Автор: Самойлова Любовь Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГПОАУ ЯО Рыбинского профессионально-педагогического колледжа
Населённый пункт: г. Рыбинск
Наименование материала: КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Тема: "МЕТЕОСТАНЦИЯ"
Раздел: дошкольное образование
Метеостанция
- Здравствуйте, ребята. Как вы думаете, куда вы попали? Вы попали на площадку
метеостанции. Что такое метеостанция? Для чего она нужна?
- Метеорологическая станция (метеостанция) – это место, где проводятся
регулярные наблюдения за состояние погоды, за явлениями природы, за изменением
температуры воздуха, силой, направлением и скоростью ветра, за облаками и
осадками.
- Кто работает на метеостанции и чем он занимается?
- На метеостанции работает гидрометеоролог. Он наблюдает за погодой и все
данные заносит в дневник наблюдений. А затем передаёт все сведения в
гидрометеоцентр, где другие учёные обрабатывают, поступившие к ним данные и
делают прогноз погоды, который мы с вами видим на экране телевизоров.
- На каждой метеостанции расположены основные метеорологические приборы,
с помощью которых можно наблюдать и предсказать погоду на ближайшее время.
Давайте внимательно рассмотрим их.
Календарь погоды.
С помощью него можно наблюдать за облаками и тучами в пасмурные и
солнечные дни, замечать движение облаков, называть состояние погоды – пасмурно,
ветрено, дождливо, ясно, облачно, за изменениями в природе и т. д.
(Дети после оценки погодных условий отмечают на стенде нужные показатели.)
Подвижная игра «Солнышко и дождик»
Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга,
приучать их действовать по сигналу воспитателя.
Ход игры: Дети присаживаются на корточки за чертой, обозначенной
воспитателем. Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети
бегают по площадке. На сигнал: «Дождик! Скорей домой!» - бегут за обозначенную
линию и присаживаются на корточки. Воспитатель снова говорит: «Солнышко!
Идите гулять», и игра повторяется.
Термометр
Необходим для измерения температуры воздуха.
Именно с помощью этого прибора мы можем определять температуру воздуха в
окружающей среде. (Знакомим детей со строением термометра и упражняем в
снятии показаний температуры воздуха).
Дождемер
Он служит ля измерения количества выпавших осадков. Используя в своей
метеостанции специальный дождемер, имеющий определенную емкость с
измерительной шкалой, мы сможем измерять количество выпавших осадков.
Флюгер
Это прибор для определения направления ветра. С помощью флюгера и его
вращающейся стрелки по опорной оси вам удастся наблюдать за направлением
ветра. А благодаря указателю сторон света, вы сможете узнать, в каком направлении
дует ветер. (Дети упражняются в определении направления ветра).
Анемометр
Прибор для измерения силы и скорости ветра. Прибор внешне напоминающий
флюгер состоит из четырёх чашечек, которые толкает ветер, приводя во вращение.
От скорости их вращения рассчитывается скорость ветра.
Вертушки – султанчики
С их помощью можно измерить силу ветра и направление.
- Какой бывает ветер? (спокойный, умеренный, безветрие-штиль, сильный ,
порывистый, ураган, смерч). (Совместно с детьми наблюдаем за работой приборов и
отмечаем на стенде силу ветра).
Подвижная игра «Ветер, ветерок»
Цели: развивать ориентировку в пространстве, двигательную активность.
Материал: султанчики
Ход игры: Дети с султанчиками по сигналу воспитателя двигаются по площадке,
изображая ветер. По сигналу «ветер», дети быстро двигаются в любых
направлениях. По сигналу «ветерок», дети двигаются медленно. Игра повторяется 3-
4 раза.
Птичья столовая
- На нашей метеостанции открыта и птичья столовая. Как вы думаете, для кого она?
Я попробую подсказать вам с помощью загадок.
Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?
(Воробей)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её ...
(Cорока)
Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло.
(Сова)
Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит.
(Дятел)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)
В тёплый край не улетают,
На морозе распевают,
Эти птички-невелички
Называются … (синички)
У этой птички клюв кривой,
А гнёзда вьёт она зимой,
Из шишек семечки клюёт,
Кто это птичку назовёт?
(Клёст)
- Как можно назвать всех этих птиц одним словом? (зимующие)
- Холодно и голодно птицам зимой, многие держаться возле жилья человека, где
могут прокормиться. Это воробьи, синицы, вороны, галки, бывает и снегири. Трудно
птицам добывать корм. А что для этого может сделать человек? (Подкармливать
птиц, развешивать кормушки.)
- Что главное в кормушке? (Корм.)
- Ребята, а как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее голод или холод?
Почему?
- Для птиц страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить
голод. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. А в суровую
зиму из 10 синичек выживает только одна. Поэтому им необходимо помочь.
- А каким кормом можно кормить птиц?
Собирайте для корма птицам ягоды калины, бузины, рябины, корочки белого хлеба,
арбузные и дынные семечки. Собирайте эти корма, а птицы сами выберут из смеси
любимые семена.
Воробьев можно угостить крошками хлеба, крупой, различными семенами. Щеглы
любят семена репейника, подсолнечника. Снегири и свиристели не прочь
полакомиться плодами рябины, калины, бузины, шиповника, клена, ясеня, липы.
А вот синичек можно угостить кусочком несоленого сала, которое подвешивают на
веревочку.
Подвижная игра «Перелёт птиц»
Цель: Узнавать и называть зимующих и перелётных птиц.
Закреплять понятие «зимующие», «перелётные».
Материал: картинки перелётных и зимующих птиц, картинки весны и осени.
Ход игры: На столе разложены предметные картинки птиц. Каждый участник
игры берёт картинку и «превращается» в определённую птицу. Ребёнок говорит: «Я
– ворона!», «Я – воробей!», «Я – журавль!», «Я – кукушка!» и так далее. По сигналу
ведущего: «Раз, два, три на своё место лети!», дети, у которых картинки с
изображением зимующих птиц бегут к условному изображению (зимний пейзаж),
другие дети, у которых картинки с изображением перелётных птиц, бегут к другому
условному знаку (весенний пейзаж). Играть можно несколько раз, дети должны
брать разные картинки.