Напоминание

"Развитие учебно-познавательной компетенции учащихся при решении геометрических задач."


Автор: Жученя Наталья Григорьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ г. Иркутска лицей №3
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие учебно-познавательной компетенции учащихся при решении геометрических задач."
Раздел: среднее образование





Назад




.

Формирование учебно-познавательной компетенции

учащихся на уроках геометрии

Компетенции – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний,

умений, навыков, способов деятельности) необходимых для того, чтобы продуктивно

действовать в социуме.

Компетентность – владение человека соответствующей компетенцией, включая

его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Таким образом, компетенция – это норма, компетентность – это качество уже

имеющееся у человека

От педагога требуется научить детей тем знаниям, обучить тем умениям и развить те

навыки, которыми современный ученик сможет воспользоваться в своей дальнейшей

жизни.

Так как любому человеку необходимо быть эффективным, конкурентоспособным

работником, быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным

человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть

присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную

информацию.

Все эти качества можно успешно формировать в школе, используя

компетентностный подход в обучении любому предмету, в том числе и математике,

что является одним из личностных и социальных смыслов образования.

У учащихся формируются ключевые компетенции – универсальная целостная

система знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной

ответственности.

Одна из главных ролей должна быть отдана учебно–познавательной компетенции,

так как, степень ее сформированности иногда в большей степени определяет качество

результата.

Познавательный интерес является основой положительного отношения к учению.

Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он

сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника

совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи.

Познавательный интерес – это один из важнейших мотивов обучения школьников.

Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного

интереса не только трудна, но практически и невозможна

В составе учебно-познавательной компетенции можно выделить:

- умение ставить цель и организовывать её достижение, умение пояснить свою

цель;

- умение организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей

учебно-познавательной деятельности;

-

умение

задавать

вопросы

к

наблюдаемым

фактам,

отыскивать

причины

явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой

проблеме;

-

умение

ставить

познавательные

задачи

и

выдвигать

гипотезы;

выбирать

условия

проведения

наблюдения

или

опыта;

выбирать

необходимые

приборы

и

оборудование,

владеть

измерительными

навыками,

работать

с

инструкциями;

использовать

элементы

вероятностных

и

статистических

методов

познания;

описывать результаты, формулировать выводы;

- умение выступать устно и письменно о результатах своего исследования с

использованием

компьютерных

средств

и

технологий

(текстовые

и

графические

редакторы, презентации).

При изучении начального геометрического материала (длина окружности,

периметр и площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда)

можно дать следующие задачи:

– Нахождение периметра:

Вам необходимо огородить свой садовый участок прямоугольной формы, сколько

метров изгороди необходимо изготовить, если длина участка 55м, а его ширина 20м.

– Координатная плоскость:

Соединить отрезками точки с заданными координатами, в результате получится

фигура.

В координатной плоскости из отрезков построить фигуру и записать координаты

точек – узлов.

– Мини-исследования на основе изучения геометрического материала (от “плоских”

фигур до “объемных”).

По развертке собрать модели многогранников, исследуя простейшие свойства

стереометрических фигур, получая начальные геометрические сведения.

Задание-исследование: “Определение зависимости длины окружности от радиуса”.

Результатом экспериментальной деятельности с помощью реальных, доступных

шестикласснику предметов (нитка, посуда, имеющая форму цилиндра) становится

приближенное значение числа ?.

Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я

делаю – я усваиваю”.

Считаю, что одним из активных методов формирования учебно-познавательной

компетенции

на

уроке

является

создание

проблемных

ситуаций,

суть

которых

сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению

их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что

ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический

материал, сам получает из него новую информацию.

Поэтому для меня в процессе обучения главным является постановка перед

учащимися на уроках какой-то маленькой проблемы и старание совместно с ними

ответить на поставленный вопрос.

При

ознакомлении

учащихся

с

новыми

математическими

понятиями,

при

определении новых понятий знания не сообщаются в готовом виде. Здесь уместно

побуждать учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в

результате чего и возникает поисковая ситуация.

При определении нового понятия учащимся предлагается только объект мысли

и

его

название.

Ученики

самостоятельно

определяют

новое

понятие,

затем

с

помощью учителя уточняют это определение и закрепляют его.

Еще один способ создания поисковой ситуации – использование практического

опыта учащихся, опыта выполнения ими практических заданий в школе, дома или на

производстве. Поисковые ситуации в этом случае возникают при попытке учащихся

самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели. Обычно

ученики в итоге анализа ситуации сами формулируют задачу поиска.

На уроке геометрии при подготовке к изучению темы “Сумма внутренних углов

треугольника” предлагаю решить задачи:

Один из углов треугольника равен 36

0

, а другой – на 18

0

больше третьего.

Найти градусную меру второго угла.

В равнобедренном треугольнике, угол при основании на 18 больше угла при

вершине. Найти величину каждого угла треугольника.

Здесь

возникает

поисковая

ситуация.

Пытаясь

самостоятельно

достигнуть

поставленной практической цели, учащиеся приходят к выводу, что для решения этих

задач

не

хватает

данных.

Если

бы

было

известно,

чему

равна

сумма

величин

внутренних

углов

каждого

из

заданных

треугольников

и

вообще

любого

треугольника, то задачи были бы разрешимы. Теперь каждому ясна цель поиска.

Одним

из

способов

создания

ситуации

творческого

поиска

является

варьирование задачи, переформулировка вопроса.

Например, в 7 классе при решении задачи: «Периметр равнобедренного тр-ка

АВС

равен 37 см. Основание АС меньше боковой стороны на 5 см. Найдите

с т о р о н ы

э т о г о

т р е у г о л ь н и к а . »

П о л е з н о

д а т ь

у ч е н и к а м

у ж е

составленные уравнения

Р=АВ+ВС+АС=2АВ+АС=2ВС+АС

(АС+5см)+ (АС+5см)+АС=37см

2(АС+5см)+АС=37см

2(АС+5см)=37см

и предложить ответить на вопросы:

а) Правильно ли составлены уравнения? Если есть ошибочное уравнение, найди

его и укажи, в чем ошибка.

б) Чем различаются между собой правильно составленные уравнения?

Этот способ позволяет развить познавательную активность учащихся с низким

и средним уровнем развития, помогает ребятам понять принципы решения задач

алгебраическим

способом,

более

глубоко

осознавать

внутренние

связи

между

величинами.

В понимании детей учитель – это компьютер, который не может ошибиться

никогда, и они обычно слепо копируют его решение.

Естественно при проверке ответ не сходится. Ищут ошибку. Дети решают

проблему. После этого учащиеся очень внимательно следят за мыслью и решением

учителя. Результат – внимательность и заинтересованность на уроке.

Задача

учителя

привить

своим

ученикам

привычку

к

упорному,

самостоятельному, творческому труду, выработать у учащихся умение преодолевать

трудности при решении задач, а также при любой работе, связанной с учебной

деятельностью.

Учебные

исследования

на

уроках

делают

процесс

изучения

математики

интересным,

увлекательным,

так

как

они

дают

возможность

детям

в

результате

наблюдения, анализа, выдвижения гипотезы и ее проверки, формулировки вывода –

познать новое.

Покажу

на

примере,

как

учащиеся

приобретают

умения

и

навыки

исследовательской работы.

Геометрия, 7-й класс, тема “Сумма углов треугольника ”

Цель работы: Установить, чему равна сумма углов треугольника

Одни учащиеся изображают тупоугольный тр-ик, другие – остроугольный тр-

ик, а третья группа уч-ся – прямоугольный. Затем каждый измеряет

градусные

меры углов и находит их сумму.

В результате учащиеся получают, что сумма всех углов равна 180 градусам.

Далее ученики анализируют результаты наблюдений и выдвигают гипотезу:

сумма углов тр-ка равна 180 градусам.

Доказательство гипотезы:

Используя

св-ва

углов,

образованных

при

пересечении

двух

параллельных

прямых секущей.

Итак, гипотеза доказана.

Вывод: сумма углов треугольника равна 180 градусам (независимо от вида

треугольника).

Одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания и умения хорошо

учиться

является

создание

условий,

обеспечивающих

ребенку

успех

в

учебной

программе, на пути от незнания к знанию, от неумения к умению. К таким условиям,

безусловно, можно отнести процесс решения нестандартных, логических задач, задач

– головоломок, на соображение и догадку.

Задача будит мысль учащегося, активизирует его мыслительную деятельность.

Решение задач считается гимнастикой ума.

Готовясь

к

уроку,

я

подбираю

материал

к

нему

и

формы

работы,

чтобы

обеспечить мыслительную деятельность каждого ученика каждую минуту.

Умение применять ранее усвоенные способы решения проблем в новой учебной

или жизненной ситуации и находить новые способы решения учебных проблем

характеризует уровень интеллектуального развития ученика. Учащиеся должны уметь

анализировать

учебный

материал,

выделять

в

нём

главное,

сравнивать

и

сопоставлять, синтезировать и обобщать, делать выводы. И самое главное – должны

уметь держать в уме основную нить рассуждений.



В раздел образования