Автор: Жученя Наталья Григорьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ г. Иркутска лицей №3
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие учебно-познавательной компетенции учащихся при решении геометрических задач."
Раздел: среднее образование
.
Формирование учебно-познавательной компетенции
учащихся на уроках геометрии
Компетенции – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний,
умений, навыков, способов деятельности) необходимых для того, чтобы продуктивно
действовать в социуме.
Компетентность – владение человека соответствующей компетенцией, включая
его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Таким образом, компетенция – это норма, компетентность – это качество уже
имеющееся у человека
От педагога требуется научить детей тем знаниям, обучить тем умениям и развить те
навыки, которыми современный ученик сможет воспользоваться в своей дальнейшей
жизни.
Так как любому человеку необходимо быть эффективным, конкурентоспособным
работником, быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным
человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть
присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную
информацию.
Все эти качества можно успешно формировать в школе, используя
компетентностный подход в обучении любому предмету, в том числе и математике,
что является одним из личностных и социальных смыслов образования.
У учащихся формируются ключевые компетенции – универсальная целостная
система знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной
ответственности.
Одна из главных ролей должна быть отдана учебно–познавательной компетенции,
так как, степень ее сформированности иногда в большей степени определяет качество
результата.
Познавательный интерес является основой положительного отношения к учению.
Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он
сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника
совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи.
Познавательный интерес – это один из важнейших мотивов обучения школьников.
Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного
интереса не только трудна, но практически и невозможна
В составе учебно-познавательной компетенции можно выделить:
- умение ставить цель и организовывать её достижение, умение пояснить свою
цель;
- умение организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей
учебно-познавательной деятельности;
-
умение
задавать
вопросы
к
наблюдаемым
фактам,
отыскивать
причины
явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой
проблеме;
-
умение
ставить
познавательные
задачи
и
выдвигать
гипотезы;
выбирать
условия
проведения
наблюдения
или
опыта;
выбирать
необходимые
приборы
и
оборудование,
владеть
измерительными
навыками,
работать
с
инструкциями;
использовать
элементы
вероятностных
и
статистических
методов
познания;
описывать результаты, формулировать выводы;
- умение выступать устно и письменно о результатах своего исследования с
использованием
компьютерных
средств
и
технологий
(текстовые
и
графические
редакторы, презентации).
При изучении начального геометрического материала (длина окружности,
периметр и площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда)
можно дать следующие задачи:
– Нахождение периметра:
Вам необходимо огородить свой садовый участок прямоугольной формы, сколько
метров изгороди необходимо изготовить, если длина участка 55м, а его ширина 20м.
– Координатная плоскость:
Соединить отрезками точки с заданными координатами, в результате получится
фигура.
В координатной плоскости из отрезков построить фигуру и записать координаты
точек – узлов.
– Мини-исследования на основе изучения геометрического материала (от “плоских”
фигур до “объемных”).
По развертке собрать модели многогранников, исследуя простейшие свойства
стереометрических фигур, получая начальные геометрические сведения.
Задание-исследование: “Определение зависимости длины окружности от радиуса”.
Результатом экспериментальной деятельности с помощью реальных, доступных
шестикласснику предметов (нитка, посуда, имеющая форму цилиндра) становится
приближенное значение числа ?.
Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я
делаю – я усваиваю”.
Считаю, что одним из активных методов формирования учебно-познавательной
компетенции
на
уроке
является
создание
проблемных
ситуаций,
суть
которых
сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению
их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что
ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический
материал, сам получает из него новую информацию.
Поэтому для меня в процессе обучения главным является постановка перед
учащимися на уроках какой-то маленькой проблемы и старание совместно с ними
ответить на поставленный вопрос.
При
ознакомлении
учащихся
с
новыми
математическими
понятиями,
при
определении новых понятий знания не сообщаются в готовом виде. Здесь уместно
побуждать учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в
результате чего и возникает поисковая ситуация.
При определении нового понятия учащимся предлагается только объект мысли
и
его
название.
Ученики
самостоятельно
определяют
новое
понятие,
затем
с
помощью учителя уточняют это определение и закрепляют его.
Еще один способ создания поисковой ситуации – использование практического
опыта учащихся, опыта выполнения ими практических заданий в школе, дома или на
производстве. Поисковые ситуации в этом случае возникают при попытке учащихся
самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели. Обычно
ученики в итоге анализа ситуации сами формулируют задачу поиска.
На уроке геометрии при подготовке к изучению темы “Сумма внутренних углов
треугольника” предлагаю решить задачи:
Один из углов треугольника равен 36
0
, а другой – на 18
0
больше третьего.
Найти градусную меру второго угла.
В равнобедренном треугольнике, угол при основании на 18 больше угла при
вершине. Найти величину каждого угла треугольника.
Здесь
возникает
поисковая
ситуация.
Пытаясь
самостоятельно
достигнуть
поставленной практической цели, учащиеся приходят к выводу, что для решения этих
задач
не
хватает
данных.
Если
бы
было
известно,
чему
равна
сумма
величин
внутренних
углов
каждого
из
заданных
треугольников
и
вообще
любого
треугольника, то задачи были бы разрешимы. Теперь каждому ясна цель поиска.
Одним
из
способов
создания
ситуации
творческого
поиска
является
варьирование задачи, переформулировка вопроса.
Например, в 7 классе при решении задачи: «Периметр равнобедренного тр-ка
АВС
равен 37 см. Основание АС меньше боковой стороны на 5 см. Найдите
с т о р о н ы
э т о г о
т р е у г о л ь н и к а . »
П о л е з н о
д а т ь
у ч е н и к а м
у ж е
составленные уравнения
Р=АВ+ВС+АС=2АВ+АС=2ВС+АС
(АС+5см)+ (АС+5см)+АС=37см
2(АС+5см)+АС=37см
2(АС+5см)=37см
и предложить ответить на вопросы:
а) Правильно ли составлены уравнения? Если есть ошибочное уравнение, найди
его и укажи, в чем ошибка.
б) Чем различаются между собой правильно составленные уравнения?
Этот способ позволяет развить познавательную активность учащихся с низким
и средним уровнем развития, помогает ребятам понять принципы решения задач
алгебраическим
способом,
более
глубоко
осознавать
внутренние
связи
между
величинами.
В понимании детей учитель – это компьютер, который не может ошибиться
никогда, и они обычно слепо копируют его решение.
Естественно при проверке ответ не сходится. Ищут ошибку. Дети решают
проблему. После этого учащиеся очень внимательно следят за мыслью и решением
учителя. Результат – внимательность и заинтересованность на уроке.
Задача
учителя
–
привить
своим
ученикам
привычку
к
упорному,
самостоятельному, творческому труду, выработать у учащихся умение преодолевать
трудности при решении задач, а также при любой работе, связанной с учебной
деятельностью.
Учебные
исследования
на
уроках
делают
процесс
изучения
математики
интересным,
увлекательным,
так
как
они
дают
возможность
детям
в
результате
наблюдения, анализа, выдвижения гипотезы и ее проверки, формулировки вывода –
познать новое.
Покажу
на
примере,
как
учащиеся
приобретают
умения
и
навыки
исследовательской работы.
Геометрия, 7-й класс, тема “Сумма углов треугольника ”
Цель работы: Установить, чему равна сумма углов треугольника
Одни учащиеся изображают тупоугольный тр-ик, другие – остроугольный тр-
ик, а третья группа уч-ся – прямоугольный. Затем каждый измеряет
градусные
меры углов и находит их сумму.
В результате учащиеся получают, что сумма всех углов равна 180 градусам.
Далее ученики анализируют результаты наблюдений и выдвигают гипотезу:
сумма углов тр-ка равна 180 градусам.
Доказательство гипотезы:
Используя
св-ва
углов,
образованных
при
пересечении
двух
параллельных
прямых секущей.
Итак, гипотеза доказана.
Вывод: сумма углов треугольника равна 180 градусам (независимо от вида
треугольника).
Одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания и умения хорошо
учиться
является
создание
условий,
обеспечивающих
ребенку
успех
в
учебной
программе, на пути от незнания к знанию, от неумения к умению. К таким условиям,
безусловно, можно отнести процесс решения нестандартных, логических задач, задач
– головоломок, на соображение и догадку.
Задача будит мысль учащегося, активизирует его мыслительную деятельность.
Решение задач считается гимнастикой ума.
Готовясь
к
уроку,
я
подбираю
материал
к
нему
и
формы
работы,
чтобы
обеспечить мыслительную деятельность каждого ученика каждую минуту.
Умение применять ранее усвоенные способы решения проблем в новой учебной
или жизненной ситуации и находить новые способы решения учебных проблем
характеризует уровень интеллектуального развития ученика. Учащиеся должны уметь
анализировать
учебный
материал,
выделять
в
нём
главное,
сравнивать
и
сопоставлять, синтезировать и обобщать, делать выводы. И самое главное – должны
уметь держать в уме основную нить рассуждений.