Напоминание

"Особенности строения и возможности голосового аппарата у детей школьного возраста в вокально-хоровой деятельности"


Автор: Калашникова Мария Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГКУ "Волжский детский дом"
Населённый пункт: г. Волжский Волгоградской области,
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности строения и возможности голосового аппарата у детей школьного возраста в вокально-хоровой деятельности"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ГОЛОСОВОГО

АППАРАТА У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ВОКАЛЬНО-

ХОРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Калашникова Мария Николаевна

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

ГКУ «Волжский детский дом»

г. Волжский Волгоградской области

2017г.

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы об особенностях строения голосового аппарата у

детей младшего, среднего и старшего школьного возраста, а так же о певческом развитии с

учетом возрастных особенностей и гендерных различий. Данная статья рекомендована

преподавателям вокала и музыкальным руководителям в досуговых учреждениях, а так же

учителям музыки на уроках для формирования певческих навыков и вокальной культуры.

Певческий голос – естественный, данный природой музыкальный

инструмент, звучание которого формируется гортанью. Он отличается от

обычного тембровым богатством и силой.

К сожалению, в последнее время увеличилось количество расстройств

голосового аппарата у детей.. Причину следует искать не только в певческом,

но и в речевом режиме учащихся. Дети очень эмоциональны. Общаясь друг с

другом в коллективах, играх, спортивных соревнованиях, они часто кричат,

перенапрягая

голос.

Правильное

функционирование

голосового

аппарата

возможно лишь при развитии голоса и слуха в благоприятной обстановке.

Поэтому

тревогу

вызывает

увлечение

слишком

громкой

музыкой.

Это

снижает

остроту

слуха,

притупляет

музыкальное

восприятие

и

память,

отрицательно влияет на нервную систему.

Звучание певческого голоса во многом зависит от возраста. Детские голоса

не такие сильные, как у взрослых, и значительно отличаются по тембру и

диапазону. Чистота и прозрачность детских голосов – незаменимое качество

в хоровом пении. Не случайно многие композиторы очень любят писать для

детских исполнительских коллективов.

Какое звучание хора младших школьников можно считать оптимальным,

учитывая возможности их голосового аппарата? Последние исследования

показали, что голосовой аппарат младших школьников может работать как в

фальцетном режиме (краевое колебание связок), так и в грудном (полное их

колебание). Однако с позицией охраны голоса лучше использовать фальцет и

лёгкий

микст.

Этому

голосообразованию

соответствует

лёгкое,

светлое,

головное звучание. Сила голоса в этом возрасте невелика, индивидуальные

тембры

почти

не

проявляются.

Ограничен

и

диапазон

голоса,

редко

выходящий за пределы октавы. При переходе к 2-хголосному пению деление

на 1 и 2 голоса – условно: преподаватель обращает внимание или на более

плотное,

или

более

лёгкое

звучание.

Если

песня

написана

в

удобной

тесситуре, голос ребёнка звучит естественно, легко. Начиная с 7–8 лет, идёт

постепенное развитие голосовой мышцы, которая формируется к 11-12 годам.

В 12-15 лет голос меняется – «ломается», как часто говорят. Гортань

растет,

и

звучание

голоса

постепенно

«взрослеет».

Этот

этап

развития

певческого голоса – мутация. В этот период следует особенно бережно

относиться к гигиене голоса подростков, к дозировке пения. Мальчики-

подростки, особенно те, у которых отсутствует первичные вокальные

навыки,

нуждаются в освобождении от пения на период мышечного

восстановления голосовых связок. В остальных случаях на занятиях с

мальчиками

во

время

мутации

общепринята

щадящая

методика.

Голосовой

аппарат

девочек

претерпевает

изменения.

Основной

характер

голоса не меняется, однако в звучании голоса появляется сипота и хрипота.

Циклические физиологические изменения в организме девочек также влияют

на звучание голоса. Эти наблюдения и данные показывают, что девочки –

подростки нуждаются в освобождении от пения на 2-3 дня в этот период. В

конечной фазе мутации у девочек появляется яркое звучание, увеличивается

диапазон

голоса,

его

гибкость.

Тем

не

менее,

с

голосом

надо

работать

осторожно, так как взрослое звучание не сформировалось, голосовая мышца

продолжает развиваться. Об этом следует помнить, поскольку концертные

детские хоры в большинстве случаев состоят из девочек 13-17 лет.

Таким

образом,

в

мутационный

период

повышается

ответственность

и

педагога. и ученика, главное - не навредить подрастающему детскому

организму, чтобы не появлялась охриплость, повышенная утомляемость,

не

смыкание

голосовых

связок.

Певцы,

не

использующие

щадящий

режим в этот период, впоследствии теряли голоса.

Репертуарная и концертная нагрузка велика и характер звучания этих

хоровых коллективов часто служит предметом дискуссий. Не следует идти на

заведомо

ущербный

вариант

звучания.

Наибольшей

звонкости

голос

достигает при умеренном звучании. Форсированное звучание отрицательно

сказывается на вибрато, ценном свойстве певческого звука, которое придаёт

теплоту

голосу. Голоса без вибрато кажутся неинтересными, «прямыми».

Совершенно не допускается употребление твёрдой атаки как постоянного

приёма

звукообразования,

так

как

это

приводит

к

перенапряжению

голосового аппарата.

Обучение детей пению связано с необходимостью привить определённый

комплекс вокально-технических навыков. В процессе фонации отдельные

части

голосового

аппарата:

гортань,

дыхательный

аппарат,

резонаторы

и

артикуляционный аппарат – действуют взаимосвязано. Обратим внимание на

ту часть голосового аппарата, которая позволяет достичь большей силы и

яркости звучания без напряжения в мышцах, что очень важно в плане охраны

детского

голоса.

Речь

идёт

о

резонаторах:

верхние,

расположенные

над

связками

(полости

глотки,

рта,

носа

и

придаточных

пазухах)

и

нижние

(грудная клетка, трахея и бронхи). Звук, рождённый голосовыми связками,

проходя

через

систему

резонаторов,

приобретает

характерный

тембр,

большую

яркость.

Резонаторы

обладают

положительным

не

только

акустическим,

но

и

физиологическим

воздействием,

стимулируя

голосообразование.

Большие возможности для охраны развития голоса заложены в хоровом

пении.

Поэтому

тем,

кто

любит

музыку

и

хочет

сохранить

свой

голос

здоровым, сделать его более гибким послушным, хочется посоветовать: пойте

в хоре. Занятия в хоре проводит педагог, который поможет вам выявить

достоинства и недостатки вашего голоса, научиться управлять им.

Учитесь петь, и вы научитесь лучше использовать все богатства вашего

голоса – этого бесценного дара, которым одарила вас природа.

Список литературы:

1.

«Энциклопедический

словарь

юного

музыканта».

Составители

МедушевскийВ.В., Очаковская О.О., 1985г.

2.

«Мир вокального искусства» , автор-составитель Г.А.Суязова, 2007г.

3.

К

. Плужников «Механика пения» (СПб, 2006 г.)

4.

Экспериментальное исследование. Детский голос. Под ред. Шацкой В.Н.

— М, 2000.

5.

Юссон Рауль Певческий голос. — М., 1998.



В раздел образования