Напоминание

"Макет как элемент предметной среды для сюжетной игры старших дошкольников"


Автор: Ширяева Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №42
Населённый пункт: г. Брянск, Брянская область
Наименование материала: статья
Тема: "Макет как элемент предметной среды для сюжетной игры старших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Макет как элемент предметной среды для

сюжетной игры старших дошкольников.

Очень часто возникают споры о том, какая должна быть развивающая

среда для сюжетной игры старших дошкольников. Рекомендации на этот сче

весьма

противоречивы.

Одни

предполагают

делать

акцент

на

полифункциональном материале и условно-обобщенной сюжетной игрушке,

другие организовывать тематические комплексы реалистических игрушек.

Известно,

что

в

свободной

игре

дети

старшего

возраста

предпочитают

реалистические игрушки, тогда как воображение и творчество стимулируется

условно-обобщенной игрушкой.

В своих работах Н. Я. Михайленко предлагает не искать однозначного

ответа и организовывать предметную среду для сюжетной игры по принципу

«или-или». Автор предлагает особую педагогическую форму игры взрослого

с детьми, поднимающего дошкольников до уровня сюжетосложения. Это

игра-придумывание,

протекающая

в

чисто

речевом

плане,

как

последовательное

развертывание

новых

последовательностей

сюжетных

событий. Большое место в жизни старшего дошкольника занимает несколько

иная форма сюжетной игры – игра с мелкими игрушками (режиссерская

игра).

Игра

с

мелкими

игрушками

в

значительной

мере

способствует

сюжетосложению,

в

ней

ребенок

поднимается

от

предметно-ролевых

действий до оперирования целостными событиями.

Для обеспечения и поддержки игры с мелкими игрушками необходим

макет.

Макет

это

уменьшенный

предметный

образец

пространства

и

объектов воображаемого мира.

Для создания макета необходимо:

- предметы фигурки персонажей (солдатик, Баба-Яга);

- маркеры пространства – предметы обозначающие пространство «мира»

фигурок персонажей, в котором они существуют и действуют (крепость,

избушка на куриных ножках);

- предметы, обозначающие события-действия, происходящие с персонажами,

с помощью которых ребенок реализует «как бы» приписанные персонажу

ролевые функции (пушка для солдатика, ступа для Бабы-Яги).

На

основания

анализа

психолого-педагогической

и

художественной

литературы выделяют, своего рода «универсальные» макеты, т.е. тематически

многозначные,

обслуживающие

широкий

диапазон

сюжетно-смысловых

контекстов. Условно «универсальные» условно разделяют на два типа: 1)

макеты-модели, представляющие собой целостные объекты, направляющие

воображение ребенка в основном на события происходящие «внутри» этих

объектов

и

2)

макет-карты,

отображающие

определенную

территорию

и

направляющие ребенка на развертывание сюжетных событий, происходящих

«снаружи», вокруг оформляющих эту территорию объектов.

К

макетам-моделям

относятся

«кукольный

дом»,

«крепость»,

«замок»,

«дворец»; ко второму типу относятся «улица города» и ландшафтный макет,

обозначающий обобщенное природное пространство.

Макеты-модели

представляют

собой

небольшую

плоскость

с

закрепленным

на

ней

устойчивым

сооружением

сооружением-зданием,

имеющим фасадную часть и в вертикальном разрезе внутреннее помещение

этого здания, достаточное, чтобы осуществлять в нем игровые действия. В

«кукольном доме» это комната с небольшим количеством закрепленных на

ней предметов мебели в «замке-крепости» это фасадная часть (крепостная

стена с воротами, подъемным мостиком и парой башен) и вертикальный

разрез внутреннего помещения «замка» (зал со столом, скамьями и креслом-

троном).

Макеты-карты

представляют

собой

плоскости

50×60

см.

с

обозначенных

на

них

местами

для

возможных

объектов

и

несколькими

ключевыми объектами-маркерами пространства. На макете-карте «улицы»

цветом выделяются дороги, площадки для зданий, территория дополняется

несколькими

соразмерными

объектами

дома,

гараж,

мост

и

др.

Ландшафтный макет-карта – это плоскость с обозначенной цветом природной

территорией, лес – зеленым цветом, русло реки и пространство озера – синим

цветом; территория дополняется несколькими свободно размещенными на

ней

мелкими

нейтральными

маркерами

деревьями,

изгородью,

парой

типичных сооружений.

Достоинство «универсального» макета состоит в том, он допускает

вариативное

использование,

с

широким

диапазоном

игровых

тем.

Макет

следует отличать от постройки из кубиков, которая возводится детьми и

может вводиться как маркер игрового пространства. Требование к макету:

- это должна быть фиксированная устойчивая конструкция;

- должен легко перемещаться с места на место;

- может сохраняться длительное время;

- любой момент использоваться детьми для игры.

Для

обыгрывания

любого

вида

макета

необходим

полифункциональный

материал. Это всевозможные мелкие предметы (катушки, мелкие коробочки,

веревочки,

лоскутки,

мелкие

детали

строительных

наборов),

которые

в

зависимости от детских замыслов, могут стать заместителями недостающих

игрушек. «Оживает» макет, когда в нем появляются обитатели воображаемого

«мира» - фигурки-персонажи.

Хорошим

смысловым

фоном

для

развертывания

игры

с

мелкими

игрушками является художественная литература, создающая в воображении

детей

разнообразные

«миры»

с

удивительными

персонажами.

В

этом

смысле, макет является не только центральным элементом, организующим

предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связующим звеном

разных

форм

взросло-детской

и

свободной

детской

активности

(чтения

художественной литературы, продуктивной деятельности, сюжетной игры)

.



В раздел образования