Автор: Бакирова Светлана Нигаматьяновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: филиал МОБУ СОШ с.Прибельский СОШ д.Бишаул-Унгарово
Населённый пункт: Республика Башкортостан Кармаскалинский район д.Бишаул-Унгарово
Наименование материала: статья
Тема: Развитие интереса школьников к знаниям на уроках математики в условиях реализации ФГОС .
Раздел: начальное образование
Развитие интереса школьников к знаниям на уроках
математики в условиях реализации ФГОС .
Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с…
загадки, проблемы. Чтобы у школьника развивалось творческое мышление,
необходимо, воспитывать у него удивление и любопытство, стремление
повторить путь человечества в познании, удовлетворить возникшие
потребности в знаниях. Только через преодоление трудностей, решение
проблем, ребенок может войти в мир творчества. Работая с детьми младшего
школьного возраста, убеждаюсь, что самым действенным среди всех мотивов
учебной деятельности является познавательный интерес. Он не только
активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее
к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный
интерес формируется разными средствами. Остановимся на некоторых из
них.
Для развития познавательного интереса школьников на уроках математики
мы используем проблемные ситуации. Проблемное обучение – это такая
организация учебных занятий, которая предполагает создание под
руководством учителя проблемной ситуации и активной самостоятельной
деятельности учащихся по ее разрешению, в результате чего и происходит
творческое овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками,
развитие мыслительных способностей. .
Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывает у
детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к
процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.
Например, в процессе игры на уроке математики незаметно для себя
учащиеся выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать
множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном
счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает
интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным,
находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В
играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества
личности. У них развиваются чувство ответственности, коллективизма,
воспитывается дисциплина, воля, характер.
На уроках математики я провожу устный счет, используя при этом игровые и
занимательные задания, дидактические игры: "Собери букет",
"Математическая рыбалка", "Кто быстрее?", "Молчанка", "Собери грибы",
"Математический футбол".
Использую на своих уроках исследовательские задания в игровой форме:
фокусы с разгадыванием задуманных чисел;
задания с занимательными рамками и магическими квадратами;
игры типа: "Кто первым получит 10"
Особо хочу выделить игры связанные с двигательной активностью детей:
«Живые цифры», «Лови мяч», «Решето».
Игра "Решето"
Ученики одного ряда встают и по очереди воспроизводят таблицу
умножения, например на 3. Ученик, который правильно назвал пример из
таблицы и его ответ, садится на место, а тот, кто ошибся, стоит, т. е. остаётся
в "решете".
Задачи со сказочным сюжетом усиливают интерес к самой задаче, побуждают
ребёнка решить проблему, вызывают желание помочь литературным героям.
Вот некоторые из задач.
Доктор Айболит велел Бармалею принимать таблетки через каждые 15 минут.
Через какое время Бармалей примет 4 таблетки?
Самый длинный бал королевства продолжался с 15 августа по 7 сентября
включительно. Сколько дней продолжался праздник?
Дядя Фёдор добирается из города в деревню Простоквашино на электричке за
1ч 30 мин, а обратно за 90 минут. Почему?
Поддерживать интерес детей к учебе мне помогают яркие наглядные
пособия. Приглашаю на уроки героев детских сказок – веселых человечков.
Это Буратино, Мальвина, Незнайка и др. Они задают детям хитрые вопросы,
приносят письма с заданиями.
Детям нравятся нетрадиционные уроки. На мой взгляд, нетрадиционный
урок не только может, но и должен быть использован в начальной школе, так
как является одним из действенных способов активизации учебной
деятельности. Наиболее распространенные типы нетрадиционных уроков :
урок-сказка,
урок-КВН,
урок-путешествие,
урок-спектакль,
урок-викторина,
урок-игра,
урок - аукцион,
урок-конференция,
урок-соревнование,
урок-эстафета...
Использование ИКТ
Проведение уроков с использованием ИКТ – это мощный стимул в обучении.
Современные интерактивные средства обучения позволяют облегчить
понимание учащихся сути изучаемых зависимостей или отношений,
превратить работу на уроке в увлекательное занятие по открытию нового.
Возможности мультимедиа позволяют сделать урок насыщеннее,
продуктивнее, эмоционально богаче. Приходя на урок, ребята спрашивают:
«Что нового будет сегодня? Что интересного? » А это значит, что ещё до
урока есть учебная мотивация, развить которую – одна из важнейших
творческих задач учителя. При проведении уроков использую компьютерные
презентации на различных этапах урока: для проведения устного счёта, в
качестве тренажёра при формировании вычислительных навыков, для
осуществления самоконтроля, при проведении физкультминуток.
"Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать." - гласит народная
пословица. Общеизвестно, что большую часть информации мы получаем
визуально. Реализовать на уроках один из важнейших принципов дидактики –
принцип наглядности – значит обеспечить высокий уровень усвоения
предлагаемого материала.
При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока
принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все
основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики.
Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и
несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности
обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без
воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика.
Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные
формы организации
познавательнойдеятельности:фронтальную,групповую,индивидуальную.
Мультимедийные технологии могут быть использованы:
для объявления темы урока;
при объяснении учителем нового материала;
как информационно – обучающее пособие;
для контроля знаний.
Урок с применением современных педагогических технологий – это
качественно новый тип урока, на котором учитель согласует методику
изучения нового материала с методикой применения современных
технологий, соблюдая преемственность по отношению к традиционным
педагогическим технологиям.
Способы активизации познавательной деятельности, которые мы применяем
на уроках:
1. Создание атмосферы заинтересованности: достижение поставленной цели,
оценка труда.
2. Стимулирование к диалогу, создание ситуации общения, то есть такой
ситуации, в которой ребята должны:
-Защищать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства,
использовать приобретенные знания;
-Задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться с
их помощью в процесс познания;
-Рецензировать ответы товарищей, другие творческие работы, вносить
коррективы, давать советы;
-Делиться своими знаниями с другими;
-Помогать товарищам при затруднениях, объяснять им непонятное;
3. Побуждать учащихся находить не единственное решение, а несколько
решений примененных самостоятельно;
4. Смена форм деятельности повышает работоспособность ребят на уроке
(устная работа, работа классом, самостоятельная работа, индивидуальные и
групповые задания, самопроверка, игровые элементы, ИКТ);
5. Поощрение любой познавательной деятельности учащихся;
Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен.
Однообразная информация и однообразные способы действия очень быстро
вызывают скуку. Для меня большое счастье видеть светящиеся глаза
встречающих меня детей. Я черпаю в них силы, вдохновение, веру в себя и в
то, что смогу подарить им сегодня что-то хорошее, ну хотя бы интересный
урок.