Напоминание

"Формирование и закрепление правильного звукопроизношения у дошкольников в игровой деятельности"


Автор: Закирова Людмила Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №286 компенсирующего вида"
Населённый пункт: город Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование и закрепление правильного звукопроизношения у дошкольников в игровой деятельности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Формирование и закрепление правильного звукопроизношения у

дошкольников в игровой деятельности»

Для обеспечения у ребенка нормального речевого общения необходимо

правильное звукопроизношение.

Все исследователи детской речи указывают на то, что недостаточно

ясная речь затрудняет отношения с окружающими, может вызвать другие

дефекты речи, влияющие на личность ребёнка. Нарушения произношения и

восприятия звуков также

влияют на процесс формирования письменной

речи.

Актуальной

представляется

проблема

своевременного

выявления

трудностей

звукопроизношения

у

дошкольников,

их

преодоления

и

закрепления правильного звукопроизношения в игровой деятельности

Основной целью логопедического воздействия является формирование

умений

и

навыков

правильного

воспроизведений

звуков

речи.

Чтобы

правильно воспроизводить звуки речи (фонемы),

ребенок должен уметь:

узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии (т.е. узнавать звук по

акустическим признакам); отличать нормированное произнесение звука от

ненормированного;

осуществлять

слуховой

«контроль»

за

собственным

произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи

звуков, принимать необходимые артикуляторные позиции, обеспечивающие

нормированный акустический эффект звука: варьировать артикуляционные

уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в потоке

речи; безошибочно использовать нужный звук во всех видах речи.

Многолетняя

практика

и

поиск

новых

путей

повышения

результативности

логопедической

работы

показал,

что

положительного

результата в коррекционной работе с детьми можно, если изменить форму и

содержание обучающих занятий и использовать комплексно-игровой метод

организации занятий. Отсюда зависит дальнейшая работа, направленная на

развитие речи, которая ведется с помощью игровых приемов и методов.

Игры, используемые на занятиях, способствуют:

- развитию подвижности речевого аппарата и речевого дыхания;

- развитию фонематического слуха;

- четкому произношению слогов, слов со звуком;

- правильному усвоению навыков словообразования и словоизменения;

- развитию психических функций мышления, внимания, воображения,

памяти;

- созданию свободного речевого общения;

- формированию мотивационной деятельности через эмоциональное

восприятие игры;

- совершенствованию дифференцированного массажа, направленного

на нормализацию тонуса мышц и профилактику зрительных нарушений;

- закреплению знаний по лексическим темам.

Использование речевых игр на занятиях и вне их, позволяет достичь

следующих целей:

1. формирование определенных навыков;

2. развитие речевых умений;

3. обучение умению учиться;

4. развитие необходимых способностей и психических функций;

5. познание (в сфере становления собственного языка);

6. запоминание речевого материала.

Одним из факторов, определяющих успешность работы по коррекции

звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста, является частота

повторений

правильно

произносимого

звука.

Задача

по

коррекции

звукопроизношения

может

решаться

в

течение

всего

дня

с

помощью

дидактических игр, а также игровых упражнений, которые включаются в

различные режимные моменты.

Дидактические игры, используемые в коррекции звукопроизношения,

решают

такие

дидактические

задачи,

как

подготовка

артикуляционного

аппарата

к

постановке

нарушенного

звука

и

закрепления

правильного

звукопроизношения.

Игровые техники, предлагаемые небольшими дозами в течение всего

дня,

приучают

детей

контролировать

свое

произношение.

Этот

контроль

осуществляется благодаря, артикуляционной гимнастике и речевым играм,

которые связаны с движениями. Все эти игровые упражнения не утомляют, а

снимают статическое напряжение органов речи.

Обучающий

материал,

который

преподносится

ребенку

в

игре,

усваивается быстрее, легче и даёт более высокие результаты. В игровой

форме

сложные

и

порой

малоинтересные

логопедические

упражнения

становятся для ребёнка увлекательным занятием. Разнообразные игровые

ситуации,

умело

созданные педагогом,

побуждают

ребенка

к

свободному

речевому общению, отвлекают его внимание от речевого дефекта, оказывают

хорошее

воздействие

на

общее

психическое

состояние,

развивают

его

интересы, фантазию, воображение.

У

детей

с

речевыми

нарушениями

преобладает

наглядно-образное

восприятие,

то

есть

показ

предмета

или

картинки,

его

обозначающей,

действует сильнее, чем слово.

Игровые приемы освобождают детей от утомительной, неестественной

для

их

возраста

длительной

неподвижности

на

занятиях

и

помогают

чередовать виды речевой деятельности. Введение в логопедическую работу

коррекционно-обучающих,

игровых

упражнений

с

помощью

которых

решаются сразу несколько коррекционных задач (например, автоматизация

звука

и

работа

над

грамматическим

строем,

дифференциация

звуков

и

развитие связной речи), особенно актуально.

Используются игры и упражнения по автоматизации, дифференциации

и введение звуков в связную речь.

Игры

представляют

собой

красочно

оформленный

дидактический

материал для детей дошкольного возраста, имеющие речевые нарушения

(подвижные, настольно-печатные, игры с предметами и словесные). С их

помощью на логопедических занятиях решаются различные коррекционные

задачи:

• постановка, автоматизация и дифференциация звуков (игры: «Подарки

звукам»,

«Звуковые

дорожки»,

«Звуковые

домики»,

«Звуковые

сигналы»,

«Звуковые

бусы»,

«Зайка-Зазнайка,

«Чудесная

семейка»,

«Неразлучные

друзья»,

«Звуковое

ожерелье»,

«Звуковой

замок»,

«Звуковая

пирамида»,

«Звуковые часы»,

Фотограф»,

«Свистелочки,

Цокаталочки,

Шелестелочки,

Жужжалочки, Рычалочки») и др. ;

преодоление

аграмматизмов

(игры:

«Один

много»,

«Звуковая

цепочка»,

«Звуковые часы»,

«Кто

в

каком

домике

живёт?

»,

«Четвёртый

лишний», «Большой - маленький», «Назови ласково», «Чудесный мешочек».

«Кто спрятался за листочком? », «Кто спрятался за снежинкой? »;

• развитие связной речи (с помощью всех игр) ;

развитие ориентировки в пространстве и зрительно-моторной координации (с

помощью всех игр) ;

р а з в и т и е

высших психических процессов (восприятие, внимание, память, логическое

мышление) (с помощью всех игр).

Для закрепления звуков

речи применяются комплексы игровых приемов с использованием наглядных

средств,

сказочных

сюжетов

и

персонажей,

которые

способствуют

более

успешному решению задач по постановке, автоматизации и дифференциации

звуков, развитию фонематического восприятия. Создание целенаправленных

игровых ситуаций формирует у детей навыки самостоятельной речи, помогая

им переходить от общения словами на первом этапе работы к развернутым

высказываниям.

Правильное произношение звуков как изолированно,

так

и

в

речевом

потоке

обусловлено

хорошей

подвижностью

и

дифференцированной

работой

артикуляционного

аппарата.

Выработать

движения

органов

артикуляции

помогает

артикуляционная

гимнастика,

выполнение которой требует определенных усилий и большого терпения.

Эффективность

работы

по

развитию

артикуляционной

моторики

в

значительной мере определяется тем, как сам ребенок участвует в процессе

проведения, какая ему отводится роль. Нужно вовлечь ребенка в активный

процесс,

вызвать

живой

интерес,

стремление

правильно

выполнять

артикуляционные упражнения. К нам на занятия приходит сказочный герой -

«Веселый язычок» и мы вместе с ним оправляемся в путешествия, с нами

происходят

различные

приключения.

Дети

не

только

выполняют

артикуляционные упражнения, но и сами являются активными участниками.

Важно

не

только

побудить

ребенка

к

спокойному

общению,

но

и

обеспечить

ему

возможность

говорить

четко,

плавно,

выразительно,

на

выходе.

К играм можно возвращаться неоднократно, помогая усвоить новый

материал

и

закрепить

пройденный.

Например,

игра

«Белоснежка

и

семь

гномов»,

«Покупки»,

«Весёлая

семейка».

С

большим

интересом

воспринимается

детьми

игровой

сюжет

с

использованием

скороговорок,

содержащими заданный звук.

Проведение

подобных занятий с применением наглядных пособий и игровых приемов

дает

возможность

поддерживать

работоспособность

даже

у

детей

с

неустойчивым

вниманием

и

с

быстрой

истощаемой

нервной

системой.

Программный

материал

усваивается

легче

и

быстрее,

расширяется

словарный запас, осваивается звуко - слоговой анализ и синтез, закрепляются

лексико-грамматические категории речи, активизируется самостоятельность

мышления и речи.

Игровые задания, которые предлагаются детям дошкольного возраста,

позволяют принимать участие в игре дошкольникам с различной степенью

речевой патологии.

Играть в

логопедические

игры

детям

весело

и

интересно.

Дети

соревнуются друг с другом, быстрее закрепляют поставленные звуки, речь

становится

грамматически

правильной.

Скучные

и

малоинтересные

упражнения по словоизменению и звуковому анализу становятся для них

увлекательным занятием.

В

процессе занятия для смены деятельности и снятия усталости используются

различные

динамические

паузы,

игровые

упражнения

для

профилактики

зрительных нарушений.

Использование

подвижных

игр

в

системе

логопедической

работы

позволяет

не

только

автоматизировать

поставленные

звуки,

но

и

реализовать

двигательную

активность.

Таким образом, выяснилось,

что проблеме игры детей дошкольного

возраста

посвящены

многие

исследования.

Большинство

педагогов

рассматривает игру, как серьезную и нужную для ребенка деятельность, но

каждый со своей точки зрения.

Игра

имеет

огромное

значение

в

развитии

человека,

она

является

подготовкой к труду и должна постепенно заменяться трудом.

Многие родители и воспитатели не обращают достаточного внимания

на дело руководства игрой и либо предоставляют ребенка самому себе, либо

окружают его игру излишней заботой и излишними игрушками.

Необходимо применять различные методы на разных стадиях игры, но

всегда

должны

предоставить

ребенку

возможность

самодеятельности

и

правильного

развития

его

способностей,

не

отказывая

в

то

же

время

в

помощи ему в трудных случаях.

Кроме

очевидного

положительного

воздействия

игры

и

игровой

ситуации

на

формирование

умственного,

нравственного,

физического

и

эстетического

воспитании

детей,

игры

имеют

большое

значение

в

формировании правильной речи у детей. Использование игры и игровой

ситуации

на

логопедических

занятиях

у

детей

с

нарушением

звукопроизношения помогает формированию правильной речи.

Игровые упражнения по формированию и закреплению правильного

звукопроизношения

позволяют наиболее

эффективно

проводить

коррекционную

работу,

так

как

в

процессе

игры

у

детей

происходит

совокупная

работа

всех

анализаторов:

слухового,

зрительного,

речедвигательного; активизировать учебный процесс, будет способствовать

развитию

сенсорной

ориентировки

детей,

внимания,

памяти,

мышления,

формированию

представлений

об

окружающем

мире;

созданию

психологической

готовности

детей

к

речевому

общению,

естественной

необходимости

многократного

повторения

ими

речевого

материала;

тренировке

детей

в

выборе

нужного

речевого

варианта,

что

является

подготовкой к ситуативной спонтанной речи.



В раздел образования