Автор: Закирова Людмила Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №286 компенсирующего вида"
Населённый пункт: город Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование и закрепление правильного звукопроизношения у дошкольников в игровой деятельности"
Раздел: дошкольное образование
«Формирование и закрепление правильного звукопроизношения у
дошкольников в игровой деятельности»
Для обеспечения у ребенка нормального речевого общения необходимо
правильное звукопроизношение.
Все исследователи детской речи указывают на то, что недостаточно
ясная речь затрудняет отношения с окружающими, может вызвать другие
дефекты речи, влияющие на личность ребёнка. Нарушения произношения и
восприятия звуков также
влияют на процесс формирования письменной
речи.
Актуальной
представляется
проблема
своевременного
выявления
трудностей
звукопроизношения
у
дошкольников,
их
преодоления
и
закрепления правильного звукопроизношения в игровой деятельности
Основной целью логопедического воздействия является формирование
умений
и
навыков
правильного
воспроизведений
звуков
речи.
Чтобы
правильно воспроизводить звуки речи (фонемы),
ребенок должен уметь:
узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии (т.е. узнавать звук по
акустическим признакам); отличать нормированное произнесение звука от
ненормированного;
осуществлять
слуховой
«контроль»
за
собственным
произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи
звуков, принимать необходимые артикуляторные позиции, обеспечивающие
нормированный акустический эффект звука: варьировать артикуляционные
уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в потоке
речи; безошибочно использовать нужный звук во всех видах речи.
Многолетняя
практика
и
поиск
новых
путей
повышения
результативности
логопедической
работы
показал,
что
положительного
результата в коррекционной работе с детьми можно, если изменить форму и
содержание обучающих занятий и использовать комплексно-игровой метод
организации занятий. Отсюда зависит дальнейшая работа, направленная на
развитие речи, которая ведется с помощью игровых приемов и методов.
Игры, используемые на занятиях, способствуют:
- развитию подвижности речевого аппарата и речевого дыхания;
- развитию фонематического слуха;
- четкому произношению слогов, слов со звуком;
- правильному усвоению навыков словообразования и словоизменения;
- развитию психических функций мышления, внимания, воображения,
памяти;
- созданию свободного речевого общения;
- формированию мотивационной деятельности через эмоциональное
восприятие игры;
- совершенствованию дифференцированного массажа, направленного
на нормализацию тонуса мышц и профилактику зрительных нарушений;
- закреплению знаний по лексическим темам.
Использование речевых игр на занятиях и вне их, позволяет достичь
следующих целей:
1. формирование определенных навыков;
2. развитие речевых умений;
3. обучение умению учиться;
4. развитие необходимых способностей и психических функций;
5. познание (в сфере становления собственного языка);
6. запоминание речевого материала.
Одним из факторов, определяющих успешность работы по коррекции
звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста, является частота
повторений
правильно
произносимого
звука.
Задача
по
коррекции
звукопроизношения
может
решаться
в
течение
всего
дня
с
помощью
дидактических игр, а также игровых упражнений, которые включаются в
различные режимные моменты.
Дидактические игры, используемые в коррекции звукопроизношения,
решают
такие
дидактические
задачи,
как
подготовка
артикуляционного
аппарата
к
постановке
нарушенного
звука
и
закрепления
правильного
звукопроизношения.
Игровые техники, предлагаемые небольшими дозами в течение всего
дня,
приучают
детей
контролировать
свое
произношение.
Этот
контроль
осуществляется благодаря, артикуляционной гимнастике и речевым играм,
которые связаны с движениями. Все эти игровые упражнения не утомляют, а
снимают статическое напряжение органов речи.
Обучающий
материал,
который
преподносится
ребенку
в
игре,
усваивается быстрее, легче и даёт более высокие результаты. В игровой
форме
сложные
и
порой
малоинтересные
логопедические
упражнения
становятся для ребёнка увлекательным занятием. Разнообразные игровые
ситуации,
умело
созданные педагогом,
побуждают
ребенка
к
свободному
речевому общению, отвлекают его внимание от речевого дефекта, оказывают
хорошее
воздействие
на
общее
психическое
состояние,
развивают
его
интересы, фантазию, воображение.
У
детей
с
речевыми
нарушениями
преобладает
наглядно-образное
восприятие,
то
есть
показ
предмета
или
картинки,
его
обозначающей,
действует сильнее, чем слово.
Игровые приемы освобождают детей от утомительной, неестественной
для
их
возраста
длительной
неподвижности
на
занятиях
и
помогают
чередовать виды речевой деятельности. Введение в логопедическую работу
коррекционно-обучающих,
игровых
упражнений
с
помощью
которых
решаются сразу несколько коррекционных задач (например, автоматизация
звука
и
работа
над
грамматическим
строем,
дифференциация
звуков
и
развитие связной речи), особенно актуально.
Используются игры и упражнения по автоматизации, дифференциации
и введение звуков в связную речь.
Игры
представляют
собой
красочно
оформленный
дидактический
материал для детей дошкольного возраста, имеющие речевые нарушения
(подвижные, настольно-печатные, игры с предметами и словесные). С их
помощью на логопедических занятиях решаются различные коррекционные
задачи:
• постановка, автоматизация и дифференциация звуков (игры: «Подарки
звукам»,
«Звуковые
дорожки»,
«Звуковые
домики»,
«Звуковые
сигналы»,
«Звуковые
бусы»,
«Зайка-Зазнайка,
«Чудесная
семейка»,
«Неразлучные
друзья»,
«Звуковое
ожерелье»,
«Звуковой
замок»,
«Звуковая
пирамида»,
«Звуковые часы»,
Фотограф»,
«Свистелочки,
Цокаталочки,
Шелестелочки,
Жужжалочки, Рычалочки») и др. ;
•
преодоление
аграмматизмов
(игры:
«Один
—
много»,
«Звуковая
цепочка»,
«Звуковые часы»,
«Кто
в
каком
домике
живёт?
»,
«Четвёртый
лишний», «Большой - маленький», «Назови ласково», «Чудесный мешочек».
«Кто спрятался за листочком? », «Кто спрятался за снежинкой? »;
• развитие связной речи (с помощью всех игр) ;
•
развитие ориентировки в пространстве и зрительно-моторной координации (с
помощью всех игр) ;
•
р а з в и т и е
высших психических процессов (восприятие, внимание, память, логическое
мышление) (с помощью всех игр).
Для закрепления звуков
речи применяются комплексы игровых приемов с использованием наглядных
средств,
сказочных
сюжетов
и
персонажей,
которые
способствуют
более
успешному решению задач по постановке, автоматизации и дифференциации
звуков, развитию фонематического восприятия. Создание целенаправленных
игровых ситуаций формирует у детей навыки самостоятельной речи, помогая
им переходить от общения словами на первом этапе работы к развернутым
высказываниям.
Правильное произношение звуков как изолированно,
так
и
в
речевом
потоке
обусловлено
хорошей
подвижностью
и
дифференцированной
работой
артикуляционного
аппарата.
Выработать
движения
органов
артикуляции
помогает
артикуляционная
гимнастика,
выполнение которой требует определенных усилий и большого терпения.
Эффективность
работы
по
развитию
артикуляционной
моторики
в
значительной мере определяется тем, как сам ребенок участвует в процессе
проведения, какая ему отводится роль. Нужно вовлечь ребенка в активный
процесс,
вызвать
живой
интерес,
стремление
правильно
выполнять
артикуляционные упражнения. К нам на занятия приходит сказочный герой -
«Веселый язычок» и мы вместе с ним оправляемся в путешествия, с нами
происходят
различные
приключения.
Дети
не
только
выполняют
артикуляционные упражнения, но и сами являются активными участниками.
Важно
не
только
побудить
ребенка
к
спокойному
общению,
но
и
обеспечить
ему
возможность
говорить
четко,
плавно,
выразительно,
на
выходе.
К играм можно возвращаться неоднократно, помогая усвоить новый
материал
и
закрепить
пройденный.
Например,
игра
«Белоснежка
и
семь
гномов»,
«Покупки»,
«Весёлая
семейка».
С
большим
интересом
воспринимается
детьми
игровой
сюжет
с
использованием
скороговорок,
содержащими заданный звук.
Проведение
подобных занятий с применением наглядных пособий и игровых приемов
дает
возможность
поддерживать
работоспособность
даже
у
детей
с
неустойчивым
вниманием
и
с
быстрой
истощаемой
нервной
системой.
Программный
материал
усваивается
легче
и
быстрее,
расширяется
словарный запас, осваивается звуко - слоговой анализ и синтез, закрепляются
лексико-грамматические категории речи, активизируется самостоятельность
мышления и речи.
Игровые задания, которые предлагаются детям дошкольного возраста,
позволяют принимать участие в игре дошкольникам с различной степенью
речевой патологии.
Играть в
логопедические
игры
детям
весело
и
интересно.
Дети
соревнуются друг с другом, быстрее закрепляют поставленные звуки, речь
становится
грамматически
правильной.
Скучные
и
малоинтересные
упражнения по словоизменению и звуковому анализу становятся для них
увлекательным занятием.
В
процессе занятия для смены деятельности и снятия усталости используются
различные
динамические
паузы,
игровые
упражнения
для
профилактики
зрительных нарушений.
Использование
подвижных
игр
в
системе
логопедической
работы
позволяет
не
только
автоматизировать
поставленные
звуки,
но
и
реализовать
двигательную
активность.
Таким образом, выяснилось,
что проблеме игры детей дошкольного
возраста
посвящены
многие
исследования.
Большинство
педагогов
рассматривает игру, как серьезную и нужную для ребенка деятельность, но
каждый со своей точки зрения.
Игра
имеет
огромное
значение
в
развитии
человека,
она
является
подготовкой к труду и должна постепенно заменяться трудом.
Многие родители и воспитатели не обращают достаточного внимания
на дело руководства игрой и либо предоставляют ребенка самому себе, либо
окружают его игру излишней заботой и излишними игрушками.
Необходимо применять различные методы на разных стадиях игры, но
всегда
должны
предоставить
ребенку
возможность
самодеятельности
и
правильного
развития
его
способностей,
не
отказывая
в
то
же
время
в
помощи ему в трудных случаях.
Кроме
очевидного
положительного
воздействия
игры
и
игровой
ситуации
на
формирование
умственного,
нравственного,
физического
и
эстетического
воспитании
детей,
игры
имеют
большое
значение
в
формировании правильной речи у детей. Использование игры и игровой
ситуации
на
логопедических
занятиях
у
детей
с
нарушением
звукопроизношения помогает формированию правильной речи.
Игровые упражнения по формированию и закреплению правильного
звукопроизношения
позволяют наиболее
эффективно
проводить
коррекционную
работу,
так
как
в
процессе
игры
у
детей
происходит
совокупная
работа
всех
анализаторов:
слухового,
зрительного,
речедвигательного; активизировать учебный процесс, будет способствовать
развитию
сенсорной
ориентировки
детей,
внимания,
памяти,
мышления,
формированию
представлений
об
окружающем
мире;
созданию
психологической
готовности
детей
к
речевому
общению,
естественной
необходимости
многократного
повторения
ими
речевого
материала;
тренировке
детей
в
выборе
нужного
речевого
варианта,
что
является
подготовкой к ситуативной спонтанной речи.