улица города» и ландшафтный макет,
обозначающий обобщенное природное пространство.
Макеты-модели
представляют
собой
небольшую
плоскость
с
закрепленным
на
ней
устойчивым
сооружением
сооружением-зданием,
имеющим фасадную часть и в вертикальном разрезе внутреннее помещение
этого здания, достаточное, чтобы осуществлять в нем игровые действия. В
«кукольном доме» это комната с небольшим количеством закрепленных на
ней предметов мебели в «замке-крепости» это фасадная часть (крепостная
стена с воротами, подъемным мостиком и парой башен) и вертикальный
разрез внутреннего помещения «замка» (зал со столом, скамьями и креслом-
троном).
Макеты-карты
представляют
собой
плоскости
50×60
см.
с
обозначенных
на
них
местами
для
возможных
объектов
и
несколькими
ключевыми объектами-маркерами пространства. На макете-карте «улицы»
цветом выделяются дороги, площадки для зданий, территория дополняется
несколькими
соразмерными
объектами
–
дома,
гараж,
мост
и
др.
Ландшафтный макет-карта – это плоскость с обозначенной цветом природной
территорией, лес – зеленым цветом, русло реки и пространство озера – синим
цветом; территория дополняется несколькими свободно размещенными на
ней
мелкими
нейтральными
маркерами
–
деревьями,
изгородью,
парой
типичных сооружений.
Достоинство «универсального» макета состоит в том, он допускает
вариативное
использование,
с
широким
диапазоном
игровых
тем.
Макет
следует отличать от постройки из кубиков, которая возводится детьми и
может вводиться как маркер игрового пространства. Требование к макету:
- это должна быть фиксированная устойчивая конструкция;
- должен легко перемещаться с места на место;
- может сохраняться длительное время;
- любой момент использоваться детьми для игры.
Для
обыгрывания
любого
вида
макета
необходим
полифункциональный
материал. Это всевозможные мелкие предметы (катушки, мелкие коробочки,
веревочки,
лоскутки,
мелкие
детали
строительных
наборов),
которые
в
зависимости от детских замыслов, могут стать заместителями недостающих
игрушек. «Оживает» макет, когда в нем появляются обитатели воображаемого
«мира» - фигурки-персонажи.
Хорошим
смысловым
фоном
для
развертывания
игры
с
мелкими
игрушками является художественная литература, создающая в воображении
детей
разнообразные
«миры»
с
удивительными
персонажами.
В
этом
смысле, макет является не только центральным элементом, организующим
предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связующим звеном
разных
форм
взросло-детской
и
свободной
детской
активности
(чтения
художественной литературы, продуктивной деятельности, сюжетной игры)
.