Напоминание

Развитие интереса школьников к знаниям на уроках математики в условиях реализации ФГОС .


Автор: Бакирова Светлана Нигаматьяновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: филиал МОБУ СОШ с.Прибельский СОШ д.Бишаул-Унгарово
Населённый пункт: Республика Башкортостан Кармаскалинский район д.Бишаул-Унгарово
Наименование материала: статья
Тема: Развитие интереса школьников к знаниям на уроках математики в условиях реализации ФГОС .
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие интереса школьников к знаниям на уроках

математики в условиях реализации ФГОС .

Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с…

загадки, проблемы. Чтобы у школьника развивалось творческое мышление,

необходимо, воспитывать у него удивление и любопытство, стремление

повторить путь человечества в познании, удовлетворить возникшие

потребности в знаниях. Только через преодоление трудностей, решение

проблем, ребенок может войти в мир творчества. Работая с детьми младшего

школьного возраста, убеждаюсь, что самым действенным среди всех мотивов

учебной деятельности является познавательный интерес. Он не только

активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее

к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный

интерес формируется разными средствами. Остановимся на некоторых из

них.

Для развития познавательного интереса школьников на уроках математики

мы используем проблемные ситуации. Проблемное обучение – это такая

организация учебных занятий, которая предполагает создание под

руководством учителя проблемной ситуации и активной самостоятельной

деятельности учащихся по ее разрешению, в результате чего и происходит

творческое овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками,

развитие мыслительных способностей. .

Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывает у

детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к

процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.

Например, в процессе игры на уроке математики незаметно для себя

учащиеся выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать

множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном

счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает

интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным,

находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В

играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества

личности. У них развиваются чувство ответственности, коллективизма,

воспитывается дисциплина, воля, характер.

На уроках математики я провожу устный счет, используя при этом игровые и

занимательные задания, дидактические игры: "Собери букет",

"Математическая рыбалка", "Кто быстрее?", "Молчанка", "Собери грибы",

"Математический футбол".

Использую на своих уроках исследовательские задания в игровой форме:

фокусы с разгадыванием задуманных чисел;

задания с занимательными рамками и магическими квадратами;

игры типа: "Кто первым получит 10"

Особо хочу выделить игры связанные с двигательной активностью детей:

«Живые цифры», «Лови мяч», «Решето».

Игра "Решето"

Ученики одного ряда встают и по очереди воспроизводят таблицу

умножения, например на 3. Ученик, который правильно назвал пример из

таблицы и его ответ, садится на место, а тот, кто ошибся, стоит, т. е. остаётся

в "решете".

Задачи со сказочным сюжетом усиливают интерес к самой задаче, побуждают

ребёнка решить проблему, вызывают желание помочь литературным героям.

Вот некоторые из задач.

Доктор Айболит велел Бармалею принимать таблетки через каждые 15 минут.

Через какое время Бармалей примет 4 таблетки?

Самый длинный бал королевства продолжался с 15 августа по 7 сентября

включительно. Сколько дней продолжался праздник?

Дядя Фёдор добирается из города в деревню Простоквашино на электричке за

1ч 30 мин, а обратно за 90 минут. Почему?

Поддерживать интерес детей к учебе мне помогают яркие наглядные

пособия. Приглашаю на уроки героев детских сказок – веселых человечков.

Это Буратино, Мальвина, Незнайка и др. Они задают детям хитрые вопросы,

приносят письма с заданиями.

Детям нравятся нетрадиционные уроки. На мой взгляд, нетрадиционный

урок не только может, но и должен быть использован в начальной школе, так

как является одним из действенных способов активизации учебной

деятельности. Наиболее распространенные типы нетрадиционных уроков :

урок-сказка,

урок-КВН,

урок-путешествие,

урок-спектакль,

урок-викторина,

урок-игра,

урок - аукцион,

урок-конференция,

урок-соревнование,

урок-эстафета...

Использование ИКТ

Проведение уроков с использованием ИКТ – это мощный стимул в обучении.

Современные интерактивные средства обучения позволяют облегчить

понимание учащихся сути изучаемых зависимостей или отношений,

превратить работу на уроке в увлекательное занятие по открытию нового.

Возможности мультимедиа позволяют сделать урок насыщеннее,

продуктивнее, эмоционально богаче. Приходя на урок, ребята спрашивают:

«Что нового будет сегодня? Что интересного? » А это значит, что ещё до

урока есть учебная мотивация, развить которую – одна из важнейших

творческих задач учителя. При проведении уроков использую компьютерные

презентации на различных этапах урока: для проведения устного счёта, в

качестве тренажёра при формировании вычислительных навыков, для

осуществления самоконтроля, при проведении физкультминуток.

"Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать." - гласит народная

пословица. Общеизвестно, что большую часть информации мы получаем

визуально. Реализовать на уроках один из важнейших принципов дидактики –

принцип наглядности – значит обеспечить высокий уровень усвоения

предлагаемого материала.

При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока

принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все

основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики.

Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и

несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности

обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без

воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика.

Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные

формы организации

познавательнойдеятельности:фронтальную,групповую,индивидуальную.

Мультимедийные технологии могут быть использованы:

для объявления темы урока;

при объяснении учителем нового материала;

как информационно – обучающее пособие;

для контроля знаний.

Урок с применением современных педагогических технологий – это

качественно новый тип урока, на котором учитель согласует методику

изучения нового материала с методикой применения современных

технологий, соблюдая преемственность по отношению к традиционным

педагогическим технологиям.

Способы активизации познавательной деятельности, которые мы применяем

на уроках:

1. Создание атмосферы заинтересованности: достижение поставленной цели,

оценка труда.

2. Стимулирование к диалогу, создание ситуации общения, то есть такой

ситуации, в которой ребята должны:

-Защищать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства,

использовать приобретенные знания;

-Задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться с

их помощью в процесс познания;

-Рецензировать ответы товарищей, другие творческие работы, вносить

коррективы, давать советы;

-Делиться своими знаниями с другими;

-Помогать товарищам при затруднениях, объяснять им непонятное;

3. Побуждать учащихся находить не единственное решение, а несколько

решений примененных самостоятельно;

4. Смена форм деятельности повышает работоспособность ребят на уроке

(устная работа, работа классом, самостоятельная работа, индивидуальные и

групповые задания, самопроверка, игровые элементы, ИКТ);

5. Поощрение любой познавательной деятельности учащихся;

Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен.

Однообразная информация и однообразные способы действия очень быстро

вызывают скуку. Для меня большое счастье видеть светящиеся глаза

встречающих меня детей. Я черпаю в них силы, вдохновение, веру в себя и в

то, что смогу подарить им сегодня что-то хорошее, ну хотя бы интересный

урок.



В раздел образования